Скминар-практикум для педагогов "Путешествие пальчиков"
материал по музыке на тему

Гончаренко Дина Юрьевна

Семинар-практикум для педагогов по пальчиковым играм Е.Железновой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

№ 57 «ДЮЙМОВОЧКА»

Семинар-практикум по пальчиковым играм для педагогов

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПАЛЬЧИКОВ»

(с использованием методических разработок и

музыкального материала Е.Железновой)

Подготовила:

 музыкальный руководитель

Гончаренко Дина Юрьевна

г. Сургут

2017 год

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПАЛЬЧИКОВ»

Семинар-практикум по пальчиковым играм для педагогов

(с использованием методических разработок и музыкального материала Е.Железновой)

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А.Сухомлинский

Актуальность: В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная речь у дошкольника – явление очень редкое. Все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Специалисты считают, что чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой, когда ребенку приходится учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

        Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Так на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена закономерность: если развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь.

Цель: Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр для детей дошкольного возраста.

Задачи:

-познакомить с музыкальными пальчиковыми играми Е.Железновой

- повысить профессиональное мастерство педагогов;

-активизировать самостоятельную работу педагогов.

Применение: В повседневных НОД по рисованию, ручному труду, в моменты физминуток, в режимные моменты, в самостоятельной деятельности детей

Теоретическая часть:

        Всем давно известно, что между речью и двигательной системой человека существует определенная связь. Подобная тесная связь присутствует и между рукой и речевым центром мозга. Адекватное развитие движений тела, мелкой моторики рук и органов речи является залогом  формирования правильного произношения, дает возможность не допустить монотонности речи, нормализует ее темп, помогает в правильной расстановке речевых пауз, уменьшает психическое напряжение.

 Особую эмоциональную окраску несут музыкальные пальчиковые игры и упражнения – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности, а также чувства ритма.  Пение с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения. Помогает в усвоении эмоциональной выразительности. В конечном итоге, малыш лучше усваивает стихотворные тексты; его речь становится более выразительной.

        Музыкальные игры с пальчиками – представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми.

        Немаловажным элементом является то, что в музыкальных пальчиковых играх все подражательные действия дополняются песенками. Песенные тексты вызывают неподдельный интерес ребенка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Музыкальный ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.

Заинтересует ли ребенка игра, зависит и от вашего исполнения, и от вашего отношения к самой игре. Для самых маленьких необходимо спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. В возрасте 3-5 лет имеет существенное значение выразительная мимика и речь участника игры.

Практическая часть.

        Сегодня я предлагаю вашему вниманию музыкальные пальчиковые игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста  Екатерины Железновой

РАЗМИНКА

Головами покиваем,                  

Носиками помотаем,

А зубами постучим

И немножко помолчим.  

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём.

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем,

Ножкой ножку подобьем,

И сначала все начнем…

Дети выполняют подражательные движения в соответствии с текстом песни.

Прижимают указательные пальцы к губам.

Наклонившись вниз, качают расслабленными руками.

Подпрыгивают на месте в ритме текста.

ТУК, ТОК

Тук, ток, туки ток

Бьёт кулак как молоток.

Тук, ток, туки - ток,

Бьёт кулак как молоток.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали каблуки.

Тук, тук, тук туки,

Застучали каблуки.

Тук, тук, тук туки,

Две ноги и две руки,

Тук, тук, тук туки

Бьют и бьют как молотки.

Тук, тук целый день                               Мне стучать совсем не лень.                

Тук, тук целый день

Мне стучать совсем не лень.

Дети выполняют подражательные                                                 движения в соответствии с текстом. Стучать можно по столу или                                                               коленочкам.  

Стучат произвольно,

"как больше   всего нравится".

                                                                         

Пальчиковая игра «Озорные пальчики» -

Муз.руководитель

: Немножечко размялись. Теперь давайте…

На ладошки мы подуем              (легко дуют на правую ладонь, затем на левую)

Наши пальчики разбудим           (шевелят пальцами правой, затем левой руки)

Наши пальчики проснулись      (ставят кисти рук вертикально, ладони направлены внутрь)

- Мы проснулись!                       (слегка сгибают пальцы правой руки)

- Мы проснулись!                       (сгибают пальцы левой руки)

И друг другу улыбнулись:         (слегка раздвигают и вновь соединяют пальцы правой,

- Улыбнулись, улыбнулись!        затем левой руки)

Стали пальцы обниматься           (соединяют ладони)

- Обниматься, обниматься!          (делают два раза «замок», меняя расположение пальцев)

Стали пальцы целоваться             (Касаются подушечками пальцев правой и левой рук)

- Целоваться, целоваться!              (касаются, говорят «чмок»)

А потом и баловаться.                    (быстро крутят «фонарики»)

Подошла Ладошка                           (выставляют ладони)

И сказала: Крошки!                          (шевелят пальчиками)

Хватит вам играться                         (мягкий взмах кистью правой руки)

Хватит баловаться!                           (мягкий взмах кистью левой руки)

Надобно трудиться!                           (соединяют руки вместе)

- А мы хотим резвиться!                    (опять «фонарики»)

Но пришел тут Кулачок

- Хм! Хм!                                         (сжим.руки в кулаки, строго смотрят на один, на другой)

Пальцы спрятались                         (покручивают кулаками, показывая друг другу)

Молчок! Тсс! Тсс!                           (приставляют палец к губам)

- Так вот они какие,

Наши пальцы озорные!

Маму-Ладошку не слушают, папу-Кулачка огорчают!

А вы, ребятки, озорничаете, своих маму с папой огорчаете?          (ответы детей)

А вот пальчики наши иногда балуются, шалят без меры.

Скажем им: ай-яй-яй!               (Педагог грозит пальцем. Дети повторяют)

- Ай-я—яй, стыд и срам!

Пальчики, не стыдно вам?

Пальцы спрятались в подмышках         (дети прячут пальцы в подмышках)

И тихонько там сидят.

Им, конечно, очень стыдно

Маму с папой обижать!

Ладно, пальцы, выходите            (раскрывают ладони перед собой)

На ребяток поглядите                  (разводят руки в стороны)
Поглядели, поглядели                   (снова руки перед собой, ладони вверху)

Сразу же повеселели!                    (крутят кистями «фонарики»)

- Будем мы трудиться                    (соединяют руки перед собой)

А потом уже резвиться!                  (быстро хлопают по коленкам)

Муз.руководитель: Не обманули нас пальчики! И правда стали трудиться.

Взяли в руки пластилин

Игра-упражнение на запоминание физических действий и развитие мелкой моторики рук

Пластилин мы разминаем, разминаем. Разминаем,

По ладошке покатаем, покатаем, покатаем.

Лепили мы, лепили… шарик маленький слепили (делают колечко, соединив указательный и большой палец)

Покажите, у кого какой шарик получился. Молодцы!

А если еще пластилина возьмем,
То с вами зверюшку лепить начнем!

Глазик (указательным пальцем правой руки касаются правого виска)

Глазик (указательным пальцем левой руки касаются левого виска)

Лапки (ладони перед собой, раздвигают пальцы)

Брюшко (обе руки кладут на живот) –

Получилась кто? (Разводят руки в стороны – «спрашивают» руками)

Дети: Лягушка!

ВОТ ЛЯГУШКИ

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки:

«Ква, ква. Ква, ква.  

  Ква, ква. Ква, ква.»                                                                          

Ладони "прыгают" по коленям (столу).

При этом необходимо    при                                                           соприкосновении с поверхностью

делать ладонями хороший толчок вверх.

Руки то сжимаются в кулак, то резко                                                                  раскрывают ладони, растопыривая пальцы и приговаривая "ква-ква".

Муз.рук.: Прыг да скок, прыг да скок (покачивает руками вправо-влево)

                В речку прыгнул наш дружок!     (прячут руки за спину)

                А в речке плавали рыбки и было их (показывает 5 пальцев)…пять!

                Будем рыбок мы считать!

РЫБКИ

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала: Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите скорей, чтобы не проглотил!»

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

Выполняют волнообразные движения в воздухе.

Руки прижаты к друг другу. Переворачивают их с боку на бок.

Ладони сомкнуты и округлены.  Выполняют ими «ныряющее» движение.

Качают сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).

Быстро качают ладонями (дрожь).

Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).  

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).

                                                                 

Муз.рук.: Уплыли рыбки…

               Снова пластилин возьмем, хорошенько разомнем,

               Мы колбаски раскатаем, червячков мы получаем….

ЧЕРВЯЧКИ

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз два три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает.

Каркает: «Вот и обед!»

Глядь, а червячков уж нет!

Ладони лежат на коленях или столе.

Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь. Движение ползущей гусеницы.

Идут по столу указательным и средним пальцами. Остальные пальцы прижаты к ладони.

Складывают пальцы щепоткой, качают ими вверх, вниз.

Раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные наверх.

Сжимают кулачки, прижимают их к груди.

Снова пластилин возьмем,

Дальше мы лепить начнем.

На ладошку положили,

Шарик вот такой слепили!   (показывает правый кулачок)

Надо нам приделать ушки (поднимает указательный и средний пальцы, остальные в кулачке – «ушки»)

Угадали вы зверушку?

 Зайчик, ты не убегай (гладят левой рукой «зайчика»),

С нами лучше поиграй!

СЕРЫЙ ВОЛК

Нам очень хочется сейчас

Пойти гулять в лесочек.

Но, чтоб нас серый волк не съел,

Пойдем вдвоем, дружочек.

В час волка нет,

В два волка нет,

В три волка нет,

В четыре бежит

И громко рычит.

Идут по столу указательным и средним пальцем одной из рук, остальные пальцы прижаты к ладони.

Идут по столу указательными и средними пальцами обеих рук.

Разгибают пальцы в соответствии с текстом.

Бегут во столу кончиками пальцев обеих рук.

Ладони перед собой, пальцы согнуты (когти), рычат.

Муз.рук.: Убежал зайчик от волка….

                Стали зайчика искать:

                 Тут искать (смотрят через правое плечо)

                 Там искать (через левое)
                 Но зайчишку не видать! (разводят руки в стороны, приподняв плечи)

В руки кубики возьмем,

Будем строить новый дом!

Кубик раз, кубик два (педагог держит в руках воображаемые кубики)

Вот построена стена (руки перед собой, пальцы вместе, ладони касаются друг друга большими пальцами – «стена»)

Есть окошко («круглое окошко»)

Есть и крыша (большие пальцы прижимают к остальным под углом – «острая крыша»)

А на крыше живут мыши!

ЧАСЫ

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом!»

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом! Бом!»

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз…

Дети сидят на полу (на коленях).                                                                

«Бегают» пальчиками от пола до макушки.

Один хлопок над головой,

Руки скатываются на пол.

Два хлопка.

Педагог: Было три часа (показывает 3 пальца) – самое время отправиться в гости. А в доме на двери висел большой (показывает сомкнутые в «замок» пальцы)… Поможем мышке открыть замок?

ЗАМОК

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Постучали, постучали…

Покачали, покачали…

Покружили, покружили…

Наконец замок открыли.

Пальцы рук переплетаются,

сцепляясь в замок.

Локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетены.

Постукивают друг об друга основаниями ладоней.

Кисти рук попеременно поднимаются вверх, пальцы не расцепляются.

Кисти рук крутятся в разные стороны.

Пальцы распрямляются, руки расходятся в стороны.

Педагог: Оказалось, в этом доме жили поросята и было их…(показывает все пальцы)

Десять!

ПОРОСЯТА

Дети по очереди "идут" по коленям каждым из  пальцев обеих рук.                                                                                                                            

Этот толстый поросенок

Целый день хвостом вилял,

Этот толстый поросенок

Спинку об забор чесал.

Ля-ля-ля, лю-лю-лю,

Поросяток я люблю.

Ля-ля-ля, лю-лю-лю,

Поросяток я люблю.

Этот толстый поросенок

Носом землю ковырял,

Этот толстый поросенок

Что-то сам нарисовал.

Ля-ля-ля, лю-лю-лю,

Поросяток я люблю.

Ля-ля-ля, лю-лю-лю,

Поросяток я люблю.

Этот толстый поросенок -

Лежебока и нахал,

Захотел спать в серединке

И всех братьев растолкал.

Мизинцы.

Безымянные.

«Фонарики».

Сжимают и разжимают кулачки.

Средние.

Указательные.

 

«Фонарики».

Сжимают и разжимают кулачки.

Большие пальцы.

Рука сжимается в кулак,

Большой палец зажимается внутрь.

Педагог: Поросята улеглись спать, а мышка все никак не могла угомониться. Бегала она, бегала и нашла перчатку, из которой смастерила гнездо для мышат….

ПЕРЧАТКА

Веселая мышка перчатку нашла.

Гнездо в ней устроив,

Детей позвала.

Им корочку хлеба дала покусать,

Отшлепала/погладила всех

И отправила спать.

Ладонь раскрыта, пальцы                                                                              растопырены (перчатка).                                                                                 Поворачивают руки то ладонью,                                                                                  то тыльной стороной вперёд.  

Ладони смыкаются «ковшом».

Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами, сгибают и разгибают пальцы (зовущий жест).

Кончиком большого пальца нажимать поочередно на кончики остальных пальчиков.

Большой палец стучит (шлёпает /гладит скользящим движением) остальные пальцы от мизинца указательному.

Прижатые друг к другу ладони кладутся пол щечку (спят).

Муз.рук.: Все мышата уснули, и только одна маленькая мышка решила проверить, все ли успокоились…

МАЛЕНЬКАЯ  МЫШКА

Маленькая мышка  

По городу бежит,

Глядит ко всем в окошки,  

И пальчиком грозит:                    

А кто не лёг в кроватку?

А кто не хочет спать?  

Такого непослушного                

Я буду щекотать!

Бегут пальцами обеих рук по столу или коленям.

Сложив пальцы рук круглым окошечком,                                                          заглядывают в него.

Грозят пальчиком.

Руки прижаты ладонями друг к другу.  Лежат на тыльной  стороне одной  из рук на столе (коленях).

Переворачивают руки на другой "бок".

Щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку.                                                         

Муз.рук.:Наши пальчики трудились и нисколько не ленились.
                И сказала им рука:

                 - Отдохнуть пора. Пока!

Заключительная часть:

Рекомендации: Желаю сделать такое полезное занятие, как пальчиковые игры, увлекательным, использовать в непосредственной образовательной деятельности, в качестве физминуток, в режимные моменты. Разученные тексты вместе с движениями обязательно пропевать под музыку.

Раздача памяток с текстом пальчиковых игр Е.Железновой, сбрасывание на электронный носитель музыкального материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети

для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...