Доминантное занятие
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа) на тему

Леонтьева Наталья Анатольевна

 

Цель: Развивать певческие навыки и творческие способности детей в процессе обучения пению. Способствовать развитию музыкальных способностей у детей.

                                  

Задачи:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера. Учить детей петь легким звуком, в умиротворенном и подвижном темпе, передавая разный характер песен.

 

  • Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение.

Развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dominantnoe_zanyatie.docx28.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей

с нарушениями речи №40».

«Прогулка в осенний лес»

Доминантное занятие

в подготовительной

логопедической группе

                                                                Музыкальный руководитель

                                                                         Леонтьева Наталья Анатольевна

Р.Татарстан

г.Нижнекамск

2015 г.

Прогулки в осенний лес

Доминантное занятие в подготовительной логопедической группе.

Цель: Развивать певческие навыки и творческие способности детей в процессе обучения пению. Способствовать развитию музыкальных способностей у детей.

Задачи:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера. Учить детей петь легким звуком, в умиротворенном и подвижном темпе, передавая разный характер песен.

  • Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение.

  • Развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики.

Ход занятия

Дети заходят в зал, встают полукругом, исполняют музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята».

Педагог: Дети, я сейчас загадаю вам загадку:

        «У избы помоет крышу

        Отведет в берлогу мишу.

        Труд крестьянский завершит,

        А потом листвой шуршит.

        Мы ее тихонько спросим:

        - Кто ты? И услышим…(Осень).

Педагог: Правильно, осень! И я приглашаю вас на прогулку в

                осенний лес.

(Проводится двигательное упражнение «Прогулка в осенний лес»).

В лес отправимся гулять       / Дети маршируют

Будем весело шагать

По тропиночке пойдем         / Ходят «змейкой»

Друг за дружкою гуськом   / между кочками.

На носочки встали               /Бегут на носках.

И к лесу побежали

Ноги выше поднимаем,         /Ходят высоким шагом,

На кочки мы не наступаем.  /перешагивая через кочки.

И снова по дорожке              /Маршируют.

Мы весело шагаем

Педагог: Вот и мы пришли. Как хорошо в осеннем лесу!

         Воздух чистый, прозрачный, вкусно пахнет сухой травой, грибами.

(Проводится фонопедическое упражнение «В осеннем лесу» Модель. М.Картушиной).

Затем педагог предлагает детям прочитать выученные заранее стихи об осени (два или три).

Педагог: Да, деревья осенью очень красивые, но вот подул ветер и начался      

               настоящий листопад. Листья кружатся, летят и падают на землю.

        Вот и я предлагаю вам исполнить упражнение «Листопад» (муз.и  

        слова Синегубовой). (Голосом и рукой дети показывают

              направление мелодии).

Педагог: Наше путешествие по осеннему лесу продолжается. Идем дальше.

(Звучит фонограмма голоса дятла).

Педагог: Ой, ребята, чей это голос слышен в лесу? Правильно, это дятел. А

               какой звук мы слышим, дети? (Звук сухой, трескучий, стучащий,

               рассыпающийся).

        Давайте возьмем музыкальные инструменты, и изобразим, как  

               Стучит дятел.

(Дети берут палочки, трещотки, коробочки)

Импровизация.

Педагог: Молодцы, дети, идем дальше.

(Звучит фонограмма голоса вороны).

Педагог: А это чей голос слышен? (Ответ детей).

                Правильно, вороны. А мы ведь с вами знаем песню шуточую  

               «Ворона и осень»? Давайте ее споем.

Инсценировка песни «Ворона и осень» М. Картушиной.

Педагог: А посмотрите, дети, на какую красивую поляну мы с вами пришли.

        Давайте сядем на пенечки, посидим, полюбуемся лесом,                      

                прислушаемся к его звукам.

Педагог: Не слыхать веселых песен соловья.

        Улетели птицы в дальние края.

        Все звери и птицы готовятся к зиме,

        У всех осенние заботы. (Прислушиваются)

        Ой, кто-то к нам спешит.

        В руки нам он не дается,

        В миг в комочек он свернется,

        Черный нос, не видно ножек.

        Кто же это? Это… (Ёжик).

                                       (Е.Арсенина).

(Показываем игрушку – ёжика). А ведь мы с вами знаем песню про ёжика.

Давайте споём!

Песня «Ёжик».

Педагог: Услыхал нашу песню зайчик-трусишка, высунул свои длинные

                ушки, любопытно ему, а сам весь дрожит от страха.

                Не бойся, зайчик, мы тебя не обидим, а поиграем с тобой. Давайте,

                дети, встанем в круг и поиграем в пальчиковую игру «Маленький

                зайчишка».

Пальчиковая игра «Маленький зайчишка» (муз.Е.Железновой, сл.М.Картушиной»).

Дети садятся на пенечки.

Педагог (прислушивается):

Ой, ребята, тише, тише, что-то странное я слышу.

Кто-то к нам сюда спешит и как будто бы шуршит.

Да это же белочки шуршат, к зиме готовятся, прыгают с ветки на ветку, грибы на сучки развешивают и орешки в дупло носят.

Девочки-белочки в шапочках исполняют песню «Белочки» (муз.З.Левиной, сл.Л.Некрасовой).

На полянку выходит грустный старичок-лесовичок. Увидев детей, очень удивляется.

Педагог: Здравствуй, старичок-лесовичок! Ты почему такой грустный?

Лесовичок: Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, милые дети! Как я рад

         видеть вас в моем лесу. Птицы улетели в теплые края, звери

        готовятся к зиме, вот мне и грустно стало, но я услышал ваши

        звонкие голоса и поспешил на полянку.

Педагог: А мы с ребятами тебя сейчас развеселим. Давайте, дети, поиграем

                с лесовичком в веселую музыкальную игру с пением.

Игра «Кто скорее» (муз.М.Картушиной, сл.М. Каминской).

Педагог: А сейчас, Лесовичок, дети споют тебе веселую Осеннюю песню.

Лесовичок: Вот спасибо, дети! Мне с вами так весело стало, даже танцевать

                   захотелось.

Все вместе танцуют веселый танец.

Педагог: Ой, ребята, заигрались мы с вами. Я смотрю тучки осенние

              набежали. Скоро дождь пойдет, пора нам с вами в детский сад

               возвращаться. Давайте попрощаемся с Лесовичком и пригласим его

        в наш детский сад.

Педагог подводит итог занятия: Где вы побывали? Что видели? Кого услышали в лесу? Попрощаемся, споем песенку!

Звучит песня «До свидания» (муз.и сл. Л.Синегубовой).

М.Ю.Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду».

М.Ю.Картушина «Конспекты логопедических занятий с детьми 5-6 лет».

Журнал «Музыкальный руководитель», №6 2014г.

Моя тема по самообразованию

«Развитие у детей вокально-певческих навыков»

Я работаю в детском саду комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи. Поэтому усиленная работа над формированием у детей вокально-певческих навыков в нашем ДОУ очень актуальна.  

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей, как в обычных детских садах, так и в логопедических. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.); расширению кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного; развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны, темп, ритм, тембр, динамика).

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, и пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» и т.д. способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

В нашем ДОУ я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями, учителями-логопедами и психологом. Тщательно отбираю музыкальный репертуар, чтобы он был интересным и доступным для детей, используя принцип «от простого к сложному».

Основными задачами считаю:

  • Учить ребенка выразительному исполнению понятных, интересных ему несложных песен;
  • Учить овладевать необходимыми вокальными навыками, а именно: учить детей петь естественно, без напряжения и крика, мягким звуком;
  • Петь согласованно, не отставая и не опережая других, одновременно начинать и заканчивать, слушая других;
  • Использовать песню различными способами с сопровождением и без него, индивидуально и хором;
  • Обучать детей четкой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать;
  • Развивать музыкальные способности;
  • Расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание перед началом пения, между фразами.

В работе над пением особое внимание уделяю подготовке и настройке голосового аппарата (распеванию) для формирования ладового чувства, а также для решения многих коррекционных задач. Для этого использую потешки, попевки, детские прибаутки. Очень нравится использовать материал из книги М.Ю.Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду». Детям очень нравятся музыкальные обучалочки Екатерины Железновой, веселые детские песенки, развивающие речь и мелкую моторику. Я широко использую этот материал, так как он очень помогает в коррекционной работе с детьми и для развития у детей слуха и голоса.

Мне очень нравится разучивать с детьми музыкальные сказки к праздникам, где дети очень много поют индивидуально и подгруппами. Как правило, такие спектакли готовятся долго (один или два месяца). За это время с детьми проводится большая индивидуальная работа по вокалу. Результаты всегда очень радуют: у детей развиваются творческие способности, воспитывается уверенность в силах, выдержка, и, конечно, дети начинают петь чисто и красиво.

В заключение хочу сказать, что очень приятно видеть, как день за днем под влиянием музыкальных занятий развивается личность ребенка, певческие навыки, эмоциональность, интеллект, коммуникативные качества, улучшаются внимание, память, развивается речь, творческое воображение. Ребенок учится понимать язык чувств – становится более отзывчивым и чутким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного занятия по развитию музыкально-двигательного творчества при восприятии классической музыки на тему "Лесная прогулка" для детей старшей группы.

В занятии представлены творческие задания по созданию двигательных импровизаций старшими дошкольниками на тему прогулки в весеннем лесу. Музыкальный материал представлен высокохудожественными классиче...

Доминантное занятие по слушанию музыки "Музыкальное путешествие"

Доминантное занятие по слушанию музыки" МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"ЦЕЛЬ: Вспомнить знакомые произведения русских и зарубежных композиторов, исполнить танцы и муз.оркестр, прослушать новые произведе...

доминантное занятие Интеграция образовательных областей " Музыка" и "художественное творчество"

  ДОМИНАНТНОЕ  ЗАНЯТИЕ. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество»   ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:  Развивать умение детей определять характер, ...

доминантное занятие по восприятию музыки Музыкальные инструменты и игрушки " Звонили звоны"

Доминантное занятие по восприятию музыки                       Тема: «Музыкальные инст...

«Целый день в саду у нас игры и веселый пляс», доминантное занятие на развитие муз.ритмических движений для детей средней группы

Занятие на закрепление материала по музыкально-ритмическим движениям, по программе "Ладушки" Каплуновой и Новоскольцевой, с использованием авторского тескта....

Конспект муз. доминантного занятия по движениям для подг.гр.

В своей работе с детьми я уделяю немалое внимание разделу музыкально-ритмические движения, где главенствующую роль играет музыка. Научить детей осмысливать образное содержание музыки...