Конспект занятия хора детей старшей группы «Канареечка» «Сказка о дружбе» ( по фонопедическому методу развития голоса В.В.Емельянова с включением регионального компонента)
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Мишина Светлана Владимировна

В материале представлен конспект кружковой работы: занятия хора детей старшего дошкольного возраста. В занятие включены упражнения на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова, региональный компонент: музыкальные произведения чувашских композиторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_hora.docx208.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 123 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

занятия хора детей старшей группы  «Канареечка»

«Сказка о дружбе»

( по фонопедическому методу развития голоса В.В.Емельянова

с включением регионального компонента)                                                              

Подготовила  и провела:

музыкальный руководитель первой квалификационной категории

Мишина С.В.,

Чебоксары – 2016 г.

Возраст: 5-6 лет.

Тема:  «Сказка о дружбе»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное искусство и музыкальная деятельность)

Форма проведения: игра - импровизация

Модель организации образовательного процесса:  совместная деятельность детей и педагога:

Место проведения: музыкальный зал.

Региональный компонент: музыкально – дидактическая игра на основе чувашской попевки «Автан тус», песня чувашского композитора Н.Казакова «Вăйă»

Цель:  развитие  навыков хорового пения.

Задачи:

  • Образовательные:
  1. Формировать  вокальную   культуру ребенка
  2. Обогащать у детей эмоционально-ценностный опыт хорового пения.
  • Развивающие:
  1. Развивать голосовой аппарат ребенка;
  2. Развивать умение петь  в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы;
  3. Развивать  умение отчетливо произносить слова;
  4. Развивать умение эмоционально передавать характер мелодии, своевременно начинать и заканчивать песню.
  • Воспитательные:
  1. Воспитывать интерес к хоровому пению;
  2. Воспитывать интерес к музыке чувашских композиторов

Словарная работа:  громко (forte), тихо (piano), певуче, плавно, напевно, весело, игриво, легкий звук, ритмично, чувашский композитор Николай Казаков, голос – музыкальный инструмент.


Структура   занятия

Вид деятельности

Программное

содержание

 Репертуар

Методические приемы

Коммуникативная игра - приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Попевка – приветствие «Здравствуйте, ребята»

Игровые приёмы

Дыхательная гимнастика с элементами системы А.Стрельниковой

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха (через нос) и выдоха

Элементы дыхательной гимнастики А.Стрельниковой

Показ с пояснением

Игровые приемы

Артикуляционная гимнастика по системе В.Емельянова

Разогрев и подготовка к дальнейшей работе мышц лица и ротоглоточной полости;

Упражнения на разогрев мышц лица и ротоглоточной полости

Показ с пояснением Игровые приемы

Координирующие интонационно – фонетические упражнения по системе В.Емельянова

Знакомство с наличием разных голосов (режимов работы голосов), с их тембральными и динамическими различиями, звуковысотными и энергетическими возможностями.

Интонационно –фонетические упражнения на различные режимы работы голоса

Показ с пояснением Игровые приемы

Активизирующие упражнения, на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК);

Активизация всей голосообразующей системы, в т. ч. центральной её части – соответствующих отделов центральной нервной системы;

Произвольная имитация и осознание различных ГСДК.

Упражнения на активизацию голосообразующей системы.

Показ с пояснением Игровые приемы

Распевание

   

Выработка подвижности голоса и расширение диапазона

Технические упражнения по звукоряду в пределах первой октавы

Показ с пояснением

Музыкально – дидактическая игра

Развитие чувства ритма.

«Автан тус»;

Игровые приемы

Пение. Усвоение певческих навыков.

Обратить внимание на двухчастную форму песни и на четкое произношение слов в подвижной части.

Обучать детей исполнять песню лёгким звуком, игриво, в подвижном темпе  и напевно в умеренном.

«Вайа» муз. Н. Казакова

Пояснение.

 Вопросы к детям.

Игровые приемы 

 Оценка качества детского исполнения.

Поощрение. 

Рефлексия

Оценка детьми качества своей работы на занятии.

Попевка «До свидания, дети»

Оценка деятельности на звуки «У» и «А»

Вопросы к детям 

Оценка качества детского исполнения

Поощрение. 

Предварительная работа

  1. Знакомство с приемами артикуляционной гимнастики;
  2. Знакомство с приемами дыхательной гимнастики;
  3. Знакомство с приемами интонационно – фонетических упражнений;
  4. Знакомство с голосовыми сигналами доречевой коммуникации;
  5. Знакомство с музыкально – дидактической игрой «Автан тус»;
  6. Разучивание песни чувашского композитора. Н.Казакова «Вăйă»

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, фортепиано.

Атрибуты: шапочка медведя;

Электронные образовательные ресурсы: презентация «Сказка о дружбе», слайды «Петушок», «Медведь».

Ход занятия:

Дети входят в зал, садятся на стульчики.

1.Попевка – приветствие:

Муз. рук: (пропевает) Здравствуйте, ребята!

Дети:   (пропевают)  Здравствуйте!  

Муз. рук: Ребята, я рада снова видеть вас  в музыкально зале на занятиях нашего хора «Канареечка». Чтобы научиться  петь правильно и красиво  мы должны настроить наш музыкальный инструмент – наш голос.  И в этом нам помогут знакомые нам три друга: щенок, котёнок и тигрёнок. Итак…..

2.Дыхательная гимнастика. (стоя)

Муз. рук.: В одной очень просторной конуре как – то родился забавный щенок. Приподнялся на лапы (давайте, ребята,  мы с вами тоже встанем у стульчиков), огляделся вокруг и подумал: «Ой! Какой большой и незнакомый мир вокруг», а затем начал принюхиваться (короткий, прерывистый  вдох через нос с поворотом головы в разные стороны, короткий выдох через рот ). В это время мимо проходил котенок и с любопытством заглянул в конуру и, увидев, щенка подумал: «Как интересно! Я тоже буду принюхиваться и познакомлюсь со щенком» (короткий, прерывистый  вдох через нос с поворотом головы в разные стороны, короткий выдохом через рот  и движением рук «царапки»). Так они долго настороженно обнюхивали друг друга и, наконец, подружились и обнялись крепко – крепко, но продолжая принюхиваться (короткий, прерывистый  вдох через нос с поворотом головы в разные стороны с обхватом руками грудной клетки,  короткий выдох через нос)

- «Что же мы с тобой будем дальше делать?» -  спросил щенок.

 - «Как что? Будем играть  с шариками. Но сначала их нужно надуть».  И друзья начали надувать шарики, но они с шипом раздувались.(Дыхание диафрагмой с продленным выдохом) Мимо пролетала пчела и увидев незадачливых друзей  стала кружиться над ними и жужжать.(Дыхание диафрагмой с продленным выдохом на звуке «ж ж ж ж»). А затем прилетели комарики (Дыхание диафрагмой с продленным выдохом на звуке «з з з з»). Прошла мимо курица и стала по -  куриному хохотать над щенком, котенком и их шариками. ( дыхание легкими, выдох на звуке кккк, фиксация грудной клетки руками. ). Садитесь, дети.

3.Артикуляционная гимнастика (сидя);

В это время к конуре подкрался тигренок. Он увидел щенка с котенком и решил их испугать  широко раскрыл пасть (максимально широко раскрыть рот). Но друзья совсем не испугались и тигренок еще раз повторил свою попытку. Тогда котенок  сказал: «Хватит, тигренок. Мы все равно тебя не боимся, ведь нас двое, а ты один. Давай лучше с нами дружить». «Хорошо», - сказал Тигренок. – только я очень хочу есть.»  «Давай пообедаем вместе», – предложил щенок.(«шинкование» языка, покусывание верхней и нижней губы. «покалывание» языком щек, ) И вот друзья пообедали и стали, сытые, раздувать щеки (надувам щеки), ну и конечно, начали чистить свои пасти (круговые движения языка по верхним и нижним зубам), а затем подошли к озеру, чтобы полюбоваться своим отражением   на его зеркальной глади. Но, увидев свой отражение, стали строить всякие гримасы и  хохотать друг над другом (строим гримасы). И друзья так  громко хохотали, что сначала испугали  лошадь с жеребенком и они испуганно убежали (цокаем язычком при положении губ при произнесении звука «О», затем «И»), а потом разбудили, дремавших на солнышке, динозавров. ( У нас же сказка, а в сказке все бывает!). Динозавры  были очень высокие. Давайте встанем, ребята, и потянемся вверх. Вот какими были динозавры высокими!

4.Интонационно – фонетические упражнения; (стоя)

И недоуменные динозавры, не понимая что происходит и кто их разбудил, повели такой разговор. (вопрос – ответ, восходящая и нисходящая интонации:

Уу – уу;     оа – оа;   ; ыы – ыы;

Ушу – ушу;  ушо – ушо;  уша – уша;

уфу – уфу;  уфо – уфо; уфа – уфа.)

Друзья обратились к динозаврам: «Извините, что потревожили вас.. Мы так больше не будем. Хотите мы вам стихи расскажем? » ( рассказывание стихотворения А. Барто «Уронили Мишку на пол» с высунутом языком) Замечательно, ребята. Присядьте. А сказка продолжается дальше…..

5.Голосовые сигналы доречевой коммуникации (сидя).

Вдруг на безоблачном небе появилась большая туча и закрыла солнце. Сразу стало холодно и друзья стали греть свои лапки (греть руки дыханием). Вдруг они услышали странный звук. Это котенок нечаянно проглотил жука (перевести беззвучный выдох в шипение горлом). «Надо его напугать, он откроет пасть и жук вылетит» - решили друзья ( от шопота до крика, просчитать до 10).

6.Распевка

И действительно, вскоре жук вылетел из пасти котенка. Это так обрадовало друзей. Что они тут же устроили весёлую чехарду (распев на дикцию и звукообразование.)

Муз. рук.: Молодцы! Слушая сказку, мы разогрели своё горлышко, подготовили свой музыкальный инструмент – наш голос  к пению, а помогли нам в этом три весёлых друга: котенок, щенок, тигрёнок и их крепкая дружба. Спасибо.

7.Музыкально – дидактическая игра «Автан тус» на развитие чувства ритма.

Муз. рук.: В это время по двору прохаживался петух – известный на всю округу певец и пел он вот так: (запись пения петуха). И нам бы так научиться петь весело и звонко. А как, ребята, сказать «петух» по – чувашски?

Дети: Автан тус.

Муз. рук.: Правильно. Давайте ребята похлопаем петуху и споём попевку «Автан тус»,  прохлопывая ритм попевки ладошками.

Дети выполняют задание.

Муз. рук.: Молодцы! А теперь поём и протопыаем ритм попевки ногами.

Дети выполняют задание.

Муз. рук.: Замечательно! А сейчас, как петушки, похлопаем крылышками (имитируем ритмичное похлопывание крыльями).

Дети выполняют задания.

Муз. рук.:  Молодцы!

8.Работа над песней «Вăйă» муз. Н. Казакова

Муз.рук.: А сейчас, ребята, дайте вспомним еще одного нашего друга из сказки – медведя, который так любит собирать ягоды, орехи и  пчелиный мёд. И мы про него знаем песню. Как она называется?

Дети: Песня называется « Вăйă» ( «Игра»).

Муз. рук.: Кто написал эту песню?

Дети: Эту песню написал чувашский композитор Николай Казаков.

Муз. рук.:  В песне две части. Как мы поём первую часть песни?

Дети: Первую часть песни мы поём спокойно, напевно, певуче

Муз. рук.: Правильно.. А как мы поём во второй части песни?

Дети: Второю часть песни мы поём быстро, весело,  игриво, радостно с улыбкой  и очень четко проговариваем  слова.

Муз. рук.: Вы всё правильно сказали, а теперь давайте постараемся правильно спеть. Когда поёте – слушайте друг друга. Старайтесь петь, а  не кричать.

 Исполнение песни 

Муз. рук.: Молодцы, вы все очень старались. А теперь мы поиграем с нашим медведем  (приглашается ребенок, на него  надевается  шапочка медведя). Итак, мы с вами будем петь, не забывая четко произносить слова, не кричать, первую часть петь певуче, напевно, а  вторую - весело. И покажем характер музыки руками: плавными движениями в напевной части ( как будто деревья в лесу слегка качаются) и хлопками во второй части ( как будто шишки с деревьев посыпались). А наш Мишка будет нам подсказывать (дети поют,  а ребенок танцует соответственно характеру музыки).

9. Рефлексия.

Муз. рук.: На сегодня, ребята, наша работа закончилась. Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, но хочется   узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо  позанимался, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «У».                                       Дети дают оценку своей работе. Муз. рук. всех благодарит  за активность и внимательность на занятии.
10.Попевка  - прощание.

Муз. рук.: (пропевает) « До свидания, дети!»
Дети:
(пропевают) « До свидания!»
Дети спокойно выходят из зала.

Литература:

1.О.В.Драгунова  Программа воспитания ребенка-дошкольника  - Чебоксары: Чуваш. кн.изд – во, 1995.

2. М.Б.Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет – М: «Мозаика-Синтез», 2006.

 3.  Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2010.

        4. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкол. воспитание» / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н. А. Ветлугиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1982

6. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили — 3-е изд., стереотип. — М,: Издательский центр «Академия», 2000

7.Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 - 6 лет / Сост. Т.М.Орлова, С. И. Бекина – М.: Просвещение, 1986.

8.Чăваш музыки ача садĕнче: Хрестоматия /Сост.Захарова Г.П., Захаров Л.Л. – Ч.: Чуваш. кн. изд - во, 1995.

9. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг – СПб: «Лань», 2000.

10. Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой: Основной + вспомогательный комплекс. Новые упражнения – М.: Метафора, 2004.        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода разви...

Применение фонопедического метода развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова на музыкальных занятиях в ДОУ

Фонопедический метод развития голоса действует оздоровительно для голосового аппарата, продлевает срок его службы. Он улучшает психо-эмоционального настрой ребенка, становление его как лично...

Фонопедический метод развития голоса как один из способов развития вокального музицирования старших дошкольников

В данной разработке рассматриваются вопросы использования, внедрения фонопедических упражнений в музыкальные занятия ДОУ. Данные упражнения являются здоровьесберегающей технологией, а потому их исполь...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) ОО « Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Сказки Пушкина мы любим».

Цель занятия:Обобщить и закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина.Формировать эстетические чувства детей передачей художественного образа различными техниками...

Фонопедический метод развития голоса детей дошкольного возраста по системе В. В. Емельянова.

Фонопедический метод развития голосадетей дошкольного возраста по системе В. В. Емельянова.Методика комплексного музыкально-певческого воспитания «Фонопедический метод развития го...

Методическая разработка конспекта занятия для детей старшей группы «Зимняя сказка»

Конспект по художественно - эстетическому развитию (рисованию) «Зимняя сказка"  знакомит детей с  рисованием на воде в технике «эбру». В ходе занятия дети проявя...