Развитие музыкальных способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.
статья по музыке по теме

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Развитие музыкальных способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

  1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
  2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности .

В нашем учреждении дополнительного образования организован клуб дошкольников «Кроха», где занятие по «Музыкальной культуре» является одним  из нескольких предметов эстетического воспитания детей.

В структуру музыкальных занятий входит: 1) знакомство с музыкальными произведениями мировой культуры (слушание музыки, беседы о композиторах, жанрах, формах, средствах музыкальной выразительности); 2) пение (навыки вокального исполнительства); 3) музыкально-ритмические движения (несложные танцевальные композиции, музыкальные игры); 4) игра на детских музыкальных инструментах. Именно в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах развиваются все основные музыкальные способности детей дошкольного возраста.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах, помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

В каждом ребенке совсем неплохо развивать музыкальные способности. Уже давно установлено, что дети, занимающиеся музыкой, нередко опережают своих сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Такие дети лучше воспринимают информацию и концентрируют внимание.

 Наши дети из клуба «Кроха» с большим желанием занимаются музыкой. Особенно их привлекает возможность самовыражения — возможность самостоятельно извлекать различные звуки. Совместные занятия музыкой являются прекрасной формой общения. Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на занятиях «Музыкальной культуры» музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Музыка  развивает эмоциональную сферу.
Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Занятия музыкой, пением, игра на детских музыкальных инструментах помогают детям найти душевное равновесие, укрепляют здоровье, развивают коммуникабельность.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом творчества «Вектор»

Занятие по музыкальной культуре в школе «Солнышко»

«Музыкальная изобразительность»

для детей 5-6 лет.

                                                                                                       Выполнила:                                        

                                                                                             Шанина С.А.,

                                                                                  педагог  

                                                                                                       дополнительного

                                                                                         образования

                                                                                                    Дата проведения:

                                                                                                 27.03.17.        

Новокузнецк

2017

Занятие по музыкальной культуре в школе «Солнышко»

«Музыкальная изобразительность»

для детей 5-6 лет.

Цель: Формирование у детей представлений об изобразительности в музыке, умений рисовать музыку в своем воображении.

Задачи: 1. Создать условия для того, чтобы дошкольники сами смогли показать изобразительные моменты в музыке (на разных музыкальных инструментах).

               2. Учить детей слушать, слышать и понимать изобразительные качества музыки; учиться передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку.

               3. Воспитывать интерес и любовь к музыке, раскрывать связь музыки с жизнью человека.

План занятия

1.        Вход в кабинет под музыку А.Вивальди «Весна». Орг. момент. Традиционное музыкальное приветствие.

2.        Вводное слово по теме занятия.

3.       Слушание музыки Э.Грига «Утро».

4.     Исполнение вокальной распевки с жестами, Е.Матвиенко «Распевки-календарики».

5.       Исполнение песни «Весенний день» Е.Попляновой с клавесами.  

6.       Музыкально - ритмическая игра «Пешком - бегом» - М.Воротовой.    

7.       Песня-игра «Эхо» - Е.Попляновой.

8.       «Темпо» - М.Воротовой – ритмопластика.    

9.    Разучивание 1 - 2го куплета и припева песни «Веселая песенка» - Ермолина с инструментами в проигрыше (металлофоны).

10.     Танец лучиков (с лентами) – муз. С.Вольфензона.

11.         Итог занятия.

12.         Выход из кабинета под музыку А.Вивальди «Весна».   

Оборудование

•        Музыкальный центр

•        Фортепиано

•        Тамбурин, бубны, барабаны, треугольники, трещотки, рубель, ксилофоны, металлофоны, колокольчики, клавесы.

.         Иллюстрации животных: черепаха, кошка, антилопа, гепард.

•        Фонозаписи: Э.Григ «Утро»; «Темпо», «Пешком - бегом» - М.Воротовой, А.Вивальди «Весна».

•        Музыкально-нотный материал: песни Е.Попляновой «Эхо», «Весенний день», танец с лентами – С.Вольфензон.

Ход занятия

1. Звучит музыка «Весна» - А.Вивальди, дети входят в кабинет. Традиционное музыкальное приветствие по звукам тонического трезвучия в тональности C-dur.

2. – Ребята, вы обратили внимание на музыку, которая звучала во время вашего входа в кабинет? Какая она по характеру,  по настроению? (Веселая, светлая). – Да, эта радостная музыка называется «Весна» А.Вивальди. композитор изобразил музыкальными звуками журчание ручья, щебетание птиц. Так вот сегодня мы будем говорить об изобразительности в музыке. Мы послушаем прекрасную музыку норвежского композитора Эдварда Грига «Утро», исполним песню «Весенний день», поиграем в «Эхо», а также исполним «Веселую песенку» и танец солнечных лучиков (с лентами).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

3. – Сейчас, ребята, мы отправимся в лес, и  вы услышите и даже «увидите», как композитор Э. Григ  нарисовал звуками картину утра. В самом её начале музыка тихая, нежная, затем – становится ярче, громче, как будто встает солнышко, освещая все вокруг, сияющие лучи блещут и переливаются. Во время звучания музыки, пожалуйста, проследите и покажите движением рук, как поднимается солнышко. (Звучит фонограмма «Утро» Э.Грига, дети постепенно поднимают вверх соединенные ладошки «солнышком»). – Все хорошо справились с заданием. Вы показали, как огромное солнце выплывает  из-за горизонта над лесом, поднимается вверх и светит всем на радость.

 4. – Чтобы перейти к исполнению песни «Весенний день», нам нужно подготовить вокальный аппарат, т.е. голос к пению. Распоемся на весенней попевке из цикла «Распевки - календарики».

        За окном звенят капели,                        - дети хлопают

        И цветочки расцвели.                           - раскрывают ладони

        Поскорей бы прилетели                       - шлепки по коленям

        Утки, гуси, журавли.                            – ладони «клювиком»

(Дети поют под фортепиано несколько раз с повышением по полутонам.)

5. – Вот мы распелись и готовы к исполнению песни. Для изображения капели какие инструменты нам понадобятся? (Клавесы). (Дети берут палочки в руки, играют во время пения слов – «кап-кап-кап», затем – круговыми движениями палочками «рисуют» ветер, облака, лужи. Последние строчки песни сопровождают движением «плывущих палочек - корабликов»). – Спасибо, ребята, вы чудесно озвучили весеннюю капель и изобразили «весенний день».

6. – Ну а теперь мы отправимся в тот самый лес, где уже солнышко поднялось, то пешком, то бегом. В музыке слышны шаги и бег, чтобы четче обозначить их в музыке, добавим для ритма наши клавесы.  (Дети с инструментами двигаются в такт музыки – «Пешком - бегом» - М.Воротовой, отстукивая ритм шага и бега). – Молодцы, вы прекрасно инструментами изобразили в музыке шаги и бег. Как играли? (Шаги – спокойно, а бег - быстро).

7.  – Но вдруг вы  заблудились в лесу и закричали: «А-У». Что тогда слышится в лесу? (Эхо). - Давайте, вспомним игру в эхо. Как отвечает эхо на вопросы? (Повтором). Верно. Допустим, я спрошу: «Сколько времени сейчас?» Что ответит эхо? (Час, час). Вот вы и стали эхом! А чтобы играть было веселей, «эхо» свои ответы будет сопровождать хлопками в ладоши дважды. Готовы? Начинаем! (Дети в паузах отвечают, как «эхо», хлопая в ладоши два раза). – Хорошо справились с заданием, ребята, звучали, как настоящее эхо.

8. – А теперь, давайте, все вместе подумаем, как в музыке можно показать движение черепахи? (Музыка звучит тихо и медленно). – Правильно, движение животного будет показывать темп музыки.  А как покажем в музыке кошку, антилопу, гепарда? (Показ иллюстраций животных). (Музыка будет звучать все быстрее и быстрее).  – Вот мы сейчас и изобразим под музыку движение этих животных. (Звучит песня М.Воротовой «Темпо». Дети идут в темпе адажио, как черепахи, в темпе анданте – кошки, аллегро – антилопы, престо - гепарды). – Вы легко справились с заданием, потому что музыка, точнее ее темп подсказывал, как нужно двигаться, изображая каждого животного.  

9. – А теперь настало время исполнить «Веселую песенку» солнечных лучиков. Скажите, пожалуйста, какой музыкальный инструмент больше всего подойдет для озвучивания солнечных лучиков? (Металлофон).  – Правильно, потому что звук у инструмента яркий, звонкий и полетный. (Дети исполняют 1 -2 куплеты песни Ермолина «Веселая песенка», а в проигрышах между куплетами играют на металлофонах глиссандо). – Молодцы!

10. – Солнышко весной светит ярче и лучистей, давайте изобразим солнечные лучики в танце с лентами. (Дети исполняют танец с лентами под фортепиано, музыка С.Вольфензона). – Спасибо, «солнечные лучики», присаживайтесь на свои места.

11. – Итак, ребята, может ли музыка изображать? Какую картину природы музыка нарисовала? (Восход солнца, утро, пение птиц. Музыка постепенно звучала все громче и ярче). - А что вы изображали клавесами? (Капель, шаги и бег).  – Скажите, как композитору удалось изобразить в музыке движение, например, черепахи и гепарда? (Изменялся темп музыки, ее скорость). – Да, ребята, совершенно верно, темп, ритм, тембр, динамика – все это помогает изобразительности в музыке.

12. – Наше занятие подошло к концу, до свидания. (Дошкольники выходят из кабинета под музыку А.Вивальди «Весна»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Обучение игре на детских музыкальных инструментах» Для дошкольников средней, старшей, подготовительной групп.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра на детских музыкальных инструментах. Играя на различных инструментах, дети приучаются согласованно действовать в коллективе, разв...

Презентация Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"

Презентация  Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"...

План кружковой работы по дополнительному образованию «Обучение игре на коми детских музыкальных инструментах» За 2019 – 20 учебный год

План кружковой работы по дополнительному образованию«Обучение игре на коми детских музыкальных инструментах» За 2019 – 20 учебный год...

Доклад "Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах".

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.Игра на детских музыкальных инструментах. Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создат...

Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Оркестровые уроки. «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

ВведениеФедеральный государственный Стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина Росс...