Конспект интегрированного музыкального занятия в образовательной деятельности «Три кита в музыке Эдварда Грига» для старшей и подготовительной к школе групп
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Цель: Закрепить представление о музыкальных жанрах (марш, танец, песня) посредством восприятия музыкальных произведений Э. Грига

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_kita_v_muzyke_e._griga_v_st._i_podgot._gr.docx27.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                   детский сад комбинированного вида № 17 села Воронцовка муниципального образования Ейский район

Конспект                                                                                                    интегрированного музыкального занятия в образовательной деятельности «Три кита в музыке Эдварда Грига» для старшей и подготовительной к школе группы

                                                                           

Музыкальный руководитель:                                                                        Гайнутдинова А.В.

с.Воронцовка,

2017 год

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» (Музыка)

Краткие сведения по содержанию ОД: В процессе занятия дети продолжают знакомиться с произведениями Э. Грига («Шествие гномов», «Утро» «В пещере горного короля»). Данные произведения, являясь основой образовательной деятельности, позволят закрепить знания о трех китах в музыке (песня, танец, марш, обогатить музыкальные впечатления детей, развить творческую активность детей в разных видах музыкальной деятельности, воображение, музыкальный слух.

Цель: Закрепить представление о музыкальных жанрах (марш, танец, песня) посредством восприятия музыкальных произведений Э. Грига

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать знакомить детей с произведениями композитора Э. Грига;                  2. Приобщать детей к шедеврам мировой музыкальной культуры;                                    3. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Развивающие:

1. Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (пение, танцевальные движения) ;                                  2. Развивать воображение, память, музыкальный слух.

Воспитательные

1. Воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к музыкально-художественной деятельности;                                                                                               2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание помогать.

Приемы руководства деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:                           Проблемная ситуация: музыкальный руководитель сообщает детям о том, что в волшебной стране у короля Дин-Дона пропала шкатулка с музыкальными звуками. Ему нужно помочь!                                                                                                      2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: игровая деятельность.                                                                                                                              3. Приемы организации практической деятельности детей: продуктивная деятельность – индивидуальная работа.                                                                                 4. Приемы поддержания интереса у детей: рассказ, беседа, рассматривание слайдов, активизирующие вопросы, прослушивание аудиозаписей, игровая ситуация, похвала.                                                                                                                      5. Приемы оценки и самооценки: создать условия для того, чтобы дети смогли сформулировать ответ на главный проблемный вопрос, адекватно оценить приложенные усилия в решении познавательных задач;                                       нацелить на дальнейшее познание, сформулировать и обосновать ответ на проблемный вопрос, что нового узнали.

Итог занятия: выведение на самоанализ.

Создание среды для организации и проведения ОД:

Предварительная работа:

1. Беседа об интересной стране Норвегии, о ее природе, о композиторе, родившемся в этой стране – Э. Григе, рассматривание видеоматериала с изображением сказочной природы фьордов, сказочных существах гномах, троллей.

2. Слушание музыкальных произведений Э. Грига «Шествие гномов», «В пещере горного короля»

3. Обсуждение музыкальных произведений (средства музыкальной выразительности) ;

4. Разучивание песни «Пестрый колпачок» Г. Струве;

5. Разучивание танца моряков «Яблочко» (домашняя работа с родителями -изготовление костюмов моряков) ;

Материалы и оборудование: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, слайды к произведениям Э. Грига, аудиозапись «Голос Горного короля», конверт, шкатулка, иллюстрации к «Шествие гномов» Э. Грига;контур корабля; лист ватмана, краски, кисти, легкие шарфики, напитанные ароматом.

Музыкальный материал:                                                                                       «Шествие гномов» Э. Григ;                                                                                             «В пещере горного короля» Э. Григ (видеофильм Глушковой В. Е.)                     «Пестрый колпачок» Г. Струве                                                                                         Танец «Яблочко»                                                                                                               Фонограмма с записью голосов Гномов, «Горного короля»                                                            «Прогулка» музыкальная физминутка.

Виды детской деятельности в ОД:                                                                Музыкальная.                                                                                                 Изобразительная.                                                                                                                    Игровая.                                                                                                   Коммуникативная.                                                                                              Познавательно-исследовательская.                                                                                          Продуктивная.

Планируемые результаты:                                                                             Личностные: дети способны решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, владеют средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способны самостоятельно действовать (при затруднениях обращаются за помощью к педагогу) .

Интеллектуальные: дети владеют понятиями «три кита в музыке», «жанры» «марш», «песня», «танец», навыками понимания и осознания интеллектуальных задач, владеют значительным словарным запасом, совершенствуют лексико-грамматический строй речи (познание, принимают активное участие в познавательном процессе.

Физические: у детей сформированы основные физические качества, потребность в двигательной активности, владеют культурно-гигиеническими навыками, соблюдают элементарные правила ЗОЖ.

Критерии оценки деятельности детей в ОД

• Активность                                                                                                                          • Самостоятельность.                                                                                                                • Взаимодействие со сверстниками и взрослым.                                                               • Эмоциональность                                                                                                                  • Проявление волевых усилий                                                                                            • Самооценка

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция Решаемые задачи

Познавательное развитие Музыка может передавать чувства и настроение Развивать интерес к музыке.

Принимать активное участие в деятельности «Познание» : формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.

Социально-коммуникативное развитие Практические действия – игровая деятельность

Беседа, составление рассказов из личного опыта.

Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослы, так и им самим.

Развивать умение самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью.

Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве) ;

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых, патриотизм.

Учить соблюдать технику безопасности в работе, воспитывать бережное отношение к результатам труда.

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Художественно-эстетическое развитие Слушание музыки, исполнение песни, танцевальная импровизация.

Рисование картины утра. Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения, активизировать творческие способности. Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.

Формировать умение рисовать по замыслу и воображению.

Физическое развитие Физминутка- «Прогулка»

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Ход образовательной деятельности:

Дети входят в зал под музыку и поют музыкальное приветствие («Музыка, здравствуй! » М. Лазарева).

Муз-рук-ль: Кто-то бросил мне в окошко,                                                            Посмотрите, письмецо,                                                                                                 Может это лучик солнца,                                                                                                       Что щекочет нам лицо?                                                                                                               Может это воробьишка, пролетая, обронил?                                                                         Может кот, письмо, как мышку,                                                                                                        На окошко заманил?                                                                                                          Интересно, от кого оно? (читает письмо) .

«Ребята, помогите! Из моего дворца похитили музыкальную шкатулку! В ней спрятаны все прекрасные мелодии моего королевства. Король сказочного Королевства Музыки Дин-Дон».

- Ребята, вы слышали? У Короля Дин-Дона беда! Музыкальная шкатулка пропала, а это значит, что в Королевстве Музыки больше не будет звучать музыка! Вы можете себе представить нашу жизнь без музыки (праздники, мультики, игры и т. д.) . Поможем Дин-Дону найти музыкальную шкатулку? А что будет, если ее не найти? (Если ее не найти, то никогда нам больше не услышать замечательную музыку.)

(Гаснет свет,, на экране слайды ВОЛШЕБСТВО)

Муз. рук-ль:. Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом

В удивительном наряде, разноцветном, расписном.

Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство,

Осторожней, осторожней, не спугнуть бы нам его… .

-Чтобы помочь найти шкатулку, нам надо отправиться в королевство Музыки, которое находится далеко-далеко, за высокими горами, за дремучими лесами, там, где раскинулся бескрайний океан (Звучит звукозапись шума моря). Этот океан не простой, а волшебный. Ветер приносит из-за горизонта неведомые звуки: шелест волн, задумчивые и нежные мелодии неизвестных стран. Океан за таинственные переливы звуков стал называться Музыкальным океаном. На одном из островов, который держится на трех китах, находится волшебное королевство Музыки. Назовите, на каких китах?

Д: Кит-Марш, Кит-Танец и Кит-Песня.                                                                     Муз-рук-ль: Верно. Как вы думаете, на чем можно будет туда добраться?                           Д: На корабле!                                                                                                                           Муз-рук-ль Верно! А кто же нас повезет на корабле (моряки) Ребята, садитесь на корабль (на стульчики, а моряки пусть берутся за дело!

Танец моряков

Муз-рук-ль: Вот мы с вами и оказались в королевстве Музыки, в волшебном лесу этой замечательной страны. А какое время года сейчас у нас? И в волшебном лесу тоже весна, давайте послушаем музыку (дать установку)

Слушание «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт»

Муз-рук-ль: Эта музыка называется «Утро», а написал ее норвежский композитор (показать потрет) как его зовут? (Эдвард Григ). Что вы себе представляли, когда слушали музыку? (Музыка рисует нам картину пробуждения природы, появления подснежников, робких и несмелых, дуновение ветерка. Переходы то в высокий, то в низкий регистр композитор использовал, чтобы изобразить изменчивость погоды весной. Не всегда бывает солнце, иногда ещё бывают и ненастные дни.) А вы заметили, ребята, на какой танец похожа пьеса.

Дети: На вальс.

Муз-рук-ль: А какой это кит? К какому жанру можно отнести эту музыку (танец)

Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю послушать эту пьесу еще раз, но теперь в ней будут звучать и лесные звуки. Прежде чем начать слушать, прошу вас разделиться на две равные компании (делятся визуально по желанию). Мы будем не просто слушать музыку, но и выполнять задания.

1 компания – нарисует картину весны, которую услышит в музыке Грига.

2 компания – наполнит наш лес ароматами весенних цветов, при помощи танцевальных движений и вот этих легких шарфиков и платочков (платочки пропитаны запахом духов). Итак, фантазируем, слушаем, творим.

(включить слайд с изображением картины утра, звучит музыка «Утро» с лесными звуками, часть детей исполняют танец-импровизацию, другая часть выполняет коллективный рисунок) при необходимости можно включить музыку еще раз, или предложить детям поменяться ролями.

Музыкальный руководитель: Что же у нас получилось? Каким стал воздух в нашем лесу! Чувствуете аромат? Посмотрите, а какая же замечательная картина у нас получились. (рассматривают)

Ой, ребята, тише, тише,                                                                                                           Звуки тихие я слышу                                                                                                              Гости к нам сюда спешат                                                                                                    Хвоею лесной шуршат.                                                                                                       Давайте присядем и послушаем, кто же к нам идет.

Слушание пьесы Э. Грига «Шествие гномов» (показ слайда с изображением гномов) .

Муз. рук-ль: Ребята, вы узнали, кто это?                                                                               Дети: Да, это гномы.                                                                                                              Муз. рук-ль: Как называется это музыкальное произведение и кто его написал?                                                                                                                                    Дети: Называется пьеса «Шествие гномов», композитор Эдвард Григ.                                                   Муз. рук-ль: Правильно, ребята. Посмотрите на гномов. Расскажите, какие они.                                                                                                                                             Д: Они быстрые, немного неуклюжие, бегущие вприпрыжку. Они могут быть добрыми, ласковыми, но иногда немного злыми.                                                                        Муз. рук-ль: Назовите жанр этого музыкального произведения.                                                Д: марш.                                                                                                                           Муз. рук-ль: По музыке можно определить, как двигаются гномы?                                Д: Да. Они прыгают, кувыркаются, перебегают с места на место, гоняясь друг за другом.                                                                                                                                Муз. рук-ль (комментирует музыку) : Да, гномы гурьбой проходят перед нами. Музыка начинается тихо и потом звучит все громче и громче. Гномы приближаются и вот они уже совсем рядом.. Вдруг музыка затихает – это гномы заметили нас с вами и замерли, рассматривают нас с любопытством. Мы для них – сказочные существа. Но вот вновь в эту тишину врывается стремительная музыка. Гномы, очнувшись, решаются подойти к нам, они идут к нам навстречу и останавливаются перед нами. Ребята, давайте споем для гномов песню про пестрый колпачок.

Исполнение песни «Пестрый колпачок» Г. Струве

Голос Гномов (запись) : Нам очень понравилась песня. Гномы тоже любят веселиться и петь, но сейчас мы грустим, потому что у нас нет музыки, а музыкальную шкатулку у короля Дин-Дона украл злой Тролль, живущий в черных горах. Тролль Черных гор не любит музыку, смеха, веселья и хочет, чтобы в королевстве Музыки всегда была тишина.

Муз. рук-ль: Ребята, как вы думаете, это правильно? (никогда не звучит музыка –это плохо! и т. д.) Тогда нам надо спешить! Давайте попрощаемся с гномами и отправимся дальше в путь.

Физминутка «Прогулка» (дети выходят на середину зала) .

Муз. рук-ль: Куда же идти дальше? Ребята, посмотрите, впереди – Черные горы… и какая-то загадочная пещера. Может быть, мы не пойдем туда? Что-то страшновато мне. Лучше вернемся в свой детский сад? Зачем нам туда ходить?

Дети должны ответить, для чего мы идем в пещеру (вернуть музыкальную шкатулку королю Динь-Дону)

Слушание «В пещере горного короля» Э. Грига (на экране видеофильм) .

Муз. рук-ль (комментирует музыку) : Внутри пещеры что-то происходит. Мы сначала слышим лишь тихие звуки ужасного колдовского праздника. Но вот мы подходим ближе, ближе, музыка звучит все громче, громче. Уродливые горные тролли во главе со своим королем в пещере, освещенной множеством горящих факелов, плясали вокруг костра… Горный король заметил нас! Музыка прекратилась…

(Звучит аудиозапись голоса) :КТО ВЫ ТАКИЕ И КАК ОСМЕЛИЛИСЬ ПРИЙТИ СЮДА?

Муз. рук-ль: Ребята, это голос горного Короля. Зачем мы сюда пришли?

Д: Мы пришли за музыкальной шкатулкой.

(Звучит аудиозапись голоса) : ХА-ХА-ХА! ЧЕГО ЗАХОТЕЛИ! ЭТО ТЕПЕРЬ МОЯ ШКАТУЛКА, И НИКТО БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ УСЛЫШАТЬ НИКАКОЙ МУЗЫКИ. А ВАС Я НАКАЖУ ЗА ТО, ЧТО ПОСМЕЛИ ЯВИТЬСЯ СЮДА.

Муз. рук-ль: Пожалуйста, не сердись, уважаемый Король. Мы пришли к тебе с подарком – посмотри, какой рисунок приготовили для тебя ребята. Им можно украсить стены твоей пещеры, и тогда у тебя сразу станет светло и радостно, а жители королевства Музыки будут приходить сюда и любоваться им.                                                                                                                                  (Звучит аудиозапись голоса) : СПАСИБО, РЕБЯТА, Я В ПЕРВЫЙ РАЗ ПОЛУЧАЮ ПОДАРОК! НИКТО НЕ ХОЧЕТ СО МНОЙ ДРУЖИТЬ, ПОТОМУ ЧТО БОЯТСЯ, ПОЭТОМУ Я И ВЗЯЛ МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКАТУЛКУ. ТЕПЕРЬ Я ВСЕХ БУДУ ЖДАТЬ К СЕБЕ В ГОСТИ, ПОКАЗЫВАТЬ ЭТИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РИСУНКИ И ПОИТЬ ЧАЕМ… БЕРИТЕ ШКАТУЛКУ, ПЕРЕДАЙТЕ ЕЁ КОРОЛЮ ДИН-ДОНУ. … Я ТОЖЕ ХОЧУ СДЕЛАТЬ ВАМ ПОДАРОК –ВОЗЬМИТЕ ВОТ ЭТИ САМОЦВЕТЫ.

Звучит волшебная музыка и музыкальный руководитель берет в руки шкатулку, открывает её, а там - леденцы.

Муз. рук-ль: Ребята, вот она музыкальная шкатулка… Ой, а здесь еще леденцы! Король решил угостить нас! Ребята, музыкальную шкатулку мы обязательно отправим королю Дин-Дону, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. А обратно мы полетим на самолете! Садимся в самолет.

Дети имитируют движения самолета.

Муз. рук-ль: Ребята, какое доброе дело мы вместе сделали? Какие 3 кита мы слышали( «Утро» - танец, «Шествие гномов» -марш, «Пестрый колпачок» -песня) Чьи произведения мы сегодня с вами слушали Что вам запомнилось? Что понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи по теме "Предлог ИЗ - ПОД" (подготовительная к школе группа, ОНР, второй год обучения)

Взаимодействуя с логопедом, друг с другом, дети не только закрепляют предлог ИЗ-ПОД, но и учатся составлять предложения, пересказывать, развивают мелкую моторику....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

 Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

Непосредственная образовательная деятельность детей с использованием компьютера по конструированию и математике в подготовительной к школе группе. Тема: «Корабли»

Задачи: Образовательные: Формировать умения  создавать предметы, на основе мозаики, используя геометрические фигуры....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»...

Интегрированная образовательная деятельность по области «Познание» на тему «В поисках клада» в подготовительной к школе группе.

По данной теме непосредственно образовательной деятельности были поставлены образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Эти задачи реализовались через интеграцию образовательных областей....

План – конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми ЗПР по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с использованием песка по теме: «Геометрические фигуры».

План-конспект по работе с песком для развития тактильной чувствительности, мелкой моторики , воображения, сенсорных этаонов, пространственной ориентации и мышления....

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Такие волшебные и забавные кляксы» Нетрадиционная техника рисования в подготовительной к школе группе по образовательной области

Кляксография - основой данной техники является клякса. Поэтому задачей педагога является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно - творческой деятельности детей. Задачей ...