конспект музыкально-познавательного занятия
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Симакова Татьяна Алексеевна

Конспект музыкально-интегрированного занятия "В мире музыкальных инструментов" для обучающихся подготовительной к школе групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_instrumenty.doc253.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №14 «Шатлык»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект

Музыкального  доминантного занятия по обучению воспитанников игре на детских музыкальных инструментах на тему: «В мире музыкальных инструментов»

для воспитанников подготовительной к школе группы № 2

                                                                                           Симакова Татьяна Алексеевна

             музыкальный руководитель

             высшей категории

                                                                                       Согласовано: старший воспитатель

           __________________  Солонцова В. А.

                                                                                       

г. Октябрьский, 2014г.

Цели:  Расширение представлений воспитанников о многообразии музыкальных инструментов.

Задачи:

Познавательное развитие:

Познакомить детей с новым музыкальным инструментом — скрипкой.

Обогащать знания воспитанников о европейских странах.

Художественно-эстетическое развитие:

Учить определять тембр музыкальных инструментов, подбирать их для оркестровки соответственно характеру музыкального произведения.

Учить различать инструменты по группам: духовые, ударно-ритмические, струнные.

Совершенствовать умение играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать партию, играть с динамическими оттенками. Поощрять творческую активность детей, умение применять полученные знания без помощи взрослых.

Развивать желание играть на музыкальных инструментах, использовать разнообразные приемы игры на них.

Со:

Совершенствовать речь детей, умение свободно и четко высказывать свои мысли, обогащать словарный запас.

Оборудование, материал:

скрипка, флейта; детские музыкальные инструменты (металлофоны, музыкальные треугольники, маракасы, кастаньеты, румба, бубны, гитары, органола, саксофон, барабан); теневой театр: экран, прожектор, лодка, арфа; иллюстрации; пособие к музыкально-дидактической игре; ТСО.

Предварительная работа:

Знакомство с произведениями: итальянская народная песня “Санта-Лючия”; испанский танец из балета П.И.Чайковского “Лебединое озеро”. Разучивание песни на немецкой языке “Веселые музыканты”. Знакомство с персонажами немецкой народной сказки “Пряничный домик”. Обучение детей приемам игры на различных музыкальных инструментах, знакомство с классификацией.

Разучивание элементов испанского танца. Знакомство с правилами игры “Найди свой инструмент”.

Ознакомление с тембрами музыкальных инструментов, совершенствование в умении узнавать их на слух.

Изготовление наглядных пособий и музыкальных инструментов из бросового материала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I часть

Воспитанники под музыку А.Рыбникова «Звёздный мальчик» друг за другом входят в музыкальный зал.  

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети, вы любите путешествовать?

Ответы воспитанников.

Музыкальный руководитель: Сегодня у нас будет не обычное занятие, а занятие-путешествие по разным странам. А помогут нам в этом музыкальные инструменты и вот этот волшебный глобус.

(На экране  крутится глобус. Слайд №1)  

Музыкальный руководитель: Итак, в путь!

Воспитанники садятся на стульчики.

На экране видеоролик «Венеция». Слайд №2

Музыкальный  руководитель:  В какой стране мы оказались?

Ответы воспитанников.

М.Р: Да, мы с вами в чудесном итальянском городе Венеция. Венеция почти совсем не имеет улиц. Она построена на островах, со всех сторон, окруженных водой. Поэтому люди и передвигаются по городу с помощью длинных лодок, которые называются гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по воде, рождались песни лодочников. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе — мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Сейчас я предлагаю вам послушать музыкальное произведение Карла Вебера «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок». Поможет мне юная скрипачка Диана.

Музыкальный руководитель (фортепиано) и Милохова Диана (скрипка) исполняют «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок» К.Вебера

Музыкальный руководитель: Дети, как называется музыкальный инструмент, на котором играла Диана? 

Ответы воспитанников.

Музыкальный руководитель: Да, верно, это королева оркестра — скрипка. Самый распространенный струнный смычковый музыкальный инструмент.

Обратите внимание — звук у скрипки появляется при движении смычка по струнам. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос. Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой “талией”.

Музыкальный руководитель: Какие ещё струнные инструменты вы знаете?

Ответы воспитанников. 

Музыкальный руководитель: Правильно, молодцы.  Сейчас девочки исполнят на арфах итальянскую народную песню «Санта Лючия».

3девочки исполняют на арфах итал. Народ песню «Санта лючия».

Музыкальный руководитель: Молодцы, девочки. Какая нежная и красивая мелодия у вас получилась. Нам пора продолжить наше путешествие.

На экране крутится глобус. Слайд №3

На экране исполнение “Испанский танец” из балета П.И.Чайковского “Лебединое озеро” (Слайд №4).

Музыкальный руководитель: Дети, как вы думаете, где теперь мы оказались?

Ответы воспитанников.

Музыкальный руководитель: Как вы догадались?

Ответы воспитанников:

Музыкальный руководитель: Какая она по характеру?

Ответы воспитанников.

Музыкальный руководитель: Совершенно верно. Скажите, пожалуйста, с помощью каких инструментов можно передать характер испанской музыки?

Ответы воспитанников.

Музыкальный руководитель: Молодцы, вы вспомнили много разных инструментов. Давайте теперь попробуем передать чёткость и остроту испанской музыки при помощи музыкальных инструментов.

Воспитанники берут маракасы, кастаньеты и при повторном слушании «Испанского танца» из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро» подыгрывают на инструментах.

М.Р.: Ну что ж, нам пора прощаться с Испанией и отправляться дальше в путь.  

На экране крутится  глобус. (Слайд №5)Под звучание народной немецкой песни выходят

Выходят персонажи немецкой сказки “Пряничный домик” Гензель и Гретель.

Гензель: Guten Tag, Kinder! Ich bin Hensel. Ans dem Marcheh. Hensel und Gretel.

М.Р.: Ребята? Вы узнали, кто это?

Воспитанники: это персонажи из немецкой сказки. Мальчик Гензель и его сестра Гретель.

Гензель: Ребята! Гретель! Смотрите, что я нашел в лесу.

Показывает корзинку, в которой лежат духовые инструменты.

Гензель: Что это такое? Может это докторская трубка?

Ответы воспитанников: Нет, это музыкальный инструмент, называется он труба.

Гензель: (достает следующий) А это что? Тоже труба?

Дети: Нет, это флейта.

Гензель: А как же на них играют?

Гретель: Ах, Гензель, неужели ты ни разу не видел?

Гензель: Не видел.

Гретель: А вот дети наверняка знают правила игры на духовом инструменте. Расскажите пожалуйста.

Ответы воспитанников: Сначала нужно бесшумно вдохнуть носом, как будто нюхает цветок Спокойно и не очень быстро. А потом понемногу вдувать воздух ровной сильной струей.

Гензель: А стучать ими можно?

Воспитанники: Нет, это ведь не ударные, а духовые музыкальные инструменты.

Гензель: Что-то я все равно не понял, куда здесь дуть.

Гретель: Подожди, я тебе покажу.

Звучит музыкальный отрывок из произведения И. С. Баха «Шутка» (флейта).

М.Р.: Дети,  вам понравился  “голос” флейты? Что он напоминает? Какой он по тембру?

Гензель: Мне тоже очень понравилось. А вы, дети, знаете песни о духовых инструментах?

М.Р.: Давайте исполним для наших гостей песню.

Распевка «Труба» музыка Е. Тиличеевой

Музыкальный руководитель: сказать об армии

Песня «Моя Армия»

Гензель и Гретель: Спасибо вам, ребята, нам пора, до скорой встречи!

Уходят.

М.Р.: Ну, а нам тоже пора возвращаться домой.  

Крутится на экране глобус. 

Музыкальный руководитель:На экране изображение России. Вот мы и дома, в России. Послушайте русскую народную мелодию “А я по лугу” в исполнении оркестра народных инструментов и постарайтесь узнать, какие из них вам знакомы.

Звучит грамзапись р.н.м. “А я по лугу”.

Воспитанники называют знакомые инструменты (аккордеон, колокольчики, коробочка, ложки, бубен, трещотки, бубенчики). ? Показать или нет

М.Р.: А сейчас я предлагаю поиграть вам в знакомую игру “Оркестр» 

Продуктивная деятельность. Раскрасить интсрумент, который больше всего понравился и запомнился.

М.Р.: Вот и подошло наше занятие к концу. А что же вам больше всего понравилось? В каких странах мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали, что особенно запомнилось, где бы вы хотели побывать еще?

 по дорогам зимних сказок.

Воспитанники заходят в зал в сопровождении воспитателя, их встречает музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель: (поёт по нисходящему пентахорду). Здравствуйте, ребята!

Воспитанники: (поют по нисходящему мажорному трезвучию) Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами будем путешествовать по разным зимним сказкам и даже участвовать в них.(Показывает снежок). С нами в дорогу отправится снежок. Посмотрите, какой он холодный и ослепительно белый! Давайте познакомимся с ним — приготовьте ладони.

В копилку музыкального руководителя

Во время музыкальных  занятий давать правильную установку на пение.  Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: Нужно сесть прямо, руки положить на колени, ноги упираются в пол.

Использовать при этом художественное слово: 

1.Если хочешь сидя петь,

   Не садись ты как медведь,

   Спину выпрями скорей,

   Ноги в пол упри смелей.

   Раз! Вдох! И запел,

   Птицей в воздух полетел.

   Руки, плечи – все свободно.

   Петь приятно и удобно.

Если же приходится петь стоя, то плечи должны быть опущены, спина прямая.

2.Если хочешь стоя петь –

   Головою не вертеть!

   Встань красиво, подтянись

   И спокойно улыбнись.

   Раз! Вдох! И запел,

   Птицей звук полетел.

   Руки, плечи – все свободно,

   Петь приятно и удобно.

Музыка в нашей стране вошла в каждый дом. Музыку слушают взрослые и дети – классическую и народную, серьёзную и развлекательную.

Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой очень трудно, особенно детям. Поэтому с раннего возраста именно в семье необходимо уделять особое внимание музыкальному развитию ребёнка. По выражению Б.Л. Яворского, необходимо в своей педагогической деятельности “не учить, а научить мыслить”.

Чтобы вызвать всестороннюю творческую активность ребёнка, необходимо объединить различные пути музыкально-художественного воздействия.

На начальном этапе детское творчество выступает в самых различных проявлениях, порой, на первый взгляд, совершенно не связанных между собой. Необходимо упорядочить, углубить. Осознать эти впечатления и выстроить их в единую цепь, стремясь к более высокому виду ассоциаций. Накопление и развитие различных связей происходит в определённой последовательности, в процессе постоянной музыкальной деятельности детей, куда входит не только движение, хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, но и рисование, рассказ и т.д. Музыкальные образы рождают литературные, изобразительные ассоциации, и наоборот. Начальный этап музыкального развития – накопление впечатлений – осуществляется в самых разнообразных формах работы: на занятиях, концертах, в общении с природой, при посещении выставок, музеев и т.д. Так же надо поощрять стремление ребёнка передать своё понимание художественного образа доступными ему средствами выражения, например, в рисунке, отражающем общий характер музыкального произведения. Таким образом, образное видение детьми музыки будет постепенно всё более совершенствоваться, что обязательно найдёт своё отражение в их рисунках, рассказах и прочем. Поэтому необходимо привлекать различные виды искусства для формирования разносторонне развитой личности. Именно через взаимодействие различных видов ощущений, таких как видение, слышание, осязание (сенсорных) и моторно-двигательных (кинетических) совершается психологическая связь между слушателем и исполняемым произведением.

Стоит ли доказывать, что страстное увлечение детей музыкой, всем её неисчерпаемым богатством, возникает под непосредственным влиянием семьи, её быта и прежде всего –

под влиянием примера родителей. Как благотворна сила этого примера в том случае, если родители не только любят слушать музыку, но и отдают ей свой досуг, увлекаются домашним музицированием, собирают диски с хорошими записями не только популярной, но и оперной, симфонической и камерной музыки! Известный скульптор С.Г. Коненков как-то сказал: “Я никогда бы не вступил на путь искусства, если бы с детства не полюбил музыку. Впечатления детства во многом определяют будущее человека, они – фундамент сознательной жизни.”

Мы все рождаемся, обладая определёнными способностями и талантами, и родители играют существенную роль в развитии этих способностей. Конечно, не все дети, любящие музыку, станут вундеркиндами. Родители и не должны преследовать эту цель. Если у вас ребёнок интересуется музыкой, его дальнейший интерес можно стимулировать несложными способами. Прививать любовь к музыке не так трудно, как кажется. Вот несколько полезных советов, чтобы начать действовать:

  1. Пойте своему ребёнку, даже если вы не можете воспроизвести мелодию, ваш ребёнок всё равно будет думать, что у вас чудесный голос. Есть данные, что даже плод откликается на музыку, находясь в утробе матери. Верители вы в научные исследования или нет, вреда от вашего пения ребёнку не будет.
  2. Танцуйте со своим ребёнком. Таким образом вы продемонстрируете радость от общения с музыкой и создадите приятные воспоминания от общения с вами.
  3. Учите с ребёнком песни-картинки. Дети любят песни такого плана. Играйте с ребёнком, изображая по ролям слова песни.

Можете создавать собственные песни-картинки. Песни такого рода – наилучший способ обучить детей ритму, да и другим музыкальным понятиям.

4. Поделитесь с ребёнком своими любимыми песнями. Если в семье любят петь, и в доме часто звучит музыка, то, как результат – уже с юных лет ребёнок открывает для себя разнообразие музыки, а также различных исполнителей.

Знакомя ребёнка со своими любимыми песнями, вы поможете ему понять, что существует разная музыка, которую он сможет оценить.

  1. Покупайте или одалживайте на время у кого-то книги, видео, СД, которые так или иначе связаны с миром музыки. Выбирайте диски, на которых представлены великие композиторы, такие, как Моцарт, Бетховен, Чайковский, Прокофьев, а также известные детские песни. Сейчас выпускаются специальные серии “ Классическая музыка детям”, “Потанцуем, малыш”, “Энциклопедия юного музыканта”, где учтены особенности восприятия музыки детьми разного возраста. Это замечательный способ обучения. Он учит осознавать важность музыки в мире.

6. Берите ребёнка на концерты, если они соот ветствуют уровню его развития. Я брала своего сына на концерты, когда ему было около пяти лет. Я была обрадована, наблюдая, как он смотрит на артистов, которые находятся на сцене, смотрит с восторгом широко раскрытыми глазами.

Концерты – важная ступень, дающая возможность познакомить вашего ребёнка с исполнителями музыки и с музыкальными инструментами.

  1. Можно подобрать и музыкальные театральные постановки для детей. Если вы живёте в крупном городе, где есть детский театр, в котором идут музыкальные спектакли, можно подобрать подходящий репертуар для вашего ребёнка.

Например, в Москве это Детский Музыкальный театр имени Натальи Сац. Но перед спектаклем необходимо настроить ребёнка на восприятие действия, в некоторых случаях рассказать краткое содержание того, что он увидит на сцене.

8. Если ваш ребёнок заинтересуется игрой на инструменте, поддержите его в музыкальных занятиях. Но вы должны быть абсолютно уверены, что нашли учителя, который хорошо контактирует с ребёнком и который имеет спецподготовку, чтобы обучать детей.

  1. Если вы не хотите начинать раннее профессиональное обучение ребёнка игре на каком-либо классическом инструменте, вы можете сделать собственные музыкальные инструменты из материалов, имеющихся под рукой. Малыши – очень любопытные и любознательные ученики. Очень часто родители используют шуточные, весёлые и творческие способы обучения музыке маленьких детей. Например, можно научить ритму, используя повседневные предметы, находящиеся в доме. Маленькие горшки, банки, кружки, сковородки, крышки, кастрюли, ковшики, половники, деревянные ложки, стеклянные бутылки, наполненные различными жидкостями, пластиковые бутылки, наполненные горохом или пульками, карандаши, ручки, линейки и т.д. – всё это можно использовать для создания различных звуков.
  2. Важнейшим звеном в воспитании музыкального слуха ребёнка является народная песня. Простые для восприятия и исполнения, они помогают ребёнку почувствовать себя настоящим исполнителем. Знакомьте ребёнка с народными обычаями, праздниками.
  3. Позволяйте детям слушать музыку разных эпох, разных культур, называйте инструменты, звучащие в записи. По возможности показывайте картинки, где изображены данные инструменты. Позже попросите их узнать хотя бы один из инструментов, которые они слушали.

Ранние занятия музыкой, как показали научные исследования, напрямую связаны с развитием способностей ребёнка, его обучаемости, а также с его физическим развитием.

По сравнению с долгой историей исследования роли языка, научное понимание музыки – нечто новое. Осваивая музыку, ребёнок становится умнее, спокойнее. Разучивая песню, осваивая музыкальный инструмент, танцуя, ребёнок приобретает опыт, когда тело и разум сливаются воедино благодаря музыке. Сенсорная (чувствительная) целостность – решающий фактор в определении

готовности детей к обучению в школе таким предметам, как чтение, письмо и математика. Музыка помогает понять

пространственно-временные связи, т.е. способствует помочь ребёнку представлять себе пространственные модели и учит рассуждать, логически мыслить. Занятия музыкой также развивают память, эмоциональное восприятие мира. Не каждый ребёнок может вырасти в крупного мастера, но каждый ребёнок должен иметь возможность прикоснуться к классической музыке. Наблюдая за своим

ребёнком вы увидите, какие произведения находят наибольший отклик в его душе.

Поощряйте своего ребёнка, чтобы он слушал музыку, изучал её на протяжении своих детских лет. Делайте это по-разному, но радостно и весело.

Использованная литература

Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. Т.1,М., 1972

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972

Коненков С.Т. Беседы об искусстве. М., 1954

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.,1977

Мурадели В.И. Заметки композитора. И., 1966

Интернет-ресурсы

  1. Музыка как средство развития детей дошкольного возраста

Разделы: Преподавание музыки 

Сегодня основными задачами детского музыкального образования являются развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка.

Применение педагогом технологий развивающего обучения способствует тому, что учащиеся активно участвуют в процессе обучения, повышается их интерес к занятиям, в учебной деятельности проявляется самостоятельность и творческая инициатива учащихся.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. 

Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). 

Как уже отмечалось, музыка — искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.

Чтобы развитие детей в этом направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастных возможностей детей.

Содержанием музыкального воспитания детей от рождения до четырех лет является вовлечение их в разные виды музыкальной деятельности, формирование у них внимания, интереса к музыке, подготовка их к приобретению некоторых исполнительских навыков.

Педагог, организуя общение детей с музыкой, накапливая у них опыт слушания простейших мелодий (спетых или исполненных на детских музыкальных инструментах), побуждает реагировать на них голосом или движением, создает предпосылки для активной музыкальной деятельности ребенка на последующих этапах развития.
Важно отметить, что, только развивая эмоции, интересы, вкусы детей можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культуры. Если в процессе музыкальной деятельности детей будет развито их музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.

Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления». Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

Действия детей на музыкальных занятиях должны быть направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Дети должны усваивать исполнительские навыки; импровизировать собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремиться по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное — это «школа чувств», которые формируются благодаря особому свойству музыки — вызывать сопереживание слушателей.

Музыкальные занятия должны быть построены так, чтобы активизировалась познавательная и умственная деятельность детей. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Все музыкальные способности объединяются единым понятием – музыкальность.

«Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей»).

Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

  • Эмоциональная отзывчивость на музыку – это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.
  • Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении.
  • Чувство ритма необходимо для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах.

Современными исследователями доказано, что формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для формирования основ культуры необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  • Восприятие;
  • Исполнительство;
  • Творчество;
  • Музыкально-образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества.

Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Поделиться…

  1. Интегрированное занятие на тему: "Русские богатыри"

Разделы: Преподавание музыки 

Цели и задачи: Развивать познавательный интерес детей к русской истории, закрепляя знания о героях русских былин в литературных, художественных и музыкальных произведениях, в памятниках архитектуры. Воспитывать чувство патриотизма через разнообразные виды искусства. Создать соответствующий эмоциональный настрой разнообразными музыкальными средствами и жанрами.

Предварительная работа.

  1. Рассказ воспитателя о былинных богатырях.
  2. Знакомство с картинами великих художников.
  3. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений: ария Бояна из оперы М. Глинки “Руслан и Людмила”, хор “Славься” из оперы “Жизнь за царя”, “Вставайте люди русские!” С. Прокофьева.
  4. Знакомство с разными литературными жанрами: былины, стихи, пословицы.
  5. Знакомство с памятными местами города, о которых шла речь на занятиях.

Оборудование.

Репродукция картины В. Васнецова “Богатыри”, отрывок из “Богатырской” симфонии А. Бородина, “Русские богатыри. Былины” в пересказе для детей И. Карнауховой.

Ход занятия.

Дети вместе с воспитателем входят в изостудию. Их встречает кукла Гудоша.

Гудоша: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гудоша, сегодня я приглашаю вас в музей. А кто из вас знает, что такое музей?

/Ответы детей/

Гудоша: Правильно, в музеях собраны очень редкие вещи и предметы, которых мы не встретим в повседневной жизни. Знакомясь с экспонатами музея, мы узнаем о прошлом нашего народа. В музее можно увидеть старинные изделия и костюмы

/Гудоша обращает внимание на картины/

А собрание картин называется “Картинная галерея”, там на каждой стене висят полотна великих живописцев. Они бережно хранятся там долгие годы, и каждый может взглянуть на картину, задержаться у той, что особенно понравилась.

Остановимся у картины В.Васнецова “Богатыри”. Рассмотрите ее внимательно. Кого на Руси называли Богатырями?

/Ответы детей/

Гудоша: Да, кто смел, отважен, силен, благороден, добр, могуч, кто в минуту опасности приходит на помощь. А вы знаете имена былинных Богатырей?

/Ответы детей/

Гудоша: В былинах сохранились имена великих русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Художник написал картину красками на холсте, а композитор Александр Бородин сочинил симфонию, которую назвал “Богатырская”. Послушайте фрагмент этого произведения.

/Звучит музыка/.

Гудоша: Какая музыка? Какие чувства она вызывает?

Дети: Чувство гордости. Рисует битву, показывает мощь и мужество русских воинов, веру в победу. Музыка суровая, тревожная, взволнованная, сумрачная, быстрая в момент скачки. Передает бег коней.

Гудоша: Какие музыкальные инструменты создали такой образ?

Дети: Струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты.

Гудоша: Какие музыкальные краски использует композитор?

Дети: Композитор использует различную динамику, темп быстрый и медленный, тембровое звучание инструментов.

Гудоша: А вот былина об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. В ней богатыри как бы нарисованы словами; читаешь текст, а перед глазами возникает картина:

Выезжали на Сафат-реку
На закате красного солнышка
Три могучих брата названных:
Что Добрынюшка свет Никитович
Да Илья Муромец,
И меньшой брат Алеша Попович.
Перед нами раскинулось поле чистое,
А на том поле дуб стоит…

И сразу представляешь бескрайний простор, богатырей, едущих на дозор, да еще увидишь кроваво-красную полосу заката, могучий, подстать богатырям дуб, возле которого они остановились на мгновение. В чем отличие картины и музыки?

Дети: Язык слова отличается от языка музыки и красок; выезжают, мчатся – в движении. На картине Богатыри стоят.

Гудоша: Итак, картина, симфония, былина. Какое из этих трех произведений оказалось для вас наиболее понятным, доступным? Почему?

/Ответы детей/

Гудоша: Пожалуй, картина. В самом деле, к картине подошел и сразу увидел, что изобразил художник. Каким языком?

Дети: Красками. Художественным языком.

Гудоша: Потом – былина. В ней богатыри тоже как бы нарисованы, только словами.

Дети: Языком слова. Литературным языком.

Гудоша: Сложнее всего понять содержание симфонии. Но А. Бородин назвал свою симфонию “Богатырская” - и нам понятно, что в его музыке прославляется могучая сила и справедливость русского народа.

Возможно, не зная названия произведения, кто-то представит себе не богатырей, а грозный океан или шум векового леса, но не порхающую бабочку или журчание ручейка.

Эти три произведения относятся к разным видам искусства – живописи, литературе, музыке. Но если мы сравним эти три произведения, мы увидим не только различия, мы обнаружим в них много общего. Прежде всего – содержание. И поэт, и художник, и композитор – каждый своим языком рассказал нам об одном и том же: о славных богатырях, оборонявших от врагов русскую землю.

А теперь я предлагаю вам самим изобразить русских богатырей такими, какими их представляете вы.

  1. Интегрированное занятие с элементами психокоррекции для детей 5–6 лет с речевой патологией "Улыбка творит чудеса"

Разделы: Преподавание музыки 

Цель: Формирование оптимистического склада мышления в системе музыкального воспитания детей предшкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать умение детей видеть положительные черты у своих близких, вербально выражать их.

2. Развивать произвольное внимание, ритмический слух, образное мышление, адекватное восприятие музыки.

3. Закреплять в эмоциональной сфере положительные эмоции, поддерживать устойчивый интерес к музыкальному искусству через восприятие музыки, игру на музыкальных инструментах, танец и пение.

Материал: Аудиозапись песни В. Шаинского «Улыбка», карточки с изображениями человечков с разными эмоциями на лице, картинки с графическим изображением шариков, цветные карандаши, музыкальные инструменты по два экземпляра.

Ход занятия

Занятие проводится с мамами.

Педагог. Добрый день, уважаемые гости! Давайте встанем в круг и поговорим о дружбе.

Педагог показывает изображения двух людей с грустным и злым лицом.

Педагог. Жили-были два человечка. Грустно и скучно им жилось в одиночестве. Решили они найти себе друзей. Вышли на дорогу, тут и встретились. Посмотрели друг на друга и не смогли подружиться. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Педагог. Скажите мне, пожалуйста, с чего начинается дружба?

Конечно, дружба начинается с улыбки. Значит, что бы нам подружиться, нужно улыбнуться. Давайте посмотрим в глаза друг другу и улыбнёмся, даря всем хорошее настроение.

На куплет песни В. Шаинского «Улыбка» мама и ребёнок улыбаются друг другу, взявшись за руки, стоя по кругу, затем подпевают слова припева, на первые четыре строчки выполняют движения «ладушки», на вторые четыре строчки кружатся «Лодочкой».

Педагог. А теперь, давайте сделаем друг другу приятное, скажем несколько комплиментов.

Мама говорит сыну или дочери комплимент, затем сын или дочь маме и так каждая пара.

Педагог. Вот видите, как приятно говорить и получать комплименты.

А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Пожалуйста».

В этой игре вы будете выполнять мои просьбы, если я скажу слово «пожалуйста». Будьте внимательны. Итак, начинаем:

Руки вверх. Пожалуйста, руки вниз. Руки назад. Присесть. Пожалуйста, руки вперёд. Молодцы! Теперь давайте поделимся своими ощущениями.

Как вы себя чувствовали, когда говорили слово «Пожалуйста»? (Ответы детей)

Педагог. Конечно, всегда приятно, когда с тобой разговаривают вежливо.

А теперь я спрошу мам. Вы знаете, как можно поднять настроение себе и другим? Да. Сходить в кино, купить любимую вещь, или съесть что-нибудь вкусненькое и т.д. (Ответы мам) А ещё, может поднять настроение дружеское общение и хороший танец, приглашайте, ребята, своих мам танцевать.

Дети исполняют вместе с мамами коммуникативный танец «Здравствуй говори!» авт. Скорикова Н. М. "Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии ", 2007, г. Наб.Челны.

Коммуникативный танец « Здравствуй, говори!»

1. Зашагали ножки весело по кругу

 

Дети идут шагом парами.

Приведут нас ножки по дорожке к другу.

 

Останавливаются.

Раз, два, три -

 

Хлопают в ладоши 3 раза.

«Здравствуй, говори!

 

Выполняют поклон.

Раз, два, три -

 

Хлопают в ладоши 3 раза.

Руку мне пожми. (Припев повторить 2 раз)

 

Жмут друг другу руку Меняются партнёрами.

 

 

 

2. Побежали ножки весело по кругу.

 

Дети бегут лёгким бегом парами по кругу.

Приведут нас ножки по дорожке к другу.

 

Останавливаются.

Раз, два, три -

 

Хлопают в ладоши 3 раза.

Головкой поклонись.

 

Выполняют наклоны вправо, влево.

Раз, два, три -

 

Хлопают в ладоши 3 раза.

Мило улыбнись. (Припев повторить 2 раза)

 

Улыбаются. Меняются партнёрами.

 

 

 

3. Поскакали ножки весело по кругу.

 

Двигаются парами подскоком.

Приведут нас ножки по дорожке к другу.

 

Останавливаются.

Раз, два, три -

 

Хлопают в ладоши 3 раза.

Хлопай веселей.

 

Выполняют хлопки «Тарелочки».

Раз, два, три -

 

Хлопают в ладоши 3 раза.

Обнимись скорей. (Припев повторить 2 раза)

 

Обнимаются.

Педагог. Вот и наше настроение заметно улучшилось.

Да и улыбка делает чудеса, это мы уже с вами испытали. Оказывается, и музыка может передавать настроение и тем самым влиять на наше самочувствие. Предлагаю сесть и послушать музыкальное произведение И.С.Баха.

Дети и мамы слушают «Шутку» И.С.Баха (запись).

Что вы услышали в этом произведении? Какое настроение вам передалось? Как бы вы его назвали?

Дети. Полёт воздушных шариков, рассыпались волшебные бусы, кто-то пошутил.

Настроение весёлое шуточное игривое и т. д.

Назвали бы «Догонялки», «Карусель» и т. д. (Ответы детей и мам)

Педагог. Вы правильно уловили настроение музыки, произведение называется «Шутка». Посмотрите, кто-то пошутил и оставил у нас вот эти шарики, только они бесцветные. Я сейчас предлагаю детям ещё раз послушать музыку и в это время выбрать цвет и разукрасить свой шарик.

Дети садятся за столы и выполняют задание на заранее приготовленных раскрасках- картинках. (Рисунок 1)

Педагог. Я вижу, что вы выбрали яркие цвета, ведь это цвета радости и добра которые соответствуют этой музыке. А теперь подарите их своим мамам вместе с улыбкой и хорошим настроением.

Педагог. Рисовали и устали, пора пальчики размять, пора с ними поиграть.

Всеми выполняется пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе». 

Массаж пальцев «Дружба»

(авторская разработка М. Картушиной)

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.

Растирание ладоней.

Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.

Соединить ладони и пальцы вместе в один кулак

Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре три, два, один.

Поочерёдное массирование пальцев сначала на одной руке, затем на другой.

Один за всех и все за одного!

Хлопают в ладоши.

Педагог. Сейчас пришло время сказки, а рассказывать мы будем её вместе с мамами с помощью музыкальных инструментов.

Сначала зачитывается содержание сказки «Сверчок и паучок» педагогом без музыки, с использованием соответствующих инструментов. Затем распределяются инструменты между парами мама-ребёнок, и ансамбль играется под музыку, но со словами. Следующий этап это игра без слов только под музыку.

(Авторская разработка Бочкарёвой Г.А.)

«Менуэт» Л.Моцарт

1 часть

1-2 такты - Жил был в лесочке Паучок ( треугольники)
3-4 такты - В гости к нему пришёл Сверчок (треугольники)
5-6 такты - Тук, тук, тук (бубен) открывай скорей (колокольчики)
7-8 такты - Тук, тук, тук (бубен) принимай гостей (колокольчики)
9 такт - Тук, тук, тук (бубен)
10-12 - Будем песни вместе петь, милый друг (колокольчики)

2 часть

1-2 такты - Я занятой Паучок (трещотки)
3-4 такты - И песни не могу петь Сверчок (ложки)
5-6 такты - Некогда мне петь, распевать (трещотки)
7-8 такты – Я должен свои сети вязать (ложки)

3 часть

5-6 такты - Тук, тук, тук (бубен) открывай скорей (колокольчики)
7-8 такты - Тук, тук, тук (бубен) принимай друзей (колокольчики)
9 такт - Тук, тук, тук (бубен)
10-12 – Буду помогать тебе, милый друг (колокольчики)

Педагог. Замечательная сказка у нас получилась, хорошая, ведь настоящие друзья всегда помогают друг другу. И настроение стало ещё лучше.

Вот пора пришла играть, свою удаль показать. Если я скажу «карлики», вы ходите по залу на корточках, если «великаны» встаёте и идёте на цыпочках.

Дети вместе с мамами играют в игру «Карлики и великаны».

Педагог. Как весело, интересно нам вместе, правда?

Скажите, ребята, а почему нам стало так хорошо и радостно?

Дети. Потому что мы играли, танцевали, улыбались, были вместе с мамами, дарили друг другу радость, хорошее настроение и т. д. (Ответы детей)

Педагог. На этом мы заканчиваем наше занятие, до новых встреч.

  1. Интегрированные музыкальные занятия как способ формирования образного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Преподавание музыки, Работа с дошкольниками 

Интеграция - объединение в целое каких-либо частей, понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Интегрированные занятия содержат тему или образ в одной тональности. Если речь идет о радостной, теплой, снежной зиме, то весь репертуар - и стихи, и песни, и наглядный материал, музыка для слушания и игры - должны соответствовать этому настроению. В этом случаю говорится о взаимосвязи, взаимовлиянии, взаимопроникновении (т.е. интеграции) различных видов искусств и видов детской деятельности, работающих на создание одного образа. Диапазон интегрированных занятий очень широк, например, использование темы природы предполагает не только освещение того или иного времени года, но и знакомство с конкретными природными явлениями, могут быть предложены темы, имеющие патриотическую направленность, знакомство с творчеством композитора, художника, поэта. В основе интегрированных занятий может лежать не только синтез искусств и художественной деятельности дошкольников. Эти занятия могут быть наполнены другими видами деятельности: трудовой, познавательной (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование), двигательной (решение задач физической культуры). Интеграция может присутствовать и внутри одного вида деятельности, например, музыкальной.

Так, если на занятии дети привлекаются к слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, музыкальному музицированию, творчеству, то они, несомненно глубже осознают основные средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, настроение. Механизмом интеграции является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности и искусства. Интегрированные занятия требуют серьезной и систематической предварительной работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, поэтому проводятся один раз в квартал. Продолжительность занятий обоих составляет 30-45 минут, в зависимости от темы занятия, его задач и, конечно, возраста детей. Предлагаю примерные темы интегрированных занятий для формирования образного мышления в детском саду на календарный учебный год.

Месяц

Тема занятия

Сентябрь

Волшебные приключения кляксы

Листья-путешественники

Какими бывают облака?

Сказочные птицы

Октябрь

Осенний букет

Кто в лесу живет?

История на грядке

Мы танцуем натюрморт

Ноябрь

Ковер доброго и злого волшебника

Старый замок

Снежные комочки

Разноцветный снеговик

Декабрь

Узоры Деда Мороза

Игра в снежки

В царстве Снежной королевы

Елочка зимой

Январь

Два Мороза - радостный и печальный

Щелкунчик 1 часть

Щелкунчик 2 часть

Щелкунчик 3 часть

Февраль

Очень вкусное мороженое

Мой папа

Как оживает пластилиновая палочка

Каким бываю я, и мои друзья?

Март

Мамочка любимая

Здравствуйте птицы!

Моя родина!

Сказки гуляют по свету

Апрель

Цветы и их характеры

Что и кого видят рыбки из аквариума?

Волшебное превращение

Веселые музыканты

Май

День Победы

В саду у доброй и злой волшебницы

Веселый зоопарк

Цветик - семицветик

Основной особенностью интегрированных музыкальных занятий является наличие следующих трех элементов:

Восприятие музыки происходит как диалог с композитором, переживание определенного эмоционального и эстетического состояния.

Осознание своих эмоций, связанных с музыкой, означает развитие музыкального вкуса и эстетического сознания.

Воплощение эстетических чувств, переживаний и фантазий в творческой деятельности является обязательным для дошкольника целостной натуры. Ребенок мобилизует свое восприятие, художественный опыт и только что пережитое эстетическое чувство и испытывает потребность воплотить свое воображение в объективную форму.

Цель занятий - совершенствовать способности понимать художественный образ, его характер и настроение; развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятия музыкальных и живописных произведений.

Тема занятия "Листья - путешественники", работы детей подготовительной к школе группы на музыку П.И. Чайковского "Осень"

Интегрированное занятие " В старом замке", работы детей на музыку М. П. Мусоргского "Старый замок"

Интегрированное занятие "В царстве Снежной королевы", работы детей на музыку Г.В. Свиридова "Поет зима, аукает"

Интегрированное занятие "В саду у доброй и злой волшебницы", работы детей подготовительной группы на музыку И.М. Штрауса "Вальс"

Видно, что дети точно изобразили характер музыки, на осенних листьях цветовая гамма соответствует настроению музыкального произведения, мазки, рисовали красками по мокрому листу. На занятии в старом замке цветовая гамма тоже соответствует музыкальному произведению, музыка приглушенная, таинственная, и дети даже попытались представить замок. На произведение Г.В.Свиридова "Поет зима, аукает", также совершенно точно передан характер произведения, видна метель, движение, холодные краски. В работах детей на музыку И. М. Штрауса "Вальс", видна смена характера музыки, насыщенность звуков вальса передана насыщенностью красок, передана волна вальса, его кружение, плавные линии.

Прежде, чем выразить образ музыкального произведения и передать его на бумаге, на занятиях шла предварительная систематичная работа по восприятию музыки, мы определяли с детьми, настроение музыкального произведения, живописного произведения, цвет, линии, занятия проходили в форме путешествия, пропускали через себя запах воздуха, ощущений, включали слух, движение, пластические этюды.

Интегрированные занятия предполагают создание условий для двигательной активности ребенка, его эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья, выход на творчески продуктивную деятельность дошкольников: рисование на основе полученных впечатлений, сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование. У ребенка на интегрированных занятиях формируется образное мышление, накапливаются представления и впечатления о музыки, словарный запас слов, жизненный опыт.

Таким образом, интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми. Задача музыкального руководителя - так исполнить или преподнести произведение, чтобы ребенок был переполнен чувством восторга и желанием высказаться.

Литература:

  1. Дрезнина М.Г. Навстречу друг другу. Программа художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей. Москва, 2007.
  2. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей. Москва, 2000.
  3. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей. Москва, 2003.
  4. Журнал "Музыкальный руководитель", №3, 2005; №4, 2005; №5, 2006; №3, 2008; №4, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Веселые нотки"

Цель развлечения - активизация родителей, привлечение их к совместной музыкальной деятельности, установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями....

Конспект музыкально-познавательного досуга «Вместе с папами играем» с использованием МИМИО-технологии

Конспект предназначен для проведения музыкально-познавательного досуга вместе с родителями и посвящен Дню защитника Отечества. Досуг проводится с использованием   Мимио-технологии. Дети и папы в ...

Конспект музыкально - познавательного развлечения «Ладонью заслоняясь от света….»

Форма развлечения. Познавательно-развлекательное;(участвуют дети подготовительной группы);Цель: развитие внимания, памяти, углубление знаний  в области покорения космоса, воспитание патриотизма....

Конспект музыкально-познавательного развлечения "Наша коми земля"

Музыкально-познавательное развлечение для детей старшего возраста в период проведения тематической недели "Я живу в России"...

Конспект музыкально-познавательного досуга в средней группе "День космонавтики"

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация»Цели: 1) расширить словарный запас по теме; 2) познакомить с новыми понятиями по теме, о...

Конспект музыкально-познавательного занятия в подготовительной группе Тема "Россия-Родина моя".

Занятие направлено на развитие патриотических чувсв к своей Родине....

Конспект музыкально-познавательного занятия "Путешествие в страну Музыки"

Цель: Закрепление и систематизация знаний дошкольников о свойствах музыкальных звуков.Основная образовательная область - художественно-эстетическое развитие.Задачи:Образовательные:- Закреплять знания ...