Конспект НОД по художественно-эстетическому направлению (музыкальное развитие) для подготовительной группы на тему «В гостях у Короля Ритма»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Шугарова Оксана Александровна

Представленное занятие было проведено как открытое для музыкальных руководителей. Это итоговое занятие, закрепляющее знания детей по теме "Ритм". Цель занятия - закрепить знания детей о ритме и ритмических фигурах, продолжить формирование у воспитанников чувства ритма и способности прочитывать и воспроизводить в разных видах деятельности различные ритмические рисунки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ritm_zolushka.docx27.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по  художественно-эстетическому направлению (музыкальное развитие) для подготовительной группы

на тему «В гостях у Короля Ритма»

Цель: Закрепление знаний о ритме и ритмических фигурах.

Формирование ритмического чувства и навыка исполнения ритмических фигур по графической записи.

Программное содержание:

  • Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке в процессе восприятия и музицирования
  • Учить различать короткие и длинные звуки рифмовки в процессе пропевания с одновременным прохлопыванием ритма попевки «Часы»
  • Учить различать разные ритмические формулы, изображенные графически, и соотносить свои движения с ними при прохлопывании
  • Формировать навык исполнения рифмовки самостоятельно и в ансамбле с другими детьми в игре на ДМИ, используя деревянные палочки.
  • Формировать умение самостоятельно импровизировать ритм коротких попевок («Тишина»)
  • Учить слушать музыкальное произведение и определять взаимосвязь характера музыки с ритмом через анализ двух фрагментов.
  • Активизировать словарь детей терминами: ритм, метр, пауза, синкопа, дирижер, оркестр, скрипичный ключ, дирижерская палочка – в процессе беседы о музыке и участия в музыкально-дидактических играх.
  • Развивать ритмическое чувство детей с помощью двигательной  импровизации под музыку  с паузами (Тютюникова «Двигательная импровизация»), а также в процессе ритмичного исполнения танца (муз. Штраус Весенний вальс, движения авторские)
  • Закреплять навык четкого исполнения синкопированного ритма, а также термина «синкопа», ее графического изображения и выразительных особенностей в процессе пения и артикуляции песни «Начинаем перепляс» С.Соснина и в игре «Поймай синкопу»
  • Учить детей использовать полученные знания по теме в игровой деятельности (в игре «Что говорит нам барабан»)

Оборудование для НОД:

  • Большой скрипичный ключ
  • Дирижерская палочка
  • 2 стола с комплектом ритмического лото
  • Набор детских музыкальных инструментов
  • Набор деревянных палочек для простукивания ритма
  • Интерактивная доска с презентацией и электронными музыкально-дидактическими играми, видеоматериалами
  • СД-запись в 2-х вариантах («испорченная» и «Вальс» из балета «Золушка» С.Прокофьева)
  • Нотки - награда за выполнение задания

Содержание НОД

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Дети входят в зал под музыку

Музыкальный руководитель:

-Здравствуйте, ребята. Сегодня в нашем зале гости. Давайте их поприветствуем нашей веселой песенкой

Песенка-приветствие «День добрый»

Дети отвечают на приветствие исполнением песни-приветствия «День добрый»

После приветствия звучит сигнал электронной почты

Реакция детей на сигнал (удивление, вопрос «Что это?», «Нам письмо?», и т.п.)

Музыкальный руководитель:

Давайте посмотрим это сообщение

На экране появляется видео-приветствие  от детей другой группы и Короля Ритма. Они  сообщают, что в Музыкальной стране состоится Музыкальный Фестиваль, на котором определят самых музыкальных и ритмичных участников. Коллектив «Сказка» уже выполнил задания Короля Ритма и получил 6 нот. Если ребятам коллектива «Умка» удастся получить больше нот, то Король Ритм наградит их почетным знаком Лучших Музыкантов.

Музыкальный руководитель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться на Музыкальный Фестиваль? А кто обычно участвует в музыкальном фестивале, вы знаете? Мы тоже сегодня попробуем превратиться в музыкантов. Я предлагаю вам придумать своему коллективу какое-нибудь музыкальное название.

 Вы готовы выполнить задания Короля Ритма?

Ожидаемые ответы детей: да, попробуем…

Музыканты

Дети придумывают название

МР: Тогда отправляемся! А поможет нам в пути наша веселая «Песенка друзей»

Дети исполняют «Песенку друзей» С.Соснина

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

На экране появляется 1-й слайд презентации – «Ворота Музыкальной страны»

Музыкальный руководитель:

- Как вы думаете, что за этими воротами?

(Наводящие вопросы:  посмотрите, что на них изображено? Что это за символы? Где используются эти символы?)

Ожидаемые ответы детей: музыкальная страна…

(ответы на наводящие вопросы – ноты, скрипичный ключ, нужны в музыке)

- Как же нам открыть эти ворота? С помощью чего мы можем открыть эти ворота?

Ожидаемые ответы детей: ключом

На экране появляется 2-й слайд презентации – игра «Подбери подходящий ключ»

Музыкальный руководитель:

- Кто попробует подобрать нужный ключ?

Игра «Подбери подходящий ключ»: дается изображение разных видов ключей (скрипичный, дверной, гаечный…),дети по очереди, по желанию подходят к интерактивной доске и выбирают необходимый символ

- Что за ключ вы выбрали? Где мы можем его встретить?

Ожидаемые ответы детей: скрипичный ключ, в нотах, музыкантам.

- Кто читает ноты, кому этот ключ необходим?

- Посмотрите, рядом с ключом появились еще знаки. Это ноты? (изображение ритмических формул) Ожидаемые ответы детей: Нет,

Это ритм, обозначение ритма

-Прочитаем  их, и посмотрим, откроются ворота или нет.

За выполненные задания дети получают награду - нотку

Дети прочитывают ритмическую запись, расположенную на картинке с использованием слогов «ТА» и «Ти-Ти»

Ворота раскрываются.

Звучит сигнал испорченной СД-записи, на экране появляется изображение нотной страницы с музыкальной записью без ритма

- Мы сейчас услышали то, что написано на этом листе. Вы можете назвать это произведение? Почему? Ожидаемые ответы детей:

Нет. Все звуки звучат не вовремя

- Что необходимо каждому произведению, чтобы оно звучало вовремя?

Ритм, метр, пульс…и т.д.

Я сейчас загадаю вам загадку, а вы мне ответите, какой предмет нам помогает чувствовать пульс и ритм?

1 вариант: Ходят весь век, а не человек.

2 вариант: Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас.

(Самуил Маршак)   ( Часы)

Исполнение короткой песни «Тик-так», сл.Т.Спендиаровой, муз.З.Левиной

- Как же называется музыкальный пульс?

- Какой  прибор используют музыканты, чтобы измерить пульс музыки?

Ожидаемые ответы детей - Метр  Метроном

Слайд №3 – «Пульс и Метр»

«Изображение нотной страницы с музыкальной записью без ритма

- Ребята, посмотрите!  Что изображено на этом листе?

Ожидаемые ответы детей: ноты, музыка (а музыку записывают нотами)

- Чего не хватает в этой нотной записи?

У нот нет палочек, ритма, ритмических изображений

- Верно! И мы сейчас с вами вернем ритм этому произведению. Давайте разделимся на 2 ансамбля(мальчики и девочки), у каждой на столе есть карточки с ритмическими обозначениями и деревянные палочки. Соберите ритмическую строчку из нашей песенки про часы, и вместе со своим коллективом ее исполните на наших палочках! Один ансамбль будет изображать метр (подумайте, как), а второй – свою ритмическую строчку, а потом поменяемся

Дети выполняют в подгруппе предложенное задание – выкладывают ритм и вместе исполняют его под метрическое сопровождение другой подгруппы. Потом меняются.

За выполненное задание дети получают награду-нотку

М.Р.: Молодцы! У вас получились интересные варианты ритма! А наша запись стала вот такой!

Слайд №4 – «Нотная партитура». Звучит «Вальс» из балета «Золушка» С.Прокофьева

М.Р.: Ребята, теперь вы можете назвать мне это произведение и его автора?

Дети называют произведение и композитора

Слайд №5 – «Золушка» и композиторы»

М.Р.: Найдите на доске портрет этого композитора

Дети выбирают из предложенных портретов изображение С.Прокофьева

За правильные ответы дети получают награду – нотку

- Ребята, вам нравится эта музыка? Какая она стала?

Ожидаемые ответы детей: ритмичная, четкая, танцевальная, выразительная, пышная, в середине слышен бой часов…

- Чем она отличается от первоначального звучания?

- Ребята, а давайте изобразим  особенности вальсового ритма. Как мы можем это сделать?

 Дети с помощью хлопков, щелчков, шлепков и т.д. отображают 3-хдольный ритм

- В чьем исполнении звучало сейчас это произведение?

Оркестр, разные инструменты…

Слайд №6 – «Оркестр»

- Какие инструменты в оркестре больше всего помогают звучать музыке ритмично? 

- Без каких инструментов в оркестре музыка не будет такой ритмичной?

Перечисляют инструменты, называют одним словом – ударные

- Как вы думаете, можно назвать (Как бы вы назвали??) музыкантов, которые играют на ударных инструментах Королями ритма?

Мы с вами сейчас тоже превратимся в музыкантов оркестра и исполним веселую песенку «Начинаем перепляс». Для этого нам нужны ударные инструменты. Пожалуйста, подойдите и возьмите на столе ударные инструменты

Дети выбирают ударные инструменты и исполняют песню с сопровождением на них

Исполнение песни «Начинаем перепляс» С.Соснина

Слайд №7 «Найди синкопу»

М.Р.: Очень хорошо вы исполняли ритмический проигрыш. Как называется такой неровный ритм? Синкопа

- Какой становится музыка, когда в ней встречается синкопа?

 Неровной, прыгучей, веселой, задорной, озорной

Дети (2-3 чел.)выбирают синкопированный ритм на доске

- Найдите, пожалуйста, на доске изображение синкопы

М.Р.:

- Кто необходим оркестру, чтобы музыка звучала ритмично, вместе, слаженно?

(Наводящий вопрос-загадка:

Он оркестром управляет,

Радость людям доставляет.

Только палочкой взмахнет,

Музыка играть начнет.

Он не врач, и не шофер,

Кто же это…?)    

Дирижер

Слайд №8 «Дирижер»

- А что нужно знать и уметь дирижеру, чтобы управлять оркестром? 

Ноты, музыку, ритм

- Какой предмет  необходим дирижеру, чтобы управлять оркестром? 

Дирижерская палочка

- А как бы вы назвали дирижера? Можно ли назвать дирижера Королем Ритма?    Да

- Мы тоже сейчас выберем дирижера  из нашего коллектива, он возьмет дирижерскую палочку, и мы исполним замечательную польку!  

Дети берут инструменты и исполняют «Веселую польку» (муз. Штраус «Полька-Анна»)

Видеоряд к оркестру

«Полька-Анна» И.Штраус (оркестр)

М.Р. : Один веселый ударный инструмент приглашает нас поиграть. Послушайте! Что это за инструмент?

Звучит запись барабанной дроби 

М.Р.: Барабан вам загадает ритмические загадки, а вы внимательно слушайте, и постарайтесь двигаться так, как он просит! А если услышите остановку – замрите!

Двигательная игра – импровизация «Что говорит нам барабан»

Бьют его, а он не злится!

Он гремит и веселится!

Потому что без битья

Барабану жить нельзя!

Дети выполняют двигательную импровизацию под ритмичные удары барабана (шаг, бег, поскок, остановка)

М.Р.:  Остановка в музыке тоже имеет свое название, правда, ребята?

- Как называется остановка в музыке?  (Пауза)

Слайд №9 «Пауза»

- Выберите из этих знаков паузу!

Дети выполняют задание на экране – выбирают из нескольких изображений паузу

М.Р.:

- Как вы думаете, чтобы танцевать, надо владеть ритмом?

- А у всех танцев одинаковый ритм? Попробуйте угадать, ритм какого танца будет звучать

Слайд №10 «Угадай ритм танца»

- Мы сегодня с вами слушали Вальс, исполняли оркестр под музыку Польки, а теперь попробуем станцевать Вальс под музыку композитора, которого прозвали Королем Вальса         (Штраус)

Дети исполняют Вальс

Танец «Вальс»

(муз.Штрауса, движ. авторские)

После танца звучит сигнал сообщения, появляется видео-послание от Короля Ритма

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Король Ритм:

- Я очень рад, что вы попали в мою страну на Музыкальный Фестиваль, и прошли успешно все мои испытания и набрали …нот! Какие задания вам понравились больше всего? Ответы детей по очереди

- Теперь вы много знаете, хорошо владеете ритмом, и можете сказать - что нужно знать и уметь, чтобы быть музыкантом?

Дети высказывают свои варианты ответов

- Как вы думаете,  почему же я, Король Ритм, – самый главный в музыкальной стране?  

Ожидаемые ответы детей: потому что без ритма звуки звучат не вовремя, музыка теряет ритм, пульс, форму

И теперь я вручаю вам награду – главный символ  Нашей Музыкальной страны – Скрипичный ключ! Берегите его! И мы с вами еще обязательно встретимся! А теперь пора прощаться!

М.Р.: Ребята, давайте на прощание исполним Фестивальную песню

«Фестивальная песня»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по РЭМП для детей среднего дошкольного возраста на тему "В гостях у короля - Математики"

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста по математике на тему "В гостях у короля - Математики"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе Тема: « В гостях у сказки»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности педагогас детьми в подготовительной группеТема: « В гостях у сказки»    С использованием образовательных технологи...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию для подготовительной группы

Занятие "В поисках Вальса". Развитие творческих способностей при помощи творческих игр (хор рук по системе Т. Боровик; придумывание оркестровке к музыке П.И.Чайковского; пения; танцевального творчеств...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию в старшей группе. Тема: квест-игра "Путешествие в музыкальную страну".

План-конспект непосредстенно образовательной деятельности по музыкальному развитию в старшей группе. Тема: квест-игра "Путешествие в музыкальную страну"....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: развитие связной речи «Портрет сказочного героя»

Цель. Упражнять детей в составлении повествовательных высказываний с элементами описания; упражнять в диалогическом  взаимодействии;  в умении задавать вопросы и отвечать на них....

Конспект НОД по формированию связной речи дошкольников в подготовительной группе. Тема: "В гостях у сказки"

Конспект по формированию связной речи дошкольников в подготовительной группе. Тема: "В гостях у сказки" Цель: продолжать формировать интерес к русским народным сказкам через игру в театр ...