Тема: "Восприятие и музыкально-ритмические движения"
методическая разработка по музыке (средняя группа) на тему

Гончаренко Дина Юрьевна

Методическая разработка по теме "Восприятие и музыкально-ритмические движения". Музыкальный материал: К.Сен-Санс. Сюита "Карнавал животных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karnaval_zhivotnyh.doc38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ №57 «Дюймовочка»

г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ЗАНЯТИЯМ

Для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Тема: «ВОСПРИЯТИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ

ДВИЖЕНИЯ»

Музыкальный материал: «Карнавал животных» К.Сен-Санс

Подготовила

музыкальный руководитель

Д.Ю. Гончаренко                                                                  

СЮИТА «КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ» К. СЕН-САНС

Что нужно: аудиозапись с пьесами «Королевский марш льва», «Куры и петухи», «Антилопы», «Черепахи», «Слоны», «Кенгуру», «Аквариум», «Ослы», «Лебедь»; картинки с изображенными животными.

Цель: Формировать эмоциональное восприятие музыкальных произведений изобразительного характера, усиливая его музыкально-ритмическими движениями.

Задачи: способствовать формированию образного мышления; развивать слуховую и моторно-двигательную память; расширять кругозор детей, учить давать словесные характеристики образам; закреплять понятия о темпе музыки - «медленно-быстро», о регистрах – «высокий, тоненький голос – низкий, толстый»; способствовать проявлению творческой активности в двигательных импровизациях.

Сюиту слушаем на протяжении 5-6 занятий с детьми среднего дошкольного возраста. Сюжет: мы отправляемся в «зоопарк» (на «поезде», «лошадке», на «машине», на «автобусе», «самолете»), где встречаемся с различными животными.

1 занятие. Рассматриваем рисунок с изображением льва, слушаем «Королевский марш льва». Отмечаем характер: строгий, важный, серьезный, сердитый. Изображаем движением рук по бедрам походку льва с грозным выражением лица. При повторном прослушивании отмечаем «рычание» льва в музыке «львиными лапами» и «оскалом».

       В другой «клетке» нашего зоопарка (крепится рисунок на магнитную доску с изображением кур и петухов) живут «Куры и петухи». Прослушав, отмечаем «драчливость» петухов, их задиристость, взволнованность и суетливость курочек, оберегающих своих цыплят. Сравниваем с «Маршем льва»: там музыка была грубее, строже, тяжелее, звучала низким голосом. А здесь? (легче, быстрее, высоким голосом).

При повторном прослушивании пытаемся изобразить «сердитых петушков» и «хлопотливых курочек». В конце пьесы ребята отмечают, что «петух разгоняется, налетает и клюет кого-то» (отмечаем в движении прыжком)

2 занятие. Приехав в зоопарк, обнаруживаем с ребятами «пустые клетки» (нет рисунков на доске), объясняю, что животные спрятались. А узнать, кто здесь живет, поможет музыка.

       Слушаем «Королевский марш льва», ребята вспоминают, отмечают ритмическими движениями тяжелую поступь льва, полегче – львицы, «рычание». (Появляется рисунок с изображением животных).

       А кто же в следующей клетке? Слушаем «Куры и петухи», говорим о том, как музыка помогла узнать их (дети высказываются о характере); изображаем движениями (мальчики – петушки, девочки – курочки). Мальчики «взмахивают большими крыльями», кружатся на одной ноге, отталкиваясь другой, девочки суетливо бегают, «мелко хлопая крыльями».

        Знакомимся со следующими животными – это антилопы. Рассматриваем рисунок, рассказываю, что это самые быстрые животные, они бегают по горам. Слушаем «Антилопы», отмечаем быстрый темп, стараемся проследить движения мелодии – показываем движением рук вверх и вниз, быстро перебирая пальцами («антилопы бегают по горам то вверх, то вниз).

       Еще мы сегодня встретимся с самыми медленными животными, они ползают

  очень медленно и лениво. Иногда ребята без помощи рисунка догадываются, что это черепаха. Подтверждаю их предположение рисунком с изображением черепахи. Слушаем «Черепахи», медленно ползаем. После прослушивания сравниваем с «Антилопами», знакомимся с понятием «темп», закрепляем понятия «быстро» и «медленно».

3 занятие. На доске изображения антилоп и черепах. Вспоминаем, как звучала музыка, изображающая антилоп (быстро, стремительно, то вверх, то вниз), черепах (медленно, лениво, плавно). Предлагаю послушать, кто же появится первым. Слушаем «Антилопы» - ребята угадывают ( потому что музыка была быстрая), показывают движениями рук вверх-вниз движение мелодии. Далее, «Черепахи»  - ребята объясняют, что музыка медленная, а черепахи ползают медленно, значит, черепахи. Изображают ползающих черепах, медленно переступая на четвереньках.

        Затем рассматриваем изображение слонов на рисунке. Какие они? (большие, тяжелые, добрые). А как вы думаете, как будет звучать музыка, изображающая слонов? (выслушать предположения) Если дети затрудняются ответить, помочь им наводящими вопросами: высоким или низким голосом? Тяжело или легко? Быстро или не спеша?

      Слушаем, радуемся, что предположения оправдались, отмечаем, что «музыка слонов» грубая, но не злая, слоны, как будто танцуют. При повторном прослушивании изображаем танцующих слонов, тяжело притопывая, руки – «большие уши».

4 занятие. Ребята, я не знаю, кто сегодня нас первым встретит в зоопарке… (начинают высказывать свои предположения). Давайте не будем гадать, лучше послушаем, музыка нам подскажет. Слушаем «Слоны». Важно во время звучания музыки не препятствовать детям выражать себя в движении. Обычно мы заранее договариваемся, что, пока звучит музыка, мы не говорим, но можем изображать то, о чем нам музыка рассказывает. Ребята встают и изображают танцующих слонов. Как вы догадались? (потому что музыка была тяжелая, громкая, низкая).

      Сегодня мы с вами познакомимся с кенгуру (рассматриваем рисунок, где кенгуру с кенгуренком  как бы вглядывается вдаль). Рассказываю, что кенгуру не ходит, не топает, не ползает, а прыгает, а еще она очень опасается за своего кенгуренка, поэтому, иногда останавливается, приседает и вглядывается с опаской вдаль. Давайте послушаем, как музыка нам об этом расскажет. Слушаем «Кенгуру». Отмечаем, что музыка, будто прыгает, а потом «замирает». Изображаем в движениях прыжки и присест с вглядыванием вдаль (по фразам).

       А сейчас рассмотрите этот рисунок (показываю изображение аквариума с рыбками). Правильно, это аквариум, в нем много рыбок, маленьких, ярких. Послушайте, как они плавают в аквариуме. (прослушиваем пьесу «Аквариум»), дети высказываются: музыка была легкая, плавная, звучала высоко, будто колокольчики переливались, слышно было, как «рыбки пускали пузырьки». Изображаем легким бегом на носочках врассыпную с соединенными впереди ладонями плавающих рыбок, приседаем «на дно», шевелим быстро пальчиками («рыбки пускают пузырьки»)

5 занятие. Сегодня мы с вами попали на озеро. Наступила осень, птицы улетели в теплые края… Посмотрите, кто же один-одинешенек остался на озере? (рисунок, изображающий плывущего лебедя) Да, это лебедь, он грустит, он не смог улететь со своей стаей, т.к. поранил крыло. Давайте послушаем… (слушаем «Лебедь») Дети, как правило, проникаются этой грустью и печалью, слушают внимательно, лишь некоторые в конце высказываются (было грустно, печально, музыка была красивая, плавная). Помогаю им расслышать «всплески воды». Больше ничего не говорим.

6 занятие – итоговое. Крепятся рисунки всех животных на доску, вспоминаем, с кем мы встречались, делимся впечатлениями (с кем бы еще хотели встретиться). У всех разные предпочтения, поэтому музыка нам сама расскажет, кто сегодня у нас появится. Включаю вразброс, дети узнают, самостоятельно начинают двигаться под музыку, затем рассказывают, каким образом музыка им помогла узнать то или иное животное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование основ музыкальной культуры посредством музыкально-ритмических движений"

Данная статья раскрывает опыт работы по одному из направлений музыкального образования дошкольников музыкально-ритмического воспитания...

Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...

Консультация "Активизация музыкального восприятия посредством музыкально-ритмических движений (утренняя гимнастика)"

Активизация  музыкального  восприятия посредством  музыкально-ритмических движений  (утренняя гимнастика)     ...

Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...

"Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду с примерами ритмических игр.

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду.Памятка для родителей с примерами ритмических игр....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей 4 до 7 лет

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной  направленности для детей...

Открытое занятие «Музыкально-ритмические движения» по предмету «Ритмическая мозаика»

Данное открытое занятие разработано в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Веселый Вундеркинд», по предмету «Ритмическая мозаика», ориентир...