Шесть принципов развивающего обучения Орф-Шульверка
статья по музыке по теме

Хачатрян Лиана Ишхановна

Набор техник и приемов Орф-Шульверка настолько обширен, но при этом прост и доступен, что с его помощью закладываются основы музыкального воспитания, понимание музыки, как системы, и любовь к музыке, как к виду искусства.  Конечная цель этой системы — воспитание личности в духе гуманизма, высвобождение природных сил личности. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, главная задача педагога – воспитать в нем творческое начало», - писал Карл Орф. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_hachatryan_l.i.docx19.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Альманах  мировой науки (Педагогические науки)

Хачатрян Л.И.

Шесть принципов развивающего обучения Орф-Шульверка

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Термин «Orff-Schulwerk» был введен в обиход выдающимся немецким композитором и педагогом Карлом Орфом (1895-1982). Слово «Schulwerk» (нем.) происходит от слов «Schule» - школа и «Werk» - произведение. Таким образом, «шульверк» означает произведение для школы, для обучения детей.

Карл Орф писал много музыки для театра. В своих сочинениях он обращается к первоосновам музыки, звука, соединяет все с движением, со сценической выразительностью, с театром, с игрой. Такой подход оказывается очень близким детям, детской психологии. [1]

В выборе материала Орф исходит из фольклора. Этим он хочет сказать: то, что дано было народам в их истории, в их культуре, не должно исчезнуть для более поздних поколений. В своей педагогике Орф нашел форму сохранения и применения живого фольклора, пробуждая его от музейного сна.

Шульверк — не более чем упражнение в элементарной музыке, использующей простые инструменты, не связанные со сложными навыками игры. Выбор историко-этнографического материала (песня, танец, инструментарий) должен быть самостоятельным в каждой стране. Орф призывает искать всякий раз новый материал применительно к стране и ее традициям. [2]

Орф-шульверк не является методом. Здесь не существует упорядоченных пошаговых действий, которым нужно следовать. Есть базовые принципы, ясные модели и основные процессы, следуя которым, все опирающиеся на интуицию творческие педагоги могут организовать свои музыкальные идеи. [3]

 Известный орф-учитель из Сан-Франциско (США) Даг Гудкин выделил шесть принципов развивающего обучения, которые служат двум целям. Во-первых – задать структуру планирования уроков и развития материала. Во-вторых – совершенствование этой структуры.

От простого – к сложному.

Педагогу необходимо разобрать свое знание до простейших компонентов и воссоздать заново во всей его полноте. Это умение необходимо для того, чтобы начинать обучение музыке с простого, доступного, что каждый смог бы сделать и понять. «Простое» следует понимать не столько как «нетрудное», но еще и как «элементарное, не составное»; соответственно «сложное» - не только как «трудное», но и как «состоящее из множества, комплексное».

От подражания – к творчеству.

Творческий процесс часто начинается с чего-нибудь известного, которое затем каким-либо способом изменяется. Повторяя за педагогом простой ритм, ребенок развивает свой ритмический словарь. Чтобы сотворить что-то свое – необходимо пройти много ступеней вверх по лестнице имитаций.

От тела – к инструменту.

Наш первый инструмент- это наше собственное тело и голос. Хлопы, топы, шлёпы помогают нам исследовать ритм, тембр и динамику, т.е. средства музыкальной выразительности. Когда инструментальная работа начинается после тщательной подготовки посредством тела и голоса, это более эффективно, выразительно и успешно.

От унисона – к оркестру.

Музыкальный навык игры в оркестре требует подготовки в форме унисона. Необходимо каждому дать возможность продемонстрировать, что он понимает путем исполнения соло.

От опыта – к понятию.

Понятия рождаются из опыта: маленький ребенок должен увидеть, потрогать, попробовать на вкус цветок до того, как он познакомится с его названием и начнет понимать категорию «цветы». Дети, которые уже прохлопали и станцевали ритм, усвоят понятие, называемое «ритм», без лишних усилий и более полно, чем те, которые узнали о ритме только из словаря… Таким образом, каждое музыкальное понятие ребенок получает через прямой опыт и только потом педагог дает название тому, что сделали.

От устного – к письменному.

Мы начинаем говорить прежде, чем читать и писать, нужно петь и играть музыку раньше, чем записывать её и играть по нотам. Орф-практика – это устная традиция, предназначенная развивать способность играть на слух. В то же время она отдает должное дарам музыкальной грамотности и ведет детей к ней от устной основы. [4]  

Орф-педагогика существует в России более двадцати лет. Важно заметить, что в настоящее время основные положения Орф-педагогики совпадают с новыми требованиями и направлениями развития  общеэстетического и музыкального  образования в нашей стране. Многие российские педагоги выбрали это направление как основу своей профессиональной деятельности. Элементы Орф-шульверка успешно применяются на музыкальных занятиях в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №45 общеразвивающего вида с деятельностью по познавательно-речевому развитию детей Фрунзенского района Санкт-Петербурга.  В процессе обучения развиваются не только основные музыкальные способности: слух, ритм, музыкальная память, но и формирует личность ребенка с разных сторон. Развиваются психические функции: восприятие, память, мышление, эмоции, воображение, воля, а также налаживаются необходимые межфункциональные связи. Большое внимание уделяется физиологическому развитию и укреплению здоровья. В процессе занятия дети постоянно находятся в движении, совершенствуется общая и мелкая моторика, координация, равновесие; вырабатываются навыки правильного дыхания, укрепляются и развиваются голосовые навыки. Активно формируются речевые навыки: артикуляция, речевое интонирование. Дети овладевают родным языком, приобщаясь к фольклору. Особое внимание уделяется развитию креативности, то есть обращение к собственному детскому творчеству.

Новейшие данные психологии показывают, что требования раннего и всеобщего музыкального воспитания — самые естественные и глубоко соответствующие закономерностям интеллектуального и психического развития личности. Основы музыкальности нуждаются в развитии и развиваются до того, как вступает в силу процесс интеллектуального развития. В дальнейшем музыкальность, ориентированная на элементарную музыку и движение, продолжает свое развитие, захватывая в свою орбиту интеллект. [2]

Набор техник и приемов Орф-Шульверка настолько обширен, но при этом прост и доступен, что с его помощью закладываются основы музыкального воспитания, понимание музыки, как системы, и любовь к музыке, как к виду искусства.  Конечная цель этой системы — воспитание личности в духе гуманизма, высвобождение природных сил личности. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, главная задача педагога – воспитать в нем творческое начало», - писал Карл Орф.

Список литературы

1. Орф-Шульферк. Русские народные песни и танцы: Для голоса, блокфлейты и Орф-инструментов / Обраб. В.А.Жилина. – Челябинск: «Music Production International», LLC, 2004г.

2. Карл Орф. О.Т.Леонтьева,– Москва: Музыка, 1984 г.

3. Материалы «Wikipedia», перевод с английского Евгения Белозерова.

4. Материалы «Special Course» 2004/2005, Орф-Институт, Зальцбург, Австрия, перевод с английского Ирины Шестопаловой, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип развивающего обучения по правилам дорожного движения

Ознакомить и раширить представление педагогов о проектной деятельности по ПДД. Дать  рекомендации по созданию в группе развивающеей среды по ПДД, организация учебной деятельности используя пробле...

«Теоретико – методологические основы принципа развивающего обучения»

Контрольная по учебной дисциплине«Педагогика среднего специального образования» Тема: «Теоретико – методологические основы принципа развивающего обучения»...

Шесть принципов развивающего обучения Орф-Шульверка

Набор техник и приемов Орф-Шульверка настолько обширен, но при этом прост и доступен, что с его помощью закладываются основы музыкального воспитания, понимание музыки, как системы, и любовь к музыке, ...

«Психолого – педагогические принципы развивающего обучения детей дошкольного возраста»

«Психолого  – педагогические  принципы развивающего обучения детей дошкольного возраста»...

Общие методические принципы развивающего обучения

По Л.Г. Выготскому, обучение создает зоны ближайшего развития, где в общении и сотрудничестве со взрослыми и товарищами происходит развитие психических функций ребенка от коллективной к индивидуально ...

Статья: Принципы развивающего обучения

На основании многочисленных теоретических и экспериментальных психологических исследований была сформулирована система принципов, характеризующих процессы психического развития человека в детском, под...