Интегрированное занятие по познавательному и музыкальному развитию "Времена года"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Гончарова Наталья Николаевна

Данное занятие   реализует задачи художественно-эстетического и познавательного  развития  детей  старшего  дошкольного  возраста. 

Занятие позволяет  уточнить, обобщить и закрепить знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе с приходом каждого времени года  на основе литературных и  музыкальных  произведений,  с использованием репродукций  произведений изобразительного искусства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Времена года»

Интегрированное  занятие по познавательному и музыкальному развитию

Цель.  Расширять знания детей о явлениях природы, приметах  разных времен  года с помощью художественного слова, песен, игр  и  музыкальных произведений  русских и зарубежных композиторов, учить слышать в музыке звучания, характеризующие определённые природные явления.

Оборудование:  4 листа ватмана разного цвета: белый, нежно зелёный, пёстрый, желтый;  репродукции  картин, изображающие разное время года;

листочки разных цветов (красные, жёлтые, зелёные, оранжевые),  целлофановый дождик;  снежинки по количеству детей.

Ход  занятия:

Музыкальный руководитель  (далее  М.р.).  Дети, какие времена года вы знаете?  (Зима, весна, лето, осень.)  Дети, вы обращали внимание,  как меняется природа в течение года? То она белая, то нежно зелёная, то пестрая и разноцветная, то золотая, желтая, красная.  Красоту природы поэты  передают в стихах, художники на  картинах, а композиторы … в музыке.  Сегодня мы с вами увидим,  как поэты, художники, композиторы воспевают каждое время года.

                       Открываем календарь –

Начинается январь.

В январе в январе

Много снега на дворе,

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идёт столбом.  (С. Маршак)

Звучит фрагмент пьесы «Январь» из цикла «Времена года»  П. И. Чайковского.  

Появляется девочка в костюме Зимы и раздаёт всем снежинки, дети  вместе с Зимой   исполняют танец-импровизацию, изображая метель и снегопад.

Зима.  Я –  зима, принцесса стужи,

Явилась в серебристой тишине,

В наряде  из серебряных жемчужин,

В прекрасной белоснежной бахроме.

                                          (Е. Клиндухова)

М. р.  Какие приметы зимы вы знаете? (Мороз,  замерзает река, появляется лёд, дуют сильные ветра, метели, снег идёт, дни короткие, ночи длинные и т.д.) В какие игры играете зимой?

Звучит  «Февраль»  из цикла «Времена года»  П. И. Чайковского.    Все дети изображают катание на санках. Затем играют в воображаемые снежки.

Предлагаю детям рассмотреть картины разных времён года и выбрать картины зимы, расположить их на листе белой бумаги.

М. р.  Сколько бы зима не длилась, но приходит пора и ей уступить своё место следующей нашей гостье.  

Опять природа пробудилась –

Проснулись поле, лес,  река.

И сообщили новость птицы:

«Ликуйте все!  Пришла весна!».

Звучит фрагмент пьесы «Весна и осень»  Г. Свиридова.  Выходит девочка в костюме Весны и исполняет танец-импровизацию.

Весна.   Здравствуйте, дети! Я – Фея Весны,

С собой приношу я весёлые дни,

Солнышко, песни и радость несу.

Тепло и веселье я вам подарю.

     Исполняется  песня  «Тает снег»,  муз. А Филиппенко

М. р.  Весной природа пробуждается от долгого зимнего сна. Это хорошо слышно в музыке Г. Свиридова  «Весна…».

 Звучит фрагмент пьесы, по ходу которого звучат комментарии музыкального руководителя, о пробуждении природы от зимнего сна, пении птиц… 

Что происходит в природе весной? Какие приметы весны вы знаете?

(Распускаются почки, висят сосульки, появляются проталины, первые цветы, трава,  ручьи, тает снег, становится теплее, выползают жуки, пробуждаются от спячки звери, выползают из щелей  и греются на солнышке  мухи, жуки, бабочки, возвращаются птицы из тёплых стран и т.д.)

М. р.  Пока будет звучать пьеса П. Чайковского «Подснежник», предлагаю выбрать картины весны и расположить их на зелёном  листе бумаги.

Под музыку дети выполняют задание.

М. р.  И вот наступает лето,

Вся природа зеленью одета.

Цветут повсюду цветы

Небывалой красоты.

Звучит фрагмент пьесы «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди.  Выходит девочка в костюме Лета с венком из  цветов на голове и исполняет танец-импровизацию.

Лето. Я – цветущее, теплое Лето.  

Меня вы   ждёте  целый год.

Приношу вам много света,

И всё вокруг цветёт, поёт.

Согреваю  всё вокруг:

Речку, поле, лес и луг.

М. р.   Лето долгожданное приходит, тепло нам приносит.  В лесу полно ягод и грибов, в садах – фруктов, на огородах – овощей.  Расскажите, ребята, что вы знаете про лето. (Ответы детей.)  Что вы слышите в пьесе «Лето»  А. Вивальди?  Дети слушают и рассказывают.    Каких насекомых вы знаете?

                Проводится  пальчиковая гимнастика  «Паук»

У тебя скажи паук,

Сколько ног и сколько рук?

Отвечай-ка  паучок,

Сколько рук и сколько ног?

– Когда лапы по дорожке

Ходят – это мои ножки.

Лапы вяжут паутинку,

Будто руки ткут холстинку.

Если  я крадусь за мошкой,

Мои лапы – это ножки.

Если попадутся мухи,

Лапы цапнут их, как руки!

Соединить большой палец левой руки с мизинцем правой.  Поворачивать кисти рук, соединяя большой  правой руки левой и т.д.

Поочерёдно соединять одноименные пальцы рук.

Запястье одной руки положить на запястье другой, опустить пальцы вниз и пошевелить ими.

Соединить 4 пальца на каждой руке в щепотку, мизинцы слегка отвести. Движение – «вязание».

Запястье одной руки положить на запястье другой, широко раздвинуть пальцы и плавно  пошевелить ими.

Прижать основания ладоней друг к другу, пальцы слегка согнуть и расставить. Не отрывая основания ладоней, быстро прижать пальцы друг к другу, соединить кончики пальцев обеих рук – «коробочка».

Проводится  игра «Пауки и мухи»

Трое детей встают в кружок, образуя паутину, и поднимают руки.  Остальные дети – мухи.  Пока звучит  фрагмент  пьесы «Полёт шмеля» Н. Римского-Корсакого,  мухи «летают»  по всему залу, «залетают»  и «вылетают» в паутину. С окончанием музыки дети, стоящие в кружках, опускают руки, стараясь поймать в паутину мух.

Предлагаю детям  выбрать картины лета и  расположить их на листе яркой  бумаги под звуки пьесы  «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

 

М. р.  Промелькнуло быстро лето,

Пробежало по цветам.

За горами ходит где-то

И без нас скучает там!

Вслед за ними умчались птицы

В край, где жарко круглый год.

Осень в двери к нам стучится,

Осень в гости к нам идёт.

Звучит фрагмент пьесы «Октябрь»  из цикла «Времена года»  П. И. Чайковского.  Выходит девочка в костюме Осень с кокошником на голове и исполняет танец-импровизацию и разбрасывает листочки с разных деревьев, и разного цвета:  зелёные, жёлтые, оранжевые и красные.

Осень.  Несу я урожаи,

Поля вновь засевая,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь елочек и сосен.

Я – золотая Осень!

     Проводится игра  «Осень спросим»  на стихи Е. Благининой, муз. Т. Ломовой

М. р.  Здравствуй, осень, здравствуй, осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

«Что в подарок принесла?»

Осень.  Принесла я вам муки!

Дети. Значит, будут пирожки!

Осень. Принесла вам гречки!

Дети. Каша будет в печке!

Осень.  Принесла я овощей!

Дети. И для каши, и для щей!

Осень. А уж яблоки, что мёд!

Дети.  На варенье и компот!

Осень.  Принесла я мёду полную колоду!

Дети.  Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла?

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?

Осень.  Дождику вы рады?

Дети.  Не хотим, не надо.

Звучит пьеса Т. Ломовой  «Дождик», дети убегают, Осень догоняет их с целлофановым дождиком.

М. р.   Осенний дождь отличается от летнего.  Летний –  сильный, теплый, быстрый;  осенний – моросящий, затяжной, холодный, грустный. Но осенью бывает ещё и другой дождик. Про него загадает загадку... (имя ребёнка).  

Загадка.  Этот дождик не простой,

Этот дождик золотой.

Он совсем не водяной,

Нету лужи ни одной.

                        (Листопад.)

М. р.  Листопад – красивое осеннее явление! Падают листья, застилают дорожки разноцветным ковром.  Шуршат под ногами.  Посмотрите, ребята, у нас тоже осень листья разбросала. Давайте, поднимем по одному листочку и поиграем с ними.

     Проводится игра  «Найди пару»

Дети с листочками под пьесу «Вальс» П. И. Чайковского вальсируют, с окончанием музыки ищут свою пару (ребёнка с таким же листиком).

М. р.  Как красива природа осенью  в желтом, красном, оранжевом наряде. Какие приметы осени вы знаете?

 (Становится всё холоднее, дни становятся короче – холоднее ночи, иней выпадает, стоят туманы, листопад, птицы улетают на юг и т.д.). 

Предлагаю детям охарактеризовать  пьесу  «Октябрь»  из цикла «Времена года»  П. И. Чайковского, затем дети выбирают картины осени  и  расположить их на листе яркой  бумаги под музыку.

М. р.  Вот зима опять  приходит,

И  снежинки хороводит.

К нам мороз опять вернулся,

Год закончен, круг замкнулся.

Звучит фрагмент пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Выходят четыре девочки, изображающие времена года.

М. р.  Придумала мать дочерям имена:

Вот – Лето и Осень, Зима и Весна!

Весна.  Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду слышны голоса.

Лето.  А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот!

Осень.  Нам щедрая Осень приносит  плоды –

Дают урожаи поля и сады.

Зима.  Зима засыпает снегами поля –

            Зимой отдыхает   и дремлет земля.

                                  (А. Кузнецова)

М. р. Вот мы познакомились со всеми четырьмя временами года, узнали, как они дружно живут, сменяя друг друга. Послушали, как в музыке композиторы изображают  разные времена года.   Любите их всех, ведь каждое по-своему красиво и дарит вам свои особые подарки.

Хорошо зимой и летом,

В день осенний и весной

Наслаждаться ярким светом…        (М. Садовский)

И природы красотой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный вечер "Годы трудных испытаний".

Литературно-музыкальный вечер встречи с тружениками тыла в детском саду посвящённый 65 годовщине Великой Победы....

Презентация по познавательному развитию. Тема :Времена года".

Цель презентации: обобщить и систематизировать представления детей о временах года, учить отгадывать загадки....

Познавательно-творческий проект "Времена года"

Данный проект предназначен для детей средней группы д/с «Солнышко» и ориентирован на изучение вопросов, связанных с бережным отношением к природе. Работа над проектом направлена на систематизировании ...

Круглый стол тема: «Развитие познавательной активности детей шестого года жизни»

Круглый стол позволяет создать образовательную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно.обеспечить необходимыми технологиями совместной деятельности в системе «дети – родители – пед...

музыкальный руководитель года

Материалы, выступление и презентация моего выступлания на конкурсе "Музыкальный руководитель года!...

авторский интерактивный, музыкальный лэпбук «Музыкальные времена года».

Интересный и познавательный демонстрационный материал, который познакомит детей с разными временами года, научит определять приметы сезонов и закреплять пройденный на занятиях материал....