Рабочая программа музыкального руководителя ДОУ
рабочая программа по музыке на тему

Романова Нина Михайловна

Данная рабочя программа разработана для занятий с детьми от рождения до 4 лет. Включает в себя описание занятий в группах общеразвивающей направленности (по возрастам), а также в группе коррекционной направленности (для детей с ОВЗ и детей-инвалидов). Разработана и составлена в соответствии с ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo.docx76.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Пояснительная записка

Актуальность программы. Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрения более прогрессивных форм, повышения ответственности педагогических коллективов за полноценное развитие и благополучие каждого ребенка.

Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для развития различных способностей и задатков детей, а особенно эмоциональной отзывчивости, музыкальных способностей человека. Музыка в дошкольной педагогике рассматривается как одно из лучших средств развития у детей чувства прекрасного. Для детей, воспитывающихся в Доме ребёнка, занятия музыкой являются важным реабилитационным моментом, поскольку положительно влияет на эмоциональное состояние детей. Кроме того, такие занятия дают детям возможность приобщения к универсальному языку эмоций, который будет доступен им в дальнейшем при общении со сверстниками.

В соответствии с современной научной концепцией дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский) о признании самоценности периода дошкольного детства, была разработана данная рабочая программа по музыкальному развитию детей.

Программа составлена на основе:

  • Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика Синтез», 2014 г.
  • программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» Каплунова И. М., Новоскольцева И. А.
  • «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет» Сауко Т, Буренина  А.
  • Учебно-методического пособия «Логоритмические занятия в Доме ребёнка с детьми третьего года жизни, имеющими проблемы речевого развития» Бутенко Э.В.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. «Закон РФ об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008. № 666 (далее – Типовое положение).
  3. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 – 13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15. 05. 2013 года №26.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17. 10. 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности».

Программа представляет собой план музыкального развития детей от рождения до 4 лет. В программе учитывались возрастные особенности нервно-психического развития детей. Кроме того, в программе представлен примерный план занятий с детьми с нарушениями в ЦНС, детьми-инвалидами, разработанный в соответствии с их особыми образовательными потребностями.

Включает в себя следующие видыдеятельности:

  • восприятие;
  • пение;
  • музыкально-ритмические движения;
  • игра на детских музыкальных инструментах.

Основные идеи данной рабочей программы – гуманизация, поддержка разнообразия детства, уважение к личности ребёнка, воспитание в детях общечеловеческих ценностей: красоты, добра, истины.

Цель программы – приобщение к музыкальному искусству посредством музыкально-художественной деятельности.

Задачи программы:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства;
  • формирование основ музыкальной культуры
  • воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыки;
  • развитие музыкальных способностей: чувства ритма, слуха, музыкальной памяти, формирование песенного музыкального вкуса;
  • воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности;
  • развитие детского музыкально-художественного творчества, предоставление детям возможности самореализации;
  • обеспечение эмоционально-психологического благополучия детей.

Связь программы с другими образовательными областями:

  1. «Физическая культура»:  развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
  2. «Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности.
  3. «Познание»: сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства.
  4. «Речь»: развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности, артикуляционные упражнения;
  5. «Художественное творчество»: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;формирование представлений о музыкальной культуре; развитие детского творчества.

        Методические  принципы

  1. Создание  непринуждённой  обстановки, в  которой  ребёнок  чувствует   комфорт. Важно не  принуждать  детей  к  действиям (играм, пению), а дать  возможность  захотеть  принять  участие  в  занятии.
  2.  Целостный  подход  в  решении  педагогических  задач:  обогащение  детей  музыкальными  впечатлениями  через  пение, слушание, игры,  пляски;
  3. Соотношение  музыкального  материала с природным  календарём.
  4. Один  из  важнейших принципов  музыкального  воспитания -  партнёрство. Группа  детей, музыкальный  руководитель, воспитатель  становятся  единым  целым – они должны вместе  слушать,   петь, играть, чтобы получить наибольшие впечатления.
  5. Принцип  положительной  оценки  деятельности  детей, что  способствует  ещё  более    высокой  активности, эмоциональной  отдаче, хорошему  настроению  и  желанию   дальнейшего  участия  в  творчестве.
  6. Принцип   интеграции    всех  других  образовательных  областей (театрализованная  ритмопластика, художественное   творчество, развитие  речи  и  др.).

Результат  внедрения   данной     технологии:

  1. Музыкальные занятия становятся   более  интересными, разнообразными  и эффективными (у  детей  расширяется кругозор, происходит  обогащение  музыкальными  впечатлениями, формируется  устойчивый  интерес  к музыкальной  деятельности);
  2. Обеспечивается  всестороннее    развитие  личности  ребёнка:
  • эстетическое   (чувство  прекрасного, эмоциональная  отзывчивость);
  • умственное   (развивается  память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление);
  • нравственное    (формируется  дружелюбие, активность  и  самостоятельность).

Группа общеразвивающей направленности для детей от рождения 2 до 6 месяцев

Возрастные особенности. Ребёнок первых шести месяцев жизни постепенно учится концентрировать взгляд на предмете, улавливать звук и находить источник звука, движения с каждым месяцем становятся более дифференцированными и свободными, ребёнок учится удерживать предмет в руке; кроме того, малыш постепенно учится различать тон, с которым к нему обращаются.

Музыкальные занятия. Проводятся в общей группе. Доступная форма работы – слушание музыки. Одновременно возможно занятие с 3-4 детьми (при общей группе около 10 человек) одного возраста либо уровня развития, однако чаще всего работа проводится индивидуально, с учётом возрастных особенностей ребёнка.

Музыкальное сопровождение на занятии может исполняться как педагогом на музыкальном инструменте, так и быть записанным на любом доступном носителе. Все используемые на занятии песни и попевки должны, если они идут в записи, синхронно пропеваться педагогом, для каждого ребёнка, либо группы детей. Это даёт возможность более тесного контакта с ребёнком, а также делает атмосферу занятия более располагающей. Ребёнку в этой ситуации легче находить источник звука, прислушиваться к звуку и концентрировать внимание на музыке. Одновременно с пением педагог должен привлекать внимание ребёнка шумовыми музыкальными инструментами– погремушками, ложками, колокольчиками, а также хлопками в ладоши, при этом важно учитывать динамику совершаемых действий, чтобы не напугать ребёнка.

Музыкальные занятия. Занятия проходят 1 раз в неделю, 8-10 минут.

Основные цели занятий:

-  создание благоприятной атмосферы для развития ребёнка, улучшение эмоционального фона. Поскольку дети в Доме ребёнка лишены живого материнского общения, задача педагога и в частности, педагога-музыканта – создание условий, в которых ребёнок не будет чувствовать своего одиночества и незащищенности.

 -  развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству. В соответствии с данной целью составлены задачи для занятий с детьми данного возраста:

- вызывать слуховое сосредоточие у ребёнка, побуждать находить источник звука (погремушки, колокольчика, поющего взрослого);

- способствовать формированию умения вслушиваться в звук;

- вызывать эмоциональную отзывчивость на весёлую и спокойную музыку. Поощрять «участие» в пении взрослого: движение рук и ног, произнесении отдельных звуков;

- формировать умение самостоятельно поднимать и держать музыкальный инструмент – бубен, погремушку, колокольчик

Кроме непосредственно занятий с педагогом, быт ребёнка в группе должно наполнять музыкальное сопровождение. Музыка во время кормления, перед сном, во время купания успокаивает ребёнка, улучшает его эмоциональное состояние и даёт возможность для более спокойной и продуктивной деятельности.

Форма работы: слушание музыки

Возраст детей: от 2 до 6 месяцев

Режимные моменты

Деятельность педагога

Музыкальное сопровождение:

  • при купании;
  • при кормлении;
  • перед сном;
  • после пробуждения;
  • на прогулке.
  • подпевание звучащей на занятии музыке;
  • игра с погремушкой (колокольчиком):   привлечение внимания ребёнка к звуку, смена местоположения погремушки с целью заставить ребёнка взглядом найти источник звука;
  • игра с ложками: привлечение внимания ребёнка к необычному звуку. В возрасте 5-6 месяцев возможно привлечение ребёнка к совместной игре на ложках, где педагогом будут контролироваться движения ребёнка и звукоизвлечение;
  • негромкие хлопки в ладоши;
  • тактильный контакт с ребёнком (от 3 месяцев): прикосновение ладони к ладони, передача ему погремушки, колокольчика, ложек;
  • пение громче-тише;
  • пение разнохарактерных песен.

Репертуар:

Слушание:

«Весело-грустно», муз. Л. Бетховена;

«Ласковая просьба», муз. Л. Свиридова;

«Смелый наездник», муз. Р. Шумана;

«Верхом на лошадке», муз. Гречанинова;

«Колыбельная», «Петушок», муз. А.Лядова;

«Колыбельная», муз. Н. Римского-Корсакова;

«Полька», «Утро», «Сладкая греза», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Мама», муз. П. Чайковского;

«Зайчик дразнит медвежонка», муз. Д.Кабалевского;

«Игра в мяч», муз. Д.Шостаковича.

Русские народные песни: «Петушок», «Заинька», «Идёт коза рогатая», «Колыбельная», «Воробушек», «Баюшки-баю»;

Прибаутки, скороговорки, пестушки, игры.

«Устали наши ножки», муз. Т.Ломовой, сл. Е.Соковниной;

«Маленькая полечка», муз. Е.Тиличеевой, сл. А. Шибицкой;

«Ой, летали птички», «Кап-кап», «Кошка», муз. А. Александрова;

«Поезд», муз. Н. Метлова, сл. Т. Бабаджан;

«Зайчики и лисички», муз. Н. Финоровского, сл. В.Антоновой;

«Пляска с куклами», немецкая народная мелодия, сл. А. Ануфриевой;

«Тихо-тихо мы сидим», русская народная мелодия, сл. А.Ануфриевой.

Музыкально-ритмические движения:

«Хлопаем в ладоши», «Надо отдохнуть», «Ква-ква», «Носики», «Разминка», «Мы ногами топ-топ-топ», «Паучок», «Кулачки», «Мы попрыгаем», муз.и сл.С. И  Е.Железновых.

Репертуар может варьироваться в зависимости от педагогической необходимости.

Группа общеразвивающей направленности для детей от 6 месяцев до 1 года.

Возрастные особенности.Развиваются двигательные навыки ребёнка, мелкая моторика. Ребёнок может подолгу удерживать предметы в руке, перекладывать их из руки в руку. Многие движения начинают носить эмоциональный характер: ребёнок тянет руки к знакомым людям, начинает активно двигаться под знакомую музыку. Значительно развивается эмоциональная сфера ребёнка. Музыкальные занятия вызывают более осмысленный отклик. Ребёнок начинает повторять слоги за взрослым (в зависимости от особенностей развития), подпевать, в отдельных случаях может запомнить простейшую последовательность движений под музыку либо ассоциировать определённые музыкальные примеры с конкретными движениями. Вследствие увеличения объёма понимаемых им слов, ребёнок реагирует не только на эмоциональную сторону музыки, но и на содержательную часть текста. Именно в этом возрасте ребёнок учится вставать, ходить, что даёт больше возможностей в выборе содержания музыкальных занятий, в подборе движений для ребёнка. Поскольку ребёнок начинает выполнять большее количество требований, появляется возможность импровизации в предлагаемых действиях с целью диагностики потенциальных возможностей ребёнка.

Музыкальные занятия. Проводятся в общей группе, 1 раз в неделю, 8-10 минут. Доступные формы работы – слушание музыки, музыкально-ритмические движения (11-12 месяцев). Одновременно возможно занятие с 3-4 детьми одного возраста либо уровня развития, однако чаще всего работа проводится индивидуально, с учётом возрастных особенностей ребёнка.

Основная цель музыкального занятия – развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству. В соответствии с данной целью составлены задачи для занятий с детьми данного возраста:

- приобщать к слушанию вокальной и инструментальной музыки. Способствовать развитию эмоционального отклика на весёлую, грустную.быструю и спокойную мелодии, а также на музыку, сыгранную на музыкальных инструментах: дудочка, губная гармошка, металлофон итд. Постепенно формировать эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характера;

- формировать положительную реакцию на пение взрослого с сопровождением и без. Побуждать подражать отдельным певческим интонациям взрослого, откликаться на песенно-игровые действия взрослого («Сорока-сорока».«Прятки» итд.). Пробуждать активность в действиях под музыку: сперва учить детей при помощи взрослых хлопать в ладоши, похлопывать себя по ногам, притопывать ножками, приседать, поднимать руки вверх; постепенно (к 11-12 месяцам) ребёнок должен освоить данные движения самостоятельно (в зависимости от уровня развития);

- давать детям возможность самостоятельно играть на музыкальных инструментах: стучать в бубен и барабан, играть на ложках, металлофоне, дудочке, с погремушкой.

Форма работы: слушание музыки

Возраст детей: от 6 месяцев до 1 года

Режимные моменты

Деятельность педагога

Музыкальное сопровождение:

  • при купании;
  • при кормлении;
  • перед сном;
  • после пробуждения;
  • на прогулке.
  • подпевание звучащей на занятии музыке;
  • игра с погремушкой (колокольчиком), ложками;
  • негромкие хлопки в ладоши;
  • тактильный контакт с ребёнком: прикосновение ладони к ладони, передача ему погремушки, колокольчика, ложек;
  • пение громче-тише, быстрее-медленнее; пение весёлых и грустных песен.
  • игра на музыкальных инструментах: дудочка, губная гармошка, металлофон, детское пианино, треугольник, трещотка, свистульки;
  • показ музыкально-ритмических движений: хлопков, приседаний, топанья;
  • стимуляция активной деятельности при прослушивании плясовых мелодий;
  • музыкальные игры: «Сорока-сорока», «Прятки», «Заинька, попляши», «Идёт коза рогатая», «Мишка спит», «Котенька-коток».

Репертуар:

Слушание:

«Весело-грустно», муз. Л. Бетховена;

«Ласковая просьба», муз. Л. Свиридова;

«Смелый наездник», муз. Р. Шумана;

«Верхом на лошадке», муз. Гречанинова;

«Колыбельная», «Петушок», муз. А.Лядова;

«Колыбельная», муз. Н. Римского-Корсакова;

«Полька», «Утро», «Сладкая греза», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Мама», муз. П. Чайковского;

«Зайчик дразнит медвежонка», муз. Д.Кабалевского;

«Игра в мяч», муз. Д.Шостаковича.

Русские народные песни: «Петушок», «Заинька», «Идёт коза рогатая», «Колыбельная», «Воробушек», «Баюшки-баю»;

Прибаутки, скороговорки, пестушки, игры.

«Устали наши ножки», муз. Т.Ломовой, сл. Е.Соковниной;

«Маленькая полечка», муз. Е.Тиличеевой, сл. А. Шибицкой;

«Ой, летали птички», «Кап-кап», «Кошка», муз. А. Александрова;

«Поезд», муз. Н. Метлова, сл. Т. Бабаджан;

«Зайчики и лисички», муз. Н. Финоровского, сл. В.Антоновой;

«Пляска с куклами», немецкая народная мелодия, сл. А. Ануфриевой;

«Тихо-тихо мы сидим», русская народная мелодия, сл. А.Ануфриевой.

Музыкально-ритмические движения:

«Хлопаем в ладоши», «Надо отдохнуть», «Ква-ква», «Носики», «Разминка», «Мы ногами топ-топ-топ», «Паучок», «Кулачки», «Мы попрыгаем», муз.и сл. С. И  Е.Железновых.

 Репертуар может варьироваться в зависимости от педагогической необходимости.

Группа общеразвивающей направленности от 1 года до 2 лет.

Возрастные особенности. Активно развивается двигательные навыки: ребенок начинает более уверенно ходить, может делать боковые шаги, кружиться на месте, выполнять раскачивающиеся движения, приседать, делает попытки прыгать. Повторяет за взрослым простые музыкально-ритмические движения: хлопки, попеременно выставляет вперед ножки, повторяет направление движений взрослого. Движения детей становятся более координированными. После полутора лет развиваются подражательные движения: мишке, зайке, птичке итд.

В простых подвижных играх и плясках дети учатся координировать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8-10 человек). При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку). Постепенно формируется способность выполнять данные действия под музыку, укладываясь в определённые временные рамки.

Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

Появляется возможность разучивания простейших песен с детьми. Постоянное повторение текста обеспечивает малышам возможность его запоминания и последующего воспроизведения.

На втором году жизни ребёнок начинает понимать простые человеческие чувства. Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».Эмоциональный отклик на музыку в этом возрасте становится более ярким и точным, ребёнок отчётливо понимает разницу между грустно и весёлой музыкой и может выразить её словами, жестами, мимикой.

Возможны несложные танцевальные движения малышей парами на музыкальных занятиях.

Музыкальные занятия. Проходят 2 раз в неделю, 8-10 минут. Доступные формы работы – слушание музыки, подпевание, музыкально-ритмические движения.

Основная цель музыкального занятия – развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству. В соответствии с данной целью составлены задачи для занятий с детьми данного возраста:

- приобщать к разнохарактерной музыке, формировать умение различать на слух различные тембры музыкальных инструментов: дудочка, барабан, погремушка, ложки, пианино, губная гармошка итд;

- содействовать пониманию детьми понравившейся песенки, подпевать (как могут, умеют), постепенно формируя умение заканчивать петь вместе со взрослым;

- создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку;

- вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых разнообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения;

- неоднократно повторять с детьми произведения, с которыми их знакомили ранее (на первом году жизни и в течение этого года);

- приучать ходить под музыку, показывать простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание в ладоши, помахивание погремушкой, платочком; кружение, вращение руками - «фонарики»). В процессе игровых действий вызывать желание передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка).

- начинать развивать у детей музыкальную память;

- вызывать радость от восприятия знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца. Помогать различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию;

- при пении стимулировать самостоятельную активность детей (звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок);

- продолжать совершенствовать движения под музыку, учить выполнять их самостоятельно;

- развивать умение вслушиваться в музыку и с изменением характера ее звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение);

- помогать чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).

- приобщать детей к сюжетным музыкальным играм;

- формировать умение перевоплощаться при восприятии музыки, которая сопровождает игру;

- вызывать радость, чувство удовлетворения от игровых действий;

- показывать детям простейшие по содержанию спектакли.

Формы работы

Слушание, пение, музыкально-ритмические движения

Режимные моменты

Совместная деятельность

 педагога с детьми

  • Использование музыки:
  • на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;
  • во время умывания;
  • на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность);
  • во время  прогулки (в теплое время);
  • в сюжетно-ролевых играх;
  • перед дневным сном;
  • при пробуждении.

  • Занятия;
  • праздники, развлечения;
  • театрализованная деятельность;
  • слушание музыкальных произведений в группе;
  • подпевание знакомых песен, попевок;
  • детские игры, забавы, потешки;
  • игры, хороводы

Репертуар:

Слушание:

«Полянка», рус.нар. мелодия, обр. Г. Фрида;

«Колыбельная», муз. В. Агафонникова;

«Искупался Иванушка», рус.нар. мелодия;

«Как у наших у ворот», рус.нар. мелодия, обр. А. Быканова;

«Верхом на лошадке», «Колыбельная», «Танец», муз. А. Гречанинова;

«Мотылек», «Сказочкам, муз. С. Майкапара;

«Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель;

«Курочки и цыплята», муз. Е. Тиличеевой;

«Вальс собачек», муз. А, Артоболевской;

Вторая венгерская рапсодия Ф. Листа (фрагмент);

«Три подружки», муз. Д. Кабалевского;

«Весело-грустно», муз. Л. Бетховена;

«Марш», муз. С. Прокофьева;

«Спортивный марш», муз.И. Дунаевского;

«Наша Таня», «Уронили мишку», «Идет бычок», муз. Э. Елисеевой-Шмидт, стихи A.Барто;

«Материнские ласки», «Жалоба», «Грустная песенка», «Вальс», муз. А. Гречанинова.

Пение и подпевание:

«Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель;

«Наша елочка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой;

«Бобик», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой;

«Петушок», «Лиса», «Лягушка», «Сорока», «Чижик», рус.нар. попевки.

«Водичка», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой;

«Колыбельная», муз. М. Красева, сл. М. Чарной;

«Машенька-Маша», рус.нар. мелодия, обр.B. Герчик, сл. М. Невельштейн.

Образные упражнения:

«Зайка и мишка», муз. Е. Тиличеевой;

«Идет коза рогатая», рус.нар. мелодия;

«Собачка», муз. М. Раухвергера.

Музыкально-ритмические движения:

«Шарик мой голубой», муз. Е. Тиличеевой;

«Мы идем»,муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского;

«Маленькая кадриль», муз. М. Раухвергера;

«Вот так», белорус, нар, мелодия («Микита»), обр. С. Полонского, сл. М.Александровской;

«Юрочка», белорус, пляска, обр. Ан. Александрова;

«Да, да, да!», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского.

Группа общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет

Возрастные особенности детей

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные   просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция  поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не  только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослымиспользуют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со  сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими   искажениями.  Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием  сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с   именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого.

У ребёнка в данном возрасте формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушениемобщения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Музыкальные занятия. Проводятся в общей группе. Доступные формы работы – слушание музыки, подпевание и пение, музыкально-ритмические движения.

Основные цели и задачи занятия:

- развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения;

- развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание;

- развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика,фортепьяно, металлофона);

- вызывать активность детей при подпевании и пении;

- развивать умение подпевать фразыв песне (совместно с воспитателем);

- постепенно приучать к сольному пению;

- развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения;

- продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты и т и т д.);

- формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием;

- передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет);

- совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Формы работы

Слушание, пение, музыкально-ритмические движения

Режимные моменты

Совместная деятельность

 педагога с детьми

  • Использование музыки:
  • на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;
  • во время умывания;
  • на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность);
  • во время  прогулки (в теплое время);
  • в сюжетно-ролевых играх;
  • перед дневным сном;
  • при пробуждении.

  • Занятия;
  • праздники, развлечения;
  • театрализованная деятельность;
  • слушание музыкальных произведений в группе;
  • подпевание знакомых песен, попевок;
  • детские игры, забавы, потешки;
  • игры, хороводы

Репертуар.

Слушание:

«Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель;

«Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой;

«Зайка», русская народная песня в обработке Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан;

«Корова», муз. М. Раухвегера, сл. О. Высотской;

«Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель;

«Слон», «Куры и петухи», муз. К.Сен-Санс;

«Зима», «Зимнее утро», муз. П. Чайковского;

«Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара;

«Цветики», муз. В Карасевой, сл. Н Френкель;

«Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е Тиличеевой, сл. Н.Френкель;

«Гопачок», украинская народная песня в обработке М. Раухвегера;

«Догонялки», муз. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан;

«Из-под дуба», русская народная плясовая мелодия;

«Кошечка», муз. В.Витлина, сл. Н. Найдёнова;

«Микита», белорусская народная песня в обработке С. Полонского;

«Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И.Грантовской;

«Полянка». Русская народная песня в обработке Г.Фрида;

«Утро», муз. Г.Гриневича, сл. С.Прокофьевой;

«Где ты, зайка?». Русская народная песня в обработке Е. Тиличеевой;

«Утренняя грёза», муз. П.И. Чайковского;

«Соната Ля мажор», муз. В-А. Моцарта;

«Марш», муз. Р.Шуман;

«Марш деревянных солдатиков», муз. П.И. Чайковского;

«Марш и бег»,муз Р. Рустамова

Пение:

«Баю», (колыбельная), муз. М. Раухвегера;

«Заинька, попляши», русская народная песня в обработке А.Егоровой;

«Где же наши ручки?» муз. М.Левиной, сл. Н.Петрова

«Вот как мы умеем», «Лошадка», муз, Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель;

 «Где ты, зайка?», обработка Е. Тиличеевой;

«Дождик», русская народная мелодия, обработка В. Фере;

 «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова;

«Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель;

«Идет коза рогатая», обработка А. Гречанинова;

 «Колыбельная», муз. М. Красева;

 «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель;

 «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой;

«Ладушки», русская народная мелодия;

«Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто;

«Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой;

 «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной;

«Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой;

«Кто нас крепко любит?», муз.и сл. И. Арсеева;

«Лошадка», муз. И. Арсеева, сл. В. Татаринова;

«Кря-кря», муз. И. Арсеева, сл. Н. Чечериной.

Музыкально ритмические движения: 

«Дождик», муз.и сл. Е. Макшанцевой;

«Козлятки», украинская народная мелодия, сл. Е. Макшанцевой;

«Бубен», русская народная  мелодия, сл. Е. Макшанцевой;

«Воробушки», ЛПогремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой;

«Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н, Френкель;

«Гопачок», украинская народная мелодия, обработка М. Раухвергера;

 «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан;

«Из-под дуба», русская народная плясовая мелодия;

«Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В.Витлина, сл. Н. Найденовой;

«Микита», белорусская народная мелодия, обр. C. Полонского;

«Пляска с. платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской;

 «Полянка», рус.нар. мелодия, обр. Г. Фрида;

«Птички» (вступление), муз.Г. Фрида;

«Стуколка», украинская народная мелодия;

«Утро», муз. Г. Гриневича, сл.С. Прокофьевой;

«Юрочка», белорусская народная плясовая мелодия, обработкаАн. Александрова;

«Пляска с куклами», «Пляска с платочками», немецкие плясовые и народные мелодии, сл. А. Ануривой;

«Ай-да», муз. В. Верховинца;

«Где ты, зайка?», русская народная мелодия, обработка Е. Тиличеевой.

Группа общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет

Возрастные особенности детей. Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка на сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов. Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой. Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:

  -непосредственно образовательная деятельность (комплексные, доминантные, тематические, авторские);

 - самостоятельная досуговая деятельность.

    Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом.

Музыкальные занятия. Проводятся 2 раза в неделю по 15 минут, в соответствии с требованиями СанПиНа.

Основные цели и задачи занятия:

- учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать его;

- рассказывать, о чем поется в песне;

- развивать способность различать звуки по высоте, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо);

 -совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.);

- способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в  одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково);

- учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля»;

- учить двигаться соответственно силе звучания музыки (громко, тихо);

- реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение);

- совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег);

- учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку;

- улучшать качество исполнения танцевальных движений: притоптывать попеременно двумя ногами и одной ногой;

- развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения (с предметами, игрушками, без них);

- способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др;

- формировать навыки ориентировки в пространстве.

- стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии;

- знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием;

- способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах.

Формы работы

Слушание, пение, музыкально-ритмические движения

Режимные моменты

Совместная деятельность

 педагога с детьми

  • Использование музыки:
  • на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;
  • во время умывания;
  • на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность);
  • во время  прогулки (в теплое время);
  • в сюжетно-ролевых играх;
  • перед дневным сном;
  • при пробуждении.

  • Занятия;
  • праздники, развлечения;
  • театрализованная деятельность;
  • слушание музыкальных произведений в группе;
  • подпевание знакомых песен, попевок;
  • детские игры, забавы, потешки;
  • игры, хороводы

Репертуар.

Слушание:

«Грустный дождик», «Вальс», муз. Д. Кабалевского;

«Листопад», муз. Т. Попатенко;

«Осенью», муз. С. Майкапара;

«Марш», муз. М. Журбина;

«Плясовая», рус.нар. мелодия;

«Ласковая песенка», муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи;

«Колыбельная», муз. С. Разаренова;

«Плакса», «Злюка», «Резвушка», муз. Д. Кабалевского;

«Солдатский марш», муз. Р. Шумана;

«Елочка», муз. М. Красева;

«Мишка с куклой пляшут полечку», муз. М. Качурбиной;

«Марш», муз. Ю. Чичкова;

«Весною», муз. С. Майкапара;

«Подснежники», муз. В. Калинникова;

«Зайчик», муз. Л. Лядовой;

«Медведь», муз. Е. Тиличеевой;

«Резвушка», «Капризуля», муз. В. Волкова;

«Дождик», муз. Н. Любарского;

«Воробей», А. Руббах;

«Игра в лошадки», муз. П. Чайковского;

«Марш», муз. Д. Шостаковича;

 «Дождик и радуга», муз. С. Прокофьева;

«Со вьюном я хожу», рус.нар. песня;

«Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой;

«Лесные картинки», муз. Ю. Слонова;

Русские народные песни, потешки, прибаутки.

Пение: «Лю-лю, бай», русская народная колыбельная;

«Колыбельная», муз. М. Раухвергера;

«Я иду с цветами», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой;

«Маме улыбаемся», муз. В. Агафонникова, сл. З. Петровой;

 «Солнышко-ведрышко», муз. В. Карасевой, сл. народные;

«Солнышко», украинская народная мелодия, обраб. Н. Метлова, сл. Е. Переплетчиковой;

«Дождик», русская народнаязакличка;

«Тише, тише», муз. М. Сребковой, сл. О. Высотской;

«Петушок», «Ладушки», «Зайчик», русские народные песни;

«Осенью», украинская народная мелодия, обр. Н. Метлова, сл. Н. Плакиды;

«Осенняя песенка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель;

«Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель;

«Наша елочка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой;

«Плачет котик», муз. М. Пархаладзе;

«Прокати, лошадка, нас», муз. В. Агафонникова и К. Козыревой, сл. И. Михайловой;

«Маме в день 8 Марта», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен;

«Маме песенку пою», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко;

«Гуси», рус.нар. песня, обраб. Н. Метлова;

 «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой;

«Машина», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой;

«Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной;

«Игра с лошадкой», муз. И. Кишко, сл. В. Кукловской;

«Мы умеем чисто мыться», муз. М. Иорданского, сл. О. Высотской; «Пастушок», муз. Н. Преображенского;

 «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто;

«Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

Музыкально-ритмические движения:

«Ладушки», муз. Н. Римского-Корсакова;

«Марш», муз. Э. Парлова;

«Кто хочет побегать?», литовская народная мелодия, обраб. Л. Вишкаревой;

«Марш и бег» Ан. Александрова;

«Скачут лошадки», муз. Т. Попатенко;

«Шагаем как физкультурники», муз. Т. Ломовой;

«Топотушки», муз. М. Раухвергера;

«Птички летают», муз. Л. Банниковой;

«Поезд», муз. Л. Банниковой;

«Упражнение с цветами», муз. А. Жилина;

«Вальс», «Зайцы и лиса», муз. Е. Вихаревой;

«Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель;

«Птички летают», муз. Л. Банникова;

«Птички», муз. Л. Банниковой;

«Жуки», венгерская народная мелодия, обраб. Л. Вишкарева;

«Мышки», муз. Н. Сушена.

«Солнышко и дождик», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто;

«Жмурки с Мишкой», муз. Ф. Флотова;

«Где погремушки?», муз. Ан. Александрова;

«Прятки», русская народная мелодия;

«Заинька, выходи», муз. Е. Тиличеевой;

«Игра с куклой», муз. В. Карасевой;

«Ходит Ваня», русская народная песня, обр. Н. Метлова;

«Игра с погремушками», финская народная мелодия;

«Заинька», муз. А. Лядова;

«Прогулка», муз. И. Пахельбеля и Г. Свиридова;

«Игра с цветными флажками», русская народная мелодия;

«Бубен», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель.

Хороводы и пляски

«Пляска с погремушками», муз.и сл. В. Антоновой;

«Пальчики и ручки», русская народная мелодия, обраб. М. Раухвергера;

танец с листочками под русскую народную плясовую мелодию;

«Пляска с листочками», муз. Н. Китаевой, сл. А. Ануфриевой;

«Танец около елки», муз. Р. Равина, сл. П. Границыной;

танец с платочками под русскую народную мелодию;

«По улице мостовой», русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой;

танец с куклами под украинскую народную мелодию, обраб. Н. Лысенко;

«Маленький танец», муз. Н. Александровой;

«Греет солнышко теплее», муз. Т. Вилькорейской, сл. О. Высотской;

«Помирились», муз. Т. Вилькорейской;

«Ай ты, дудочка-дуда», муз. М. Красева, сл. М. Чарной;

«Поезд», муз. Н. Метлова, сл. И. Плакиды;

«Плясовая», муз. Л. Бирнова, сл. А. Кузнецовой;

Развитие звуковысотного слуха: «Птицы и птенчики», «Веселые матрешки», «Три медведя».

Развитие ритмического слуха: «Кто как идет?», «Веселые дудочки».

Развитие тембрового и динамического слуха: «Громко — тихо», «Узнай свой инструмент», «Колокольчики».

Занятия в группе коррекционной направленности с детьми с ОВЗ.

Особенности детей с ОВЗ. Дети с нарушениями в развитии — это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого) или обусловленное органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). Среди детей с нарушениями в развитии отмечается большое количество детей с органическим поражением ЦНС, которые рано выявляются врачами-невропатологами и нуждаются в комплексном медико-психолого-педагогическом воздействии. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности и психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития личности.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, который не может интерпретироваться как простое отставание в психическом развитии. Это явление должно рассматриваться как многоуровневое, отражающее влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики и т.д.).

 Экспериментальные данные убедительно доказывают, что для воспитанников домов ребенка с различными проблемами в развитии характерны в большей мере, чем для «домашних» детей, малая подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения над процессами торможения, трудности адаптации, значительное снижение психической активности, отставание в развитии познавательной деятельности, уплощение эмоциональной сферы.

Темпы и интенсивность развития в младенческом и раннем возрасте столь велики, что важны не годы и даже не месяцы, а недели жизни, особенно на первом году жизни. Потери в развитии, допущенные в этот период жизни, трудно компенсируются в последующие годы.

По мнению Е.О.Смирновой, недооценка масштабности чисто психологических изменений, происходящих с ребенком в раннем детстве, приводят ктому, что далеко не все резервы этого возраста реализуются. Более того, многие возможности остаются не раскрытыми.Раннее начало музыкальных занятий имеет большое значение для детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их развитие обусловлено сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими факторами, в том числе с лишением ребенка эмоционально-психологической связи  матерью или лицом, ее заменяющим.

Музыкальные занятия. Поводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 8-10 минут. Поскольку все дети в группе имеют индивидуальные нарушения в развитии, необходимо выстраивать ход занятия таким образом, что иметь возможность заниматься не только со всей группой, но и уделять максимально возможное количество внимания индивидуально каждому ребёнку. Для повышения качества таких занятий необходим тщательный учёт всех психо-физических особенностей ребёнка: некоторые малыши лишены возможности ходить, кто-то не может долго концентрировать внимание на предмете, кто-то не может держать в руке игрушку, кто-то боится прикосновений, резких звуков и так далее. Только при внимательном отношении к каждому ребёнку с ОВЗ возможно проведение групповых занятий и достижение поставленных целей и задач.

Основные цели и задачи занятия:

 - создание благоприятной атмосферы для развития ребёнка, улучшение эмоционального фона. Поскольку дети в Доме ребёнка лишены живого материнского общения, задача педагога и в частности, педагога-музыканта – создание условий, в которых ребёнок не будет чувствовать своего одиночества и незащищенности.

- вызывать слуховое сосредоточие у ребёнка, побуждать находить источник звука (погремушки, колокольчика, поющего взрослого);

- способствовать формированию умения вслушиваться в звук;

- учить детей спокойно слушать музыку, расслабляться во время прослушивания;

- вызывать эмоциональную отзывчивость на весёлую и спокойную музыку. Поощрять «участие» в пении взрослого: движение рук и ног, произнесении отдельных звуков;

- формировать умение самостоятельно поднимать и держать музыкальный инструмент – бубен, погремушку, колокольчик;

- развивать в детях умение узнавать музыку;

- способствовать формированию чётких, ритмичных движений под музыку: ходьба, хлопки в ладоши, поднимание и опускание рук, кружение на месте;

- учить детей работать в коллективе, выполнять поставленные задачи вместе с другими;

- формировать в детях навык узнавания звучащего инструмента: пианино, погремушки, колокольчика, гармошки, бубна, дудочки и других;

Многие дети с ОВЗ чрезвычайно музыкальны от природы. Поэтому упрощать для них музыкальный материал не нужно. Необходимо давать им возможность слушать музыку часто, ведь музыка – универсальный язык образов. Именно через музыку ребёнок с ОВЗ может получать важные  представления об окружающем мире.

Кроме непосредственно занятий с педагогом, быт ребёнка в группе должно наполнять музыкальное сопровождение. Музыка во время кормления, перед сном, во время купания успокаивает ребёнка, улучшает его эмоциональное состояние и даёт возможность для более спокойной и продуктивной деятельности.

Формы работы

Слушание, пение, музыкально-ритмические движения

Режимные моменты

Совместная деятельность

 педагога с детьми

  • Использование музыки:
  • на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;
  • во время умывания;
  • на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность);
  • во время  прогулки (в теплое время);
  • в сюжетно-ролевых играх;
  • перед дневным сном;
  • при пробуждении.
  • Занятия;
  • праздники, развлечения;
  • театрализованная деятельность;
  • слушание музыкальных произведений в группе;
  • подпевание знакомых песен, попевок;
  • детские игры, забавы, потешки;
  • игры, хороводы

Репертуар:

Слушание:

«Весело-грустно», муз. Л. Бетховена;

«Ласковая просьба», муз. Л. Свиридова;

«Смелый наездник», муз. Р. Шумана;

«Верхом на лошадке», муз. Гречанинова;

«Колыбельная», «Петушок», муз. А.Лядова;

«Колыбельная», муз. Н. Римского-Корсакова;

«Полька», «Утро», «Сладкая греза», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Мама», муз. П. Чайковского;

«Зайчик дразнит медвежонка», муз. Д.Кабалевского;

«Игра в мяч», муз. Д.Шостаковича.

Русские народные песни: «Петушок», «Заинька», «Идёт коза рогатая», «Колыбельная», «Воробушек», «Баюшки-баю»;

Прибаутки, скороговорки, пестушки, игры.

«Устали наши ножки», муз. Т.Ломовой, сл. Е.Соковниной;

«Маленькая полечка», муз. Е.Тиличеевой, сл. А. Шибицкой;

«Ой, летали птички», «Кап-кап», «Кошка», муз. А. Александрова;

«Поезд», муз. Н. Метлова, сл. Т. Бабаджан;

«Зайчики и лисички», муз. Н. Финоровского, сл. В.Антоновой;

«Пляска с куклами», немецкая народная мелодия, сл. А. Ануфриевой;

«Тихо-тихо мы сидим», русская народная мелодия, сл. А.Ануфриевой.

Музыкально-ритмические движения:

«Хлопаем в ладоши», «Надо отдохнуть», «Ква-ква», «Носики», «Разминка», «Мы ногами топ-топ-топ», «Паучок», «Кулачки», «Мы попрыгаем», муз.и сл. С. И  Е.Железновых.

 Репертуар может варьироваться в зависимости от педагогической необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную  часть  основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...

Рабочая программа музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО (для детей от 1,6 до 7 лет) Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильев

Рабочая программамузыкального руководителяс учетом ФГОС ДО (для детей от 1,6 до 7 лет)Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы»Под реда...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2016-2017 учебный год.

Целью программы является формирование общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности...

Рабочая программа музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО ( для детей от 1,5 до 7 лет) Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Ва

Программа написана для музыкальных руководителей ДОУ в соответствии с федеральными государств енными требованиями. Программа состоит из целевого и организационного раздела. В организационный раздел вх...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2017-2018

Целью программы является формирование общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности...

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...