ИНТЕГРИРОВАННОЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ. ТЕМА: «МУЗЫКА МОЕГО ТЕЛА. ТАКИЕ ПОХОЖИЕ НЕПОХОЖИЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

ЦЕЛЬ: знакомство детей со звучащими жестами и их возможностями; эмоционально-телесное вовлечение в музицирование; формирование у детей представлений о создании первых музыкальных инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    ИНТЕГРИРОВАННОЕ  МУЗЫКАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.

ТЕМА: «МУЗЫКА МОЕГО ТЕЛА.

ТАКИЕ ПОХОЖИЕ НЕПОХОЖИЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

ЦЕЛЬ: знакомство детей со звучащими жестами и их возможностями; эмоционально-телесное вовлечение в музицирование; формирование у детей представлений о создании первых музыкальных инструментов.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить детей с возникновением первых музыкальных инструментов.
  2. Дать детям первоначальное представление о широких возможностях звучащих жестов как тембрового ансамбля «инструментов».
  3. Создать условия для получения детьми удовольствия от процесса музицирования с использованием звучащих жестов.
  4. Поддерживать интерес и активность детей в процессе музыкальной деятельности.

Цель саморазвития: внедрение в педагогическую практику наиболее эффективных форм и методов развития музыкальности детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Формы работы

Ответственные

  1. Беседа о строении человека и животного.
  2. Проведение занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Жизнь древних людей»

Воспитатель

  1. Изготовление коллективных работ для оформления зала на занятиях художественно-творческой деятельности.

Воспитатель ИЗО

  1. Изготовление совместно с родителями масок, повязок и украшений для ритуального танца.

Воспитатель, родители

  1. Подбор наглядного материала, музыкальных произведений, информации о возникновении первых музыкальных инструментов.

Музыкальный руководитель

ПОСЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА:

  1. Завершение коллективных работ (дорисовать музыкальные инструменты).
  2. Проведение физкультурного занятия «Первобытные люди».

Программное содержание:

Виды музыкальной деятельности

Содержание образовательной области «Музыка»

Интеграция

Формы индивид. взаимодействия

Образовательная область

Содержание

Музыкально-ритмические движения.

Упражнение «Изучаем, как звучим».

Полька «Добрый жук»- шумовой оркестр из звуков своего тела.

Ритуальный танец

«Игра со шляпами» (Бразилия)

«Коммуникация»

«Художественно-творческая деятельность»

Выбор детьми звучащих жестов

Использование в танце самодельных украшений

Слушание

«Мелодия» Глюк

«Познание»

«Коммуникация»

Беседа о возникновении музыкальных инструментов.

Знакомство с принципом строения музыкальных инструментов.

Введение в активный словарь детей новых терминов.

Пение

Песня

«Осень наступила» слова и музыка С.Г.Насауленко

Игра на детских музыкальных инструментах

Ритмическое упражнение «Сыграй свое имя»

«Познание»

Деление слов на слоги.

Помощь в правильном исполнении ритмического рисунка.

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ.

ВЕДУЩАЯ: Ребята, скажите, пожалуйста, у вас сейчас с собой есть какой-нибудь музыкальный инструмент? Жаль... Я приготовила для вас веселую польку, и мне хотелось бы, чтобы вы украсили ее разными звуками. Послушайте музыку, может, вы что-нибудь придумаете...

(Звучит музыка, дети пробуют подыгрывать: топать, хлопать и т.д.)

ВЕДУЩАЯ: Да, ребята в нашем теле хранится множество звуков: можно хлопать по-разному (показываю), топать, шлепать, а сколько звуков живет во рту…

Дети повторяют движения за взрослым.

Полька «Добрый жук» - упражнение «Изучаем, как звучим».

ВЕДУЩАЯ: Звучащие жесты человек начал использовать с самых древних времен. Представьте, ребята, однажды древний человек удачно сходил на охоту и сильно развеселился и как начал стучать себе по груди (показываю), хлопать, топать и понял, что его тело – это замечательный инструмент. Давайте тоже изобразим радость древнего человека.

 Воспитатель:

Я приглашаю вас в пещеру древнего человека.

Дети рассматривают рисунки, обсуждают их содержание и садятся на стульчики.

ВЕДУЩАЯ:  

         Представьте, древний человек пошел на охоту и добыл там мамонта. Мясо съели. Что сделали со шкурой? Да, положили в пещеру, сшили одежду. Косточки высушили, сделали в них дырочки и нанизали на жилку или стебелек, что получилось? Дали это ожерелье (бусы) ребенку, а он его в рот, подул в косточку с дырочкой и раздался свист. Получилось что? (Свистулька) А если ожерелье потрясти, то получится – погремушка. Вот так дети превратили игрушки в музыкальные инструменты. Поэтому до сих пор на всех музыкальных инструментах мы играем.

            Вы обратили внимание на то, что исполнение музыки называют игрой. Говорят, что человек ИГРАЕТ на фортепиано или ИГРАЕТ на скрипке. Даже про самый большой оркестр, в котором сидят взрослые музыканты, говорят: оркестр играет. Наверное, это потому, что с игры, с игрушек начались музыкальные инструменты.  Хотите дальше послушать историю про древнего человека? Вообще, должна вам сказать, что про музыку написано много интересных историй. Ну, слушайте дальше.

Пошел древний охотник на охоту. А какое у него было оружие – ружье? (Копье, лук)

              Натянул древний охотник тетиву, выпустил стрелу, а тетива как зазвенит красивым звуком. А рядом другой охотник, у которого лук

по-меньше размером, тоже выпустил стрелу, а его тетива зазвенела совсем другим звуком, более высоким. И понял древний человек, что разного размера струна звенит по-разному. И стал это знание использовать во всех музыкальных инструментах.

Знакомство с арфой, металлофоном. Дети на арфе играют свое имя.

Упражнение «Сыграй свое имя»

ВЕДУЩАЯ: И даже дудочка создана по тому же принципу. Все дырочки закрыты – звучит вся воздушная струна, воздух выходит через большое отверстие. Поднимаю один палец, воздух протекает в эту дырочку, воздушная струна стала короче – звук выше. Поднимаю два пальца – еще короче стала наша струна, а звук еще выше. Вот для этого на дудочке дырочки и музыкант постоянно перебирает пальцами. Ведь мелодия состоит из звуков разной высоты.

                Скажите, ребята, как можно придумать скрипку, если ее никогда не видел, или фортепиано? (Это очень трудно).

      Природа подарила человеку самый совершенный музыкальный инструмент. Талантливые люди старались придумать новые музыкальные инструменты, похожие на него по звучанию. И многим это удавалось.

Послушайте музыку и скажите, какой музыкальный инструмент подарила природа человеку?

Звучит «Мелодия» Глюка в вокальном исполнении.

ВЕДУЩАЯ: Этот инструмент – голос. Слушая свой голос, человек создавал музыкальные инструменты, которые бы по звучанию напоминали звучание голоса, например, про скрипку говорят, что она поет. Поэтому, ребята, у вас всегда с собой есть замечательный музыкальный инструмент – ваш голос. Но ваш голос еще не звучит так красиво и совершенно, как голос этой певицы, правда? Чтобы он зазвучал красиво, надо много учиться. И мы с вами уже кое-что умеем. Голос, как и любой другой музыкальный инструмент, сначала надо настроить. Давайте пропоем мелодию осенней песни с закрытым ртом.

Песня «Осень наступила»

ВЕДУЩАЯ: Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие во времени. Понравилось ли вам такое занятие? Что для вас было самым интересным?

Вы узнали много нового о жизни древнего человека. Теперь вы знаете, кто изобрел первые музыкальные инструменты? Какие?

А еще вы узнали, как звучит короткая и длинная струна?

Какой самый древний и самый совершенный музыкальный инструмент?

На этом история про древнего человека не заканчивается. На физкультурном занятии Надежда Константиновна расскажет вам, какие движения позволили человеку стать сильным и ловким....

Я прошу вас дополнить свои рисунки изображением первых музыкальных инструментов.

Как вы думаете, древние люди устраивали себе праздники? Они разучивали ритуальные танцы, готовили костюмы и маски. Предлагаю закончить наше занятие ритуальным танцем.  Послушайте музыку и скажите: сколько в ней частей и что мы будем делать в первой части?

(Две части, под первую маршируем.)

Какие звучащие жесты будем использовать во второй части?

(Мы будем играть на своем теле. 1раз – хлопаем, 2раз - шлепаем, 3раз – сдуваем щеки.)

Упражнение «Игра со шляпами» (Бразилия)

 ( Одеть детям украшения)

ВЕДУЩАЯ: На этом наше занятие заканчивается, спасибо вам за внимание, давайте попрощаемся с гостями. Жду вас на следующее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доминантное занятие «Восприятие музыки через игру на детских музыкальных инструментах»

Доминантное занятие«Восприятие музыки через игру на детских музыкальных инструментах»       Подготовительная к школе группамузыкальный руководительЕлена Викторовна Титова...

Конспект занятия по музыке во второй младшей группе «Ознакомление детей с музыкальным инструментом»

Познакомить детей с музыкальным инструментом барабан, его строением и способом извлечением звука....

Статья "СИНТЕТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ И РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"

        В статье представлен опыт синтетического использования инновационных технологий ТРИЗ Генриха Альтшуллера и материалов русского народного фольклора на музыкальных зан...

Конспект занятия Тема: «Образ моего страха»

Конспект занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по музыке для детей старшей группы «Ударный инструмент - бубен»

Возрастная группа: дети старшей группы.Цель занятия: -развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках.Задачи:1....