"Камертон" (вокальное искусство)
рабочая программа по музыке (подготовительная группа) на тему

Акбашева Гульназ Альфировна

Программа по дополнительному образованию, расчитанная на год (6-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamerton_vokalnaya_programma.docx875.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание образовательной программы:

Паспорт программы

стр. 3

Пояснительная записка

стр. 4

Цель и задачи

стр. 6

Формы и режим занятий

стр. 7

Основные разделы программы

стр. 8

Методические приемы

стр. 9

Календарно-тематический план

стр. 11

8.

Теоретические сведения и практическая работа

стр. 16

9.

Анализ освоения детьми азбуки седьмой ступени певческой деятельности

стр. 18

10.

Учебно-методическое обеспечение

стр. 22

1. Паспорт Программы

Наименование программы

Программа музыкального  образования детей раннего и дошкольного возраста

«Камертон» Э.П.Костиной.

Заказчик программы

Муниципальное  Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад  №8 «Умка»

Исполнитель

Музыкальный руководитель – Акбашева Гульназ Альфировна

Целевая группа

Дети 6-7 лет

Цель Программы

   - Обучение основам вокала.

 - - Воспитать эстетический вкус, общую культуру человека.

 - - Сформировать интерес к пению.

- Становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи программы

Ι.Обучающие:

1.Учить петь естественным голосом, без  напряжения, постепенно расширять диапазон.

2. Учить выразительно,  исполнять вокальное произведение, передавая характер песни.

3.Учить чисто интонировать, правильно брать дыхание.

ΙΙ. Развивающие:

1. Развивать  вокальные способности.

2. Развивать музыкальный слух.

ΙΙΙ. Воспитательные:

1. Формировать навыки работы в коллективе, коммуникативные умения.

2. Познакомить с основами этикета.

3. Формировать навыки  культурно-эстетического образа жизни.

Направление

Вокал

Вид деятельности

Пение.

Срок реализации Программы

1 год

 

 

2. Пояснительная записка

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! 
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! 

Если ваша душа поёт, пойте!»

                                                       Наталия Княжинская

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Она оказывает огромное воздействие на весь духовный мир человека. Поэтому так важно с детства уделять внимание музыкально-эстетическому воспитанию детей с тем, чтобы научить отличать высокохудожественные произведения от низкопробных».

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

В России уделяется большое  внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена и деятельность дошкольных учреждений. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обозначена необходимость формирования такой базовой национальной ценности как «искусство и литература» являющейся частью системы нравственных ценностей, развивающей красоту, гармонию, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие. В соответствии с ФГОС художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, становление эстетического отношения к фольклору; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

На базе МБДОУ «Детский сад №8 «Умка» создан вокальный ансамбль «Домисолька», в котором занимаются воспитанники от 6 до 7 лет. В данном коллективе занимаются дети, которые имеют ярко-выраженные музыкальные способности. Вокальный кружок даёт детям возможность углубленно заниматься тем, что их влечёт, формирует самостоятельность, творческую активность, дисциплинированность, уверенность в своих силах.

Таким образом, вокальный ансамбль «Домисолька» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу дошкольников, методы работы музыкального руководителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование устойчивых умений и навыков у воспитанников детского сада.

Актуальность программы

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Пение – основное средство музыкального воспитания. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, научился голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования с учетом программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П. Костиной.

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение связано с физическим развитием ребёнка, оказывая влияние на формирование певческого голоса. Пение, в свою очередь, активизирует, по мнению врачей, функции голоса и дыхательного аппарата. Работа над певческой установкой (поза во время пения) существенно влияет на выработку правильной осанки. Пение способствует развитию речи. Слова проговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальном ансамбле - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые навыки. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Для того чтобы дети с удовольствием занимались в коллективе, процесс обучения надо сделать интересным. Для успешного решения задач музыкального воспитания дошкольников руководитель вокального коллектива должен вести свою работу в контакте с учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями, родителями детей.

Данная рабочая программа разработана на основе программы музыкального  образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П.Костиной.

3. Цель:

совершенствование  вокально-хоровых навыков дошкольников, упражнений на развитие слуха и голоса, певческих импровизаций, способствовать становлению музыкально-творческой личности.

Задачи:

1. Развивать певческие способности.

2. Формировать интерес к вокальному искусству.

3. Формировать певческую культуру.

4. Совершенствовать вокально-хоровые навыки.

5. Учить выразительному пению.

6. Развивать слух и голос детей.

7. Формировать голосовой аппарат.

8. Развивать музыкальные способности: ладовые чувства, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

9. Сохранить и укрепить психическое здоровье детей.

10. Приобщить к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).

11. Создать комфортно-психологический климат, благоприятные ситуации успеха.

Принципы построения программы сводятся к следующему:

1. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей ребёнка.

2. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребёнком и выполнении им всё более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объёма и интенсивности нагрузок.

3. Принцип систематичности предусматривает непрерывность и регулярность занятий.

4. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное  отношение воспитанников к своим действиям.

5. Принцип повторяемости материала.

6. Принцип наглядности. 

7. Принцип гармонического воспитания личности;

8. Принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

4. Формы и режим занятий

Рабочая программа «Камертон» рассчитана на 1 год обучения, на базе подготовительных групп (6-7 лет). Развивающие музыкальные занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут (всего в год - 990 минут). Занятия проводятся в форме групповых занятий. Мальчики и девочки занимаются вместе.

Основные планируемые результаты обучения определены кругом поставленных задач. Для проверки уровня знаний и умений, полученных в процессе обучения, используются  принятые, данной программой, формы диагностики  вокальной деятельности (промежуточный  и итоговый контроль). Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокального ансамбля в мероприятиях ДОУ, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

Есть разные всевозможные методы и приёмы предлагаемые К. Орфом, О. Кодаи, Т. Струве, В. Емельяновым, Т. Урбанович, Н.А. Ветлугиной. 

Организация занятий обеспечивается рядом методических приёмов, которые вызывают у детей желание творчества: метод показа, словесный метод, импровизационный метод, метод иллюстративной наглядности, игровой метод:

  • Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
  • Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
  • Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
  • Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт (проводится для самих детей, педагогов, гостей).
  • Выездное занятие – посещение  концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Изучение программы начинается с несложных заданий, затем расширяется, совершенствуется и обогащается.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, совместную работу педагога, родителей и детей.

Репертуар,   варьируется, заменяется, дополняется в зависимости от появления новых песен, интересов детей, событий ДОУ, города, страны.

 5. Основные разделы программы:

1.     Восприятие музыки.

2.     Развитие музыкального слуха и голоса.

3.     Песенное творчество.

4.     Певческая установка.

5.    Певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки, навыки эмоционально – выразительного исполнения, певческого дыхания, звукообразования, навык выразительной дикции).

Данная программа позволяет

- в условиях детского дошкольного учреждения  через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;

- ориентировать на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей воспитанников подготовительных групп в вокальном ансамбле за 1 год обучения соразмерно личной индивидуальности;

- включать в занятия упражнения дыхательной гимнастики;

- использовать  речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развитие у детей чувство ритма, формирование  дикции, артикуляции,  введение  в мир динамических оттенков, знакомство с музыкальными формами);

- использовать игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

- знакомить с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром композиторов ХМАО-Югры.

- содержание программы вокального ансамбля «Домисолька» может стать основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков, как групп воспитанников, так и отдельно взятых детей;

- для воспитанников с яркими вокальными данными предусмотрена индивидуальная работа;

- песенный репертуар подобран с учетом природного, народного и светского календаря; тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности ДОУ;

Схема занятия:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– речевые упражнения;

– распевание (работая над вокально-хоровыми навыками детей, необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях; начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам; для этого отводится не менее 5 минут; время распевания может быть увеличено, но не уменьшено; задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений; такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата);

– пауза (для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка);

– музыкальная грамотность (работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам; работа над чистотой интонирования, пение вокализов, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками);

– работа над произведением (пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся; работа над выразительным артистичным исполнением);

– анализ занятия;

– задание на дом.     

6. Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

  • споем песню с полузакрытым ртом;
  • слоговое пение («ля», «бом» и др.);
  • хорошо выговаривать согласные в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
  • настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
  • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
  • использовать элементы дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
  • образные упражнения, вопросы; оценка качества исполнения песни.

 

 

7. КАЛЕНДАРНО  -  ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Сентябрь

Дата

приветствие (настройка певческих голосов, речевые упражнения)

муз. грамотность

распевание

пение

муз. игра (физкультминутка)

 

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – знакомство с микрофоном

Вокально-певческая постановка корпуса:

Л. Абелян  с.6-8 «Петь приятно и удобно» - (слушание)

«Листики летят», М. Сидорова – Б3 вверх, вниз

 «Зонтики» (Кап-кап-кап) (слушание)

Пальчиковая игра

«Паучок»

 

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – ласково

Вокально-певческая постановка корпуса

(сидя, стоя):

Л. Абелян «Петь приятно и удобно» -

(2 куплет, разучивание).

«Листики летят», «Считалочка» М. Сидорова – Б3 вверх, вниз

 «Зонтики» (Кап-кап-кап) (1 куплет)

Пальчиковая игра

«Паучок»

 

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – ласково

Вокально-певческая постановка корпуса:

Л. Абелян «Петь приятно и удобно» - (закрепление)

«Листики летят», «Считалочка» М. Сидорова – Б3 вверх, вниз

«Зонтики» (Кап-кап-кап) (2 куплет)

Пальчиковая игра

«Хоровод»

 

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – ласково

Вокально-певческая постановка корпуса:

Л. Абелян «Петь приятно и удобно» - закрепление

«Листики летят», «Считалочка» М. Сидорова – Б3 вверх, вниз

«Зонтики» (Кап-кап-кап) (закрепление)

Пальчиковая игра

«Хоровод»

Октябрь

Дата

приветствие 

муз. грамотность

распевание

пение

муз. игра

 

 Пропой имя соседа слева

Вокально-певческая постановка корпуса:

Л. Абелян  с. 9-10 «Я красиво петь могу» (слушание, 1 куплет)

«Как пошли наши подружки» р.н.м. в обр. М. Иорданского – Ч4 вверх, вниз

«Моя Россия» муз. Г. Струве (слушание, 1 куплет)

 

Пальчиковая игра

«Солнышко»

 

Пропой имя соседа слева

Вокально-певческая постановка корпуса (сидя, стоя):

Л. Абелян «Я красиво петь могу» (2 куплет, разучивание).

«Как пошли наши подружки» р.н.м. в обр. М. Иорданского – Ч4 вверх, вниз

«Моя Россия» муз. Г. Струве (2 куплет)

Пальчиковая игра

«Солнышко»

 

Пропой имя соседа слева

Вокально-певческая постановка корпуса:

Л. Абелян «Я красиво петь могу» (3 куплет, разучивание).

«Вальс» муз. Е. Тиличеевой – Ч5 вверх, вниз

«Моя Россия» муз. Г. Струве (3 куплет)

Пальчиковая игра

«Поросята»

 

Пропой имя соседа слева

Вокально-певческая постановка корпуса:

Л. Абелян  «Я красиво петь могу» (4 куплет, закрепление всей песни).

«Вальс» муз. Е. Тиличеевой – Ч5 вверх, вниз

«Моя Россия» муз. Г. Струве (закрепление)

Пальчиковая игра

«Поросята»

Ноябрь

Дата

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

муз. игра

 

Пропой имя соседа справа

«Дыхание».

Л. Абелян – с.4

«Во поле береза стояла» р.н. м. в обр. Н. Римского – Корсакова (слушание, 1,2 куплеты)

«Как на тоненький ледок» р.н.м. (слушание, 1,2 куплеты)

Спокойные и бодрые пальчики

 

Пропой имя соседа справа

«Дыхание. Дыхательная гимнастика».

«Хор и дирижер»1-2-3

Л. Абелян – с.4-5

«Во поле береза стояла» р.н. м. в обр. Н. Римского - Корсакова (3,4 куплеты)

«Как на тоненький ледок» р.н.м. (3,4 куплеты)

Спокойные и бодрые пальчики

 

Пропой имя соседа справа

«Дыхательная гимнастика».

«Хор и дирижер»

1-2-3-4

Л. Абелян – с. 5

«Во поле береза стояла» р.н. м. в обр. Н. Римского - Корсакова (5,6 куплеты)

«Как на тоненький ледок» р.н.м. (5,6,7 куплеты)

Пальчиковая игра

«Согревалка»

 

Пропой имя соседа справа

«Дыхательная гимнастика».

«Хор и дирижер»

1-2-3-4-5

Л. Абелян – с. 5

«Во поле береза стояла» р.н. м. в обр. Н. Римского - Корсакова (без слов, исполняется закрытым ртом, закрепление)

«Как на тоненький ледок» р.н.м. (закрепление, инсценировка) 

Пальчиковая игра

«Согревалка»

Декабрь

Дата

приветствие

муз.грамотность

распевание

пение

муз.игра

 

Поздоровайся с кем хочешь

«Прекрасен мир поющий» Л. Абелян  с.30 (слушание, 1 куплет)

«Пойду ль я, выйду ль я» р.н.м., обр. А.Лядова

«Серебристые снежинки»…

«Котенок и щенок» Т. Попатенко

Пальчиковая игра

«Пароход»

 

Поздоровайся с кем хочешь

«Прекрасен мир поющий»

Л. Абелян  с.30 (2 куплет)

«Пойду ль я, выйду ль я» р.н.м., обр. А.Лядова

«Серебристые снежинки» «Котенок и щенок» Т. Попатенко

Пальчиковая игра

«Пароход»

 

Поздоровайся, с кем хочешь

«Прекрасен мир поющий»

Л. Абелян  с.30 (3 куплет)

«Пойду ль я, выйду ль я» р.н.м., обр. А.Лядова

«Серебристые снежинки» «Котенок и щенок» Т. Попатенко

Пальчиковая игра

«Облака»

 

Поздоровайся, с кем хочешь

«Прекрасен мир поющий»

Л. Абелян  с.30 (закрепление)

«Пойду ль я, выйду ль я» р.н.м., обр. А.Лядова

«Серебристые снежинки» «Котенок и щенок» Т. Попатенко

Пальчиковая игра

«Облака»

Январь

Дата

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

муз. игра

 

«Вот иду я вверх» Е. Тиличеевой

«Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян с.11-13 «Песенка про гласные» (слушание)

«Бубенчики» Е. Тиличеевой

«Блины» р.н.м. (слушание, 1,2 куплеты)

«Сегодня салют» (слушание)

Пальчиковая игра

«Сороконожки»

 

«Вот иду я вверх» Е. Тиличеевой

«Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян

«Песенка про гласные» (разучивание)

«Бубенчики» Е. Тиличеевой

«Блины» р.н.м. (3,4 куплеты) «Сегодня салют» (1 куплет)

Пальчиковая игра

«Зима»

 

«Вот иду я вверх» Е. Тиличеевой

«Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян

«Песенка про гласные» (закрепление)

«Бубенчики» Е. Тиличеевой

«Блины» р.н.м. (5,6 куплеты) «Сегодня салют» (2 куплет)

Пальчиковая игра

«Зима»

Февраль

 Дата

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

муз. игра

 

Здороваемся с хлопками

«Формирование качества звука. Интонация»

Л. Абелян с.14-15

«Баю бай» р.н.п.

«Лиса по лесу ходила» р.н.п.

 «Сегодня салют» (3 куплет)

«Песенка о гамме» Г. Струве (слушание)

Пальчиковая игра

«Домик»

 

Здороваемся с хлопками

«Формирование качества звука. Интонация»

Л. Абелян с.15-16

«Птичка-синичка»

«Лиса по лесу ходила» р.н.п.

 «Сегодня салют» (закрепление)

«Песенка о гамме» Г. Струве (1 куплет)

Пальчиковая игра

«Домик»

 

Здороваемся с хлопками

«Формирование качества звука. Интонация»

Л. Абелян с.16-17

«Динь-дон»

«Скок – поскок» р.н.п.

 «Сегодня салют» (закрепление)

«Песенка о гамме» Г. Струве (2 куплет)

Пальчиковая игра

«Аленка – Маленка»

 

Здороваемся с хлопками

«Формирование качества звука. Интонация»

Л. Абелян с.17-18

«Вопрос-ответ» - игра на развитие песенного творчества

«Скок – поскок» р.н.п.

 «Сегодня салют» (закрепление) «Песенка о гамме» Г. Струве (закрепление)

Пальчиковая игра

«Аленка – Маленка»

 Март

Дата

приветствие

муз.грамотность

распевание

пение

муз.игра

 

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18

«Музыкальное эхо» М. Андреевой

«Пестрый колпачок» Г. Струве (слушание, 1 куплет)

Пальчиковая игра.

«Сколько птиц?»

 

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18-21

«Песенка про дикцию»

«Музыкальное эхо» М. Андреевой

«Пестрый колпачок» Г. Струве (слушание, 2 куплет)

Пальчиковая игра.

«Сколько птиц?»

 

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18-21

«Песенка про дикцию», скороговорки

«Гуси» Е. Тиличеевой

«Пестрый колпачок» Г. Струве (слушание, 3 куплет)

Пальчиковая игра

«Что принес нам почтальон?»

 

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.21-22, скороговорки

«Гуси» Е. Тиличеевой

«Пестрый колпачок» Г. Струве (слушание, 4 куплет)

Пальчиковая игра 

«Что принес нам почтальон?»

Апрель

Дата

приветствие

муз.грамотность

распевание

пение

муз.игра

 

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Выразительность исполнения».

Л. Абелян

«Пой со мной»

«Это я»

«Зеленые ботинки» С. Гаврилова (слушание, 1 куплет)

Пальчиковая игра

«Есть игрушки у меня»

 

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Выразительность исполнения».

Л. Абелян

«Пой со мной»

«Это я»

«Зеленые ботинки» С. Гаврилова (2 куплет)

Пальчиковая игра

«Есть игрушки у меня»

 

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Выразительность исполнения».

Л. Абелян

«Пой со мной»

«Это я»

«Зеленые ботинки» С. Гаврилова (3 куплет)

Пальчиковая игра

«Сидит белка на  тележке»

 

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Выразительность исполнения».

Л. Абелян

«Пой со мной»

«Это я»

«Зеленые ботинки» С. Гаврилова (закрепление)

Пальчиковая игра

«Сидит белка на  тележке»

Май

Дата

приветствие

муз.грамотность

распевание

пение

муз.игра

 

«Пропой своё имя» «Поздоровайся с соседом справа»

«Что такое звук? Звуки шумовые и музыкальные»

«Ветер»

«Как кричит крокодил» А. Усачев

Повторение разученных песен. Закрепление репертуара

Пальчиковая игра

по желанию детей

 

«Пропой своё имя ласково» «Поздоровайся с соседом слева»

Почему всё звучит?

Откуда берётся голос?

«Ветер»

«Как кричит крокодил» А. Усачев

Отчетный концерт

Пальчиковая игра

по желанию детей

8. Теоретические сведения:

1й квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь):

  • Положение корпуса во время пения. Голосовой аппарат. Основные свойства певческого звука: высота, сила, продолжительность. Артикуляция и дикция.

2й квартал (декабрь, январь, февраль):

  • Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Расширение диапазона. Пение мягким, нефорсированным звуком. Продолжение работы над чистотой интонирования. Соотношение вдоха и выдоха, в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы. Звукообразование. Дикция. Дыхание.

3й квартал (март, апрель, май):

  • Продолжение работы над развитием музыкальных способностей дошкольников.

Практическая работа:

1й квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь):

  • Соблюдение певческой установки: правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое, без напряжения, положение корпуса и головы.
  • Умение брать дыхание спокойно, бесшумно, не поднимая плеч, всем одновременно.
  • Пение коротких музыкальных фраз на одном дыхании. Умение петь спокойно, без выкриков, при формировании гласных звуков следить за правильностью артикуляции.
  • Привитие навыка напевного звучания при точном интонировании мелодии. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.

2й квартал (декабрь, январь, февраль):

  • Формирование навыков певческой установки.

  • Умение быстро, но спокойно менять дыхание в песнях, не имеющих пауз между фразами. Умение распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания). Закрепление навыков звукообразования, дыхания, дикции, фразировки.
  • Укрепление средней части диапазона (ре - си) с постепенным её расширением (до – ре2). Умение сохранять округленное звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре. Развитие гибкости и подвижности мягкого нёба, выработка звонкого полётного голоса. Внимание к качеству и красоте звучания.

  • Развитие музыкального слуха, формирование музыкальной памяти.

  • Закрепление певческих навыков и умений на материале упражнений и песен, выученных ранее, а также на новом песенном материале.

  • Работа над ансамблевой нюансировкой.

3й квартал (март, апрель, май):

  • Продолжение работы над укреплением певческого диапазона и его расширением.

  • Выразительное, эмоциональное исполнение выученных песен.

Рекомендации:

Чтобы участникам интересно было заниматься в коллективе, к работе надо подходить творчески. Использовать наиболее ценные элементы разных методик по вокальному воспитанию детей, соблюдая принцип последовательности и систематичности, учитывая индивидуальность каждого ребёнка и не спешить в приобретении того или иного навыка.

Материально-техническое обеспечение:

Для плодотворной работы занятия должны проводиться в помещениях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, хорошо освещёнными, утеплёнными и хорошо проветриваемыми, хорошо настроенным инструментом - пианино. Необходимо оснащение кабинета аппаратурой: музыкальным центром, аудиотекой, микрофоном; ИКТ – проектором и мультимедийными презентациями и видеопрезентациями концертных выступлений.

План музыкального просвещения родителей:

1. Родительские собрания.

2. Консультации «Уровень музыкальных способностей ребёнка», «Музыка начинается в семье», «Организация музыкальной зоны для элементарного музицирования», «Совместное музицирование и пение вместе с детьми», «Посещение театров, концертов с последующим обсуждением», «Создание домашней фонотеки с обязательным прослушиванием».

3. Оформление костюмов, атрибутов к концертным номерам, помощь в выездах с концертами.

4. Концерты для родителей в дни праздников.

9. Анализ качества освоения детьми азбуки седьмой ступени певческой деятельности

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

 

 

 

Оценка/б

н

 

с

 

в

 

1.

 

Сформирован опыт певческой культуры, ценностных ориентаций  по отношению к песенному национальному искусству России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

Освоение детской певческой деятельности 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

Освоение музыкального творчества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с  (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно

Уровень высокий

I. Ребенок  в  полном  объеме  освоил  азбуку  седьмой   ступени детской певческой культуры, у него сформирован опыт ценностных ориентаций  по отношению к песенному национальному искусству России:

—   имеет развитое музыкально-эстетическое восприятие песен народного,   классического  и  современного   репертуара   различной  тематики и характера;

—   имеет богатый опыт музыкально-слуховых певческих представлений;  помнит, называет песни, наиболее часто исполняемые для детей; сравнивает их по тематике, характеру;

—  у ребенка сформировано музыкально-эстетическое сознание, проявляет эстетический вкус в выборе любимых песен;

—   обладает прекрасно развитым целостным музыкально - эстетическим восприятием песен различной тематики — самостоятельно и легко различает разнообразный характер музыки,  его смену; отмечает богатство интонаций песни, сравнивает их, обобщает по какому-либо признаку;

—   отличается тонким дифференцированным восприятием песен, которое проявляется в умении одновременно воспринимать комплекс средств певческой деятельности (музыкальных и внемузыкальных), отмечать самостоятельно их богатство разнообразие,   их  оттенки  и  полутона;   может  их  сравнивать и обобщать; 

 —   имеет развитый музыкально-сенсорный слух, богатый сенсорный опыт, позволяющий легко и самостоятельно различать многочисленные и разнообразные слуховые дифференцировки;

—   обладает прекрасно развитым восприятием азбуки седьмой ступени певческих умений; самостоятельно и быстро ориентируется в правильности, точности и красоте их исполнения;

—   самостоятельно и аргументированно передает свои впечатления о прослушанной песне в эмоциональной речи, возможно, в пластических импровизациях или рисунке; моделирует любую песню свободно и легко, точно передавая форму, характер, содержание.

II. Ребенок в полном объеме освоил азбуку седьмой ступени детской певческой деятельности:

—   самостоятельно и качественно исполняет достаточно большой объем песен разнообразной тематики и характера, прежде всего связанных с миром Родины; выделяет наиболее любимые;

—   выразительно, творчески передает в песнях яркость или приглушенность характера, его смену, отмечая тона и полутона отдельных интонаций,  необходимых для  передачи  взаимодействия различных образов;

-   понимает    значимость     разнообразных    изобразительных средств и использует их в пении,  придает большое значение использованию средств внемузыкальной выразительности;

-   самостоятельно использует в своей певческой деятельности музыкально-сенсорный опыт; при разучивании песни узнает некоторые звуковысотные или ритмические интонации, подобные интонациям знакомых музыкально-слуховых дифференцировок;

владеет азбукой седьмой ступени певческих умений; понимает способы их выполнения, выполняет их точно, правильно;

- любит петь песни в любых жизненных ситуациях — игровых, трудовых, в свободное время;

- разученные песни исполняет самостоятельно;

- дает правильную оценку своему исполнению, а также пению другого ребенка;

- с удовольствием   рассуждает  об   исполняемой   им   песне, отмечает привлекательность музыки и текста песни; свои музыкальные впечатления с удовольствием и творчески передает в пластической импровизации, рисунке; легко моделирует все особенности песни самостоятельно.

III. Ребенок освоил азбуку седьмой ступени музыкального творчества:

- довольно качественно   импровизирует   в   выразительности песни;

- легко и самостоятельно импровизирует мелодии на заданный поэтический текст;

- любит импровизировать в игровых ситуациях или в определенные моменты повседневной жизни;

- легко импровизирует мелодии в ритме польки, вальса и марша.

Уровень средний

I.  Освоена в достаточной мере азбука седьмой ступени детской певческой культуры, сформирован опыт ценностных ориентации к певческому национальному искусству России:

—   вполне развито музыкально-эстетическое восприятие песен различной тематики и характера относительно сложного музыкального содержания;

—   имеются музыкально-слуховые певческие представления, ребенок помнит многие песни, наиболее часто исполняемые;

—  сформировано музыкально-эстетическое сознание;

—   имеющийся уровень целостного музыкально-эстетического восприятия позволяет ребенку воспринимать смену характера музыки в куплетах, отмечать их схожесть и различие, но в некоторых случаях требуется словесная помощь взрослого;

—   вполне развито дифференцированное восприятие: ребенок в основном самостоятельно разбирается в средствах выразительности, изобразительности песни — музыкальных и внемузыкальных, слышит их смену;

—  достаточно развит музыкально-сенсорный слух; ребенок в основном самостоятельно определяет слуховые дифференцировки, освоенные за год;

—   развито восприятие азбуки седьмой ступени певческих умений:   в   основном   самостоятельно   оценивает   певческие   умения, может с частичной помощью взрослого пояснить способы их  им выполнения;

—  ребенок высказывает свое отношение к прослушанной песне, хотя это мнение не всегда соответствует характеру и содержанию ее; может передавать свои музыкальные впечатления в пластических   движениях,   рисунке;   моделирует   форму,   содержание, характер песни с небольшой словесной помощью взрослого.

II.  Ребенок вполне достаточно освоил азбуку седьмой детской певческой деятельности:

—   исполняет довольно  правильно  многие  песни, выученные в течение года, выделяет наиболее любимые из них;

—  достаточно развито музыкально-эстетическое сознание; как правило, развит эстетический вкус;

—   выразительно и самостоятельно исполняет наиболее яркие, доступные  по  содержанию  и  характеру  песни;   при   исполнении более сложных песен ребенку требуется дополнительная помощь взрослого;

—   при разучивании песни воспринимает и понимает средства выразительности, но осваивает их иногда с помощью затем правильно их исполняет;

—   владеет вполне достаточно азбукой седьмой певческих умений, хотя часто ему перед исполнением  дать словесную установку, т. е. пояснить способы выполнения;

—  выученные песни самостоятельно исполняет с поддержкой музыкального инструмента,  без сопровождения поет песни, предназначенные   в основном   для   повседневной   жизни, т. е.  менее сложные;

—  любит петь в свободное время, хотя иногда интонирует не совсем верно;

—   высказывает достаточно эмоционально свои впечатления об исполненной песне, вступает в диалог с другими; с большим удовольствием передает свои впечатления в рисунке или пластической импровизации.

III. Ребенок вполне достаточно освоил азбуку седьмой ступени песенного творчества:

—  творчески самореализуется в выразительности исполнения песни, имеющей привлекательный яркий сюжет и характер;

—   импровизирует на заданный поэтический текст лучше в игровой ситуации;

—  любит импровизировать, напевать в соответствующих ситуациях в детском саду или домашней обстановке.

Уровень ниже среднего

I. В недостаточной мере освоена азбука седьмой ступени детском певческой культуры, однако сформирован опыт ценностных ориентации к миру Родины:

—   не вполне достаточно развито музыкально-эстетическое восприятие песен различного эмоционально-образного содержания;

—   ребенок имеет музыкально-слуховые певческие представления; знает, помнит лишь некоторые песни, чаще всего прослушанные  в последнее время;

- слабо  развиты  основы  музыкально-эстетического  сознания, не сформированы достаточно основы музыкально-эстетического вкуса;

- недостаточно  развито целостное  музыкально-эстетическое восприятие;  в целом  ребенок понимает характер  музыки  песни, но даже при оказании помощи не может различить смену характера в отдельных фразах, частях куплета и т. п.;

- дифференцированное восприятие также развито не вполне достаточно, ребенок не всегда соотносит изменение средств музыкальной изобразительности с изменением музыкальных образов;

- при восприятии слуховых дифференцировок ребенок в основном различает их, но иногда со словесной помощью взрослого;

- не в полной мере развито восприятие и понимание азбуки седьмой ступени певческих умений, даже после оказания любой помощи ребенок не всегда понимает отдельные нюансы способов их выполнения;

- ребенок часто затрудняется в выражении своего отношения к эмоционально-образному содержанию  песни;  лучше  это  получается в пластической импровизации или рисунке;  моделирует форму, характер, содержание песни только с помощью взрослого.

II. Ребенок недостаточно освоил азбуку седьмой ступени детской певческой деятельности:

—  знает небольшое количество исполняемых песен; любит исполнять самостоятельно песни яркие и привлекательные по содержанию, характеру, несложные по форме;

—   пение ребенка не отличается особой выразительностью;

—   из средств музыкальной изобразительности правильно исполняет наиболее простые; внемузыкальная выразительность также почти отсутствует;

—   слабо владеет азбукой седьмой ступени певческих умений: недостаточно развито звукообразование, не развито в должной мере певческое дыхание и т. п.;

—  самостоятельно поет очень редко, с другими детьми поет чаще, любит  петь под сопровождение  музыкального инструмента;

—   в основном неохотно высказывается об исполняемой песне; свои музыкально-слуховые певческие представления лучше передает в пластических импровизациях, рисунке; моделирует форму, характер, содержание песни чаще с помощью взрослого.

III. Ребенок слабо освоил азбуку седьмой ступени детского певческого творчества:

—   в игровой ситуации импровизирует мелодии на заданный поэтический текст;

—  любит петь, импровизируя мелодии различных знакомых песен.

10. Учебно-методическое обеспечение.

1.     Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.

2.     Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002

3.     Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.

4.     Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.

5.     Веселый каблучок.  /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.

6.     Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.

7.     Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.

8.     Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.

9.     Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.

10.   Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

11.   Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

12.  Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.

13.  Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.

14. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.

15. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2

16. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..

17. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..

18. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.

19. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5

20. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.

22.  Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.

1.«Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.;

2. Программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова;

3. «Народное пение» И. А. Ильина;

4. «Хоровое пение» Е.В. Жарова;

5. «Сольное пение» Р.А. Жданова

6. Огороднов. методика обучения вокалу.