Зима в Архангельске
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Бовина Наталья Анатольевна

Образовательная область: Познавательное развитие, Музыка

Интеграция областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Развитие речи,

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность

Возраст детей: 6 - 7 лет

Цель:

Приобщение старших дошкольников к традициям и обычаям родного города.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с зимними традициями и культурным наследием родного города.

- Способствовать формированию у детей понятия малая Родина.

- Выразительно читать стихи, исполнять песни, проникаясь их настроением.

Развивающие:

- Развивать способность понимать музыку, выражать эмоции и чувства через танец.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство гордости и интереса к своему городу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zima_v_arkh-ke_2.docx28.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развлечение «Зима в Архангельске»

в подготовительной к школе  группе.

Тема: «Зима в Архангельске».

Образовательная область: Познавательное развитие, Музыка

Интеграция областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Развитие речи,

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность

Возраст детей: 6 - 7 лет

Цель: 

Приобщение старших дошкольников к традициям и обычаям родного города. 

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с зимними традициями и культурным наследием родного города.

- Способствовать формированию у детей понятия малая Родина.

- Выразительно читать стихи, исполнять песни, проникаясь их настроением.

Развивающие:

- Развивать способность понимать музыку, выражать эмоции и чувства через танец.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство гордости и интереса к своему городу.

Материал: презентация «Зима в Архангельске», атрибуты, костюмы для танцев, разрезные фигуры – козуль, льдинка.

Предварительная работа: экскурсии в усадьбу Куницыных, экскурсии по зимнему городу, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, песен, танцев.

План:

1 часть – 1 мин.

2 часть – 26 мин.

3 часть – 3 мин.

Ход:

Воспитатель: Я живу в Архангельске!    (фоном фото Архангельска).

Воспитатель: Я живу в Архангельске!

Ребёнок:  И я живу в Архангельске!

Ребёнок: И я живу в Архангельске!

Все вместе: Мы живём в Архангельске!

Воспитатель:

У России есть начало

Там, где жизнь ключом бурлит,

Широко и величаво

Город-порт давно стоит!
 По указу Ивана Грозного 

Много зим, много лет назад

Был основан наш город Архангельск, 

Так историки нам говорят.

 И раскинулся город северный 

На краю необъятной страны, 

Ароматы, вдыхая клевера 

В устье вольной реки Двины.

.Ребёнок:  Здесь живет моя семья.
                 Здесь родился я!

Ребёнок: Здесь кругом мои друзья.        

                Здесь родился я!

Ребёнок:   Здесь такая красота!

                  Здесь родимая земля!

Дети:        Здесь родился я!

Воспитатель: Мы живем в России – Россия наша Родина,

                        Мы родились в Архангельске – Архангельск наша малая                                       Родина.    

Исполняется песня «Северная широта»

(Показ готового клипа  «Зимний Архангельск» )

 

Прекрасен город наш зимой,

В снега дома одеты.

Двина, под толщей ледяной

Спит, в ожиданье лета.

 

Петляет берегом лыжня,

На набережной людно.

Бежит на лыжах малышня,

Промерзли в речке судна.

 

В плену до лета стоять им, 

Застряли здесь на мелях.

Нам нравится по выходным

Гулять с семьей в Карелах.

 

Лететь под горку на санях,

Шашлык в лесу покушать.

Зима в Архангельске, друзья,

Из времени, всех лучше.

Песня: « Зима на Двине» (слайды )

Воспитатель:

- Мы живем в России, значит мы КТО? ( Россияне)

- Мы живем в Архангельске, значит мы КТО? (Архангелогородцы)

- Мы живем на Севере, значит мы КТО? ( Северяне)

Правильно и только у нас на Севере можно видеть такую красоту. (Обращаю внимание на слайд презентации) Что это за чудо???

Северное сияние – мистическое, непредсказуемое и красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее. От этого зрелища захватывает дух, оно может продолжаться от десяти минут и до нескольких суток.

Давным-давно люди верили в то, что игра красок на небесах ничто иное как танец богов. У нас на Руси сияния прозвали  сполохами –  от слов «полошить», «тревожить».

Стихотворение «Северное сияние» автор Любовь Эриксон
читают девочки:

Распахнуло небо звезды,

 Сообщая всем заранее:
Будет холодно, морозно -
И зажгло на нём сияние.

Все цвета видны прекрасно:
Ярко-синий, дальше - красный,
Вдруг - мгновенный переход,
Цвет дворцовых позолот.


Цвет, чуть вправо повело,
Наверху – оборвало,
И на новом месте вмиг,
Изумрудный путь возник.

- Что так быстро ты идешь,
И под ноги взгляд ведёшь?
Посмотри, на небосвод –

Там мгновение живёт!

Посмотри, не опоздай,
Диво дивное поймай!

- Что всё это означает,
Кто из вас об этом знает?
- Это знак небес, подсказка,
Наша Северная сказка.

Танец «Северное сияние» ( исполняет группа девочек)

Воспитатель:

     Кажется, о том, как слепить снеговика и что это за снежный персонаж, знают все. Но когда он впервые появился и зачем,  как-то никто и не задумывался.

Ребёнок:

     На самом деле история эта запутанная. Известно, что  на Руси фигурки из снега лепили с древних  времен. Их почитали как духов зимы, относились к ним с большим почтением и просили, чтобы лютые морозы и зима  заканчивались побыстрее. И уже много позже, с XIX века, снеговик превратился в непременный атрибут Рождества и Нового года. Сегодня  веселый и приветливый Снеговик - помощник Деда Мороза и друг детворы.

Воспитатель:

     2005году (12 лет назад) жителям Архангельска пришла в голову идея выбрать сказочным символом  города Снеговика.  

     Снеговик из Архангельска живет в Волшебном доме, состоящем из «Волшебной мастерской» и «Научной Лаборатории» в Соломбальской стороне города. Здесь часто устраиваются различные праздники, особенно зимние и новогодние. К нам на занятие Архангельский Снеговик отправил своих младших братьев.

Танец Снеговиков (исполняет группа мальчиков)

Воспитатель:  

      Есть ещё одна традиция у зимнего Архангельска – на набережной Северной Двины появляется ледяная резиденция Снеговика и сказочный городок: печка Бабы – Яги, валенки – скороходы, волшебный мухомор, сказочный – колодец… Кто бывал там? Кто видал?

 (показ слайдов презентации)

       Всё это рукотворные чудеса архангельских скульпторов, они создают сказочную атмосферу, дарят взрослым и детям капельку чуда и волшебства.  

Игра «Растопи льдинку»  

      Дети по кругу передают льдинку, стараясь, растопить ее своим теплом, вместе с льдинкой пусть растают и уйдут все холодные мысли, недопонимание, ссоры………….                   

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Ребёнок читает стихотворение Ирины Сенчуковой

Уж, вы пряники, вы пряники мои,
Наши северны козулички.
Вас вкуснее на всем свете не сыскать,
Так и хочется о вас мне рассказать.
Уж, пекли вас деды-прадеды,
Всем семейством, да по правилам.
Со гвоздикой, да с заморским имбирем,
Да с сердечным нашим северным теплом.
Выпекали тесто с песнями,
Украшали интересненько:
Кружевами глазурь стелется,
Будто белая метелица,
Сверху северно сияние горит,
До чего чудесен пряничек на вид!
Один скушаешь: понравится,
Ко другому рука тянется!
Приезжайте на поморску сторону,
Окунитесь в нашу древню старину.
 Угостим мы вас козульками,
Да, одарим всех свистульками!

Воспитатель:  Ну, конечно, это козуля! А что это такое?

        А вы когда-нибудь пробовали северные пряники - козули? Вкусные, хрустящие пряники с ароматом пряных трав. Сейчас традиция печь козули возрождается.

       Давным –давно  пряники представляли собой полоски из теста, сплетённые в причудливые извивы. За извитую, змееобразную форму древнее поморское печенье и получило свое название - козули, от поморского слова «козуля» - змейка, завиток.
Поморы верили, что такие козули - змеи принесут в дом богатство, достаток.

И у нас в группе есть ребята, которые на Новый год пекли и расписывали козули. (обращаем внимание на экран)

Игра «Собери КОЗУЛЮ»

 (по типу разрезные картинки) проводится  двумя командами.

Воспитатель обращает внимание детей на слайд: Зимние гулянья в Малых Корелах.

Дети читают стих «Корелы» автор Владимир Лушников

В заповедном краю корабелов,

Там где издавна водится лось,

Деревянное чудо – Корелы

Высоко на холмах вознеслось.

Как поверить: на Севере стылом,

За Двиной, что блестит серебром,

Встало диво, а создано было

Это диво одним топором.

Воспитатель:  Да, это деревянное чудо – музей деревянного зодчества Малые Корелы, зимой там проходят праздники, гулянья, катанья на лошадях, каждого гостя там встречают с хлебом с солью.

Хоровод  «Зимушка – Зима» 

3 часть:

Воспитатель:  Вот он, какой  наш зимний Архангельск – это аромат северного пряника, гулянье в Малых Корелах, ледяная сказка на Набережной, дружище Снеговик, красота северных сполохов, это мы с вами жители города – архангелогородцы!

Архангельск прекрасен в любую погоду!!!

Мы любим Архангельск в любое время года!!!

Все: Мы любим, тебя Архангельск!!!!!

Песня – гимн «Мы любим тебя, Архангельск»

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый-самый…». Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска. Программно – методический материал разработан к «Программе логопедической работы

Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый – самый…» Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска.Арханге...

"В музеях города Архангельска"

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе...

Презентация-отчет по ознакомлению детей 2-ой мл.группы с бытом и культурой Архангельской губернии.

В течение года в нашем детском саду проходил проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вслед за Солнышком", основным направлением которого было ознакомление детей с историей, бытом и кул...

Долгосрочный,совместный,творческо-исследовательский проект "Мой родной город Архангельск"

  Цель проекта : обогащение знаний и представлений детей о родном городе ,воспитание гражданско-патриотических чувств.    Задачи:1.Дать детям доступные детскому восприятию сведен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству «Птица счастья» по мотивам архангельской игрушки

Дети узнают историю архангельской игрушки и аппликативным способом создают птицу счастья....