Музыкально-дидактические игры для дошкольников
учебно-методическое пособие по музыке на тему

Загоскина Светлана Геннадьевна

Пакет музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paket_muzykalno.docx23.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пакет музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей.

Игры для развития звуковысотного слуха.

«Подумай и отгадай»

Раздаточный материал: карточки по числу играющих, на которых изображены медведь, зайчик, птичка.

Ход игры: детям раздают карточки. На фортепиано или в записи звучит мелодия «Зайчик» М.Старокадомского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева.

Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку.

«Бубенчики»  

Жили-были 3 веселых бубенчика: Динь, Дань, Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел высоким, тоненьким голоском. «Динь-динь» - звенела его песенка. Средний бубенчик Дан пел свою песенка «Дан-дан» средним голосом. А у бубенчика Дон голос был потолще, пониже, чем у его друзей, и его песенка «Дон-дон» звучала по-другому.

Посмотрите на эти 3 линеечки.

На каждой из них нарисован бубенчик. Бубенчики поют свои песенки.

Догадайся, какой бубенчик звучит выше всех. А какой ниже?

Спой песенку каждого бубенчика и покажи рукой.

«Ученый кузнечик»

Наглядный материал: картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.

Ход игры: 

Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают.

СКОК, СКОК, СКОК, СКОК.

А теперь до 5-го цветка – и опять вниз:

СКОК, СКОК, СКОК, СКОК, СКОК, СКОК.

А теперь на 2-й цветок – и вниз:

СКОК, СКОК, СКОК.

Примечание: пение слов «СКОК» сопровождать движением руки. Звуки повышаются последовательно, т.е. движутся поступенно. Движения кузнечика по цветам изображается звуками на металлофоне. Кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить к указке, тогда ребенок сможет сам «руководить» кузнечиком и пропевать слова.

«Лесенка»

Спеть с детьми движение игрушки по лесенке вверх и вниз, сопровождая каждый звук движением руки. Вместо текста петь слова «топ, топ».

Игры для развития чувства ритма.

«К нам гости пришли» (развитие тембрового слуха и чувства ритма).

Наглядный материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры:

Сегодня к нам в гости должны прийти игрушки.

Стук в дверь. Педагог подходит к двери, надевает на руку мишку:

«Зравствуйте, дети! Я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, а я попляшу». (Ребенок ударяет в бубен, медведь «танцует», дети хлопают в ладоши).

Аналогично обыгрывается приход других игрушек:

Зайчик прыгает под быстрые удары молоточка по металлофону, лошадка скачет под четкие, ритмичные удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звон колокольчика.

«Зайцы»

Наглядный материал: на планшете изображены лес, поляна (в центре сделан разрез или кармашек, куда будут вставляться картинки с изображением зайцев, которые спят или пляшут).

Ход игры: 

Детям предлагают пойти на прогулку, на поляну, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайки, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку».

В записи звучит мелодия колыбельной или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее и по просьбе взрослого вставляет соответствующую картинку на планшете. Участники игры могут аплодировать, если задание выполнено верно.

Примечание: мелодии можно напевать, лучше использовать мелодии русских народных песен.

«Научи матрешек танцевать»  

Раздаточный материал: большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры: 

У взрослого в руках большая матрешка, у детей – маленькие.

«Большая матрешка учит танцевать маленьких» - говорит взрослый, отстукивая  по  столу   матрешкой   ритмический  рисунок.   Дети – повторяют.

При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

«Заинька, серенький».

Ребенок (он или зайчик, или лисичка, или волк и т.д) садится на стульчик, рядом с которым лежат ложки. Взрослый или ребенок подходит к нему, напевая:

Заинька серенький в гости пошел.

Заинька серенький ложки нашел (поднимает ложки).

Ложки нашел да к дому подошел.

Тук,тук,тук.

- Кто там?

- Я зайка серый попрыгайка, а ты кто?

- а я волчишка, серый бочишка.

- Ты, волчишка, серый бочишко, выходи,

Да смело в ложки постучи!

На ложках выстукивается любой ритмический рисунок, остальные могут хлопать в ладоши или сопровождать ритмическую импровизацию на других музыкальных инструментах.

«Тень-тень»

Игровые задания:

  1. Выучить песню с ребенком.
  2. Петь, отмечая хлопками ритмический рисунок песни.
  3. Спеть песню по ролям: взрослый за ведущего, ребенок за героев песни.
  4. Петь песню по ролям, только ладошками (голос прячется).
  5. Поменяться с ребенком ролями.
  6. Предложить ребенку спеть всю песню ладошками.
  7. Если ритм песни хорошо усвоен, его можно выложить короткими или длинными полосками, или длительностями.

Слушай, слушай, различай звук короткий и протяжный.

Чувство ритма развивай – это очень, очень важно.

«Прогулка»

Раздаточный материал: музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры:

Дети рассаживаются вокруг взрослого.

Сейчас, дети, пойдем на прогулку. Но прогулка необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (ударяет молоточком по ладони, дети повторяют ритмический рисунок), выходим на улицу. Светит солнышко, все обрадовались и побежали вот так (частыми ударами передает бег, дети повторяют). Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю (показывает молоточком по ладони, дети повторяют). Остальные дети стали быстро  прыгать: скок-скок

(ударяет молоточком в произвольном ритме, дети повторяют). Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли (показ), а потом начался сильный ливень (ускорение). Испугались ребята и побежали домой (быстро и ритмично ударять молоточком).

Примечание: вместо молоточков можно использовать бубен, деревянные ложки или другие ударные инструменты (металлофон, ксилофон и др.).

Игры для развития тембрового слуха.

«Кошка Мурка и музыкальные инструменты»

Игровой материал: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек, кошка (мягкая игрушка), коробка.

Ход игры: 

Взрослый приносит коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и сообщает детям, что Мурка пришла в гости и принесла в подарок музыкальные игрушки, которые даст детям, если они узнают их по звучанию. Педагог за ширмой играет на инструментах, дети – узнают. Кошка дает музыкальный инструмент ребенку, тот показывает, как надо играть на нем.

«Узнай по голосу».

Дети становятся в круг, берутся за руки. В центре круга ребенок – водящий, он закрывает глаза. Дети водят хоровод. Напевая слова:

Коля. Ты сейчас в лесу,

Я зову тебя, а-у!

Ну-ка глазки закрывай, не робей.

Кто позвал тебя, узнай поскорей.

Дети останавливаются. Один из играющих пропевает имя водящего водящий должен назвать имя ребенка, его назвавшего. Игру можно завершить игровым моментом: если водящий узнал по голосу ребенка, пропевшего его имя, водящий бежит за ним, стараясь догнать. В случае неудачи вновь становится водящим.

«Определи инструмент» (развитие тембрового слуха и чувства ритма).

Игровой материал: металлофон. Колокольчик, треугольник, бубен, гусли, деревянные ложки.

1-й вариант.

Ход игры: Двое детей или взрослый и ребенок сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые музыкальные инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет на подобном инструменте. Если задание выполнено верно,

остальные аплодируют. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку.

2-й вариант.

Игровой материал: записи вокальной музыки, знакомой детям, детские музыкальные инструменты.

Ход игры: ребенок слушает музыкальное произведение, определяет настроение музыки. Выбирает инструмент, подходящий по своему тембру к характеру исполняемого произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание песни.

«Чья очередь».

Дети делятся на 4 группы. Одна группа изображает зайчиков, 2-я – птиц, 3-я – лошадок, 4-я – медвежат. Для каждой группы используется «своя» музыка, знакомая детям  или музыкальный инструмент. Взрослый произвольно меняет сопровождение: как только меняется сопровождение – меняется группа.

«Гроза».

Прежде чем разыграть такую музыкальную картину, нужно предварительно. Еще при первом знакомстве с соответствующими инструментами наводить детей на мысль о возможности использования их для подражания явлениям природы: дождю, грому и т.д. будем задавать вопросы:

- на что похоже звучание этого инструмента?

- что можно изобразить с его помощью?

- на каком инструменте можно изобразить капли дождя?

Сначала попробуем изобразить дождь, который начинается с редких капель – играть тихо и медленно на треугольнике. Дождь входит в силу и постепенно превращается в ливень – звук становится громче, темп ускоряется. (Можно изобразить и внезапный дождь).

Затем находим как сделать порыв ветра – маракасы, погремушки.

Молния – удар металлическими палочками по тарелкам.

Раскаты грома – барабан.

Разрабатываем сценарий:

Сначала – порывы ветра – маракасы, покачивая их из стороны в сторону и увеличивая силу звука с тихого до громкого. Нарастая до предельно громкого, звук постепенно уходит на убыль. Такое динамическое развитие должно быть у всех инструментов, участвующих в этой картине. Важно соблюсти меру. Чтобы картинка не превратилась в хаотический шум. Поэтому развитием «грозы» дирижирует взрослый, показывая каждому участнику вступление, изменение темпа и динамики.

Издалека слышны раскаты грома – барабаны. Постепенно они (раскаты) приближаются. После первых раскатов грома падают редкие капли дождя – треугольник. Вот они зачастили и превратились в ливень. Ветер усиливается: к маракасам добавляем тарелки и бубен – пальцами обеих рук ударяем по мембране (также от тихого звука к громкому). Наконец сверкает молния –

тарелки и трещотка – кастаньеты. После кульминации гроза идет на убыль и постепенно затихает. И снова сияет солнце, пастушок играет на свирели.

Игровые задания для развития песенного творчества.

     

«Петя – пастушок».

Папа Пети был пастухом. Он пас деревенских коров. У Пети была любимая корова – Звездочка. Она была такая блестящая, рыженькая, а на лбу, как звездочка, белое пятно. Петя часто просил папу:

- Возьми меня с собой. Так хочется посмотреть, как коровы пасутся. Мы погоним их вместе. Я буду тебе помогать.

- Вставать надо рано, а ведь ты спишь еще, когда я ухожу, - не соглашался папа.

И все-таки Петя упросил папу взять его на пастбище. Вечером, ложась спать, он напевал песенку про петушка, просил, чтобы петушок разбудил его пораньше.

(исполняется латышская народная песня «Петушок»).

Разбудил петушок Петю рано-рано. Погнал коров на пастбище Петя вместе с папой. Коровы по лугу гуляют, травку срывают, а папа на дудочке играет. Петя внимательно слушал и думал: «Хорошо папа играет. Я вырасту, тоже научусь».

А солнышко поднималось все выше и выше, становилось жарко, и папа сказал:

- Коровы наши наелись, теперь надо их напоить. Помоги мне собрать всех, погоним их к реке.

Стали сгонять коров. Но что это? Звездочки нет. Папа погнал коров на водопой, а Петя пошел искать Звездочку. Ходит между кустами и деревьями, напевает, думает, что Звездочка услышит и отзовется.

Игровые задания:

  1. попросить ребенка спеть, самостоятельно находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т.д.),
  2. импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям горна

(тра-та-та),

  1. играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении,
  2. петь свое имя (или другие имена) на 2-х звуках, передавая разнообразные интонации,
  3. вести песенную перекличку. Взрослый поет: «Ау, ты где?», ребенок отвечает: «Я здесь». Затем очередность меняется. Придумываются новые интонации,
  4. импровизировать мотив из 2 -3-х звуков на слоги «ля-ля». Идет соревнование: кто больше придумает попевок,
  5. закончи мелодию.

Услышала Звездочка Петино пение и вышла к нему. Радостный Петя погнал Звездочку на водопой.

«Снежок» (сл. и муз. Г.Бырченко)

Как на бережок

Налетел снежок.

И до леса, и до речки

Не видать дорог.

С детьми выучиваются слова и мелодия песенки. Затем им предлагается послушать песню в исполнении взрослого. Песня поется не до конца. Детей просят закончить песню.

В дальнейшем можно предлагать только тексты, где вопрос взрослого и ответ ребенка постоянно варьируются. Например:

- Что-то Машеньки не слышно?

- Погулять, наверно, вышла.

У пчелы полно хлопот – добывать ей надо мед.

Над цветком пчела кружит, про свои дела жужжит:

- Жу-жу-жу, жу-жу-жу!

Возможно предложить детям нарисовать пчелку и придумать свою «песенку пчелы».

«Сказочное заклинание».

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура, замри.

Поиграть с детьми в игру. Пусть они представят, что эти слова – сказочное заклинание. Необходимо произнести его на разные лады:

- то громко, то тихо,

- страшным голосом или жалобно, пропищать, как мышонок,

- завывающим, стонущим, хохочущим, рыдающим голосами,

- покартавить или сказать «в нос»,

- чередование говорения и пропевания.

Определить от имени какого персонажа сказочное заклинание звучало выразительнее и интереснее.

Игры на развитие активного внимания.

«Слушай хлопки».

Участники берутся за руки, образуя круг. Под звуки спокойной музыки (можно без сопровождения) идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз – дети останавливаются в позе аиста (встать на 1 ногу, руки в стороны).

Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами, ладони на полу). На 3 хлопка ходьба возобновляется.

«Погода»

Игра проводится аналогично предыдущей. Команда:

«снег» - дети кружатся,

«ветер» - легкий, медленный бег,

«вьюга» - стремительный бег с завыванием «у-у-у»,

«дождь» - дети подпрыгивают на месте,

«солнышко» - мягкий шаг с носка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение музыкально -дидактических игр в развитии дошкольников.

Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей  дошкольников и их родителей о значении и методах проведения музыкально -дидактических игр....

Картотека музыкально-дидактических игр для младших дошкольников

Музыкально-дидактические игры обязательны на музыкальных занятиях, начиная со 2 младшей группы. Проводится такая игра в первой половине занятия, когда внимание детей наиболее эффективно. С помощью так...

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников

Музыкально-дидактические игры в старшем дошкольном возрасте проводятся не только на музыкальных занятиях, но и в свободной деятельности детей. Наряду с известными музыкально-дидактическими играми в эт...

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Картотека музыкально-дидактических игр для младших дошкольников

Картотека разработана с учётом возрастных особенностей детей...

Учебно-методическое пособие. Использование музыкально-дидактических игр на досугах дошкольников. Развлечение для детей 3-5 лет "На полянке" , автор Лактионова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель

Учебно-методическое  пособие. Музыкально-дидактическая игра "На полянке" автор Лактионова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель. Игра-  развлечение для детей 3-5 лет написана...