Музыкально-ритмические движения - важная составляющая часть гармонического развития детей
консультация по музыке (подготовительная группа) по теме

По мнению Платона «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души… Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muz.-ritm._dvizh.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкально- ритмические движения  -

важная составляющая  часть

гармонического  развития  детей»

(консультация  для  воспитателей)

Подготовила  музыкальный руководитель

  МДОУ  ЦРР  д/с № 8 «Светлячок»

Бояринова Г. А.

«Каждый человек – строитель храма,

называемого его телом»

                                                                                Г. Торо.

        В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой является  Гармония. По мнению Платона «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души… Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

        В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире.

        У философов Древней Греции было немало последователей.  Так идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950), который  разработал на её основе уже в начале 20-ого века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известно во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». Заслуга Э. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства, что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга».

        В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и даёт чёткие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

        Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60 годы также разрабатывалось на основе идей Далькроза. Н.А. Ветлугина (1958), А.В. Кенеман (1960), а в дальнейшем  М.Л. Палавандишвили, А. Н. Зимина, Е. Н. Соковнина и др. разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста. Эти разработки, методика и репертуар с успехом  используется  педагогами в работе с дошкольниками и в наши дни.

Безусловно, невозможно долгие годы использовать в работе один и тот же материал – например, «Танец снежинок» на музыку А. Жилина или «Парную пляску» на карельскую народную мелодию, как бы  хороши они ни были. Педагоги нуждаются в новом материале в соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с потребностью всё время вносить в свою  работу что-то новое и свежее.

В настоящее время музыкально-ритмическими движениями занимаются Анна Иосифовна Буренина (кандидат педагогических наук), которая разработала программу по ритмической пластики для детей «Ритмическая мозаика», Коренева Татьяна Федоровна – автор программы по ритмике «В мире музыкальной драматургии», Суворова Татьяна – автор «Танцевальной ритмики для детей».

Почему сегодня  мы уделяем такое большое внимание музыкально-ритмическим движениям?  В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, интернетом, телевидением и очень мало времени отводят активному отдыху и спортивным занятиям.  Вследствие чего у каждого второго ребёнка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а так же некоторые психически расстройства. Порой дети не знают элементарного - героев русских народных сказок, игр, хороводов, их больше интересуют герои Диснея – роботы, чудовища, пауки и т.д. Каждый метр мы стараемся проехать на машине, поднимаемся и спускаемся на лифте. Мы все страдаем недостатком движений. А ведь только в движении всё  живое  живёт и развивается, в покое – застаивается и гибнет.

        Ведущая роль в музыкально-ритмических движениях  (ритмике) отводится музыке, движению – второстепенная. Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств  выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

        Задачи ритмики:  

- воспринимать музыкальные образы и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

  • развивать основы музыкальной культуры;
  • развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые  представления, чувство ритма);
  • определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, медленный темп, громкая и тихая музыка) и т.д.;
  • формировать красивую осанку, совершенствовать движения в игре, танце, хороводе, упражнении;
  • развивать творческие способности (придумывать «свой» игровой образ, персонаж, «свою» пляску, комбинируя различные танцевальные и сюжетно-образные движения).

Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками  движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

        Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег, поскоки, прыжки), общеразвивающие  (без предметов и с предметами), строевые  упражнения (построения, перестроения, передвижения).

        В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций.

        Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т.д.

        На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики: 1) музыкально-ритмические упражнения,

              2) танцы, пляски, хороводы,

              3) музыкальные игры.

Так в условиях интересной, увлекательной деятельности – ритмики (музыкально-ритмических движений) – совершается музыкально-эстетическое  развитие личности ребёнка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер.

        Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями.

        Музыкальные игры самое доступное и незаменимое средство, с помощью которого развивается музыкальное восприятие, музыкальный слух и память, обогащаются  музыкальные впечатления, развиваются индивидуальные способности. Игра по своей психологической сущности – самая  доступная деятельность  для детей дошкольного возраста: эмоциональная насыщенность обусловливается не только сюжетом, но и воздействием музыки. Ритм музыки определяет исполнение движений, как по времени, так и по напряжению. Совершенствуются ходьба, бег, приобретаются точность плавность, изящество. Развивается воля и творческое воображение, сообразительность, находчивость, смелость, отзывчивость, предупредительность. Музыкальные игры учат детей согласовывать свои действия с коллективом, вырабатывают умение вникать в требования руководителя и играющего коллектива.

        В репертуаре музыкальных игр большое место занимают народные игры, игры фольклорного характера, игры под русскую народную музыку. Играя в эти игры дети получают представление о своём народе, его истории. Народные игры развивают у ребёнка ловкость, осторожность, а элемент состязания, заключённый в игре, привлекает  ребёнка, создаёт определённый эмоциональный настрой.

        Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве. Это хороводные игры, игры, в которые входят присказки, приговорки, припевки, считалки и сказки. Играя в такие игры, дети развивают свою память.

        Невозможно переоценить значение занятий ритмикой для формирования  культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движений. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придают  движениям эмоциональную окраску, влияя  на пластику  и выразительность жестов. Музыкально-двигательные упражнения для рук, включающие повороты головы, потягивания шеи, дают возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых навыков.

        Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается их осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными, их движения приобретают ловкость, координированность, выразительность.

        Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной двигательной реакции под музыку, свойственной любому ребёнку.

        Детям часто мешает двигаться плохая координация движений.

Некоординированность и неритмичность движений зависят иногда от чрезмерного возбуждения, нервозности детей. Дети, страдающие излишней возбудимостью, неуравновешанностью (особенно мальчики), очень любят упражнения с лиричными, задумчивыми или просто успокаивающими образами. Есть дети, которым мешает правильно координировать движения и ритмично двигаться недостаточная общая активность, вялость мышц. Вялость мышц преодолевается с помощью воздействия резких динамических контрастов в музыке.

        Нередко у детей недостаточно развиты некоторые группы мышц, что мешает чёткости и выразительности их движений. Например, у мальчиков часто слабо развиты мелкие мышцы стопы, и поэтому они тяжело и неловко выполняют пружинные движения (пружинки, бег, подпрыгивания, поскоки и т. д.)

         Для того, чтобы преодолеть трудности в работе с детьми, необходимо тесное сотрудничество с воспитателями, инструктором по физической культуре, логопедом, психологом и другими специалистами.

Педагогический коллектив нашего детского сада рассматривает музыкальное воспитание как одну из сторон гармонического развития детей дошкольного возраста. Вместе с воспитателями мы готовимся к музыкальным занятиям, вечерам развлечений и праздникам: разучиваем песни, игры, пляски, танцы. Важно, чтобы  воспитатель знал свою роль в каждом виде музыкальной деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программный репертуар.  При этом активность воспитателя на занятии зависит, прежде всего, от возраста детей. Наиболее активная роль  принадлежит воспитателю младшей группы. Например, играя в игру «Зайцы и медведь», он показывает, как «зайчики» легко прыгают, а затем изображает медведя. Игры такого  же типа в старшей группе проходят более самостоятельно. Воспитатель только выбирает ведущего и следит за детьми, чтобы они правильно передавали  игровой образ, не нарушали установленные правила. А в подготовительной группе воспитатель следит за качеством  движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех из них, которые лучше других справляются с заданием.

        В нашем коллективе все воспитатели работают с детьми над качеством исполнения музыкально-ритмических движений: водят с детьми хороводы, играют в игры, отрабатывают элементы плясовых и танцевальных движений.

        Для того, чтобы воспитатели сами могли хорошо выполнять музыкально-ритмические  движения, им необходимо внимательно вслушиваться в музыку, улавливать её настроение, разбираться в структуре в связи с развитием музыкальных образов, подмечать изменения динамики, темпа, регистровой окраски, уметь ориентироваться в метроритмических соотношениях.

        Наибольшую трудность для детей и для взрослых представляет пружинящий шаг. Над его элементами приходится работать особенно тщательно: учить мягко сгибать ноги в коленях, активно отталкиваться вверх, выпрямляя колени, сохраняя хорошую осанку. Помогают и систематические упражнения в пружинящем полуприседании, которые чередуются с вставанием на носки, когда пятки отрываются от пола, а корпус как бы подбрасывается вверх активным движением ног. Непрерывность движений, мягкость приземления, качание рук вперёд-назад при подъёме на носки, хорошая осанка – вот те требования, выполнение которых обеспечивает усвоение данных упражнений.

        Пружинящий шаг используется в плясках, хорошо подводит к поскоку, помогает в работе над лёгкостью и мягкостью движений. Помимо музыкальных занятий его надо включать в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия.

        Я уже говорила, что необходимо опираться на эмоциональное содержание музыки, по возможности связывать движения с образами (птиц, жуков, самолётов, снежинок и т.д.), давать детям предметы (ленты, шары, салютики, шарфы), помогающие развивать лёгкость, устремлённость в беге.

        Большие трудности  встречаются в работе над танцевальными движениями (боковой галоп, переменный шаг, шаг польки, присядка, «ковырялочка» на прыжке). Дело в том, что многие воспитатели уже не так молоды и подвижны, и выполнить эти движения технически правильно и при этом легко и непринуждённо им довольно сложно.

        Призываю всех воспитателей вести активный образ жизни: больше двигаться, заниматься утренней зарядкой, ходить на лыжах, кататься на коньках, заниматься плаванием и скандинавской ходьбой. Кроме физических упражнений, призываю заняться тренировкой своего мозга.

        Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Есть такая наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения – кинезиология. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счёт которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка» – М. «Просвещение», 1967 г.

  1. Теплов Б. М.  «Психология музыкальных способностей» - М.1985г

  1. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили  М. Л.  «Музыкальное воспитание дошкольников» – М. «Просвещение» 1994 г.

  1. Буренина А. И.  «Ритмическая гимнастика» - Санкт – Петербург 2000 г.

  1. Рерих  С. Н.  «Стремиться к прекрасному» - М. 1993 г.

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - ритмические композиции в системе работы по развитию ритмического чувства ребёнка.

В пособии предлагается перспективное планирование по развитию чувства ритма для старшей и подготовительной групп. Темы и содержание соответствуют  календарным праздникам в детском саду, что сущес...

Музыкально-ритмические занятия в танцевально-ритмическом кружке «Карусель» как процесс эстетического воспитания и развития детей с нарушением слуха

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя по кружковой работе с детьми с нарушением слуха в условиях специализированного детского дома....

Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...

"Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду с примерами ритмических игр.

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду.Памятка для родителей с примерами ритмических игр....

Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста». «Музыкально-ритмическая игра - Маэстро».

Мастер-класс призван активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность.Цель: активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмичес...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей 4 до 7 лет

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной  направленности для детей...