Творческий отчет о работе над музыкально-хореографическим спектаклем "Щелкунчик"
проект по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Сибирякова Татьяна Юрьевна

Описание моей работы в качестве хореографа над спектаклем "Щелкунчик" с детьми старшей и подготовительной групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx28.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становиться другим, чем ребенок, подражающий актам других Б. Асафьев

План.

  1. Роль театра для развития детей Театр - особая среда для  развития
    творческих  способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству движения, мимики и жеста, но и к культуре общения. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям
    зрительно  увидеть содержание  литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие музыки и художественной литературы.
  2. Роль хореографии. Эпиграф: Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения окружающей действительности, способен воплотить чувства, раскрыть жизненные конфликты. Балет всегда воспевает в человеке прекрасное, воспитывает добрые и благородные чувства.

Хореография в театре дает детям возможность:

- более глубокого понимания сказочных образов, а через них и чувств человека, мотивов его поступков, взаимоотношений между людьми

-позволяет реализовать неуёмную потребность в движении, при этом движение приобретает ярко эмоциональную окраску, и спектр эмоций сильно расширяется в сравнении с повседневной жизнью и с обычной игровой деятельностью.

- перевоплощаться в разных персонажей, входить в их состояние, понять, какие характерные движения присущи именно этому персонажу и почему.

Как педагог, работающий в тесном контакте с руководителем театральной студии несколько лет и пропустивший эту тему через себя, могу смело утверждать, что танец выполняет важную функцию в театральном спектакле, он придает спектаклю динамичность, зрелищность, яркость, вносит свежесть и разнообразие в процесс постановки и показа спектакля. Дети любят танцевать, а родителям нравится видеть своих танцующих детей в красивых и ярких костюмах, которые выразительно и эмоционально-раскрепощено двигаются, преодолевают свой страх и стеснение перед публичным выступлением, испытывают радость от своего выступления перед родителями. И удовлетворение от того, что проделанная ими работа принесла позитивный результат, что те немалые усилия, затраченные на выработку необходимых танцевальных навыков и умений, не прошли для них даром и дают им возможность почувствовать себя настоящими маленькими артистами на большой сцене. Для того, чтобы развитие ребенка было гармоничным, необходимо понимать синтетическую природу танца. Танец - многогранное искусство, объединяющее действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы. Но самое важное в танце это синтез движения и музыки, где главная роль принадлежит музыке. Нет ничего лучше, чем гимнастика для тела и музыка для души. Поэтому я считаю важным развивать детей по трем направлениям:

  1. Три направления в развитии танцевальных способностей, которые тесно взаимосвязаны между собой: первая- двигательное развитие, умение свободно владеть своим телом, развитие естественных психомоторных способностей детей (координация движений, четкость, ритмичность, сила мышц, прыгучесть, пружинность, плавность и выразительность движений рук и т.д.). Вторая- развитие общей музыкальности и главное здесь- эмоциональная отзывчивость и чувство ритма, также важно развитие музыкально-сенсорных способностей: динамического, тембрового слуха, ладового чувства и т.д. В зависимости от темповых, структурных, динамических, метрических особенностей музыки, фразировки, акцентов, фактуры строится характер движений. Например, на музыку с прозрачной фактурой и тяжеловесную, насыщенную движения будет существенно отличаться друг от друга. И музыка с мажорным жизнеутверждающим ладом и минорным грустным соответственно будет вызывать в душе ребенка совершенно разные эмоции, в прямой зависимости от которых находится характер движений. Поэтому чем тоньше у ребенка разовьется восприятие музыки и средств ее выразительности, тем более осознанными и выразительными будут его движения под музыку. И самое главное, ребенок должен понимать, что все средства музыкальной выразительности нужны именно для раскрытия определенного образа т.е. понимать образный характер музыки, и то, что музыка призвана вызывать у человека разные чувства и эмоции. Третье направления развития это развитие творчества во всех его проявлениях, это и творческий характер исполнения движений, это и творчество в выборе определенного движения из предложенных педагогом, и творчество в придумывании ребенком своих «авторских» движений. В синтезе музыка, танец и сказка, безусловно, способствуют эффективному творческому развитию детей.

Танец, используемый как часть спектакля, отличается от танца, который, например, предназначен для исполнения на утреннике, строго определенным характером в контексте сюжета сказки. Например, танец цветов может значительно отличаться по характеру в разных спектаклях: в «Дюймовочке» это нежные, беззаботно танцующие на полянке цветочки, а в «Волшебнике изумрудного города» совсем другие, хитрые и заманивающие в свои сети магическими усыпляющими движениями цветы маки. Также разными по характеру м.б. танцы других персонажей, в зависимости от развития образа, от его взаимоотношений с другими героями сказки. Поэтому, танец в сказке дает ребенку возможность перевоплощения в разных по характеру героев. Иногда мы заменяем детей в танцах т.е. ставим их на место отсутствующих детей, и они с удовольствием соглашаются т.к. это дает дополнительную возможность побыть в другой роли, так сказать примерить ее на себя.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

  • литературой (сказка Гофмана Э. Т. А. “Щелкунчик”, стихотворения  А.С. Пушкина, общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза);
  • изобразительным искусством ( общие понятия для хореографии, музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
  • Речевым развитием(воспитание культуры речи через воспроизведение текста);
  • Окружающий мир (многократное акцентирование связи музыки с  природой)

Свою работу я разделила на этапы. Хотя границы между этапами весьма условны.

Подготовительный этап можно назвать «Путешествие в музыкальный театр» Основная задача на этом этапе- ввести детей в мир балета, познакомить с музыкой и сказкой, вызвать интерес. Также подготовить восприятие детей к серъезной музыке, научить слушать музыку вдумчиво и осознанно, выделять средства выразительности музыки, осознавать связь музыкальной и танцевальной лексики.

формировать умение воплощать художественный образ и его особенности  в движении под музыку, в рисовании, речи и т.д.

На этом этапе мы читали детям сказку, обсуждали сюжет и персонажей, смотрели с ними мультфильм «Щелкунчик», смотрели фрагменты из балета в детском исполнении. Родителям было рекомендовано посетить спектакль в оперном театре.

На этом этапе:

1. Выявляю творческие задатки и танцевальные способности и возможности детей. 2. Провожу подготовительную работу по пластическому воплощению образов сказки. (образные упражнения и этюды, способствующие осознанию средств выразительности музыкального языка и связи музыки с движениями, привлечение детей к созданию движений танца)

Дети слушают музыку балета и в своих движениях стараются показать, что они чувствуют и как бы они выразили данный образ в пластике, какие движения считают более подходящими для снежных хлопьев, солдатиков, мышей, вальса цветов и т.д., как они хотят двигаться в задорном характере русского танца, зажигательном испанском танце, гипнотическом и завораживающем восточном на основе понимания ими этой музыки. Также мною были предложены детям упражнения для дифференциации средств выразительности, для которых я использовала музыку из Детского альбома, балетную музыку других композиторов для накопления слуховых впечатлений, расширения кругозора, развития музыкальности детей, повышения интереса к занятиям. Провожу упражнения на актерское мастерство.

Основной этап.

На основном этапе работы мы определились с распределением детей по ролям (до этого мы пробовали детей в разных партиях, смотрели кто из них справляется лучше с той или иной ролью). На этом этапе осуществлялась окончательная постановка всех танцев, отработка и совершенствование движений танцев, выработка синхронности движений в паре и в ансамбле, дети как бы «станцовывались» друг с другом, также проводилась работа над выразительностью и свободой движений, над запоминанием движений с целью их самостоятельного исполнения.

Методы и технологии, используемые в работе:

-Наглядный метод (используется как взаимодействие слухового и наглядно–зрительного анализатора, иллюстрированной наглядности, графической наглядности, видео-метод в двух вариантах: танцуют другие, танцуем мы, просматриваем и видим свои недостатки);

-Метод показа (разучивание новых движений по  показу  педагога);

-Словесные методы (указания  педагога  должны  быть  краткими, точными, конкретными);

-Практический метод (многократное повторение  движений для развития мышечной памяти);

-Метод активизации творческих проявлений (импровизация под музыку и др.)

-Частично-поисковой (выбор вариантов из предложенных педагогом)

-Здоровьесберегающие технологии (релаксация, психогимнастика и т.д.

-Метод развивающего обучения

При многократном повторении стараюсь не утомлять детей скучными повторами, а проводить эту работу в игровой форме. Пример: ребенок выступает в роли педагога и показывает движение другим детям, потом следующий ребенок и т.д. Наиболее сложные движения отрабатываю в тренировочной части урока. А.И. Буренина разделяет движения на треннинговые, которые несколько превышают возможности детей и даются с опережением развития. Леонид Владимирович Занков, исследователь детской психологии, ученик Выготского разработал систему развивающего обучения, в которой на первое место ставится обучение на высоком уровне трудности, преодолеваемой учащимися в ходе их учебной деятельности.)

В моей педагогической деятельности использую следующие формы занятий:

групповая форма (группы формируются из участников какого-либо танца или этюда);

коллективная форма (такая форма применяется для постановок танцев);

индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).

Все занятия в процессе подготовки спектакля проходят в атмосфере сотрудничества и сотворчества т.е. дети имеют возможность сами участвовать в постановке танцевального номера, предложить свой вариант исполнения движения или придумать свое оригинальное движение. Именно поэтому я стараюсь по возможности применять на занятиях танцевальные импровизации. Также на занятиях я стараюсь создать ситуацию успеха, чтобы каждый ребенок почувствовал уверенность в своих силах, знал, что и педагог и все остальные участники коллектива, заинтересованы в его успехе, как и в общем успехе. Т.е. дети испытывают чувство коллективизма, личную ответственность за общее дело, что нельзя подвести других детей и педагога.

Для того, чтобы развитие детей было комплексным, мы, педагоги, работаем в тесном контакте и сотрудничестве друг с другом и с родителями. Каждый из нас вносит свою лепту в сказку. Воспитатели читают и обсуждают с детьми характер героев и сюжетную линию, смотрят мультфильмы на сюжет сказки в свободное время, смотрят балет в детском исполнении, рисуют и вырезают из бумаги традиционными и нетрадиционными методами, создают общие арт-композиции. Воспитатель подготовительной группы подготовила лэпбук «Щелкунчик» для развития познавательных и творческих способностей. Музыкальный руководитель провела ряд занятий по ознакомлению с музыкой П.И.Чайковского из «Детского альбома» из цикла «Времена года», из балетов «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» с использованием презентаций. Мы также обратились с просьбой к родителям, чтобы они посетили с детьми спектакль «Щелкунчик» в нашем оперном театре, было вывешено расписание в группе. И дома посмотрели с детьми мультфильм «Щелкунчик», были выложены ссылки. Мною были пройдены курсы в интернете «» и «» для развития большей компетентности в этом вопросе. Руководитель театральной студии всегда работает со мной в тесном контакте, часто присутствует у меня на занятиях, смотрит на детей, как они развиваются, как реагируют на замечания педагога, как взаимодействуют друг с другом. На заключительном этапе подводим итоге, каких результатов достигли наши дети, какие качества приобрели и развили в себе, кто старался, но еще не вполне достиг желаемого результата и т.д. Т.е. уже выстраиваем перспективу на будущее, смотрим, каких детей и в каких ролях можно взять в следующем спектакле. Обсуждаем свои удачные решения и промахи, например, при распределении в танцах.

Иногда ярких детей приходится ставить на роль персонажа, который не танцует, а только говорит или поет. Бывает, что ребенок и поет хорошо, и танцует, приходится выбирать. Также стараемся распределять главные роли так, чтобы никому не было обидно и одни и те же дети не участвовали, чтобы и родители видели, что стараемся охватить разных детей, но с учетом способностей и природных задатков.

За долгие годы работы в театральных постановках, могу смело сказать, что танцевальная и театральная деятельность, кроме того, что она любима детьми и родителями, приносит огромную пользу в гармоничном развитии всех качеств личности ребенка: она развивает воображение, фантазию, эмоционально-чувственную сферу, волевые качества, упорство, трудолюбие, осознанное и творческое отношение к труду, психические процессы (внимание, память и др.), коммуникативные качества, расрепощенность, умение взаимодействовать в коллективе, ответственность. А приобщение к великой музыке и поучительному сюжету сказки обеспечивает еще и закладывание культурных основ, основ художественно-эстетического вкуса и духовно-нравственных основ, которые необходимо развивать с самого детства, чем раньше, тем лучше, ибо ребенок с развитым эстетическим сознанием и высоким культурным уровнем имеет все шансы вырасти в высокообразованного, успешного, позитивного и благородного человека, который живет по законам любви, человеколюбия, милосердия, справедливости, способен бескорыстно оказывать помощь людям. Поэтому воспитывая детей на материале русской классики т.е. высокого, подлинного искусства, приобщая их к сокровищнице музыкального искусства, мы пробуждаем в их душах самые утонченные переживания и эмоции. Они учатся понимать мир, который их окружает и чувства людей, мотивы их поступков, их взаимоотношения через музыкальные и сказочные образы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет о работе кружка «Ловкие пальчики»

Отчет  о работе кружка "ловкие пальчики"...

Творческий отчет о работе над проектом «Берегите птиц Зимой».

Творческий отчет о работе над проектом «Берегите птиц Зимой».Работу над проектом «Берегите птиц Зимой» мы начали в декабре. Во время прогулок, наблюдая за птицами, мы с ребятами отметили, что птиц ста...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (2017-2018 уч .год)

Цель программы: развивать познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук....

Творческий отчет по работе кружка "Жили-были"

Творческий отчет работы кружка по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры "Жили-были"...

Творческий отчет о работе кружка по пластилинографии «Пластилиновое чудо» в подготовительной к школе группе.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста спосо...

Творческий отчет по работе над проектом в средней группе «Б» «Покормите птиц зимой».

Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах, создание условий для развития у детей познавательного интереса....