Игра на фортепиано как средство развития речевых способностей у глухих детей с КИ
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Обучение нотной граммате и первые азы игры на фортепияно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_m_o.docx21.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игра на фортепиано и других инструментах детского шумового оркестра как средство развития речевых способностей детей.

Влияние музыкального искусства на развитие детей

                        

В современной системе образования и воспитания детей важное место занимает искусство, являющееся неотъемлемой частью человеческой деятельности. Формирование личности предполагает эстетическое воспитание, приобщение молодежи к миру искусства, к красоте окружающей действительности.

Искусство имеет большое общественное значение. В произведениях  искусства раскрывается, обобщается, систематизируется и передается исторически сложившийся опыт эстетического отношения человека к действительности.

Оно является своеобразным средством общения, способствует самопознанию и самовыражению.

Специфика искусства по сравнению с другими формами общественного сознания заключается в том, что оно обобщает жизненные явления в художественной форме, в художественных образах.

Музыкальное искусство, в отличие от пространственного искусства  ( живопись,  скульптура и т.п.), обладающего средствами объективного изображения действительности, передаются прежде всего чувства, эмоции, настроения и мысли людей. Музыкальные произведения передают динамику эмоционально - психологических состояний: смену чувств, настроений, переживаний. Музыка может изобразить конкретные явления окружающей жизни с помощью звукоподражания: шум волн, пение птиц, стук колес и др.

Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности.

Например, грозный характер можно передать достаточно громкой динамикой звучания музыки, низким регистром, сдержанным темпом.

Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Существует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций, всегда эмоционально окрашенных. Это объясняется тем, что музыка, развиваясь в процессе общения и разнообразной деятельности человека, вначале была неразрывно связана с речью, помогала синхронно, в едином ритме организовать трудовые движения, танцы, объединяла людей в едином эмоциональном настрое. Б.В. Асафьев обосновал взгляд на музыкальное искусство как интонационное искусство, специфика которого заключается в воплощении определенного эмоционально - смыслового содержания в музыке, аналогично тому, как внутреннее состояние человека передается в интонациях речи.

Например, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью или наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов; музыка передающая смятение, обычно обладает теми же чертами  ( Б.В. Асафьев, 1947).

Еще одной особенностью музыки является необходимость посредника для ее воспроизведения. Б.В. Асафьев отмечал, что музыка существует в триединстве процессов ее создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем. Исполнитель, будучи посредником композитора, должен не только озвучить музыкальное произведение, но и творчески осмыслить его, выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор. Чтобы глубоко прочувствовать и понять музыкальное произведение, слушатель должен обладать определенной подготовленностью к восприятию музыки, соответствующим уровнем развития слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры и жизненного опыта. На восприятия слушателя влияют также условия прослушивания музыкального произведения.

Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие.

Содержание урока.

На первых уроках ребенку задается вопрос:

∙        Что такое музыка?

 Музыка это звуки, которые всегда вокруг нас (птицы поют, дети поют, летит самолет, весело барабанит дождь по лужам, гудит пароход, шумит ветер).

∙        А какие бывают звуки?

Звуки бывают высокие, средние, низкие. а еще быстрые и долгие. Здесь рассматриваются регистры: ассоциируя с мишкой, зайчиком, птичкой. Непременно с показом руки « Танцующие руки».

                        

Для развития пальчиков, кистей рук одним словом техники, в учебном процессе используют упражнения. Дети не любят заниматься гаммами и этюдами из - за " сухости" технического материала. Чтобы это исправить, я использую сборник, где автор образно и ярко изложил программный материал в необычной форме: "Упражнения трансформеры".

Так, в прошлом году были разучены упражнения на короткие лиги

∙        "Вальс" Митрофанова Ксюша

∙        " Опять дождь" Давдян  Лина

∙        " Ковбой и муха" элемент хроматической гаммы Овчинников Дима.

∙        С Пановой Кристиной была разучена песенка "В траве сидел кузнечик". Приступив ко второй части, столкнулись со сложностью повторения одного звука разными пальчиками - репетиции. Для этого был выбран, разобран, выучен наизусть и представлен на выпускном утреннике номер под названием

∙         "Свинки".

Параллельно идет изучение нотной грамоты, т. е. донотный  период.

Изучение нот, их расположение на нотоносце (сравнивая нотоносец с домиком в 5 этажей в котором живут ноты), их написание. Для лучшего запоминания нотоносец также можно сравнить  с пятью пальчиками на руке ребенка и просольфеджировать звукоряд в восходящем и нисходящем движении.

Приступая к разучиванию различных пьес, первым делом анализируем. Практически все пьесы, особенно для детей младшего возраста, имеют программное содержание, стихотворение, которое мы прочитываем, стараясь запомнить. Из названия и стихотворения делаем вывод:

 про что мы будем играть, каким звуком изобразим

Например: "В траве сидел кузнечик"

1.        кузнечик какой? зеленый, маленький, прыгает, отсюда следует: играть будем оживленно и легко.

2.        Разбор нотного текста (проговорить нотами),появление нового- затакт-разобрали, объяснили.

3.        Сколько тактов?

Ответ-8-это предложение. Особенность- следующие 4 такта одинаковые, поэтому предложение можно разделить на две части-периоды.

4.        Мы видим два нотоносца, верхний играет правая рука, нижний - левая.

Если один нотоносец, то ноты со штилями вверх - это правая рука, а со штилями вниз- левая

5.        Размер. Объяснили, разобрали, продирижировали. Выступили в качестве дирижера.

Итог:

Обогащенный словарный запас( звук, затакт,staccato, пауза, штили, предложение, период, размер, такт, четверти, сильная доля, композитор-Бородин-наглядно-фото).

        Для развития музыкального мышления ( способности проследить за сменой настроений музыки, осмыслить взаимосвязь интонаций, тем, образов, частей, замысел произведения в целом, выразительность музыкальной речи, различить музыкальные средства, передающие содержание) необходим определенный словарный запас, который позволяет детям высказаться о характере произведения, оценить услышанную мелодию, определить количество частей (форму). В начале обучения характер музыки поясняется педагогом, который предлагает детям образец грамотного анализа музыкального произведения. Постепенно терминологический словарь детьми усваивается , накапливается и расширяется.

 Приемы используемые на занятиях

∙        Используется прием " Танцующие руки", который включает  артикуляционный, звуковысотный и дирижерский жесты, позволяет работать над музыкальной и речевой интонацией. Согласование дирижерского жеста и пения позволяет добиваться мышечной раскрепощенности детей в звукоизвлечении и движении рук (кистей и пальцев), воспитывает вокальные навыки. Дети учатся говорить руками. При этом тело, руки, артикуляции и голос становятся единым «инструментом», требующим хорошей слаженности действия отдельных его частей.

∙        Применение приема «Веселый оркестр» на занятиях позволяет воспитывать навыки музицирования в ансамбле, развивает тембровый слух и ритмическое чувство.

∙        Использование приема « Музыкальный карандаш», включающий пластическое, графическое и цветное моделирование, способствует максимальной активизации слухового восприятия и концентрации внимания.

∙        Использование логоритмики при разучивании песни позволяет понять детям темпо - ритмическую организацию фразы и звукослоговую структуру слова. Разучивание текста необходимо начинать с проговаривания с одновременным «простукиванием», « протопыванием », «щелканием» и другими звучащими жестами ритмического рисунка текста.

∙        Использование фоноритмики и дактиля.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, у них формируется музыкально - эстетическое сознание. Развитие у детей эмоций, интересов, вкусов  способствует приобщению их к музыкальной культуре. Что важно для их общего духовного становления.

Список литературы:

∙        Яхнина Е.З. Методика музыкально - ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. –М .: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

∙         Овчинникова Т. Вокально - коррекционный коллаж\\ Учебно- методическое пособие.2012.

∙        Овчинникова Т. Пять шагов на пути к «правильной речи». Приложение к учебно- методическому пособию « Вокально- коррекционный коллаж».2012.

∙        Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? /Д.Б. Кабалевский.- 2-е изд.- М .,1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на свирели - как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.

Конспект содержит материалы  опыта работы по обучению детей логопедической группы игре на свирели....

«Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей с депривацией зрения».

В статье написано про мало кому известное физкультурно- игровое оборудование "Парашют с ручками". Краткое описание его применения на занятиях и праздниках с детьми разного дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Игра в шахматы – как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространств...

Игра как средство развития речевых способностей у детей дошкольного возраста

«Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами»....

использование лэпбука как средство развитие речевых способностей детей в подготовительной группе.

Презентация работы по развитию речи с использованием лэпбука "Сказки А.С. Пушкина"...

Игры с водой как средство развития речевой и познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ 

Игры с водой относятся к любимым играм детей. В основу этих игр должно быть положено стремление ребенка активно действовать исследовать природный материал.   Задача взрос...