«Зима пришла»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Скрипачева Елена Николаевна

КОНСПЕКТ интегрированного занятия (музыка и рисование) в старшей группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrorivannogo_zanyatiya.docx581.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

интегрированного занятия «Зима пришла» (музыка и рисование) в старшей группе

Тип занятия: интегрированное

Вид: закрепляющий

Тема: «Пришла зима»

Возраст: 5-6 лет

Оформление: зал украшен под зимний лес.

Программное содержание:   

1.  Учить находить соответствие музыки изобразительному искусству, передавать свои представления о зиме в рисунках.

  1. Развивать умения детей воссоздавать в памяти характерные зимние природные явления.
  2. Закреплять нетрадиционные способы рисования (размыв, рисование воском, пальцеграфия, заливка).
  3. Учить различать характер двух музыкальных произведений, одинаковых по названию, слышать в музыке зимние краски и передавать их в движении, в пляске. Продолжать учить импровизировать в соответствии с текстом и музыкой.
  4. Развивать музыкальный слух
  5. Развивать воображение, используя релаксационные упражнения.
  6. Воспитывать эстетическое восприятие, чувство красоты природы и музыки.

Словарная работа: 

1.Закрепить слова тампонирование, набрызг, пальцеграфия.

                                      2. Подобрать определения к музыкальным произведением (тревожная, тоскливая, жалобная, печальная).

Предварительная работа с детьми: 

1. Наблюдения на прогулке, рисование «Первый снег», заучивание стихотворения о зиме.

2. Слушание музыкальных произведений.

Индивидуальная работа: индивидуальная помощь затрудняющимся детям Ермолаеву Данилу, Седельникову Вове.

Оборудование: столы, музыкальный центр, фортепиано

Материал:

  • раздаточный - краски, гуашь, воск, ватные палочки, поролоновые тампоны, ватман белый и тонированный, восковые мелки, салфетки влажные для рук.
  • музыкальный - капроновые шарфы, султанчики, аудиозапись

Литература: Программа «Школа 2100». «Путешествие в прекрасное» O.A. Куревина, Г.Е. Селезнева, «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова,  «Природа и художник» Т.А. Копцева, «Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционная техника) Р. Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, «Обучение детей дошкольного возраста основам релаксации» под редакцией Л.B. Логуновой

Музыкальный репертуар: «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковский, концерт № 4 фа минор "L'inverno" II часть - Largo), III - Allegro)

D:\media\image1.jpeg

1 - ковер , 2- пианино 3 - дети 4- воспитателя 5 - столы для рисования

Структура занятия:

  1. часть - вступительная беседа о наступлении зимы (3 мин)
  2. часть - слушание «Зима» А. Вивальди. (6 мин)
  3. часть - музыкально-ритмические движения «Ветерок и Вьюга» (4 мин)
  4. часть - релаксационная пауза «В зимнем лесу» (4 мин)
  5. часть - рисование по представлению подгруппами (11 мин)
  6. часть - итог занятия (2)

Ход занятия

Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг. Что нового вы увидели в зале? (Ответы) Какое время года мы встречаем? (Ответ)

Правильно, наступила зима - прекрасное время года. Какие изменения вы увидели на улице? (Ответы)

Кто из вас недавно был за городом? Что вы там увидели? (Ответы) Все, что мы будем сегодня делать, посвящено зиме: и стихи, и загадки, и танцы, и рисование.

(Приглашает детей сесть на стулья) А кто из вас знает и помнит стихи о зиме?

(Дети по желанию читают стихи)

Воспитатель:          Послушайте загадку и постарайтесь ее отгадать.

Он вышел - никто не видел,

Он сказал - никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,         

А на окнах вырос лес... (Мороз)

Муз.руководитель: Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали загадку. Конечно, зимой природа так красива! Сегодня мы с вами послушаем музыкальное произведение итальянского композитора А.Вивальди «Зима». Давайте закроем глаза и окунемся в прекрасный мир музыки.

(Звучит отрывок из концерта № 4 фа минор "L'inverno" II часть - Largo)

Муз.руководитель: Какая зима видится вам при звуках этой музыки?

Дети:                Красивая, сверкающая. Как будто все вокруг белеет и серебрится, стоит мороз, а под ногами потрескивает снег.

Муз. руководитель; А какое настроение у этой музыки?

Дети.                Нежное, светлое, спокойное.

Муз.руководитель: Теперь послушайте следующую загадку и отгадайте ее.

 Гуляю в поле,

 Летаю на воле,

 Кручу, верчу,

 Знать никого не хочу.

(Вьюга, метель)

Муз.руководитель: Верно, ребята. Зимой в непогоду дует сильный ветер, завывает вьюга. Сейчас мы послушаем второй отрывок из этого же музыкального произведения.

(Звучит отрывок из концерта № 4 фа минор "L'inverno" III - Allegro)

Муз.руководитель: Какая была эта музыка по настроению?

Дети.                  Тревожная, грустная, печальная, жалобная, тоскливая.

Муз.руководитель: А какую картину вы себе рисовали под эту музыку?       

(Ответы детей)

Муз.руководитель: Сегодня я хочу рассказать историю, которая случилась с моим другом Ветерком.

(Звучит инструментальная музыка. Мальчики берут султанчики с новогодним дождем, девочки - голубые и белые шарфики. И исполняют пластический этюд, выполняя движения под текст музыкального руководителя.)

Муз. руководитель: (Звучит музыка сопровождаемая текстом ) Однажды маленький ветерок решил навестить свою тетушку Вьюгу. D:\Скрипачёва\Документы Елены Николаевны\Фото по работе\Фотографии с КМО\DSC02604.JPG

Путь его лежал через лес. Посмотрел он вниз и ахнул: на земле лежал необыкновенной красоты белый ковер. (Мальчики гуляют врассыпную по всему залу, руки с предметами отведены в сторону.) 

Ветерок опустился вниз и начал играть со снегом. (Останавливаясь лицом к зрителям, мальчики приседают.)

Он поднимал его с земли, подбрасывал вверх, снова опускал на землю. {Встают, делая взмах руками вверх, медленно опускают руки вниз.)

Заигрался Ветерок, что не заметил прихода тетушки Вьюги. (Поднимают руки поочередно вверх, вниз.)

Увидев беспорядок, Вьюга стала злиться. Она закружила, завьюжила снега, разбрасывала его в разные стороны, затем снова кружила и кружила. (Мальчики продолжают выполнять поочередные движения руками. Выбегают девочки с шарфиками в руках. На носочках бегают вокруг мальчиков, поднимая и опуская руки.)

Маленький Ветерок прижался к земле и ждал, когда же Вьюга успокоится. (Мальчики приседают, опуская руки вниз. Девочки останавливаются за мальчиками, качают руками.)

Но та все продолжала кружить в своем зимнем танце. (Девочки кружатся на месте. Мальчики сидят.)D:\Скрипачёва\Документы Елены Николаевны\Фото по работе\Фотографии с КМО\DSC02608.JPG

Вот Вьюга последний раз взмахнула крылом и улетела. (Девочки делают быстрый взмах шарфиков вверх, приседают.)

Ветерок поспешил за ней. Снег, еще покружив, стал медленно опускаться на землю, укрыв ее белым покрывалом. (Мальчики, сделав тоже взмах руками вверх, кружатся, затем медленно опуская руки, приседают.) Вот мы и оказались в лесу у самой хозяйки зимы.

(Входит «Зима» - педагог-психолог)

Педагог-психолог : Здравствуйте, ребята! Я вижу у меня гости!

(Упражнение на релаксацию и развитие воображения «В зимнем лесу»

(3 минуты).

Рада видеть вас в моем зимнем лесу...

Лягте поудобнее на спину... ноги прямые, руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены... глаза закрыты... Глубоко вдохните... и выдохните... Ощутите свежий зимний воздух...

А теперь попытайтесь представить все то, что я Вам буду говорить... слушайте только мой голос и музыку...

Итак, Вы в зимнем лесу... Вокруг Вас стоят разные деревья... Сквозь ветки этих деревьев проходят солнечные лучи, которые дарят Вам добро и спокойствие... Вы видите, как с неба начинают падать разные снежинки... Одна снежинка медленно падает на Вашу ладошку... Рассмотрите ее, какая она красивая и неповторимая... У каждого она своя... И снова оглянитесь по сторонам... Вся земля покрылась белым снегом... Деревья оделись в снежные шубы... D:\Скрипачёва\Документы Елены Николаевны\Фото по работе\Фотографии с КМО\DSC02610.JPG

Давайте вдохнем еще раз чистый, лесной воздух (вдох) и откроем глаза (выдох). Мы снова в детском саду. (Дети остаются сидеть на ковре, Зима присаживается к детям для беседы).

  • Ребята, Вам понравилось в моем зимнем лесу?
  • Вам удалось увидеть свою снежинку?
  • Поднимите, пожалуйста, руку и погладьте себя по голове, похвалите себя за это. Вы молодцы!

Воспитатель: Многие художники любили зиму и рисовали зимние пейзажи: первый снег, снегопад, вьюги и метели. И сейчас мы с вами будем «художниками» и наши работы подарим Зиме, на память. Вы должны определиться, что будете рисовать: снегопад, вьюгу или мороз. Рисовать будем нетрадиционными способами. Давайте вспомним, какими способами мы можем нарисовать снегопад, но не забудьте, что он бывает разным по обилию и виду снега - это и порхание снежинок, и хлопья, и крупка. (|Ответы - тычком ватной палочкой, пальцами, поролоновым тампоном, набрызгом)

А как можно изобразить вьюгу? (Ответы - жесткой кистью, щеткой, пальцами гуашью с клеем)

Ребята, а как мы можем изобразить мороз? Видим ли мы его, как снегопад и вьюгу? (Ответы - ощущаем холод, слышим хруст снега, видим узоры на стекле)

Каким способом можно нарисовать узоры, оставленные морозом на стекле? ( Ответы - пальцами, палочками, воском) Мы сегодня нарисуем узоры воском.

Итак, вы вспомнили способы рисования и сделали выбор, что будете рисовать. Давайте подойдем к столам и приступим к рисованию.D:\Скрипачёва\Документы Елены Николаевны\Фото по работе\Фотографии с КМО\DSC02612.JPG

(Дети рисуют. Воспитатель направляет и помогает детям) 

Воспитатель: Молодцы! Вы все постарались. Давайте отойдем от столов и покажем рисунки Зиме.

Педагог-психолог: Молодцы ребята! Мне очень понравились ваши рисунки.

Воспитатель: (обращаясь к детям) А что вам понравилось на этом занятии? (Ответы) Мы еще продолжим знакомство с зимой, многое узнаем, ведь зима только началась. Сегодня наше занятие окончено, давайте попрощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗИМА ПРИШЛА»

ТЕМА  «ЗИМА ПРИШЛА» Программное содержание:Расширять знания детей о временах года. Закреплять умение подбирать сходные по смыслу названия признаков, действий, предметов. Закреплять умение отвеча...

Инсценировка развлечения "Зима пришла - снег и радость принесла"

Инсценировка для детей старшей группы  с использованием народного фольклора расширяет знания детей о народных обычаях, приобщает к истокам народной культуры, воспитывает нравственно-патриот...

Презентация к песне Л.Олифировой "Зима пришла"

Песня, которую с радостью исполняют дети в средней группе. Ноты можно найти в журнале "Музыкальный руководитель"...

открытое занятие для средней группы "Зима пришла"

занятие для средней возрастной группы, очень интересное...

Конспект развивающего занятия с использованием элементов ТРИЗ "К нам зима пришла сама"

Конспект  занятия для детей старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ " К нам зима пришла сама "...

Конспект занятия по физкультуре на улице зимой «Пришла зима-красавица» (старший дошкольный возраст)

Конспект занятия по физкультуре  на улице зимой «Пришла зима-красавица» (старший дошкольный возраст)Цель: охрана и укрепление здоровья детей во все времена годаЗадачи:Создать услов...

НОД "Пришла зима, пришла красна. Потешки-заклички, поговорки, колядки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет (восприятие художественной литературы и фольклора) Цель: формировать у детей первичные представления о русских традициях через в...