Дипломная работа на тему "ПУТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
материал по музыке на тему

Голобокова Алла Владимировна

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость развития разных видов активности детей. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социальные и психологические характеристики ребенка такие, как, инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, развитое воображение, проявление творческих способностей в разных видах деятельности.

Данная тема является актуальной в настоящее время, потому что с точки зрения психологических и физиологических особенностей детей наиболее активно усваивают новый материал и уже делают первые шаги дети дошкольного возраста 5-7 лет. Этот возраст является наиболее благоприятным для развития творческой активности в песенной деятельности. Именно в этом возрасте ребята делают попытки к самостоятельной творческой деятельности, а эта деятельность просто необходима, чтобы воспитать человека разумного, мыслящего, творческого.
 
Цель исследования: определить условия развития творческой активности в певческой деятельности.
 
Объект исследования: развитие творческой активности дошкольников.
 
Предмет исследования: пути развития творческой активности дошкольников в певческой деятельности
.
Гипотеза исследования: развитие творческой активности дошкольников в певческой деятельности будет успешным при: 
- постановке педагогом разнообразных творческих заданий;
- использовании поисковых ситуаций, побуждающих к творческой самостоятельности.
 
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития творческой активности дошкольников; 
2. Показать виды певческой деятельности, способствующие развитию творческой активности дошкольников;
3. Обосновать условия развития творческой активности в певческой деятельности и опытно-экспериментальным путем проверить их.  
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Пути развития творческой активности дошкольников в певческой деятельности»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Особенности развития творческой активности дошкольников……… 6

1.2  Характеристика  певческой  деятельности дошкольников …………11

1.3 Педагогические условия  развития творческой активности дошкольников в певческой деятельности……………………………….      15

2 ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Диагностика  начального уровня  развития творческой активности детей дошкольного возраста ………………………………………………..22

2.2 Апробация  педагогических  условий  развития творческой активности дошкольников  в певческой деятельности ………………………………….30

2.3 Результаты исследования по развитию творческой активности дошкольников в певческой деятельности ………………………………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..41

ВВЕДЕНИЕ

 

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость развития разных видов активности детей. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социальные и психологические характеристики ребенка такие, как, инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, развитое воображение, проявление творческих способностей в разных видах деятельности.[1]

Формирование человека с активной жизненной позицией является в современных условиях одной из актуальных проблем педагогической теории и практики. Особая важность развития у дошкольников такого индивидуального качества личности как творческая активность подчеркивается в работах многих педагогов и психологов.

Огромный вклад в разработку проблем воспитания  творческой активности внесли выдающиеся педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий  и другие. Психологи Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн,  В.И. Кириенко, А.Г. Ковалев, Л.А. Венгер и другие раскрыли понятие творческих способностей, выявили этапы их развития, компоненты, раскрыли взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества.

Вопросами развития творческой активности занимались современные исследователи С.А. Аничкин, Г.Н. Никулина. Ими были сделаны ряд  принципиальных выводов: развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста предполагает не только варьирование форм, методов, но и средств обучения. Здесь важное место занимает создание педагогом игровых ситуаций, в которых он использует в качестве средств: литературные тексты, репродукции картин, произведения прикладного искусства, игрушки, предметы и явления природы.

Певческая деятельность является важнейшим условием гармоничного развития личности. Развитие творческой активности дошкольников во многих видах музыкальной  деятельности широко и полностью раскрыто в работах Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, О.П. Радыновой, А.Н. Зиминой и других.

О необходимости раннего обучения детей пению А.Е. Варламов, И.И. Левидов, Е.И. Алмазов, Н.А. Метлов, предлагали интересные приемы, способствующие  формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.

Данная тема является актуальной в настоящее время, потому что с точки зрения психологических и физиологических особенностей детей наиболее активно усваивают новый материал и уже делают первые шаги дети дошкольного возраста 5-7 лет. Этот возраст является наиболее благоприятным для развития творческой активности в песенной деятельности. Именно в этом возрасте ребята делают попытки к самостоятельной творческой деятельности, а эта деятельность просто необходима, чтобы воспитать человека разумного, мыслящего, творческого.

Поэтому была выбрана тема исследования: «Пути развития творческой активности дошкольников в певческой деятельности».

Цель исследования: определить условия развития творческой активности в певческой деятельности.

Объект исследования: развитие творческой активности дошкольников.

Предмет исследования: пути развития творческой активности дошкольников в певческой деятельности.

Гипотеза исследования: развитие творческой активности дошкольников в певческой деятельности будет успешным при:

- постановке педагогом разнообразных творческих заданий;

- использовании поисковых ситуаций, побуждающих к творческой самостоятельности.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть особенности развития творческой активности дошкольников;
  2. Показать виды певческой деятельности, способствующие развитию творческой активности дошкольников;
  3. Обосновать условия развития творческой активности в певческой деятельности и опытно-экспериментальным путем проверить их.  

Методы исследования: анализ методической литературы, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, методы графической обработки.

База исследования: МАДОУ «Детский сад № 1 город Белогорск». Количество испытуемых – 20 человек.  Старшая группа


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Особенности развития творческой активности дошкольников

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в дошкольном детстве ребенок представляет собой маленького исследователя, с удивлением и радостью открывающего для себя удивительный и незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются  его потенциальные возможности и первые проявления творчества.  

Творчество – психический процесс создания новых ценностей и как бы продолжение и замена детской игры. В.Н.  Дружинин определяет акт творчества, как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя. [6 ]

В психологическом словаре творчество трактуется, как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. [7]

В исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева находят подтверждение идеи, что в старшем дошкольном возрасте появляется новый тип деятельность – творческий. И его своеобразие заключается в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот. Однако психологи  и  педагоги отмечают специфичность этой деятельности у детей. Так многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя ребенок постоянно для себя открывает, что то новое.

В исследованиях посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативности в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождению оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований. [2]

В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.

Итак, одной из главных задач детской педагогики и психологии является воспитание ребенка творческой и активной личностью. В дошкольном возрасте дети проходят социализацию, обучение, подготовку в дошкольных учреждениях, где педагоги и воспитатели используют разные техники и приемы для развития ребенка.

Активность – это практическая предметно-чувственная деятельность, направленная не только на преобразование окружающего мира, но и на преобразование самой личности – важнейшее условие и фактор ее психического развития. [3]

Проблему активности А.Н. Леонтьев назвал самой трудной в психологии. Психологи рассматривают активность как, деятельное состояние живых организмов, как условие их существование в мире. К.Н. Платонов считает, что активность личности не амфорное ее свойство, она имеет свою структуру, соответствующую общей структуре личности, кроме того, активность любой личности определяется рядом ее свойств, входящих в  каждую из ее подструктур по - особому проявляющихся у индивидов.

Рассматривая  активность и творчество как свойства личности, ученые отмечают, что эти  понятия взаимосвязаны и рассматриваются  в единстве как творческая активность личности. Отечественный педагог А.П. Усова видит особую роль обучения в формировании творческой активности.

Творческая активность – это свойство личности, которая проявляется в деятельности и общении как оригинальная созидательность, новизна, творчество [8].

По мнению Безруковой  «творческая активность – это способность личности самостоятельно и инициативно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки, умения из одной области в другую». Творческая активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности, отчего выделяют научное, техническое, управленческое, дидактическое, художественное и другое творчество. Творческая активность необходима в учебной деятельности [8].

В психолого – педагогической науке творческая активность представлена как:

- движение, характеризующее деятельность и неотделимое от неё (В.А. Петровский);

- потенциал для позитивного роста и самосовершенствование (А. Маслоу);

- процесс, определяющей динамику воображения, фантазии и образных представлений (Е.Б. Старовойтенко);

- системообразующие качество и условия реализации себя, как личности на всех этапах онтогенеза (И.С. Якиманская);

- «ценнейшее» качество личности (А.В. Запорожец). [44 ]

Согласно Л. Г. Весёловой, творческая активность понимается как «…реализация потребности в новых знаниях и получении от них положительных эмоций, а также способность преобразовывать, видоизменять имеющиеся знания и выражать собственное отношение к ним в различных видах художественно-творческой деятельности…» [45].

Рассматривая  активность и творчество как свойства личности, ученые отмечают, что эти понятия взаимосвязаны и рассматриваются в единстве как творческая активность личности. Отечественный педагог А.П. Усова видит особую роль обучения в формировании творческой активности.

Источником активности личности ребенка являются «различные потребности». Это потребности в обучении, деятельности, игре, общении, отдыхе, творческая потребность, потребность в самореализации.

Ребенок, реализуя определенную группу потребностей, развивает в себе те или иные свойства и качества, в том числе и творческую активность. Постоянно совершенствуясь и обособляясь, эти свойства и качества создают целостную личность, что и «позволяет определить активность как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности дошкольника», которое определяет направленность человека. А направленность ориентирует внутренние силы организма, его энергию на равновесие с внешней средой [3].

Потребности являются источником творческой активности личности, определяющими ее направленность на творческий процесс. Потребность в творчестве – показатель высокого уровня развития личности. Внутренняя готовность к творческой деятельности проявляется также в особенностях и уровне развития высших психических процессов, связанных с мышлением. Внешняя готовность выражается в самостоятельной реализации собственных возможностей в деятельности; в активном применении знаний, умений, навыков по созданию новых и совершенствованию существующих идеальных и реальных (материальных) продуктов.

Синицина  И.А. понимает под творческой активностью детей старшего дошкольного возраста «как формирующейся интегральной личностной характеристики, характеризующейся своеобразием использования мыслительных операций, стремлением к новому, желанием проявлять фантазию и воображение, инициировать поиск способов для решения проблемно-творческих задач» [44] .

         По мнению Н. А. Ветлугиной  для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.(Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980)

Объективные условия следующие:

а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;

б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;

в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.

К субъективным условиям относятся:

а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;

б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми [4].

Дошкольников отличает большое стремление к самостоятельности в творчестве, хотя им присуща подражательность, следование образцу. Но, тем не менее, А.Е. Дмитриев отмечает, что работая по образцу, часто сам того не замечая, ребенок вносит что – то свое в работу, особенно если работы творческого характера. Самостоятельность и творчество, как показатели творческой активности, очень взаимосвязаны. И хотя ряд психологов, в частности А.Г. Ковалев, отмечают, что творческая активность, свойственна людям с развитыми способностями, богатым и разносторонним опытом, многочисленные исследования и дошкольная практика убеждают нас в том, что дети старшего дошкольного возраста имеют большие возможности в творческой деятельности, проявляя при этом активность.

Занимаясь вопросами музыкального творчества дошкольников, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская  отмечают, что для возникновения произвольных творческих проявлений большое значение имеет такое свойство, как активность. Именно, она определяет первый шаг ребенка к выполнению творческой задачи, его готовность к творческим действиям. Творческая активность ребенка, по их мнению, должна опираться на определенный уровень музыкального развития. Последнее, в свою очередь, невозможно без обучения навыкам музыкальной деятельности.

Таким образом, под творческой активностью дошкольников понимается свойство личности, которая проявляется в деятельности и общении как оригинальная созидательность, новизна, творчество. У детей старшего дошкольного возраста  начинает формироваться  логическое мышление, развивается творческое воображение. Процесс развития личности осуществляется в различных видах деятельности.

1.2. Характеристика певческой деятельности дошкольников

Деятельность – это активное поведение, проявляющееся во взаимодействии человека с другими людьми и окружающей его действительностью, а также внутри самого себя в виде нервной и психической деятельности.

Деятельность – связь деятельностей это есть центральный пункт в изучении всякой системы(1.1.9,157). [9]

Сознание ребенка формируется в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Так дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки, действия и т. д. (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская).

Певческая деятельность – один из обязательных видов музыкальной деятельности дошкольников. Несмотря на то, что возможности детей, особенно раннего и младшего дошкольного возраста в пении невелики, пение – один из доступных и любимых детьми видов музыкальной деятельности.

Певческая деятельность – это вид исполнительского искусства, который оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, развитие его психических функций, а так же на психофизиологические процессы, такие как дыхание, кровообращение, работу эндокринной системы, газообмен. Оно помогает углублению и регуляции дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе пения активно развивается эмоциональная отзывчивость, чувство ритма, музыкальный слух. Правильное пение вызывает у ребенка чувство комфорта, а сочетание литературного и музыкального текста делает пение более конкретным видом музыкальной деятельности, чем восприятие музыки обеспечивая доступность его для детей.

В пении, как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявить своё отношение к музыке. Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств.  Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передается определенное содержание, отношения к ним. С другой стороны пение рождает способность переживать настроение, душевное состояние другого человека.

Основная цель пения – это воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и с ними неразрывно связаны. Они заключаются в следующем:

1)        Развивать музыкальные способности (ладовое чувство, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, музыкально – слуховые представления).

2)        Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (интересы, оценки, эстетические эмоции, вокально – хоровые умения и навыки).

3)        Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.  

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих приемов и методов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей. Учить детей петь нужно для того что бы достичь главной цели – развитие личности  через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка посредством музыкального искусства.

Певческая деятельность одна из важных форм проявления активного отношения детей к песням и пению в различных жизненных ситуациях. Она предоставлена следующими  видами:

1. Пение для развития музыкального восприятия

- слушание песен, не предназначенных для пения

- слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения

- пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей)

2. Исполнение песен

- пение с сопровождением и без него

- пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах

- пение для сопровождения движений (хороводы)

3. Пение в музыкально – образовательной деятельности

- пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний

- педагогический анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер)

4. Песенное творчество

- импровизация

- сочинение мелодий к заданным текстам

- сочинение хороводов

Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом. Так же разнообразны формы их организации: занятия, самостоятельная деятельность, праздники и развлечения. 

В певческой деятельности обогащаются переживания ребенка, развиваются нравственные и эстетические представления, идет активное формирование музыкальных способностей, ведь пение – это основа музыкальной культуры ребенка и прекрасное средство развития творческой активности ребенка. Дети старшего дошкольного возраста способны выразить свое отношение к содержанию песни, понять настроение и музыкальные средства выразительности.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обладает довольно большими возможностями в певческой деятельности. Происходит дальнейшее развитие нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы. Он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом, хотя вокальные связки еще не сформированы окончательно. Дети поют негромко, но звонко и напевно.

Физиологи В.М. Бехтерев и И.П. Павлов установили,  что музыка влияет на организм человека. Очевидно воздействие пения на физическое развитие, на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Советский физиолог  П.К. Анохин, изучая влияние мажорного и минорного лада на слушателя, пришел к выводу, что умелое использование мелодии, ритма и других выразительных средств музыки может регулировать состояние человека во время работы и отдыха, стимулировать или успокаивать.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: музыкально-слуховые представления, чувство ритма, ладовое чувство, эмоциональная отзывчивость на музыку. Кроме того дети получают разнообразные сведения о музыке, приобретают навыки и умения. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые им песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, они оказывают взаимное влияние: слушание и исполнения песен, упражнения и пение, слушание песен и песенное творчество и т.д. Разнообразны также формы  их организации: образовательная деятельность (коллективная и индивидуальная), самостоятельная деятельность, праздники и развлечения.

По мнению А. Катинене певческую деятельность можно определить как одну из важнейших форм проявления активного отношения детей к песням и пению в процессе различных жизненных ситуаций.

Таким образом, певческая деятельность – это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

В процессе пения активно развиваются основные музыкальные

способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух,

чувство ритма.

Певческая деятельность является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.

1.3 Педагогические   условия  развития творческой активности дошкольников  в певческой деятельности

Развивая творческую активность дошкольников, не следует требовать от всех одинакового выражения содержания, наоборот, следует предоставить им возможность действовать самостоятельно, разрешать задачу по-разному. У детей воспитывается активность, желание как можно лучше выполнить работу. Несмотря на скромность  музыкально-творческих проявлений дошкольников, по характеру и форме они обладают искренностью, непосредственностью. Дети способны выразить своё отношение к исполняемой ими песне, танцу увлечённо, что придаёт творческий оттенок исполнительской деятельности. Это и говорит о способности детей к продуктивному творчеству.

Первое условие гипотезы - постановка педагогом разнообразных творческих заданий.

Один  из центральных разделов программы  музыкального развития ребенка - песенное творчество. Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развивать основные музыкальные способности такие как,  музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

Успешность творческой активности  детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.

Тем не менее, певческую деятельность важно начинать формировать с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую мишке и т.д.).

Чтобы сориентировать дошкольников в певческой деятельности предлагаются  упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений.

  1. Самостоятельное нахождение тоники;

Например: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти топику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке

  1. Подстраивание к звукам;

Например: игра  «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций

  1. Различение минорного лада и  мажорного лада;

Например:  различить и воспроизвести «Веселый и грустный колокольчик» и звукоряд ,упражнение «Солнышко и дождик»

  1. Различение и воспроизведение звуков по их высоте, длительности; Например: упражнения из «Музыкального букваря»
  2. Транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.

Для развития творческой активности в певческой деятельности можно использовать творческие задания такие как:

  • Импровизация музыкальных вопросов и ответов;
  • Импровизация имен, мелодий без слов, звукоподражаний;
  • Изменение, дополнение или окончание простейшей мелодии - песенки-попевки, игры, танца, упражнения;
  • Активное  включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный "разговор";
  • Окружение  разучиваемой песни сходных  интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни;

Выполнение простейших творческих заданий приводит ребёнка к возможности проявить свою творческую активность, инициативность.  Дети проявляют стремление к творчеству в музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Детям 2 — 3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов. Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.

Дети 4 — 5 лет выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением под страивания к звукам, транспонирования мотивов.

Дети 5 — 6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять зад ания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря», например «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.

В 6 — 7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня).

  Развитие  творческой активности в процессе пения  предполагает применение метода упражнения. Основная  цель педагогических упражнений - развитие певческой техники, музыкального слуха. Каждое упражнение имеет какую-то основную узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона, но решается она на фоне всего комплекса навыков.

         Чтобы работа над основными навыками была системной, очень  важна последовательность упражнений. Упражнения в игровой форме помогают преодолеть трудности, приобрести певческие навыки. Упражнения, имеющие игровой характер, дети с удовольствием поют не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности и дома. Детям нравятся попевки, связанные с близким им миром. Это мелодии из фольклора, подражание голосам птиц, животных, скороговорки, потешки, считалки.

       При исполнении певческих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, развиваются музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонации. Устойчивые певческие навыки способствуют тому, что дети активнее и самостоятельнее действуют при выполнении творческих заданий.

Второе условие гипотезы - использование поисковых ситуаций, побуждающих к творческой самостоятельности.

       Чтобы ребёнок смог сочинить и спеть  мелодию, у него необходимо развить  ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т.е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях

       Успешность  творческих проявлений детей зависит  от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определённые чувства, настроения, петь чисто и выразительно.

       Особое  значение для формирования творческого  воображения и интереса к певческой  деятельности имеют поисковые ситуации, побуждающие к творческой самостоятельности. Любое качество личности - находчивость, изобретательность, самостоятельность, способность к творчеству - формируется с ранних лет, вопрос лишь в том, чтобы найти доступные способы для их развития. Поисковая ситуация предусматривает создание таких условий, когда ребёнок сам должен решить задачу, поставленную взрослым.

Использование поисковых ситуаций необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт музыкальной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

         Например:  перед старшими дошкольниками ставится проблемная ситуация: диск с записью марша, под который дети должны были учиться маршировать «как солдаты» при подготовке ко Дню защитника Отечества, испорчен. У педагога есть диск, на котором перемешаны музыкальные произведения различных жанров. «Вы хотите помочь? Что мы будем делать?» Дети приходят к выводу, что надо прослушать и выбрать марш. В ходе слушания отрывков музыкальных  произведений  дети проявляют активность, применяют свой музыкальный  опыт.

Для младших дошкольников можно создать игровую ситуацию: в кроватке лежит кукла с градусником – болеет. Как развеселить куклу, чтобы ей стало лучше? Вспоминаем стихотворение В. Берестова «Кукла болеет»:

Тише, тише, тишина!

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

Дети проявляют инициативу в разыгрывании продолжения ситуации, исполнении знакомого музыкального репертуара.

Очень важно для поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности, чтобы у ребёнка была возможность выбора музыкальной игры, а для этого набор игр, пособий, детских музыкальных инструментов, должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся.

Для того, чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности, педагогу  необходимо ставить проблему (нам поручили приготовить концерт для малышей, какие номера можем показать?), а порой достаточно включить музыку и приготовить атрибуты для движений – флажки, платочки, ленточки, фонарики.  

       Таким образом, дети дошкольного возраста готовы к активному творчеству, нужно лишь подобрать методы и приемы для успешного решения творческих задач. При целенаправленном систематическом обучении дети проявляют способности к аналитико-синтетической деятельности, достаточную развитость всех музыкальных способностей, произвольность внимания.

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной психологии.

 Педагоги – практики отмечают, что если ребенок талантлив,  то он талантлив во всем. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на другие виды деятельности.

На основе проанализированной и изученной психологической и педагогической методической литературы по данной проблеме были сделаны следующие выводы:

  • определена сущность понятия «творческая активность», под которой понимается сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество;
  • проанализированы педагогические особенности певческой деятельности детей дошкольного возраста;
  • охарактеризованы педагогические условия развития творческой активности дошкольников  в певческой деятельности. Этими условиями являются: развитие певческой техники, музыкального слуха,  сопровождение песен жестами, мимикой, движениями.

  1. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ  В ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Диагностика  начального уровня  развития творческой активности детей дошкольного возраста

В данном параграфе с целью подтверждения выдвинутой  гипотезы и решение поставленных задач осуществляется описание хода констатирующего эксперимента исследования, которое осуществлялось в три этапа.

  1. Констатирующий этап  – выбор экспериментальной группы, выявление уровня творческой активности дошкольников с 09.01.2017 – 20.01.2017г.
  2. Формирующий этап  - апробация педагогических условий гипотезы с 23.01.2017г. – 03.02.2017г.
  3. Результативный этап – проведение контрольной диагностики, количественный и качественный анализ опытно – экспериментальной деятельности с 06.02.2017г. – 17.02.2017г.

Экспериментальное исследование проходило на базе МАДОУ «Детский сад №1 город Белогорск», в старшей  группе

Для проведения диагностики исследования развития творческой активности дошкольников в певческой деятельности использовались индивидуальная и групповая форма работы. Такие методики в данном случае являются наиболее объективными при достижении поставленных целей и задач исследования.

Для проведения констатирующего  эксперимента нами были выбраны экспериментальная группа и контрольная группа, состоящая из 10 человек, старший дошкольный возраст детей 5-6 лет.

Цель: изучить особенности развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста как в организованной педагогом, так и в свободной деятельности ребенка.

Анализ теоретической литературы позволил нам определить следующие критерии и показатели развития творческой активности детей в певческой деятельности.

Таблица 1 – Критерии и показатели сформированной  творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.

Критерии

Показатели

Интерес к творческой деятельности

- предпочтение данного вида деятельности другим

- устойчивость интереса к творческой деятельности

- творческое проявление в самостоятельной деятельности

 Проявление фантазии и воображения

- необычные создаваемые образы

Умение импровизировать

- импровизация в звукоподражании

- импровизация мелодии в ритме вальса, польки, марша

-сочинение мелодии на заданный литературный текст

Творческая активность ребенка характеризуется своеобразием использования мыслительных операций, стремлением к новому, желанием проявлять фантазию и воображение, инициировать поиск способов для решения проблемно-творческих задач.

В ходе констатирующего этапа применялась методика на выявление творческой активности дошкольников в певческой деятельности Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова  «Диагностика музыкальных способностей детей».

Данная методика состоит из: наблюдения, беседы, диагностических заданий.

         Наблюдение за детьми во время их свободной деятельности (в перерывах между занятиями, на прогулках, во время игр и т.д.) проводилась с целью определения частоты использования песен в повседневной жизни детского сада и их разнообразия. Результаты наблюдения рассматривались по таким показателям:

  1. Дети поют по своему желанию
  2. Музыка звучит в повседневной жизни детского сада
  3. Дети занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью
  4. Сочиняют песни по собственному желанию
  5. Проводят свободное от занятий время в музыкальной зоне группы
  6. Проявляют самостоятельность и активность в процессе сочинительства
  7. Привлекают вспомогательные средства в ходе сочинительства.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень 8-10 балла – интерес к творческой активности  глубокий и устойчивый, дети предпочитают данный вид деятельности другим, у детей активно проявляется творческая активность в самостоятельной деятельности.

Средний уровень 5-7 балла – интерес к творческой активности достаточно устойчив, но характеризуются частым переключением внимания, ребенок  предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении.

В самостоятельной деятельности фрагментарно проявляет творческую активность.

Низкий уровень 0-4 балла – у ребенка наблюдается  поверхностный интерес к данному виду деятельности, не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении. В самостоятельной деятельности не проявляет творческую активность.

Следующий этап диагностики исследования – беседа с детьми.

Цель беседы – изучение особенностей певческой деятельности старших дошкольников.

 Педагог посредством беседы выявлял отношения ребенка к певческой  деятельности путем привлекательной для дошкольника тематики детских песен. Беседа проводилась с каждым ребенком индивидуально и представляла собой ряд вопросов:

  • У тебя есть любимые песни? Про кого они?
  • Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь?
  • Как ты думаешь, какие песни нравятся другим детям?
  • Какую песню ты бы подарил маме, если бы увидел, что она грустит?
  • Тебе больше нравится петь самому или слушать, как поют другие?
  • Ты любишь петь один или вместе с другими детьми? Слушают ли дети, как ты поешь?
  • Тебе нравится слушать песни по радио или по телевизору? Где ты больше поешь: дома или в детском саду?

В ходе беседы с детьми педагог выявлял какие песни предпочитают дети, кто чаще всего является героем детских песен, какое отношение детей к пению, характерный песенный репертуар для детей данной группы.

        Для изучения проявления фантазии и воображения и для выявления умения импровизировать  мы использовали: « Методика творческого развития» авторы К.В.Тарасова и А.И. Буренина. Данная методика состоит из нескольких заданий.

Задание 1. Проявления воображения:( Э.Григ «Утро»)

Инструкция: послушай музыкальное произведение, которое называется «Утро» (1 прослушивание). Попробуй нарисовать, что ты представляешь, чувствуешь, когда слушаешь эту музыку (2 прослушивание). Расскажи, что ты представил, почувствовал, что изобразил в своём рисунке.

Если ребёнок отказывается рисовать, то предлагается просто выразить словами то, что он услышал, почувствовал.

Критерии оценки:

3 балла - передаёт свои ощущения, представления о музыкальном произведение в рисунке и в речевом высказывании.

2 балла - передаёт свои ощущения и представления о музыкальном произведении либо в рисунке, либо в речевом высказывании.

1балл  - не справляется с заданием.

Примечание: в этом задании оценивается не качество детских рисунков и высказываний, а сама способность ребёнка к творческому восприятию музыки, к проявлению воображения и выражению услышанного в рисунке и рассказывании

Задание 2. Вопросно-ответные интонации.

Инструкция: «Сейчас мы будем задавать друг другу музыкальные вопросы, а затем отвечать на них. Педагог пропевает музыкальный вопрос, ребёнок пробует ответить ему. Задача взрослого - раскрепостить ребёнка, дать ему почувствовать свободу, чтобы он мог выразить себя в импровизации.

Критерии оценки:

3 балла - использование мелодических оборотов, построенных на 3-4 звуках

2 балла - использование мелодических оборотов, построенных на 2 звуках

1 балл  - использование 1 звука или проговаривание

Задание 3. Сочинение мелодии на заданный текст.

Инструкция: Педагог спрашивает, хочет ли ребёнок сочинить песню (найти мелодию). Предлагается следующий текст:

Киса-кисонька-краса,

Шубка очень хороша.

Мордочка усатая,

Спинка полосатая.

Сначала ребёнок повторяет за педагогом каждую строку («Играем в «Эхо»), говоря выразительно, слегка нараспев. Затем взрослый проговаривает слова тихо, а ребёнок их пропевает.

Критерии оценки:

3 балла - использование оригинального ритма и развёрнутой мелодической линии

2 балла - использование простейших ритмических формул из  2-3 звуков в мелодии

1 балл - ритмическое однообразие

Таблица 2 – результаты уровня творческой активности в певческой деятельности в экспериментальной  группе на начало ОЭР

Имя ребенка

Интерес к творческой деятельности

Проявление фантазии и воображения

Вопросно-ответные интонации

Сочинение мелодии на заданный текст

Всего баллов

Общий уровень

1

Артур

1

1

1

1

4

Низкий

2

Арина Г.

2

1

3

2

8

Высокий

3

Матвей О.

1

1

1

1

4

Низкий

4

Вика

1

2

2

1

6

Средний

5

Платон

1

1

2

1

5

Средний

6

Катя

2

1

2

2

7

Средний

7

Настя

3

3

1

1

8

Высокий

8

Матвей Г.

1

1

1

1

3

Низкий

9

Элина

2

1

2

1

6

Средний

10

Ева

2

2

2

2

8

Средний

Таблица 3 - результаты уровня творческой активности в певческой деятельности в контрольной группе

Имя ребенка

Интерес к творческой деятельности

Проявление фантазии и воображения

Вопросно-ответные интонации

Сочинение мелодии на заданный текст

Всего баллов

Общий уровень

1

Данил Д.

1

1

1

1

4

низкий

2

Егор

2

1

1

1

5

средний

3

Рома

1

1

2

1

5

средний

4

Яна

3

1

1

1

6

средний

5

Арина П.

1

1

1

1

4

низкий

6

Леша

2

1

1

1

5

средний

7

Дима Я

1

1

1

1

4

низкий

8

Ира

3

2

1

1

7

средний

9

Данил Г.

1

1

1

1

4

низкий

10

Матвей К.

2

1

1

1

5

средний

Исходя, из исследований уровней развития творческой активности в певческой деятельности детей,  в экспериментальной и контрольной  группах  детей  мы выявили  следующие  результаты.  В  основном  преобладает низкий  и средний уровень развития творческой активности детей в певческой деятельности.

 В экспериментальной группе – высокий уровень -   2 человека  (20%),  средний уровень – 5 человек (50%), низкий уровень – 3 человека (30%).

В контрольной группе – высокий уровень – 0 человек (0%), средний уровень – 6 человек (60%), низкий уровень – 4 человека (40%).

Представим уровни творческой активности дошкольников в певческой деятельности графическим рисунком 1:

Рисунок  1: -  результаты развития  творческой активности дошкольников  в певческой деятельности в экспериментальной группе и контрольной группе на начало ОЭР

Таким образом выявлены результаты:

высокий уровень  у экспериментальной группы– 2 человека (20%),

 у контрольной группы – 0 человек (0%).

У детей постоянно проявляется стремление петь, танцевать. Детям хочется выступать на сцене, нравится сочинять, импровизировать. Легко импровизируют мелодию в заданной тональности, опираясь на устойчивые звуки лада, активно с интересом включаются в выполнение задания. Мелодии сочиняются в заданной тональности, отмечается интересное мелодическое построение, яркое исполнение, оригинальность мелодии в соответствии с жанрами.

Средний уровень у экспериментальной группы – 5 человек (50%),

У контрольной группы – 6 человек (60%).

 Дети не проявляют желания выступать на сцене. В самостоятельной деятельности не занимаются музицированием. Менее активно включаются в выполнение творческих заданий, действуют неуверенно. Сочиняют мелодии при помощи педагога. Мелодические импровизации построены на 1-2 звуках. Поют, играют на инструментах только по просьбе педагога.

Низкий уровень у экспериментальной  группы -  3 человек (30%),

 у контрольной группы- 4 человека (40%)

 Дети не любят петь, отсутствует желание сочинять. Творческие задания выполняют не охотно, без интереса, или совсем отказываются от выполнения. Затрудняются в сочинении мелодии, проговаривают текст речитативом. Не проявляют интереса к творческой деятельности.

Анализ результатов обследования показал, что больше половины детей проявляют не устойчивый интерес к музыкальному творчеству, у 7 ребят интерес отсутствует совсем, они отдают предпочтение просмотру телепередач, подвижным играм; у большинства детей не сформировано умение импровизировать в звукоподражании и в сочинении мелодии на заданный текст, дети не в полной мере используют возможности своего голоса в творческих заданиях, не уверены в своих возможностях.

2.2 Апробация  педагогических  условий  развития творческой активности дошкольников  в певческой деятельности.

Цель формирующего этапа исследования стала реализация педагогических условий гипотезы

- постановка педагогом разнообразных творческих заданий;

- использование поисковых ситуаций, побуждающих к творческой самостоятельности.

Все педагогические условия мы реализовывали одновременно. Возраст детей 5-6 лет.

       Первое условие  работы с детьми включало в себя ознакомительные  занятия, которые проходили фронтально и индивидуально.

       Индивидуальные  занятия  проводились во второй половине дня, один раз в неделю по 10 минут. На каждом занятии использовались два  упражнения.

Упражнения для установления уровня развития ладового чувства:

Задание 1. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.

Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.

       Потом была проведена индивидуальная работа с детьми по развитию музыкально-сенсорных способностей, когда у детей повысился интерес  к певческой деятельности, мы перешли ко второму условию.

       На  каждом музыкальном занятии, использовались задания с элементами песенного творчества. В начале занятия приветствие пропевает сам музыкальный руководитель - дети повторяют, а в конце занятия «до свидания» после настройки в тональности пропевает один ребёнок, остальные дети повторяют. На каждом занятии «до свидания» поёт новый ребёнок. Поощряются все импровизации детей, отмечаются особо интересные.

       Как и элементы песенного творчества в  занятия включались игры с пением.

Песенки к играм  разучивались  заранее, что бы дети были активны, придумывали образные движения, предлагали свои варианты игр, выразительно исполняли  песенки,  и у них проявлялось желание выполнять роли в игре.

В игре  «Воробьи чирикают» Н.Елисеевой, педагог предлагает детям, что воробьи сначала будут сидеть на «жердочках» (стульчиках), а когда звучит их партия, будут вставать и напевать: «Чирик-чирик».

В игре  «Давайте все делать как я», педагог предлагает детям выбрать ведущего по считалочке. Каждый водящий придумывает свои интересные движения, не похожие на других.

      Так же использовались игры - драматизации  по известным песенкам « Теремок» и « Тень-потетень», здесь детям предлагается быть  самостоятельными  в придумывании различных песенных интонаций, связанных с игровыми образами. Для активизации детей в игре были использованы шапочки-маски.

       Как элементы песенного творчества использовались  и творческие задания.

«Певческая перекличка по парам между детьми».

Один ребенок поёт свой вопрос, например: «Ау, где ты?». Его партнер отвечает: «Я здесь»

«Маленькие кустики»

Педагог показывает зайца, который ищет кустики, что бы спрятаться от лисы. Детям предлагается помочь зайчику - сделать так, чтобы было много кустиков. Педагог  спрашивает: «Кто хочет стать кустиком?.. Где у тебя, кустик, веточки? Как они на ветру качаются? Как ты укроешь зайчика от лисы?» Упражнение выполняется под «Вальс» Ф. Шопена.

«Птицы». «Очарование» муз. Ф. Маршетти

Повторить с детьми движения, характерные для птиц.

 плавные махи руками в стороны;

 энергичные махи руками;

легкие потряхивающие движения кистями, опустив руки-крылья вниз назад;

волнообразные движения поочередно каждой рукой и двумя одновременно;

выполнять все вышеперечисленные движения руками, одновременно делая полуприседания, небольшие пробежки, легкое кружение на носочках; предложить детям «превратиться в птиц» и под музыку отправиться в далекое путешествие.

"Мини-рассказы", вход которых включена импровизация. Педагог  читает или нараспев рассказывает сюжет. Задача детей - в нужных местах вставить свои примеры вокальных импровизаций. Вот варианты таких рассказов.

1. Пошли дети в лес и, чтобы не потеряться, стали аукаться - . (в местах точек - вокальные примеры детей). В лесу они услышали пение кукушки - . и стук дятла - . Закапал дождик - . А потом тучки ушли, и запел соловей - .

2. Настало утро, пропел петушок - . Часы пробили шесть часов - . Стало слышно, как пастух заиграл на рожке - . Коровы начали собираться в стадо и мычать - .

3. Дети собрались идти на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице - . - и пешком пошли по улице - . Когда они пришли к другу, то каждый из детей поздравил его - .,.,. Потом они танцевали разные танцы: вальс - . и польку - . А потом праздник закончился, и гости пошли к себе домой. Гости немного устали от шумного праздника, и поэтому каждый из них спел себе колыбельную песенку - .

       Далее была проведена серия  доминантных музыкальных занятий по песенному творчеству « В гостях у Домисольки».      

 На  занятии «Давайте познакомимся»  ребята встретились с Домисолькой. Знакомство проходило в форме  импровизации, ребята каждый напевали свои имена. За каждой нотой звукоряда  было спрятано какое-то задание, простучать или придумать ритм, пропеть слово «Здравствуй» с разными интонациями, угадать музыкальную загадку Домисольки, которая описывала кого-то из детей, в конце дети вместе сочиняли небольшую песенку и получали сюрприз-угощение.

         На занятие «Баю-бай, поскорее засыпай», Домисолька пригласила детей вместе со своими любимыми куклами и мягкими игрушками. В начале занятия дети, напевая, знакомили Домисольку и других детей со своими игрушками. Затем детям рассказывали об истории колыбельной песенки, что они передавались от бабушки к маме, от мамы к дочке. Ребятам предлагалось напеть колыбельные, которые поют им мамы. В конце занятия дети сочиняли колыбельную песенку на слова, Домисолька зажигала свечу, и дети напевали колыбельные  игрушкам.

На занятии «Солнечная песенка» дети выручали солнце, которое закрыла собой большая туча. Дети выполняли ритмические задания, напевали солнечные заклички, рисовали свои маленькие солнышки. В конце ребята сочинили мелодию к «Солнечной бесконечной песенке» и каждый её пропел.

Занятия проводились  во второй половине дня, как фронтально, так и индивидуально. Дети слушали музыку к опере, вокальные партии, беседовали о характере героев, о созданных в музыке образах.

2.3 Результаты исследования по развитию творческой активности дошкольников в певческой деятельности.

 Целью проведения итогового  эксперимента стало выявление изменений в степени сформированности  у детей творческой активности в певческой деятельности на конечном этапе экспериментальной работы.  На итоговом эксперименте использовались те же методы исследования, что и в констатирующем эксперименте.

Таблица 4 – результаты уровня творческой активности в певческой деятельности в экспериментальной  группе на конец ОЭР

Имя ребенка

Интерес к творческой деятельности

Проявление фантазии и воображения

Вопросно-ответные интонации

Сочинение мелодии на заданный текст

Всего баллов

Общий уровень

1

Артур

3

1

2

1

7

Средний

2

Арина Г.

3

2

3

2

10

Высокий

3

Матвей О.

2

1

3

1

7

Средний  

4

Вика

3

2

2

1

8

Высокий

5

Платон

1

1

2

1

5

Средний

6

Катя

2

2

2

2

8

Высокий

7

Настя

3

3

2

1

9

Высокий

8

Матвей Г.

1

3

1

1

6

Средний  

9

Элина

2

1

2

1

6

Средний

10

Ева

2

2

2

2

8

Средний

Таблица 5 - результаты уровня творческой активности в певческой деятельности в контрольной группе на конец ОЭР

Имя ребенка

Интерес к творческой деятельности

Проявление фантазии и воображения

Вопросно-ответные интонации

Сочинение мелодии на заданный текст

Всего баллов

Общий уровень

1

Данил Д.

2

1

1

1

5

Средний  

2

Егор

2

1

1

1

5

Средний

3

Рома

1

1

2

1

5

Средний

4

Яна

3

2

2

1

8

Высокий

5

Арина П.

1

1

1

1

4

Низкий

6

Леша

2

1

1

1

5

Средний

7

Дима Я

1

1

2

1

5

Средний

8

Ира

3

2

1

1

7

Средний

9

Данил Г.

1

1

1

1

4

Низкий

10

Матвей К.

2

2

2

2

8

Высокий

После реализации формирующего этапа, мы получили следующий результат по уровню сформированности у детей творческой активности в певческой деятельности. В экспериментальной группе: высокий уровень – 40%, средний уровень – 60%,  низкий уровень – 0%.

В контрольной группе: высокий уровень – 20%, средний уровень – 60%, низкий уровень – 20%

Для того чтобы наглядно убедиться в эффективности формирующего этапа в активности дошкольников в певческой деятельности  на начало эксперимента и конец эксперимента графическим рисунком 2:

  

Рисунок 2 – Динамика формирования творческой активности в певческой деятельности.

Количественные характеристики, отраженные в диаграмме свидетельствуют о том, что в результате создания педагогических условий и применения комплекса специальных упражнений в игровой форме произошли значительные изменения у детей в развитии творческой активности в певческой деятельности.

По результатам  диагностики направленной на  сформированность  творческой активности детей показало, что за время проведения контрольного эксперимента произошли заметные изменения. Произошло  увеличение числа детей с высоким уровнем творческой активности и сокращением числа детей, которые были отнесены в начале эксперимента к группе с низким уровнем сформированности творческой активности.

По итогам  нашей работы можно сказать, что в результате последовательной работы у детей повысился интерес к певческой деятельности, дети стали активны в творчестве, самостоятельны, инициативны.

Таким образом, проведенная исследовательская работа дала положительные результаты, выраженная у большинства детей певческой деятельности, но в тоже время нами установлено было, что степень сформированности у некоторых детей осталась недостаточной. На наш взгляд это связано с тем, что развитие певческой деятельности достаточно длительный процесс. Полученные положительные результаты в ходе экспериментальной работы подтверждают правильность и верность выдвинутой нами гипотезы. Наша гипотеза подтверждена.

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

По результатам экспериментальной  работы можно сделать определенные выводы.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что дети находятся на среднем и низком уровне сформированности певческой деятельности. Дети со средним уровнем не проявляют желание выступать на сцене. Менее активно включаются в выполнение творческих заданий, действуют неуверенно, поют и играют на инструментах только по просьбе педагога. У детей с низким уровнем интерес отсутствует совсем.

У большинства детей не сформировано  умение импровизировать в звукоподражании и в сочинении мелодии на заданный текст, дети не в полной мере используют возможности своего голоса в творческих заданиях, не уверены в своих возможностях.

В ходе экспериментальной работы было выявлены и обоснованы педагогические условия формирования творческой активности в певческой деятельности. Творческая активность будет успешно развиваться при постановке педагогом  разнообразных творческих заданий, использование поисковых ситуаций побуждающих к творческой самостоятельности.

В ходе реализации педагогических условий, было установлено, что в процессе  формирования  творческой  активности  дошкольников изменялся и их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к певческой деятельности, дети стали активнее в творчестве.

В ходе контрольного эксперимента установлено, что у детей преобладает средний и высокий уровень сформированности певческой деятельности.

Таким образом, данные исследовательской работы подтвердили эффективность создаваемых  нами педагогических условий.

         

       

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе изученной и проанализированной психолого-педагогической и методической литературы были сделаны следующие выводы:

  • Определена сущность понятия «творческая активность»,
  • проанализированы  особенности певческой деятельности,
  • охарактеризованы педагогические условия развития творческой активности дошкольников в певческой деятельности.

По результатам исследований в ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что у детей преобладал средний и низкий уровень сформированности  певческой деятельности. В ходе реализации педагогических условий, было установлено, что в процессе  формирования  творческой  активности  дошкольников изменялся и их уровень в соответствии с определенными показателями. У детей повысился интерес к   певческой деятельности, дети стали активнее в творчестве. В самостоятельной деятельности дети стали более инициативны. У них появился устойчивый интерес к творческой деятельности.

В ходе проведенного контрольного эксперимента было установлено, что у детей произошла определенная динамика – преобладает средний и высокий уровни сформированности  развития творческой активности дошкольников в певческой деятельности.

На эффективность развития певческой деятельности детей дошкольного возраста огромное влияние оказывает созданная развивающая музыкально - образовательная среда, правильная организация образовательной деятельности.

Таким образом после проделанной нами работы можно сделать вывод:

Для развития творческой активности детей необходимо развивать потребности в обучении, деятельности, игре, общении, отдыхе, потребности в самореализации, желание проявлять фантазию и воображение;

В певческой деятельности формировать музыкально–слуховые представления, чувство ритма, ладовое чувство, эмоциональную отзывчивость на музыку;

Были проанализированы педагогические особенности формирования творческой активности  детей старшего дошкольного возраста;

Обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования творческой активности детей в певческой деятельности. Такими условиями являются:

  1. постановка педагогом разнообразных творческих заданий;
  2. использование  поисковых ситуаций, побуждающих к творческой самостоятельности

Таким образом, данные, полученные в результате проведения исследовательской работы, подтвердили эффективность создаваемых нами педагогических условий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексеева А.  Активизация детского творчества детей // Дошкольное воспитание.- 1970.-№6.
  2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург, 2000 – 774 с.
  3. Богомякова Л.Н. «Певческие способности» / Богомякова Л.Н..− электронный ресурс. URL: http://www.maam.ru/users/ybcc, Дата публикации 2.03.2015г.
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение,1981.-240.,нот.
  5. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.:Музыка,1988-112 с., нот.
  6. Ветлугина Н.А., Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1983.
  7. Ветлугиной. Н.А. - М.: «Педагогика», 1972.-288 с.
  8. Венгер Н. Путь к развитию детского творчества //Дошкольное воспитание.- 1983.-№11.-с.32.
  9. Веселова, Л. Г. Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания : кандидат педагогических  наук : 13.00.01 / Л. Г. Веселова ; Мурманский гос. педагогический университет. Петрозаводск, 2006.
  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 276с.
  11. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М.,1960.
  12. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А  Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008, - 428 с.
  13. Давыдова М. Импровизация - одна из основ музыкального воспитания //Дошкольное воспитание.- 1994.- №6.- с.89.
  14. .Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 240 с.
  15. Дубровская Е.А. Музыкальное развитие ребенка. Практические советы педагога.- М.: «Школьная Пресса», 2005.- 32 с.
  16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 179с.
  17. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. – М.: Изд. Центр «ВЛАДОС», 2000. – 304с
  18. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.- Шуя, 1993.
  19. Коллектив авторов  Словарь Л.С. Выготского. – издательство Смысл, Москва – 2007. 170с.
  20. Костина Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста /Э.П. Костина.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2006.-223 с.
  21. Лилов А. Природа художественного творчества. - М., 2003
  22. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк; ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Международная педагогическая академия. – 1994. – С. 46-55.
  23. . Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – М. : Академия. – 2008. – 336 с.
  24. Малинина Л. Развитие песенного творчества //Дошкольное воспитание.-1990.-№7.-с. 96.
  25. Мерзлякова С. Планирование и анализ работы по музыкальному воспитанию // Дошкольное воспитание.-2000.-№1.- с.121.
  26. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.Г.    Большой психологический словарь – издательство – Прайм – Еврозион 2003.  – 122с.
  27. Метлов Н. А.  Музыка детям. – М.: 1985. – 18 - 60с.
  28. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.-Ярославль, 1997.-97 с.
  29. Музыкальные занятия в ДОУ: Электронный ресурс http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-pevcheskih-navykov-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-cherez-muzykalnye-igry-i-uprazhnenija.html, дата публикации 04.06.2014
  30. Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 14.11.2013 г.  Рег. № 30384
  31. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание.-1996.-№5.- с.21.
  32. Радынова О.П , Катинене А.И. , Палавандишвили М.Л.; Под ред. О.П. Радыновой Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада .-М.: Просвещение: Владос, 1994.
  33. Радынова О.П. Методы и приемы музыкального воспитания //Дошкольное воспитание.- 1994.- №6.- с.92.
  34. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Академия,2000.-283 с.
  35. Рюмина Ю.Н. Формирование творческой активности дошкольников в процессе интеграции различных видов деятельности (учебно-методическое пособие по спецкурсу для студентов факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии) - Шадринск, 2004.
  36. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. / Под ред. Ветлугиной - М.,1980. Гл. 1.
  37. Синицина И.А. Творческая активность детей старшего дошкольного возраста: диагностика и развитие // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - №2. – Электронный ресурс https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24205, Дата публикации 16.03.2016
  38. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. – М.: Изд. Центр «ВЛАДОС», 2005. -  6с.
  39. Смирнова В. Как мы сочиняем песни // Дошкольное воспитание.-1991.-№3.- с. 119.
  40. Солдатова О.В. Развитие творческой активности старших дошкольников : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ О.В. Солдатова. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 153с.
  41. Стоклицкая Т.Л. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких: Приложение для детей. Часть первая. - М.: Музыка,1999.
  42. Тютюнникова Т. Речь. Музыка. Движение. Творчество.//Дошкольное воспитание. - 2000.- №1 .-с.113.
  43. Тютюнникова Т.Э. Солнечный урок // Музыкальная палитра.-2008.-№1.-с.3.
  44. Тютюнникова Т.Э. Чтобы научиться петь, надо петь! // Музыкальная палитра.-2004.-№5.-с.3.
  45. Хозяшева Н. Индивидуальная работа с детьми по развитию музыкальных способностей // Дошкольное воспитание .-1989.-№6.
  46. Ходькова А.И. Формирование песенно-творческого процесса у детей 6 -7  лет  - М.: Просвещение.-1974.
  47. Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред.
  48. Царькова Е., Соловьева Е. Дети и музыка //Дошкольное воспитание.-1993.-№8.-с.87.
  49. Шоломович С.М., Рудченко И. Н., Зинич Р. Т. « Методика музыкального воспитания в детском саду» / Шоломович С.М.. - Киев, 1985г. - с. 69—70.
  50. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – М.: Современное слово, 2001. – 358 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные приемы развития творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности»

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии творческой активности      у дошкольников.Задачи:ü развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;ü формировать пра...

Развитие творческой активности дошкольников в театрализованной деятельности. Сценарий спектакля «В гостях у сказки»

Развитие творческой активности дошкольников в театрализованной деятельности. Сценарий спектакля «В гостях у сказки»Гунель Биннатова Развитие творческой активности дошкольников в театр...

Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников к профессиональной деятельности взрослых в процессе игровой деятельности»

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса ...

Консультация "Развитие творческой активности дошкольников в театрализованной деятельности".

Театрализованная  деятельность - сложный феномен человеческой активности....

Консультация "Развитие творческой активности дошкольников в театрализованной деятельности".

Театрализованная деятельность - сложный феномен человеческой активности....

Выступление на родительском собрании «Нетрадиционные приемы развития творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности»

Выступлениена родительском собрании«Нетрадиционные приемы развития творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности»...