Использование логоритмики на музыкальных занятиях.
консультация по музыке (средняя группа) на тему

Морозова Галина Викторовна

Материал включает краткое описание(теоретическое) элементов логоритмики и использование их в музыкальном занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_logoritmiki_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx23.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Использование логоритмики на музыкальных занятиях.

                                                                                                                                МБДОУ «ЦРР детский сад№104»

                                                        Музыкальный руководитель

                                                        Морозова Галина Викторовна

                                            -1-                

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального речевого материала с музыкальным сопровождением. Логоритмика является одним из эффективным видом работы над развитием речи и её коррекцией. Внедрение логоритмических упражнений в структуру музыкальных занятий позволяет в увлекательной форме решать задачи как музыкального воспитания, так и задачи по развитию речи и коррекции речевых нарушений. У детей с нарушением в развитии речи наблюдается аритмичность, плохой мелодический слух и музыкальная память, интонационная невыразительность. В результате соединения речи с движениями создаются устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата (Н. А. Бернштейн). Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, качество выполнения движений «крупной» и «мелкой» моторики. Музыка является организующим и руководящим началом на музыкальном занятии с элементами логоритмики. Эти занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.

        Музыкальные занятия включают следующие элементы логоритмики:

* фонопедические песни-распевки (песенки мажорного лада в начале занятия, задающие позитивный тон и подготавливающие голос к пению);

* дыхательная гимнастика (упражнения, которые формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох) и тренируют силу вдоха и выдоха);

* артикуляционная гимнастика (упражнения, способствующие тренировке мышц речевого аппарата);

*игровой массаж (выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека);

* пальчиковые игры (упражнения с пальчиками и ладошками, развивающие речь ребенка, общую и мелкую моторику, благоприятно влияющие на все функции организма);

*чистоговорки (для автоматизации и дифференциации звуков);

* речевые игры (песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами, которые эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, ориентации в пространстве, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, творческой фантазии и воображения, расширяют словарный запас);

* сказки-шумелки (игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию слухового восприятия, мелкой моторики, формирует навыки сотрудничества и сотворчества);

* коммуникативные игры (музыкально-ритмические движения с непосредственным контактированием с партнёром развивают навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, установление контакта);* музыкотерапия (слушание правильно подобранной музыки с выполнением,

                                        -2-

психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание).

                                Практическая часть

Музыкальный руководитель встречает детей у входа в зал.

М. Р: Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас в детском саду очень много гостей, давайте поприветствуем всех улыбкой (дарят улыбку). Вы знаете, я очень люблю путешествовать. А вы любите? Вот и замечательно, тогда я вас приглашаю отправиться в путешествие, где вас ждет много интересного и необычного. Согласны? Тогда в путь! Только пойдем мы с вами вот как, повторяйте за мной.

      Логоритмическое упражнение на координацию речи и движения под музыкальное сопровождение.

                            «Ты шагай!»

        Ты шагай, ты шагай,

        Ноги выше поднимай!

        И потопай по дорожке,

        Веселей стучите ножки.

        И на пяточках пойдем,

        Топать громко мы начнем.

        Ты скачи, ты скачи,

        На лошадке ты скачи.

        Маршируй ты веселее,

        Ножки топают дружнее.

        Ты беги, ты беги,

        На носочках ты беги.

М. Р: Ну, вот, кажется мы пришли. И оказались мы с вами на зимней полянке.

Посмотрите сколько снега! Давайте слепим снеговика.

                                            «Снеговик»

Раз рука- вытянуть правую руку вперед
Два рука- вытянуть левую руку вперед
Лепим мы снеговика- "лепить комок"
Нарисуем рот пошире- провести линию, напротив своего рта
Угольки возьмем для глаз- из ладошки "брать" угольки и по очереди выставлять напротив своих глаз
И наденем шляпу-"одеть шляпу" Косо-наклонить голову.
Пусть смеется он у нас! -ладошки сложить "полочкой" под подбородком и улыбаться с поочередными наклонами головы 

                Дыхательное упражнение

А какой чистый воздух. Давайте мы подышим.

Вдох – нос, выдох – рот; два вдоха – выдох произвольный.

М. Р: (обратить внимание на белочку) Ребята, смотрите, похоже нас встречает один из жителей полянки. Да не с пустыми руками, а с ее любимым лакомством. Посмотрите. (разглядываем орешки) А, давайте попросим у белочки поиграть с этими орешками.

      Самомассаж «Орешки» под музыкальное сопровождение

                                        -3-

                Мы научимся орехи

                Между пальцами катать.

                Ребята, это нам поможет

                Буквы ровные писать.

М. Р: Поиграли, а теперь вернем их белочке. (складываем в корзинку)

- Ребята, так как мы с вами оказались в лесу, то мы должны научиться кричать «ау», только сделаем мы это особенно. Вот послушайте…

Фонопедическое упражнение «Ау» из «Музыкального букваря» Ветлугиной

                                                      Под марш садятся на стулья

      Упражнения и игры для активации речевого аппарата

«Высунь язычок», «Покрась потолок», «Цоканье» язычком, круговые движения языком во рту, то в одну щёку язычок, то в другую, надуть поочерёдно щёки воздухом.

Муз. рук. Пробежал по лесу гул!

Дети. Гу- гу-гу! (На сильном выдохе)

М. р. Тут спросонок лес вздохнул…

Дети. Уф! Уф! Уф! (короткий выдох)

М. р. А давайте мы устроим снегопад, мы будем сдувать с ладошки снежинку (кусочек салфетки)

             Давайте поиграем в пальчиковую игру «Варим суп»

   Эй, ребята! Эге-гей! Чистим овощи для щей. (хлопаем)

   Режем мы капусту, супчик будет вкусным! (параллельными ладошками «режут»)

   Чистим мы картошку, чистим очень ловко. (ладонями гладят тыльную сторону)

   Мы натрём морковку, красную головку. (трут кулачком по ладошке)

   А потом, а потом, мы покрошим помидор,

   И головку лучка, и зубок чесночка. (стучат ребром ладошки по другой ладошке)

   Мы посолим супчик, (солят)

   Скушай – ка, голубчик! (протягивают обе ладошки вперёд)

             Чистоговорка с движениями рук

Та- та -та яблоко моя мечта (сжимают и разжимают пальцы)

Ато-ато-ато витаминами богато (хлопают в ладоши)

Ти-ти-ти, где же яблоко найти?  (поднимают и опускают плечи)

Ать, ать, ать надо яблоко искать (прикладывают руку в глазам по очереди)

                Коммуникативная игра.

Музыкальный руководитель предлагает встать детям парами по кругу, объясняет описание движений без музыки, затем игра проводится под музыку и пение музыкального руководителя.

              "Побежали, побежали"

Побежали, побежали парами скорей, (Бегут боковым галопом, сцепив руки "лодочкой").

И друг другу погрозили: (Грозят друг другу пальцем правой руки).

"Ссориться не смей!"

Хлопнули в ладоши, (Хлопают в ладоши один раз).

Крепко обнялись, (Обнимаются).

                                        -4-

Пару поменяли (Стоящие за кругом перебегают боковым галопом

к следующему партнёру вправо по кругу).

И за руки взялись. (Берутся за руки).

                    Игра повторяется несколько раз с постоянным ускорением.

                                 Музыкотерапия.

Музыкальный руководитель предлагает лечь всем на ковёр и расслабиться под неторопливую "сказочную" песенку. Движения выполняются согласно тексту.

                                "Тихо, тихо"

Тихо, тихо, будто в сказке,

Мы на коврике лежим.

Все закроем наши глазки,

И представим, что мы спим.

Сон нам снится, будто в море

Мы на корабле плывём,

И на солнечном просторе

Волны плещут за бортом.

Чайки кружат в небе синем

Среди белых облаков.

По волнам плывут дельфины,

Нам желают сладких снов.

Но конец приходит сказке.

Просыпаться нам пора.

Открываем свои глазки,

Поднимаемся с ковра.

Скажем мы "Спасибо!",

Скажем "До свиданья!",

Повернёмся друг за другом

И помашем на прощанье.

                   Под музыку все идут по кругу, машут рукой влево-вправо.

             

    Логоритмика на музыкальных занятиях

Методическая разработка для воспитателей всех возрастных групп дошкольного возраста.

                                                                          Музыкальный руководитель

                                                                          Морозова Галина Викторовна

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники: воспитатели всех возрастных групп дошкольного возраста.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.

Задачи:

•Познакомить участников с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.

•Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

•Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

                                -ВОРОНЕЖ-2016-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендуемый перечень пособий для использования на музыкальных занятиях и в группе

Здесь дан полный перечень пособий, используемых детьми и  педагогом намузыкальных занятих и в группе ( для каждой возрастной категории)В перечнь входят: музыкально-дидактические игры, раздаточный...

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...

Рекомендуемый перечень пособий для использования на музыкальных занятиях и в группе.

Полный перечень пособий, используемых детьми и  педагогом на музыкальных занятиях и в группе  для каждой возрастной категории (музыкально-дидактические игры, раздаточный материал, атри...

Статья "Невербальные средства общения и их использование на музыкальных занятиях."

Тема работы отражает научный интерес, направленный на изучение существующих проблем в современном музыкальном образовании. В статье рассматривается еномен невербальной коммуникации. Конечно невербальн...

Детские самодельные шумовые и музыкальные инструменты, значение их использования на музыкальных занятиях и в повседневной жизни.

Наверняка вы уже играете со своими малышами в различные музыкальные игры, читаете им музыкальные сказки, слушаете красивую музыку. А пока ваш малыш еще не ходит в музыкальную школу и не играет там, на...

Детские самодельные шумовые и музыкальные инструменты, значение их использования на музыкальных занятиях и в повседневной жизни.

Шумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям раннего возраста....