Статья Музыкальное воспитание как средство развития ребенка-дошкольника
статья по музыке на тему

Зубкова Татьяна Владимировна

Музыка может обогатить духовность нашего подрастающего поколения, помочь в становлении разносторонней личности ребенка. Ведь слушать и слышать музыку это значит познавать мир душой.

В статье я делюсь своими мыслями и наработками с этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://cloud.mail.ru/public/MbiA/q7a52MbVA21.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Зубкова Татьяна  Владимировна, музыкальный руководитель

МДОБУ «Детский сад № 15» г. Минусинск, Красноярский край

 МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО   РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Развитие и образование ни одному

человеку не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого собственной деятельностью,

собственными силами, собственным напряжением…

                                                                    А. ДИСТЕРВЕГ

Духовный мир  наших современных детей очень неустойчив и хрупок. Проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии постоянно идет на повышение. Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Меня, как музыкального руководителя это тоже очень тревожит.

На сегодняшний день наше общество ищет пути решения этой проблемы в правильном воспитании Человека уже в самом начале его пути, в детстве.  Ищем, пробуем, экспериментируем. Задача сложная – ведь жизнь меняется стремительно. Каждый год в детский сад приходят совершенно иные дети, иное поколение. Современные дошкольники владеют многим: компьютерными технологиями, знают современных мультипликационных героев, собирают замысловатые пазлы.  Спокойны в однообразном круге интересов: куклы Барби, модели машинок, игровые приставки, сотовые телефоны…, вот только удивляются все меньше. Меньше восхищаются, больше негодуют, не умеют сопереживать и сочувствовать, испытывают большие трудности в общении. Как увлечь ребенка? Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах? Как заставить «душу трудиться»? как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни?

Я убеждена, что только соприкосновение с прекрасным, с музыкой, даст ребенку возможность попробовать и развить свои способности на музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках, театрализованных представлениях, почувствовав себя актером, режиссером, дирижером, художником, певцом или танцором, а может и мастером, изготавливающим музыкальные инструменты или быть может, учителем? Что именно музыка, многоликая и чарующая, влияет на развитие гармоничной, духовной личности ребенка.

Почему именно музыка? И что такое музыка? Ответов существует множество. Серьезные: «Вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков». Шутливые: «Из всех шумов, какие только известны человечеству, музыка – самый дорогой» (Т. Готье). Философские: «Музыка – язык души и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств; она – тонкие пальцы, воскрешающие на страницах фантазии воспоминания о часах подлинной скорби и отчаяния или о кратких мгновениях истинной радости и веселья» (Д. Джебран). Разные ответы лишь дополняют друг друга, доказывая, как прекрасна и многогранна музыка.  Она воздействует на всех  одинаково – делая людей лучше, возвышеннее, благороднее. Вот как о музыке писал замечательный композитор Дмитрий Шостакович: «Музыка сопровождает человека в течении всей его жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…

           Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогала становиться лучше. Сила подлинно прекрасной музыки поистине безгранична. А ее способность пробуждать «чувства добрые», стремление к совершенству и созиданию – просто удивительна! Я хотела бы сравнить искусство музыки с древним могучим деревом, у которого крепкие корни и на котором постоянно появляются все новые побеги. Только время определяет, какие из этих побегов дадут в будущем мощную крону, а какие ветви высохнут и отомрут. Но само это многовековое дерево – МУЗЫКА – будет жить всегда, покуда существует человечество. Недаром  поэт Евгений Винокуров в своем стихотворении пишет о «музыке души», которую он ощущает как особый внутренний свет. И эта «музыка души» звучит в каждом человеке.

        Есть внутренняя музыка души…

        Она как память о полузабытом,

        Она как дальний шум.

        Не заглуши

        Его годами, буднями и бытом!

        Она таится в глубине, светя

        Порой в случайном слове, в слабом жесте,

        Ее имеют многие.

        Дитя

        Лишь обладает ею в совершенстве.

Вот почему я считаю, что музыка может обогатить духовность нашего подрастающего поколения, помочь в становлении разносторонней личности ребенка.

Перед собой я поставила цель – научить детей СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ музыку. Как говорил Д. Шостакович: «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем». Ведь слушать и слышать музыку это значит познавать мир душой, тонко его чувствовать, уметь видеть прекрасное в листке клена, в одном движении руки балерины, уметь слышать мир во всем его многообразии, в том числе, конечно, и в музыкальном его воплощении.  Мы все признаем, что именно музыка является распространенным и близким каждому (правда, в разной степени и, к сожалению, разного качества) видом искусства.

Бессменная работа в детских садах позволила мне быть в постоянном поиске наиболее эффективных средств, методов и приемов музыкального воспитания детей. Особенно важным я считаю изучение ребенка, его запросов, интересов, способностей, т.к. музыкальное воспитание и развитие ребенка осуществляются на протяжении всех ступеней его жизни. Я стараюсь давать яркий,  интересный  музыкальный материал, который делает занятия наиболее интересными и запоминающимися. Для достижения высокого качества обучения использую новые образовательные технологии: здоровьесберегающие (формирование активного отношения к собственному здоровью), ИКТ как средство интерактивного обучения детей в совместной деятельности со взрослым. Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация сочетает в себе динамику, звук, изображение, то есть те факторы, которые, позволяют сделать процесс усвоения информации (знаний) интересным, насыщенным и занимательным, стимулируют познавательную активность детей, развивают музыкальный и эстетический вкус детей в соответствии с  индивидуальными музыкальными возможностями.  

 Хочу сказать, что педагог, сохранивший непосредственность и радость детского мировосприятия скорее найдет подход к детям и эффективнее реализует свой замысел. Включаясь в процесс познания вместе с детьми, я ненавязчиво веду их к поставленной цели. Вот мы сочиняем попевки,  и закрепляем знакомые, используя наглядное пособие «Музыкальный будильник».    https://youtu.be/Q7IzWB3xzrM

Развиваем чувство ритма, используя    строительные карандаши и пластиковые тарелочки:  https://youtu.be/SMNM4YgiWFY       

Сосредоточенно решаем проблему: как изобразить «горку», «снежинку», «сугроб», не замечая, что находимся в самой замечательной стране в мире – в Детстве! Эта страна просто переполнена звуками, красками, движением, эмоциями. Дети в ней приобретают  знания в игровой форме и применяют  свои умения и навыки в самостоятельной музыкальной деятельности, в открытых мероприятиях сада, города, выступая на утренниках, вокальных и хореографических конкурсах. Вот несколько выступлений детей:

Оркестр:   https://www.youtube.com/watch?v=BUitZ2WogCM 

Сценка «Муха –цокотуха идет в школу»:    https://youtu.be/nGvEqASMlLA

Стилизованная игра «Плетень»:  https://youtu.be/cD4FU15WdYk

Песня «Погремушка»:         http://www.youtube.com/watch?v=Ln7XWNYv8t0

Дети, участвуя в общих играх, сценках, выступлениях, сплачиваются в одну команду, в которой царят доброжелательность, сотрудничество и взаимопомощь. Они становятся естественными, артистичными, раскрепощенными и получают истинное удовольствие от соприкосновения с музыкой.

Я глубоко убеждена, что деятельность педагога, наполненная любовью и добротой к людям, подчеркивает главное - признание и уважение Личности Человека, веру в его безграничные возможности – будь это взрослый или ребенок. Для ребенка важно вдвойне – чтобы вот так, сразу, кто-то уверенно объявил о том, что: « В тебе есть Великий Талант».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание как средство развития речи у дошкольников

Этот материал может использоваться в качестве выступления на семинаре или консультации для воспитателей....

Статья "Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста."

Нынешний современный темп жизни, нестабильность культурного и социально-экономического развития требует творчески активной личности, которая сможет оригинально, нестандартно смотреть на жизненные зада...

Экспериментирование как средство развитие ребенка - дошкольника.

Статья для Межрегиональной научно-практической конференции на тему: "Использование активных методов обучения в условиях реализации ФОС ДО и НОО"....

Статья "Значение игры в личностном развитии ребенка дошкольника".

Значение игры в личностном развитии ребенка дошкольника....

Музыкальное воспитание как средство развития чувства патриотизма у старших дошкольников

Россия начала XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, от...