Программа " Вокально-хоровое пение "
рабочая программа по музыке (подготовительная группа) на тему

Барышева Ляна Николаевна

Шарыгина Юлия Александровна Программа "Вокальное-хоровое  пение " разработана для работы в детском саду. В программу включена работа не только с хором, но и с ансамблями и с солистами.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа

" Вокально-хоровое  пение "

 

                                                   «  Если  у  вас  есть  талант,  поделитесь  им  с  другими!                                  Если вы знаете,  что  сказать  этому  миру,  скажите!                                                                                    Если  ваша  душа  поет,  пойте!»                                                                    

 Программа "Вокальное-хоровое  пение " разработана для работы в детском саду. В программу включена работа не только с хором, но и с ансамблями и с солистами.

  Программа предполагает  2-летний срок обучения  1 час в неделю      

                                 

                                                                       Пояснительная записка

  Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.  Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.                                                                                                                       В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.                                                                                                                                                                         По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.

 Основные содержательные линии:

  • – обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
  • – усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
  • – обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

Тематическое построение программы позволяет объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих  целей и задачей:

  1.    формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
  2. развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  3. воспитание у подрастающего поколения уважения к традициям русской, зарубежной и коми культуры.
  4.  формирование у обучающихся исполнительского мастерства и художественного вкуса, основанных на традициях русской и зарубежной культуры и культуры РК.
  5.  выявление и развитие творческой индивидуальности каждого обучающегося;
  6.  вовлечение детей  в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно – практических навыков;
  7. развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
  8.  об искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

 1 год обучения – закладываются хоровые навыки, основными из которых следует считать навыки правильного певческого дыхания, певческой установки, звукообразования и звуковедения, навыки общения и работы в коллективе.   

2 год обучения – происходит практическое ознакомление с репертуаром хора, закрепление вокально-хоровых навыков, развитие навыков эмоционального, артистического исполнения, раскрытие индивидуальных возможностей обучающихся.

Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских голосов; трудно подобрать для выполнения материал в диапазоне, соответствующем возрастным особенностям; добиться легкого звуковедения, вести детей к вокальному мастерству. Голос ребенка формируется постепенно, в течение длительного периода. Голосовая мышца гортани человека формируется к 11 годам и продолжает развиваться до 20 лет.

. При составлении учебной и концертной программы необходимо заботиться о художественном и жанровом разнообразии.  Овладение певческим искусством - большой труд, который требует волевых усилий, внимания, терпения со стороны обучаемого. Работа педагога, направленная на создание этих установок – один из главных моментов в организации всего учебного процесса.   Навык выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. Выразительное пение свидетельствует о вокальной культуре исполнителя. Ребенок проявляет свое субъективное отношение к окружающему миру через исполнение – передачу определенного художественного образа.

Учебно-тематический план         1 год обучения

дата

Кол-во часов

Тема

Содержание деятельности

сентябрь

4

«Я хочу петь»

Вокально-хоровые навыки. Певческая установка, дыхание. Теория: типы дыхания,   начальная нотная грамота: ноты  и их длительность Практика: работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.  Воспитание устойчивого  интереса к вокально-хоровому  пению.

октябрь

4

«Звуки  музыкальные  и  шумовые»

Артикуляция, дикция. Теория: подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза.  Паузы. Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в  хоровом произведении. Воспитание культуры поведения в зале и на  сцене.

ноябрь

4

«Мой диапазон»

Звукообразование, звуковедение.  Теория: голосовые регистры. Певческая позиция. Октавы. Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио). Воспитание культуры  пения.

декабрь

4

«Слушаю и повторяю»

Диапазон голоса. Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.  Воспитание культуры  пения

январь

4

«Музыка вокруг  нас»

Хоровой строй. Ансамбль звучания. Мажор и минор.Практика: унисон- основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена. Воспитание коллективного пения.

февраль

4

«Мелодия – душа музыки»

Работа над произведениями. Разучивание произведений.  Басовый  ключ. Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения .Воспитание коллективного пения.

март

4

«Звуки  Весны»

Темп. Работа над партиями. Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Воспитание культуры  пения.

апрель

4

«Мой любимый инструмент»

Ритм.Сводные репетиции.  Объединение групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания .Воспитание культуры  пения.

май

4

«Вот чему мы научились»

Динамика. Обобщение. Воспитание культуры  пения.

итого

36

Учебно-тематический план    2 года  обучения

дата

Кол-во часов

Тема

Содержание деятельности

сентябрь

4

«Дыхание – основа вокала»

Вокально-хоровые навыки. Певческая установка, дыхание. Теория: типы дыхания,   нотная грамота: ноты  и паузы и их длительность Практика: работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.  Воспитание устойчивого  интереса к вокально-хоровому  пению.

октябрь

4

«Соло –

Ансамбль-

Хор»

Артикуляция, дикция. Теория: подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза.  Ноты на добавочных линейках. Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в  хоровом произведении. Воспитание культуры поведения в зале и на  сцене.

ноябрь

4

«Нотная азбука»

Звукообразование, звуковедение.  Теория: голосовые регистры. Певческая позиция. Ключи. Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио). Воспитание культуры  пения.

декабрь

4

«Аккомпанимент и a capella»

Интервалы  /общая характеристика/. Диапазон голоса. Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.  Воспитание культуры  пения

январь

4

«Унисон- основа хорового пения»

Хоровой строй. Ансамбль звучания. Интервалы /чистые/.Практика: унисон- основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена. Воспитание коллективного пения.

февраль

4

«Виды многоголосья»

Работа над произведениями. Разучивание произведений.  Интервалы /малые и большие/.. Освоение многоголосия. Пение учебно-тренировочного материала..Воспитание коллективного пения.

март

4

«Партия – партитура – дирижер»

Разрешение интервалов. Работа над партиями.. Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения  могоголосия. Воспитание культуры  пения.

апрель

4

«Смысловая интонация»

Обращения интервалов.  Работа с солистами и ансамблями.  Практика: учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией, импровизация совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания .Воспитание культуры  пения.

май

4

«Обобщение»

Нотная терминология. Обобщение. Воспитание культуры  пения

.

итого

36

.

Используемая литература:

              Шарыгина Юлия Александровна   «Программа работы  с хоровой  студией» 2010

              «Учите детей  петь» М., «Просвещение» 1988

              «Певческая школа» В.В.Емельянов«учебно-методическое издание  1998

             «Хоровое пение» Е.В.Жаров»  М. «Музыка»2008

             «Сольное пение» Р.А.Зданова  ООО «Новый диск»  2011

Сборники  песен  и  хоров.

Научно-популярная литература  по  искусству.

Справочные  пособия, энциклопедии  по  искусству