План работы ритмического кружка «Ритмическая мозаика»
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему

В данной  разработке  представлены цели, задачи, принципы, а также  содержание  работы  с детьми по  развитию римических  навыков, выразительности  на основе  методик  Горшковой Е. В.и  Бурениной А.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_kruzhka.doc112 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Заведующий МБДОУ

                                                 «Детский сад №111»

                                                           

____________ Епифанова  С.В.

 Перспективный  план

работы  кружка

«Ритмическая  мозаика»

на 2014 – 2015 уч.год

                                                                                                  Выполнила:  Пудова  Л.П.,

     музыкальный руководитель

                                                                                                первой  квалификационной

                                                                   категории

                                     

г.Дзержинск

Содержание

1.Пояснительная записка

2.Задачи, принципы  

3.Содержание работы с детьми

4.Методическое обеспечение

Пояснительная записка

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым.

Именно музыкально-ритмические и танцевальные движения дают возможность обучать детей свободно управлять своим телом через работу всех мышц. Постепенно через умение управлять своими мышцами начинает вырабатываться навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир. Музыкально-ритмическая деятельность не только удовлетворяет потребность детей в движениях, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Базой данного курса являются программа  «Камертон» Э.П. Костиной технология  «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной и методическая  разработка «От жеста к танцу» Е.В.Горшковой.

 Особый акцент в предлагаемой программе сделан на взаимопроникновение обучающих и творческих моментов в едином процессе,  который строится по принципу: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству, а от него – к «композиционному» творчеству в танце.

Главная идея методики – научить детей осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками музыкального  языка, языка  выразительных движений (пантомимических и танцевальных)

Возрастные особенности детей. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Завершается процесс формирования скелетной мускулатуры, увеличивается длина верхних и нижних конечностей, происходит окостенение позвоночника.

В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые наиболее активно участвуют в повседневной  деятельности детей. Это  группы мышц, обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и другие жизненно важные движения. Все крупные мышцы туловища и конечностей отличаются слабым развитием связочным отделов. Относительно мало развиты мелкие мышцы шеи, груди, позвоночника, поясницы, кистей рук,

Детям  старшего дошкольного  возраста доступно овладение сложными видами движений, способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники

Возраст детей и срок реализации программы.

   Курс рассчитан на  2 года – проведение занятий 1 раз в неделю (общий объём – 32 занятий в год), рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Содержание соответствует средним возможностям детей.

Цель и задачи.

Цель: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Основные задачи:

I.        Развитие музыкальности:

  • развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику, метроритм  
  • обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями; развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец) и выражать это в соответствующих движениях.
  1. Развитие двигательных качеств и умений:

 Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Ш.   Развитие творческих способностей:

  • развитие умений сочинять несложные плясовые движения;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку; развитие воображения, фантазии, развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д.,

IV. Развитие и тренировка психических процессов:

  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);

   V.        Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  •   воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения,
  • Воспитывать   навыки  адекватной  оценки и  самооценки
  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;
  • воспитание чувства такта, воспитание культурных привычек, умения вести себя

Варианты включения в другие виды деятельности Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения

Содержание  движений

Основные: 

ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пру-жинящим,топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;

бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;

прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.;

общеразвивающие упражнения 

 на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;

имитационные движения 

 различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — " в воде", "в воздухе" и т.д.);

плясовые движения

элементы народных плясок и детского бального танца полонеза, вальса, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

Принципы обучения в танцевальном кружке

  •          Развивающий характер образования в соответствии со способностями и возможностями ребенка.
  •          Системность, целенаправленность
  •          Тесная  взаимосвязь теоретических сведений с музыкальным репертуаром.
  •          Обучение – через творчество и игру! Главное –радость!
  •          Успешность! (каждый ребенок должен знать и понимать, что он уникален и неповторим, получать задания, которые способен успешно выполнить).

Форма работы:

  • работа с подгруппой/ индивидуально.

Ожидаемый  результат.

  • Выразительность  исполнения  движений  под  музыку;
  • Умение  самостоятельно   отображать  в движении  основные  средства  музыкальной  выразительности;
  • Освоение    большого  объёма  разнообразных  композиций   и   отдельных  видов  движений; точность   и  правильность  исполнения   движений  в  танцевальных     композициях, ориентироваться в пространстве и перестраиваться в нем
  • Способность  к  импровизации  с  использованием  оригинальных   и  разнообразных  движений;
  • Осмысленное выполнение  свою роль в пластических этюдах;
  •  Участие  в коллективной сценической работе;
  •  Внимательно отношение  друг к другу, искреннее желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей


Неделя

Содержание работы  с детьми  первого  года  обучения

Кол-во занятий

сентябрь

3

4

«Поклон – приветствие»; Разучивание  основных  исходных  положений  в  ритмике,

1,2,3 позиций. Знакомство с поклоном  приветствий  и  поклоном, выполняемом  в  конце  пляски, с реверансом.

 «закрытое – открытое» положение рук / ног, («Марш» И.Беркович);

Упражнения  в  выполнении различных  видов  ходьбы, передающий  различный  образ: высокий, бодрый  шаг, осторожный  шаг, тяжелый, топочущий. Игра «Ритмическое эхо»

2

октябрь

I

II

III

IV

Упражнения  в  выполнении  различных  видов  бега : лёгкий, широкий, тяжёлый. Знакомство  с  жестами  "прошу" и "не надо".; игра «Встаньте  дети, встаньте в круг!» ( сокращенный  вариант  - отдельные  виды  перестроений в  виде нагляно-образный моделей)

Разучивание  жестов  "прошу", "не надо"(«просьба» Ж.Арманд);. Упражнения  в  выполнении  качания  рук  под  счёт. («Баю-бай») Н.Римский-Корсаков;  Учить  детей  просчитывать  такты  музыки (1-4) и  скоординировано  выполнять  покачивания.

Знакомство  с  жестами "давать  дружить", "согласия  и несогласия". В.Витлина; танцевальные элементы на пружинном полуприседании «Ах ты, береза» р.н.м.; Упражнять в умении  самостоятельно выполнять перестроения игра «Хлопай в такт

Разучивание  жестов  "давай дружить", Этюд «Давай дружить» В.Витлина  Упражнять  в  умении  самостоятельно  выполнять  перестроения  при  выполнении  различного  вида  бега. Приставной шаг с полуприседанием. «Пойду ль я, выйду ль я да» р.н.м.;

4

ноябрь

I

II

III

IV

Составление  совместно  с детьми  и  разучивание  этюда  "Поссорились – помирились". венг.н.муз. «Чардаш»; притопы в паре р.н.м. «Из-под дуба» обр. Е.Тиличеевой; игра «Замри!».

Знакомство  с  жестами  "иди  сюда", "уходи". Разучивание  поскоков  с ноги  на  ногу  под  счёт.

Разучивание  жестов "иди сюда", "уходи". Упражнять  в  выполнении  различного  вида  галопа  и  других  характерных  движений  в  мини композиции "Цирковые  собачки".

4. Притопы в значении гнева, рассерженности; упражнение «Ласка» Ф.Миллер Обучение  выполнению  полуприседания  с  открыванием, закрыванием  рук  на  поясе  под  счёт; игра «Замри!»

4

Декабрь

I

II

III

IV

Знакомство  с жестами ласки  и  плача. Освоение    приставного шаг с полуприседом «Пойду ль я, выйду ль я да» р.н.м.; игра «портрет»

Освоение  жестов  ласки  и  плача. Закрепление  выполнения  приставного  шага  с  полуприседанием. Знакомство  с  притопами  в значении  упрямства  и  сравнение  их  с  притопами  в значении  утверждения.

Освоение  этюда  «Заупрямился» р.н.м. «Я рассею свое горе»; упражнение «Ласка» Ф.Миллер; игра «Смена кадров»

этюд «Давай дружить» В.Витлина; игра «Я – портрет»

Этюд «Пожалели» А.Гречанинова

4

январь

III

IV

Плясовые элементы «Каблучки-носочки» р.н.м. в обр. Е.Туманян; этюд «Пожалели» А.Гречанинов; игра «»Лошадки в цирке»

Жест клича и сотворчество в этюде («Ау!» А.Гречанинова); «Каблучки-носочки» р.н.м. в обр. Е.Туманян; игра «Музыкальные топотушки» Закрепление  умения  выполнять  ранее выученные  элементы, дополняя  их  собственными  движениями. Развития  потребности  самовыражения  под  музыку.

2

Февраль

I

II

III

IV

Знакомство с  жестами  шептания (на ухо) и прислушивания. Выполнение  подготовительных  упражнений  к  движению  "гармошка".

Разучивание жестов шептания  и  прислушивания. Освоение  способа  выполнения  движений "гармошка". р.н.м. «Камаринская» обр. Е.Тиличеевой

Знакомство  и  разучивание этюда "Пожалели".

Упражнение «Пошепчемся» латв.н.полька; варьирование плясовых движений с элементом «каблучка»; р.н.м. «Полянка» обр. Н.Метлова; сотворчество в свободной пляске

Этюд «Заупрямился» р.н.м. «Я рассею свое горе»; упражнение «Ласка» Ф.Миллер; игра «Музыкальные топотушки»развитие  потребности  в самовыражении.

4

Март

I

II

III

IV

Разучивание  этюда "Секрет". Освоение  прыжков  на двух  ногах с разворотом  коленей  и  на  одной ноге  с разворотом  колена..Освоение  движения  выбрасывания  ног  в  прыжке.

Освоение  движения  "моталочка" под  счёт. «Секрет» Е.Горшкова Свободная  импровизация  в  пляске.

Разучивание этюда "Осторожнее – смелее". А.Черняковой

Разучивание и повторение плясовых движений со сменой «открытых» и «закрытых» положений ног: «гармошка», «притопы», «ковырялочка»; свободная импровизация в пляске

4

Апрель

I

II

III

IV

Разучивание  шага  польки  под  счёт.игра  «Встаньте, дети, встаньте  в круг» ( арсширенный  вариант  за  счет  введения  дополнительных  схем-моделей)

Закрепление  шага  польки. Игра «Повтори  за мной»

Составление и разучивание этюда «Громко - шепотом» А.Черняковой  упражнять  в правильном  выполнении   шага  польки.

Совместное  с детьми  и  педагогом  составление  танца  "Всё  мы  делим пополам".

4

Май

I

II

III

IV

Разучивание  танца "Всё  мы  делим  пополам".

Совместное  составление  композиции  этюда "Сорвём  одуванчик".

Творческая  работа  детей  парами  по  составлению танца. Дидактическая игра  «Юный  хореограф» (сокращенный  вариант)  вариант) .

Повторение этюда «Сорвем одуванчик» И.Энской. Сотворчество в свободной пляске

4

месяц

Содержание  работы  с  детьми второго  года   обучения

задачи

выход

кол-во

занятий

Сентябрь

III

IV

«Поклон – приветствие»; Повторение  основных  исходных  положений  в  ритмике, 1,2,3 позиций. Дидактическая  игра «Встаньте дети, встаньте  в круг» (наглядно-схематические  и графические  модели  перестроений)

Упражнения  в  выполнении различных  видов  ходьбы, бега, движений  русского  и  современного  танца. Игра «Ритмическое эхо» Дидактическая  игра  «Найди  пару» (на  основе  моделирования)

Настроить детей  на дополнительное  получений  знаний  и умений. Повторение  и закрепление  ранее  усвоенных  умений

2

Октябрь

I

II

III

IV

Ноябрь

I

II

III

IV

Декабрь

I

II

III

IV

Январь

III

IV

февраль

I

II

III

IV

Март

I- II

III

IV

Апрель

I

II

III

IV

Май

I

II – III

IV

Тема «Осень  на  пороге»   «Танец  с зонтиками» муз. А. Петрова

знакомство с музыкой, разучивание основных элементов шага и рук

Общий рисунок танца

Закрепление. Соединение  движений  в  единую  композицию

Выразительное исполнение всех элементов танца, соединение в общий рисунок. Игра  «Три  танца»

Самостоятельное исполнение, анализ, самоанализ. Пластический  этюд «Голубая  вода» муз. П. Мория

Тема: «Моя  Родина – Россия»  Танец «Россия»  аудиозапись

 знакомство с музыкой, Общий рисунок танца,

Освоение  основных  элементов  русского  танца (простой хороводный шаг на всей ступне,  с притопом на месте, кружение на припадании, дробный шаг, присядка  в различных  вариантах и.т.д.) Освоение рук при русской пляске: подбоченившись, руки скрещены на груди, пальцы одной руки спрятаны, руки отведены в стороны, ладонью вперед, кисти открыты. Осанка гордая, спина прямая.  

Закрепление. Соединение  движений  в  единую  композицию

Выразительное исполнение всех элементов танца, соединение в общий рисунок. Дидактическая  игра «Кто  скорее узнает  движение?» (на  основе  моделирования)

Самостоятельное исполнение, анализ, самоанализ

Тема: «Характерные  танцы  героев» (основываясь  на  сценарии)

знакомство с музыкой, разучивание основных элементов шага и рук

Общий рисунок танца

Закрепление. Соединение  движений  в  единую  композицию

Выразительное исполнение всех элементов танца, соединение в общий рисунок.

Тема « Бальные  танцы. Полонез». Муз. О. Козловского

Познакомить детей с  старинным  бальный  танец, знакомство с музыкой, знакомство с  основными элементами  шага полонеза

Общий рисунок танца. разучивание основных элементов шага полонеза. Характерные  для  этого  танца  перестроения.

Закрепление шага  полонеза. Соединение  движений  в  единую  композицию. Дидактическая  игра с использованием  моделирования.  

Выразительное исполнение всех элементов танца. Самостоятельное исполнение, анализ, самоанализ.

Тема « Бальные  танцы. Вальс». Муз.  Л. Делиба

Познакомить детей с  бальным  танцем, знакомство с музыкой, знакомство с  основными элементами  шага вальса  в  упрощенном  варианте.

Общий рисунок танца. разучивание основных элементов вальсового  шага, характерные  для  этого  танца  перестроения.

Разучивание основных элементов вальсового  шага и других  характерных для  этого  танца движений. Соединение  движений  в единый  рисунок. Дидактическая  игра  «Танцевальное  лото» ( с использованием  моделирования)

Закрепление вальсовых  движений.  свободная импровизация в  танце. Дидактическая  игра  «Танцевальное  лото», «Подбери  костюм танцору»

Выразительное исполнение всех элементов танца, анализ, самоанализ

Пластический  этюд «Голубая  вода» муз. П. Мориа

Тема: « Сказка в музыке и движениях»

Музыкальная  сказка  «Муха-цокотуха» муз. А. Петрова и др.

Восприятие музыки, соотнесение образов действующих персонажей с музыкальными фрагментами

Основные образы – вычленение особенностей в музыкальных характеристиках и движениях. разучивание

Закрепление, соединение музыкальных образов в единую канву.

Самостоятельное исполнение, анализ, самоанализ

Тема: «Сыграем   песню» муз.«Не обижайте муравья» Л.Абелян (синтез танца и песни),

знакомство с музыкой

Самостоятельное нахождение выразительных средств передачи текста, мелодии

Дидактическая игра «Юный  хореограф» (полный  вариант)

Расширение  кругозора  в области   танцевального  искусство, видов  танца  и  соответствующих им  движений и перестроений

Развивать  мыслительную  деятельность детей  через  использование  различного моделирования  движений, музыкального языка  пьес виде наглядных пособий и дидактических  игр.

Помочь  освоить  точное  выполнение танцевальных    движений;

- исполнять выразительно, точно отмечая  изменение частей;

- своевременно перестраиваться из различных положений; понимание   различных  видов моделей на  перестроение.

- точно начинать после вступления, четко вступать на каждую фразу;

- точно выполнять хлопками и притопами ритмический рисунок;

- исполнять танец изящно, непринужденно;

- активизировать словарь, поддерживать заинтересованное отношение к музыкально-ритмическим движениям, стремление участвовать в этом виде деятельности

Создавать свою композицию из отдельных элементов русского народного танца;

- передавать в развитии и взаимодействии характерные черты образа; мухи, паука, комара и т.д. рименять и сочетать знакомые элементы

Самостоятельно инсценировать содержание песни в движениях;

- по-своему передавать характерные особенности персонажей, выраженные в музыке, не подражая

Осеннее развлечение

 Новогодний праздник

Весенний праздник

 

Праздник

 «Выпуск детей в школу»

Весенний  праздник

Праздник

«Выпуск детей в школу»

по 4  каждый  месяц

4. Методическое обеспечение

1.Бекина С.И.,  Ломова Т.П.,  Соковнина Е.Н.  Музыка и движение:  упражнения, игры,  пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.

2. Буренина А. И.  Ритмическая мозаика 3: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).  СПб. 2000

3.Горшкова Е.В. От жеста к танцу (словарь, методика) – М., 2004

4.Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. Дошкольное

  воспитание, 1991. -  № 12.  –  47-55 с.

5. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада  Раевская Е.П.  М. «Просвещение»,1991г.

6.Руднева С., Фиш Э. Ритмика.  Музыкальное движение. – М., 1972.

7. Э.П. Костина  «Камертон». Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста –Линка- Пресс М., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"

Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...

Перспективный план работы кружка "Всезнайка"

Кружок по развитию логического мышления...

План работы кружка "Веселый оркестр" старшая группа

Цели: 1. Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.2....

Перпективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"

Перспективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"Предлагается планирование с использованием нетрадиционных техник ,рекомендуемых для использования в детском саду....

План работы кружка "Тили-тили тесто"

Перспективный план работы кружка (тестопластика)«ТИЛИ-ТИЛИ-ТЕСТО»...

План работы кружка "Белая ладья" и конспекты занятий

Разработки конспектов занятий кружка "Белая ладья" к проекту "Шахматы"....

План работы кружка

Кружковая работа с дошкольниками "Юный эколог"...