Тематическое музыкальное занятие "Магазин музыкальных инструментов"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Смелова Ольга Александровна

    Не секрет, что подготовке детей к элементарному музицированию уделяется не так много времени. Слишком  часто мы готовили детей к утренникам, развлечениям, разным выступлениям…  А тем не менее это один из самых любимых видов деятельности детей на музыкальных занятиях.  Ведь именно  игра на детских музыкальных инструментах  расширяет сферу музыкальной деятельности  дошкольника, повышает мотивацию к занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности. Развивается чувство коллективизма в совместном исполнении. Все эти воспитательные задачи я постаралась показать на этом тематическом занятии, где попыталась увязать детское элементарное музицирование с остальными видами музыкальной деятельности – слушанием музыки, пением, музыкально-ритмическими движениями. А с каким интересом и воодушевлением дети озвучивали сказку! Это побудило их в дальнейшем  сочинять и озвучивать свои собственные сказки. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Тематическое музыкальное занятие

«МАГАЗИН МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

Цель занятия:

Формировать основы музыкальной культуры детей на основе имеющегося музыкального и жизненного опыта.

Программное содержание:

  1. Музыкально-образовательная деятельность. Пополнять запас знаний детей о музыкальных инструментах, их звучании, происхождении; учить различать звучание этих инструментов по тембру, закреплять знания о способе извлечения звука; о группе музыкальных инструментов – ударные, духовые, струнные и другие. Пополнять словарный запас детей для характеристики музыкального произведения.
  2. Слушание (восприятие) музыки.  Продолжать знакомить детей с музыкой композиторов-классиков. Развивать умение чувствовать характер пьесы, определять, какой инструмент исполняет данное произведение.
  3. Пение. Совершенствовать голосовой аппарат детей, опираясь на примерный диапазон звучания путём несложных распевок по методике  Огородникова. Учить правильно брать дыхание  между фразами. Чисто интонировать звуки и интервалы. Правильно передавать характер песни.
  4. Музыкально-дидактические игры. Формировать тембровый звук детей, упражнять в умении различать звучание нескольких музыкальных инструментов, части музыкального произведения.
  5. Музыкально-ритмические движения. Развивать координацию движений путём выполнения простых ритмических движений; учить детей запоминать несложную танцевальную композицию. Менять движения в соответствии со словами песни, со сменой частей музыки. Создать положительный эмоциональный настрой, желание танцевать.
  6. Танцевальное творчество. Побуждать детей самостоятельно выбирать движения на танцевальную музыку разных жанров. Развивать воображение, инициативу, самостоятельность.
  7. Игра на детских музыкальных инструментах. Продолжать развивать ритмический слух детей. Добиваться слаженности звучания в оркестре на различных инструментах. Совершенствовать навыки и умения. Добиваться ритмического и динамического ансамбля. Учить детей самостоятельно искать способы звукоподражания сказочным персонажам.

Музыкальный материал:

Песня «Чико-нико» А.Варламова, «Шутка» И.С.Баха, песня «Семь весёлых нот» (авторская), попурри классических танцевальных мелодий.

Музыкально-дидактические пособия:

Музыкальные инструменты (ложки, кастаньеты, маракасы, флейта, металлофон, ксилофон, треугольник, рубель, тарелочки, бубенцы, «коробочка»).Авторское пособие «Волшебные музыкальные ступеньки», «Оркестр». Портрет композитора И.С.Баха, картинки с танцующими персонажами разных стран.

Ход занятия.

Звучит спокойная музыка, дети заходят в музыкальный зал, останавливаются перед музыкальным  руководителем.

М.р. (приветствие пением): Здравствуйте, дети!

Дети (отвечают пением): Здравствуйте!

М.р. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в чудесный магазин. Но чтобы туда попасть, необходимо взять с собой хорошее настроение. Что для этого нужно сделать? (Ответы детей). А танцевать вы любите? Станцуем весёлый танец? Настроение сразу поднимется. Занимайте свободные места в зале!

Дети исполняют фрагмент танца под фонограмму песни «Чико-нико» А.Варламова.

М.р. Ну вот, теперь я вижу, у всех радостное настроение, весёлые улыбки на лицах. Значит, пришла пора посетить наш необыкновенный магазинчик, где живут…  музыкальные инструменты.

Открывается занавес.

Посмотрите, здесь самые разные музыкальные инструменты – ударные, духовые, струнные! И даже клавишные! Только почему нас никто не встречает? Где же продавец? Присядьте прямо на ковёр, а я сейчас его поищу.

Уходит за ширму, быстро надевает фрак, парик и головной убор, произнося слова: «Уважаемый продавец музыкальных инструментов! Ребята из детского сада «Сказка» очень хотят познакомиться с вашими удивительными инструментами. Не расскажете ли вы нам о них?»  Изменённым голосом: «О, как я рад! Ну конечно, с большим удовольствием!» Выходит из-за ширмы в образе Продавца музыкальных инструментов.

Продавец: Здравствуйте, мои юные друзья! Я очень рад вас видеть! А зовут меня Ксилофон Контрабасович! Мои музыкальные инструменты заскучали на своих полках. Хотите с ними познакомиться? Они тоже очень хотят. (Берёт в руки барабан). Что это? Совершенно верно. Барабан. А знаете, откуда он к нам прибыл? Из Африки. Там его родина. Его прапрадедушку звали Там-там. (Ставит картинку.) правда, смешное  имя? Металлические диски привязывали и ударяли по ним большой колотушкой. Звук тамтама очень громкий, его далеко было слышно, даже на соседнем острове. (Берёт кастаньеты). А это что? (Ответы детей).  Кастаньеты! Давайте произнесём это название вместе! Они прибыли к нам из солнечной Испании. Без кастаньет невозможно представить себе зажигательный испанский танец. (Ставит картинку). У меня есть ещё кое-что. Похож на погремушку? Это… Маракас. С маракасами танцуют мексиканцы, значит прибыл он к нам  из… Мексики! А родину этих расписных ложек вы, несомненно, знаете!

Дети: Россия!D:\фото Смелова группа 3\DSCN3508.JPG

Ксилофон Контрабасович: Правильно! Всё это – ударно-шумовые инструменты, но без них не обойтись. Музыка разных народов не была бы такой весёлой,  задорной и зажигательной. А это что за инструмент? Это – флейта. Её родина – древняя Греция. Слово «флейта» в переводе означает «дуновение ветерка».  Сейчас в исполнении флейты прозвучит произведение великого композитора (появляется портрет) Иоганна Себастьяна Баха – «Шутка» .А мы с вами вместе оживим эту музыку движениями.

В записи звучит «Шутка» И.С.Баха, дети придумывают движения на основе ранее приобретённых танцевальных навыков.

Ксилофон Контрабасович: Ребята, какая эта музыка по характеру? (Ответы детей: шутливая, игривая, лёгкая, витиеватая, темп быстрый, стремительный. А где-то немного задумчивая). Наверное, композитор решил подшутить над кем-то, но передумал, сел и сочинил эту музыку, а потом подарил её своим друзьям. Скажите, а флейта, - какой инструмент? Правильно, духовой. Дорогие мои, а ведь у каждого человека есть свой, неповторимый музыкальный инструмент, не похожий ни на какие другие! Вы догадались, о чём идёт речь?

Дети: О голосе!

Ксилофон Контрабасович: Совершенно верно! Как вы думаете, что делает музыкант, чтобы его голос звучал правильно, чисто? (Ответы детей). Он его настраивает! Давайте и мы настроим наши голоса! Прошу занять места в музыкальной гостиной, где стоит мой самый любимый инструмент – фортепиано. Садитесь поудобнее, но не забывайте держать спину ровно, не поднимая плечи! Слушаем! (Пропевает распевку на звуках «соль-ля» - дили-дили-дон). А теперь все вместе!  (Дети поют). А теперь только девочки! (соль-ля). А теперь только мальчики (до-ре). Распевка для наших милых дам – «хи-хи-хи-хи-хи» (в восходящем движении от звука «фа»). Ну, а теперь для рыцарей – «ха-ха-ха-ха-ха» (от звука  «до»). Сейчас мы встанем и поможем нашему голосу и дыханию движением «пружинка». (Дети выполняют). Чтобы расслабить голосовые связки, вытягиваем губы трубочкой и поём так: тпррр… замечательно! А теперь проверим, как мы настроили наши голоса с помощью волшебных музыкальных ступенек. (Пододвигает к себе столик с пособием). На каждой ступеньке живёт звук. Если вы пропеваете его правильно, огонёк загорается. Итак, начнём с девочек! А теперь мальчики! Потрясающе! Мы ещё вернёмся к этим волшебным ступенькам, ведь под ними есть ещё и загадочное окошечко. А теперь пришла пора спеть песню. Это песня про 7 нот, 7 звуков, которые живут на этих ступеньках. Их так мало, но какую разную музыку пишут композиторы, просто удивительно, не так ли? Слушаем. А теперь вместе со мной! Я пою строчку песни, а вы её повторяете.  Друзья мои! Я снова предлагаю оживить эту песенку движениями. Например, щелчками пальцев в такт музыки! Вот так!

Дети исполняют вместе с Ксилофоном Контрабасовичем песню «Семь весёлых нот».

1.Жили-были (Жили-были)D:\фото Смелова группа 3\Смелова Ольга Александровна с новым пособием Оркестр.JPG

Семь весёлых нот, (Семь весёлых нот)

Их так мало, (Их так мало)

Но весь мир поёт! (Но весь мир поёт)

2. Песни задорные, (Песни задорные),

Грустные, весёлые (Грустные, весёлые),

Ласковые, нежные, (Ласковые, нежные,)

Солнечные, снежные! (Солнечные, снежные).

Замечательно! Дорогие ребята! Вы сегодня узнали о некоторых музыкальных инструментах и сказали мне, что бывают инструменты духовые. А какие ещё бывают инструменты? (Ответы детей). А у меня есть ещё один удивительный инструмент – это синтезатор. Он электрический. На нём можно изобразить звучание самых разных инструментов. Попробуйте угадать, какой инструмент прозвучит? Если вы угадаете правильно, он появится в этом окошечке.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент».

Воспитатель незаметно ставит в окошечко картинки с изображением разных инструментов.

        Ксилофон Контрабасович: Мои юные друзья! Представьте себе, что на сцене играет группа музыкантов на разных инструментах. Одним словом эта группа называется… («Оркестр»!)  А теперь внимание! (Пододвигает столик с другим пособием «Оркестр», открывает занавес). Что же мы видим? Совершенно верно,  это оркестр. Какие инструменты играют в оркестре? (Ответы детей). Но кого же здесь не хватает? Ну конечно, же, дирижёра! (Появляется дирижёр). Взмахом руки или дирижёрской палочки он показывает, какой инструмент должен вступить, как должен играть оркестр – тихо или громко. Ой, ребята¸ мне так хотелось сыграть с вами музыкальную сказку, но мне кажется, что в моём магазинчике что-то происходит… некоторые инструменты куда-то попрятались… Вы их не видели случайно? Да вот же они, забрались под ваши стульчики! Прежде чем их достать, послушайте одно важное условие! Ни один инструмент не должен вступать без взмаха руки дирижёра! А дирижёром сегодня буду я. Итак, начинается музыкальная сказка. Настроим наши инструменты.  

Дети берут инструменты, играют все вместе – настраивают.

Затем начинается музыкальная сказка «Про медведя»

«… Водном сказочном лесу наступило утро. Взошло солнце (Металлофон – глиссандо), зашелестели на деревьях листья – (маракас), запели птицы – (бубенцы).

Из берлоги вылез медведь (Барабан). И пошёл по лесу (Барабан стучит быстрее). Нашёл он пилу, забрался на самую толстую ветку на дереве (Ксилофон в восходящем движении) и стал её пилить (Рубель). Пилил, пилил, пока не прилетела маленькая птичка. (Бубенчик). «Не пили ветку, медведь, - взмолилась она, - гнёздышко моё разоришь и сам упадёшь!» Не слушает её медведь. Всё пилит и пилит (Рубель). Прискакала белочка (Колотушка), попросила: «Мишенька, не пили ветку, бельчат моих напугаешь и сам упадёшь!» И её медведь не послушал. Прибежал олень («Сверчок»): «Не пили ветку, я эти листики кушать люблю!» А медведь как будто не слышит. В это время ветер подул (маракасы), гром загремел (тарелки), дождь закапал (металлофон, ксилофон), такая гроза началась! (Все инструменты играют громче и громче). И вдруг – бац!  (стукалка) упал медведь. И всё сразу стихло.  Ушибся сильно Мишенька, заревел громким голосом (жалейка). Собрались вокруг все звери (бубенцы, колотушка, сверчок), пожалели медведя (Все инструменты играют тихо). А мудрый дятел (коробочка) сказал: «Никогда, медведь, не пили ветку, на которой сам сидишь»… Вот такая сказка у нас получилась.  Молодцы! И в награду, за то, что вы хорошо потрудились, я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Становитесь в круг!

Дети и Ксилофон Контрабасович играют в игру «Поиграем – потанцуем!»

Звучит музыка разных жанров – чарльстон, «Яблочко», вальс, русская плясовая. Дети сначала играют на инструментах, воспроизводят ритм заданной музыки. Затем по сигналу кладут инструменты на пол в кругу и движутся по кругу, не задевая инструменты, определённым шагом. Когда музыка останавливается, дети берут первый попавшийся инструмент и следующий фрагмент  музыки играют уже на нём.

Ксилофон Контрабасович:  Ну что, мои юные друзья, мой музыкальный магазинчик пора закрывать…  Давайте вспомним, какую музыку и какого композитора мы сегодня слушали? А с какими инструментами познакомились?  Я надеюсь, что вы ещё раз посетите мой магазинчик, и я с удовольствием расскажу вам о других моих инструментах. До свидания!

(Ксилофон Контрабасович  уходит за ширму, занавес закрывается).

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Не секрет, что подготовке детей к элементарному музицированию уделяется не так много времени. Слишком  часто мы готовили детей к утренникам, развлечениям, разным выступлениям…  А тем не менее это один из самых любимых видов деятельности детей на музыкальных занятиях.  Ведь именно  игра на детских музыкальных инструментах  расширяет сферу музыкальной деятельности  дошкольника, повышает мотивацию к занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности. Развивается чувство коллективизма в совместном исполнении. Все эти воспитательные задачи я постаралась показать на этом тематическом занятии, где попыталась увязать детское элементарное музицирование с остальными видами музыкальной деятельности – слушанием музыки, пением, музыкально-ритмическими движениями. А с каким интересом и воодушевлением дети озвучивали сказку! Это побудило их в дальнейшем  сочинять и озвучивать свои собственные сказки.

Ещё несколько слов хочется добавить о том, как родилось дидактическое пособие «Волшебные музыкальные ступеньки», которое я с успехом применила впервые на этом занятии и  в дальнейшем на всех последующих. Не поспав несколько ночей  в размышлении о том, как активизировать развитие у детей вокально-интонационного слуха, - наконец,  мне пришла в голову мысль создать такие музыкальные ступеньки, которые  бы при правильном интонировании звуков первой октавы зажигались разноцветными огоньками. Ну, и в результате ещё нескольких бессонных ночей родилось такое пособие (конечно, не без участия мужа-электрика). Сначала дети  думали, что огоньки и вправду зажигаются сами (ведь если ребёнок пропел неправильно,   огонёк не зажёгся).  Потом «раскусили» мой секрет, услышав щелчок нажимаемой клавиши. Но всё равно, их восторг от этого не стал меньше,  как и  не пропало желание чисто интонировать звуки. Тем более, что под ступеньками есть ещё и волшебное окошечко…

D:\фото Смелова группа 3\DSCN3510.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкальных игрушек и инструментов для развития музыкальных способностей в детском саду

Консультация для ознакомления  об использовании музыкальных игрушек и инструментов для развития способностей детей...

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Конспект музыкального занятия "Музыкальные инструменты" для старшего дошкольного возраста

Предлагаю вам конспект тематического музыкального занятия "Музыкальные инструмнты" для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям дошкольных учреждени...

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

Конспект музыкального занятия "Музыкальные инструменты народов мира" для подготовительной группы

Конспект является авторской разработкой, может использоваться музыкальными руководителями, воспитателями....

Музыкально-тематический досуг "Русские музыкальные инструменты"

Занятие помогает детям познакомиться и  закрепить свои знания о русских народных инструментах....

«Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность?»

Консультация для родитей по музыкальному воспитанию в период адаптации....