Инновационный проект "Формирование и развитие музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелымии нарушениями речи в коррекционной работе"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Представленный проект долгосрочный, практико-ориентированный направлен на  развитие музыкально-ритмических способностей  у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи и движения путем создания оптимальных педагогических условий, которые  обеспечивают уровень развития детей, адекватный современному уровню общественного развития, способствует образовательной работе дошкольного образовательного учреждения в режиме развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx76.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновационный проект

«Формирование и развитие музыкально-ритмических способностей у  детей с тяжелыми нарушениями речи в коррекционно-педагогической работе»

1. Аннотация проекта                                                                        2

2. Актуальность педагогического проекта                                          3                                                                                            

3. Цель и задачи проекта. Методологическая база                                6

4. Основное содержание педагогического проекта                                 6                                                                                                      

5. Ресурсное обеспечение проекта                                                         15                                                                

6. Партнеры                                                                                16

7. Целевая аудитория                                                                           16                                                                              

8. Этапы реализации проекта                                                            17                                              

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект                                20

10. Перспективы дальнейшего развития проекта                                23

11. Литература                                                                                  25                                                                                                

1.Аннотация проекта

Представленный проект долгосрочный, практико-ориентированный направлен на  развитие музыкально-ритмических способностей  у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи и движения путем создания оптимальных педагогических условий, которые  обеспечивают уровень развития детей, адекватный современному уровню общественного развития, способствует образовательной работе дошкольного образовательного учреждения в режиме развития.

В проекте обозначены условия организации, материально-техническое, ресурсное, методическое обеспечение образовательного процесса для достижения максимально эффективного результата.

Все поставленные задачи решаются в теснейшей взаимосвязи друг с другом в процессе непосредственно-организованной, совместной и самостоятельной деятельности.

Разработка данного проекта ориентировалась на его эффективное практическое применение в педагогическом процессе.

    Применение практического      методического    комплекса позволяет оптимизировать и совершенствовать коррекционный процесс в целом через интеграцию основных разделов программы, реализующей в дошкольном образовательном учреждении, и взаимодействие педагогов и узких специалистов по реализации задач.   Направление в работе по созданию и реализации проекта осуществляется через  постоянную коррекционную работу с детьми, через создание и внедрение системы работы на практике педагогов и узких специалистов,  информационно-просветительную работу  c  родителями  (законными  представителями).

Анализ результатов итогового мониторинга реализации проекта подтверждает эффективность практического применения методического комплекса в коррекционной работе с воспитанниками.

2.Актуальность педагогического проекта

По данным всемирной организации здравоохранения количество  детей с различными заболеваниями неуклонно растет, а количество рожденных абсолютно здоровых, катастрофически уменьшается. В связи с этим, детей, нуждающихся в помощи не только медицинской, но коррекционно-педагогической возрастает с геометрической прогрессией.  Возникает проблема между созданием полноценных условий для всестороннего развития ребенка и отсутствием методик, эффективно способствующих в реализации задач полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Одной из главных задач для педагогов -  задача способствовать полноценному гармоничному развитию личности, через использование и внедрение новых технологий и систем воспитания и обучения. Применяемые и используемые только традиционные методы и средства для профилактики и коррекции, являются недостаточными и не дают положительной, стабильной динамики в данном направлении.

В связи с этим, необходимо использовать не только старые методики, но использовать возможности новых через внедрения их в коррекционный и образовательный процесс  самостоятельно и внедрять  их  на основе практического применения.  

         В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными человеческими способностями в развитии ребенка (Л.А.Венгер, 1976; А.Н.Леонтьев, 1960, 1981; С.Л.Рубинштейн, 1960; Б.М.Теплов, 1947,1985).

Важное значение в педагогике придается использованию музыки в коррекционно-развивающей работе, включая формирование у детей с нарушениями развития музыкально-ритмических способностей.

Значение использования музыки в развитии ребенка, формирования его музыкально-ритмических способностей трудно переоценить. Музыка, как и другие виды искусства, развивает не только «специфическую», но «всеобщую, универсальную способность человека, ... которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере деятельности и познания...» (Э.В. Ильенков, 1984).

Доказана значимость работы по развитию чувства ритма у детей с нарушениями речи (Г.А. Волкова, 1985, 1992; В.А. Гринер, 1958), зрения (В.А. Кручинин, 1972, 1992), слуха (Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт, 1989; Л.П. Носкова, 1994; Е.З. Яхнина, 1989) и интеллекта (Н.Г. Александрова, 1924; О.П. Гаврилушкина, 1989; Е.А. Медникова, 1995; К. Орф, 1976; F. Robins, J. Robins, 1968).

Одной из многочисленных групп детей с речевыми нарушениями являются дети с тяжелыми нарушениями  речи. Проблема общего недоразвития речи достаточно полно и многоаспектно проанализирована В.К. Воробьевой, В.П. Глуховым, О.Е. Грибовой,Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Н.В. Серебряковой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих тяжелые нарушения речи. 

В настоящее время в системе дошкольного образования нет специальных программ, достаточного количества специальных методик, разработок, новых форм организации работ по освоению музыкально-коррекционных игр и упражнений, развитию музыкально-ритмических способностей  для детей с тяжелыми нарушениями речи.

        Из анализа проблемы вытекают следующие педагогические противоречия:

 - между отсутствием положительных результатов на базе оказания традиционной практической помощи и  использованием методического комплекса;

  - между необходимостью по освоению музыкально-коррекционных игр и упражнений и недостаточным количеством специальных методических пособий;

В связи с этим актуальной и важной является проблема изучения у детей с тяжелыми нарушениями речи особенностей развития музыкально-ритмических способностей. Возникла необходимость в разработке методического комплекса, направленного на формирование у них музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической структуры речи при реализации основных положений воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении.

Недостаточная освещенность проблемы развития музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи в коррекционно-педагогической работе, отсутствие системы целенаправленного формирования у этих детей музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической структуры речи в программе М.А. Васильевой обусловили выбор темы: « Развитие музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи в коррекционно-педагогической работе».

3.Цель и задачи проекта. Методологическая база.

         Цель проекта: теоретически разработать, обосновать  учебно-методический комплекс мероприятий, направленный на развитие музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи в процессе коррекционно-педагогического процесса.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

- определить методологическую основу исследования как результат анализа современных походов к решению проблемы (теоретические и методические аспекты);

- выявить особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями  речи;

- определить условия для формирования  и развития музыкально-ритмических способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;

- разработать и апробировать содержание и приемы коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи. 

Объект – процесс развития музыкально-ритмических способностей детей среднего- старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет – комплекс коррекционно-педагогических мероприятий, направленный на развитие музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелыми нарушениями  речи среднего-старшего дошкольного возраста в процессе специальной коррекционно-развивающей работы.

                        4. Основное содержание педагогического проекта

Настоящий педагогический проект решает проблему коррекции и развития музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи. Проект осуществляется на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 46 «Кот в сапогах».

Обучение и развитие детей в группах компенсирующей направленности  осуществляется по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (обновленной  Программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой), коррекционной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» под редакцией Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной, образовательной программе дошкольного учреждения. 

Контингент образовательного учреждения составляют дети с тяжелыми нарушениями речи трех уровней при дизартрии, алалии, ринолалии.

У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  имеются особенности развития музыкально-ритмических способностей, обусловленные недостатками музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи. Специальная работа в образовательном учреждении обеспечивает  преодоление отставания в развитии музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи и повышает эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

В настоящее время в нашем дошкольном учреждении  в группах для детей с нарушениями речи коррекционно-развивающая работа по развитию музыкально-ритмических способностей, коррекции двигательных нарушений и формированию ритма движений и речи осуществляется в разных организационных формах: на логопедических, музыкальных и физкультурных занятиях, а также на различных воспитательских занятиях и в свободной досуговой деятельности. Содержание педагогического проекта направлено на всех участников педагогического процесса:

  • на педагогов - через методическо-просветительскую работу;
  • на детей - через использование форм, методов и приёмов для развития музыкально-ритмических способностей;
  • на родителей - через консультирование, открытые просмотры, совместную деятельность, а также другие формы совместной деятельности.

Основная форма работы – специально организованная деятельность (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная), совместная и самостоятельная деятельность. Приобретенный музыкально-двигательный опыт предоставляет детям возможность для широкого использования полученных умений и в других формах художественной деятельности: развлечениях, праздниках, конкурсах, концертах.

Добиться положительных результатов с детьми с тяжелыми нарушениями речи можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в образовательном учреждении. Комплексный подход обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми: учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель по изодеятельности, инструктор по плаванию.

Вся коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи состоит из определенных этапов. Этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

  1. Диагностический.
  2. Подготовительный.
  3. Этап внедрения инновационного проекта.
  4. Аналитический.

Для решения основного вопроса - формирования музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на первом этапе я провела изучение музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической структуры речи дошкольников (диагностирование).  Предстояло выяснить возможности овладения музыкально-ритмической способностью детей с тяжелыми нарушениями речи. Для изучения музыкально-ритмических способностей детей использовались традиционные методики, которые  были модифицированы в соответствии с особенностями психофизического развития детей. (диагностика, рекомендованная к программе)

Исходя из данных, полученных в ходе первого этапа, на втором этапе я определила условия для формирования и развития  музыкально-ритмических способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Музыкально-образовательная среда образовательного учреждения, музыкально – образовательная среда семьи,  взаимодействие педагогов и детей - это и есть те необходимые условия, которые способствуют формированию и развитию музыкально-ритмических способностей детей с тяжелыми нарушениями речи. 

С целью эффективной и планомерной работы разработан и систематизирован учебно-методический комплекс, включающий перспективный план по развитию базовых компонентов речи, развивающие, логоритмические  игры и упражнения, танцы, игры с пением, направленные на формирование чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи; систематизировала практический материал по развитию музыкально-ритмических способностей: аудиозаписи танцевальных, ритмических композиций, упражнения, музыкальные игры.

При проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных и речевых процессов, можно добиться эффективной коррекции произносительной стороны речи, а также развития моторики и музыкальных способностей в целом.

Целью третьего этапа обучения явилось формирование  и совершенствование у детей с тяжелыми нарушениями речи музыкально-ритмических способностей средствами учебно-методического комплекса во взаимосвязи трех компонентов «музыки-движения-речи».

Музыкальные занятия были направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы,  ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.

На музыкальных занятиях мною неоднократно было отмечено, что содержание музыкального произведения, его мелодия и гармония оказывают положительное влияние на весь психологический облик ребенка. Естественно, что мелодия и гармония музыкального произведения, пробуждая эмоции, создают основу для их двигательного ритмичного выражения.

Так же было отмечено, чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, тем больше движений, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный аппараты. Когда на занятиях детям даются примеры темпа музыкального произведения - воспитывается устойчивость в темпе движения. От динамических колебаний музыкального звучания зависят различные степени напряжения или расслабления движения, постепенное или внезапное ускорение или замедление движения.

Какое же влияние оказывают элементы учебно-методического комплекса?

Ритмический рисунок музыки способствует выполнению движений разного объема и разной продолжительности. Ритмические упражнения направлены на развитие чувства ритма. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

 Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. В упражнения на развитие дыхания также включается речевой материал, произносимый на выдохе. Удлинение фразы требует более длительного выдоха.

Очень полезны для детей танцы с пением и хороводы, так как они помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений, а так же позволяют использовать их не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, то есть гораздо чаще, чем другие виды танцев, сохраняя при этом корригирующий эффект во время движения.

Игры позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивают коммуникативные навыки; пальчиковые игры развивают мелкую моторику.

 Ходьба и маршировка в различных направлениях формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т. е. развивают слуховое внимание.

 Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Для отработки темпа движения в развитии чувства музыкального темпа в коллективе необходимо знать темп движения каждого ребенка. Это поможет  умело направить в нужный темп того, у кого слишком быстрое движение или слишком медленное (дети с алалией и дизартрией). Музыкально-ритмические движения с пением влияют на качество исполнения - улучшают пластичность движений, придают им мягкость и выразительность, а создание определенного образа, навеянного мелодией, развивает творческую фантазию ребенка, его слуховое внимание. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений, коррекции музыкально-ритмических способностей.

В результате  всей проведенной работы имеет место заключительный четвертый этап- аналитический, целью которого является подведение итогов (диагностика, основанная на методике диагностики Ольги Радыновой, с учетом требований знаний и умений традиционной программы, предназначена для учреждений дошкольного образования, использующих программу воспитания и обучения под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой)  и анализ полученных результатов, определение перспектив в данном направлении.

Взаимодействие педагогов образовательного учреждения в коррекционно-педагогической работе по развитию музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи

Нарушение речевой деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно-образовательный процесс  в нашем дошкольном учреждении построен  на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.

Вокруг каждого ребенка создано единое коррекционно-развивающее пространство, поддерживают которое  не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и профильные  специалисты: психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель по изодеятельности, инструктор по плаванию.

Все специалисты на непосредственно-организованной деятельности используют различные виды упражнений, способствующих формированию музыкально-ритмических способностей:

  • на развитие основных сторон внимания;
  • регулирующие мышечный тонус;
  • счетные упражнения;
  • на развитие чувства ритма;
  • на развитие координации движений;
  • на координацию речи с движением;
  • на развитие тонких движений пальцев;
  • на снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • на развитие речевых и мимических движений;
  • на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • игры (статические, малоподвижные, подвижные) и т.д.

Разработанная специалистами нашего детского сада и апробированная модель взаимодействия имеет большие потенциальные возможности и может способствовать эффективным, качественным изменениям  не только в речевом развитии детей, но и в музыкальном развитии.

 Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве участников образовательного процесса. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника и с наибольшей эффективностью использовать их возможности.

В процессе деятельности была определена такая форма работы, которая  объединила усилия всех субъектов педагогического процесса, т.е. организовали комплексный подход. Цель  комплексного подхода мы видим, прежде всего, в том, что действия педагогов должны быть направлены на интеграцию в целостную систему всех целенаправленных влияний на ребенка.

Построение коррекционно-педагогической работы базируется на ряде общих принципов, среди которых приоритетными являются:

  • индивидуализация;
  • разносторонность;
  • комплексность;
  • систематичность коррекционно-педагогического воздействия.

Организация эффективного взаимодействия

 музыкального руководителя и родителей

 Успех  в  работе  по  развитию  музыкально-ритмических  способностей  детей  может  быть  достигнут  только  при  тесном  взаимодействии  с  родителями  воспитанников,  поскольку  те  знания,  которые  ребёнок  получает  в  детском  саду,  должны  подкрепляться  в  условиях  семьи.  Поэтому необходимо  убеждать  родителей  в  важности создания  условий  для  музыкальной активности  детей дома.

Осуществляемая работа в данном направлении с семьями воспитанников позволили повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах развития музыкального воспитания и развития  детей на 53%.

Для организации эффективного взаимодействия музыкального руководителя и родителей в организации коррекционно-развивающего сопровождения детей, в детском саду используются различные формы работы:

- консультации (индивидуальные, групповые);

- семинары-практикумы;

- круглые столы;

- просмотр открытых мероприятий;

-выступление на родительских собраниях;

-анкетирование;

-беседы;

-рекомендации;

-совместная деятельность;

-информация на сайте образовательного учреждения.

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Совместная работа музыкального руководителя  с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса.

                                                                                             

  1. Ресурсное обеспечение проекта

Реализация проекта рассчитана на 3 года. В работу включены субъекты образовательного процесса: педагоги, дети среднего-старшего дошкольного возраста (4-7 лет), родители.

Информационные ресурсы  (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в образовательном учреждении, инструктирование кадров по реализации проекта).

Кадровые ресурсы (музыкальные руководители, воспитатели групп, профильные специалисты (инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель по изобразительной деятельности), заведующий, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, старший воспитатель, заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе,  медицинский персонал)

Материально-технические ресурсы (предметно-развивающая среда в групповых комнатах, в музыкальном и физкультурных залах, в кабинетах специалистов, аудио и видео материалы, мультимедийное  оборудование, интерактивная доска, наглядное обеспечение, пособия)

Методические ресурсы   (создание  рабочих учебных программ педагогами – участниками реализации проекта, разработке нового содержания, методов, подходов и приемов работы с детьми, создание  единого учебно-методического обеспечения   реализации   проекта, методических  рекомендаций, проведение обучающих семинаров).

Финансовые ресурсы. Работа по реализации проекта не требует дополнительных затрат, выходящих за рамки бюджетного финансирования образовательного учреждения.

                                                6.Партнёры            

Партнерами в реализации настоящего педагогического проекта  являются, родители /законные представители/ детей групп  компенсирующей направленности детей среднего-старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, педагог-психолог, инструктор по плаванию, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель по изодеятельности.

7.Целевая  аудитория

 Основные субъекты, вовлеченные в осуществление  проекта:

Дети среднего-старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатели, педагоги дополнительного образования.

Стартовым показателем для начала работы по развитию музыкально-ритмических  способностей является актуальный уровень развития каждого конкретного ребенка.

Режим совместной с педагогом деятельности гибкий, ориентирован на возрастные и индивидуальные особенности детей, согласован с режимными моментами. Содержание деятельности варьируется в соответствии со способностями каждого ребенка.

Возраст детей

Количество групп

Кол-во детей в группе

Количество педагогов

Количество родителей

4-5 лет

1

25

2 воспитателя

Музыкальный руководитель

25

5-6 лет

1

25

2 воспитателя

Музыкальный руководитель

25

6-7 лет

1

25

2 воспитателя

Музыкальный руководитель

25

8. Этапы реализации педагогического проекта

Этапы реализации педагогического проекта определяются продолжительностью коррекционного обучения в группах компенсирующей направленности для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет, детей старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет и детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7лет.

План проекта представлен в табличном варианте с обозначением сроков.

Этапы работы

Мероприятия

Срок

1.

Диагностический этап

1. Разработка стратегии образовательной работы по проекту.

Май - сентябрь

2. Организация и анализ наблюдений за детьми с целью стартового обследования  детей.

Август-октябрь

дополнение - ежегодно

4. Создание предметно-образовательной среды.

ежегодно

9. Подбор и приобретение литературы и методических пособий по работе с  детьми.

ежегодно

2.

Подготовительный этап

1. Анализ ресурсов, подбор методического материала и разработка учебно-методического комплекса коррекционно-педагогической работы   для практической работы с детьми, педагогами и родителями

В течение I п/г,

ежегодно

3.

Этап внедрения и реализации проекта

  1. Мотивация и подготовка педагогов к работе  детьми по развитию музыкально-ритмических способностей.

Ежегодно

  1. Формирование  и совершенствование у детей с тяжелыми нарушениями речи музыкально-ритмических способностей средствами учебно-методического комплекса

Ежедневно, согласно расписания непосредственно-организованной деятельности, плана взаимодействия профильных специалистов

3. Индивидуальное консультирование педагогов и родителей по вопросам развития  музыкально-ритмических способностей детей среднего- старшего дошкольного возраста.

По мере необходимости (родители),

ежедневно (педагоги)

4. Проведение семинаров, мастер-классов с педагогами ДОУ.

ежеквартально

5. Организация практикумов  для воспитателей по музыкальному развитию дошкольников в различных видах музыкальной деятельности.

ежемесячно

6. Организация индивидуальной работы с детьми.

еженедельно

7. Выступления с лекциями, беседами, практическая работа на родительских собраниях, практикумах.

ежеквартально

8.Оформление  наглядной информации на существующем сайте образовательного учреждения.

ежеквартально

4.

Аналитический этап

1. Обобщение и дальнейшее внедрение результатов проекта в педагогическую практику, формулировка выводов, выявление перспектив последующего развития проекта.

Май

2. Распространение опыта работы по проекту.

Согласно плана работы городского методического объединения музыкальных руководителей

3. Диагностика уровня развития музыкальных способностей у детей всех возрастных групп с целью выявления и динамики музыкального развития.

 Май

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект

Реализация проекта позволила добиться положительной динамики  в формировании и развитии музыкально-ритмических способностей у дошкольников, что подтверждается  результатами мониторинга: в 2015-2016 учебном году - 36 % детей показали высокий уровень развития музыкально-ритмических способностей, в 2016-2017 учебном году высокий уровень показали 39% детей, а в  2017-2018 учебном году у 47% детей отмечен высокий уровень развития музыкально-ритмических способностей.

Результаты диагностики уровня музыкально-ритмических   способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи

Общей целью диагностики является не только обследование уровня развития музыкально-ритмических способностей и общего уровня по музыкальному воспитанию (выявление особенностей), но и   качественный анализ уровня развития каждого ребенка для определения его индивидуальных особенностей, характеристики нарушений и на этой основе создания оптимальных условий для музыкального развития, обучения и коррекции отклонений.

Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития каждого ребенка и подбора оптимального содержания  обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического и коррекционного воздействия.

В результате коррекционно-педагогической работы удалось добиться определенных результатов повышения показателей высокого  и среднего уровней развития детей по музыкальному воспитанию, уменьшению показателей низкого уровня.

Педагогический мониторинг по выявлению уровней развития музыкально-ритмических способностей у детей среднего-старшего дошкольного возраста средствами музыкально-ритмической деятельности включал несколько серий заданий, которые проводились со всей группой, с отдельными подгруппами и индивидуально с каждым ребенком. Использована диагностика, основанная на методике диагностики Ольги Радыновой, с учетом требований знаний и умений традиционной программы, предназначена для учреждений дошкольного образования, использующих программу воспитания и обучения под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, К.В. Тарасовой, Е.В. Горшковой.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие коррекции и улучшение двигательных навыков.
  2. Развитие пластичности движений, мягкости, выразительности.
  3. Активизация укрепления мышц, артикуляционного аппарата.
  4. Совершенствование двигательной реакции детей на различные музыкальные сигналы.
  5. Развитие музыкального слуха.
  6. Активизация умений воспроизводить заданный ряд последовательных действий, переключаться с одного движения на другое.
  7. У детей появилось желание творческой активности и чувства
    непосредственности на праздниках и развлечениях.

        Конечным итогом работы  является  самореализация ребёнка в музыкальной  деятельности, которая выражается в самоуверенном успешном выступлении на концертах, вечерах, досугах, родительских собраниях. Показателем результативности работы является участие воспитанников в различных мероприятиях образовательного учреждения.

10.Перспективы дальнейшего развития проекта

Риски проекта

1. Представленный педагогический проект предъявляет определенные требования к личности и профессиональным качествам педагогов и профильных специалистов образовательного учреждения. Участие в инновационном педагогическом проекте предполагает теоретическое и практическое обучение педагогов по использованию коррекционных технологий.

2. Зависимость части работы в рамках проекта от технических условий (компьютерное обеспечение, функционирование компьютерной технологии, наличие дидактического оборудования).

Перспективы развития проекта

Считаю необходимым систематизировать работу (с привлечением специалистов) с детьми младшего дошкольного возраста,  расширить рамки работы с родителями младших дошкольников за счет консультаций  по вопросам возможностей детей данного возраста.

Данный проект может использоваться музыкальными руководителями города.

Важным направлением может стать участие детей в конкурсах муниципального уровня и для всех желающих ребят в рамках образовательного учреждения. Это позволит детям  проявить свои способности, и действовать в условиях соревнования (конкуренции), проявить  или развить свои лидерские качества, что положительно скажется на их социализации в дальнейшем.

11.Литература

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения, СП б., 1999.
  2. Бутакова Л.Г. Занятия ритмикой и логопедической ритмикой в детском саду и во вспомогательной школе, М.,1994.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика, М.: Просвещение, 2000.
  4. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду, Просвещение, 2003.
  5. Гринер В.А. Логопедическая ритмика, М.: Учпедгиз, 2001.
  6. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального воспитания в детском саду, Москва, 2003.
  7. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков, М.: Просвещение, 2003.
  8. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально - ритмическом развитии детей 4-8 лет. Практикум для педагогов, М.: Издательство ГНОМ и Д.,2001.
  9. Кузнецова Е. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи ,М.:Издательство Гном и Д, 2002.
  10. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду ,М.: Творческий центр, 2004.
  11. Кольцова М.М. Роль двигательного анализатора в развитии речи ребенка , Сб-к Трудов, вып. №7, 2003.
  12. Крупенчук О.И. Логопедические упражнения, СПб, 2005.
  13. Лопухина И. Ритм, речь, движение,СПб, Дельта, 2002.
  14. Луговская А.Е. Ритмические упражнения, игры, пляски для детей дошкольного и младшего школьного возраста, М.: Советский композитор, 2004.
  15. Макшанцева Е. Скворушка (сборник музыкально - речевых игр для детей дошкольного возраста), М.: Арти - Илекса, 2000.
  16. Метлов  Н.А.  Музыка- детям,  Просвещение, 2002.
  17. Музыкальные игры, пляски и упражнения в детском саду. М.: Учпедгиз, 2006.
  18. Музыка и движение. Методические рекомендации для музыкальных руководителей, руководителей ритмики и хореографии. Сост. Власов В. А.,Сыктывкар, 2005.
  19. Павлова М.В. Программа музыкально-терапевтических занятий с детьми с   тяжелыми нарушениями речи , Москва,2007.
  20. Петрова В.А.Малыш, Москва, 1995.
  21. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста Ладушки И.Каплуновой, Ю. И.Новоскольевой,2003.
  22. Программа Топ-хлоп, малыши, А.В.Бурениной,2000.
  23. Радынова О.П. Слушание музыки в детском саду, Москва, 2001.
  24. Тарасова К.В. Гармония, Москва, 1993.
  25. Филичева Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду, М.,Просвещение, 1997 .        
  26. Филичева  Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольн. образоват. учреждений компенсирующего вида. – М. : Просвещение, 2010.

МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах»»

 Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»

В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии со своими и...

Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ.

В статье рассказывается о необходимости знакомства детей с русским народным творчеством и о влиянии его на формирование музыкальных способностей детей....

"Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ"

В статье говорится о влиянии русской народной культуры на развитие музыкальных способностей ребёнка....

«Применение инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»

   В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соот...

Использование инновационных технологий в развитии музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста

В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии с...

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи средствами логоритмики»

       Важную роль в коррекции речевой патологии помогают сыграть все виды художественной деятельности, расширяющие возможности коммуникации, повышающие самооценку ребёнка, ...

Использование инновационных технологий с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в коррекционной работе учителя-логопеда"

Опыт работы содержит описание использования в коррекционной работе учителя-логопеда инновационных технологий - метода сенсорной интеграции, дидактического синквейна, "Умного зеркала Artik Me"...