Методическая работа по развитию музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему

Попова Ольга Михайловна

Методическая работа по развитию музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx30.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методика работы по развитию музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста.

   Одной из основных задач на уроке ритмики является изучение и закрепление музыкально - теоретических сведений, полученных на уроках по специальности, сольфеджио через мышечное ощущение. Эта область, то есть работа над метроритмом, занимает центральную часть урока. Большое внимание на уроке уделяется осанке и умению красиво, легко, изящно двигаться в характере музыки. Для этого предназначаются гимнастические упражнения, над которыми необходимо работать на каждом уроке. Весь комплекс упражнений разучивается не сразу, а постепенно, от урока к уроку прибавляя упражнения и оттачивая движения. Лишние и неточные движения в процессе разучивания убираются, происходит дифференциация движения.                                Как правило, урок заканчивается игровыми или танцевальными упражнениями - после кропотливой напряженной работы происходит эмоциональная разрядка.

         Для успешного осуществления поставленных задач, для большей заинтересованности, занятия с детьми строятся на основе игрового метода. Это касается любого вида упражнений на уроке ритмики.

В работе соблюдается концентрический принцип изучения материала. Музыке принадлежит главенствующая роль. Музыкальный материал тщательно отбирается из произведений композиторов - классиков, народной и современной музыки. Это имеет большое значение в деле воспитания художественного вкуса и чувства.

    Содержание и методика занятий с детьми дошкольного возраста

        Первый месяц работы с группой - вводный период, введение в предмет ритмика. За это время педагог знакомится с детьми, устанавливает контакт с ними, проверяет их способности, особенности характера, поведения. Постепенно намечается план работы, происходит выбор тех или иных упражнений для работы с данной группой детей.

                                                         Марши

       Марш является необходимым на уроке, его четкий ритм хорошо настраивает на работу, дисциплинирует, организовывает детей.

В связи с этим чрезвычайно полезно начинать урок с маршировки. Дети двигаются по кругу, стараясь сохранять интервалы между собой. Для начала можно предложить детям представить вместо круга пруд - и двигаться по дорожке вдоль пруда.

        Это упражнение можно исполнять в начале урока без музыкального сопровождения, и в дальнейшем периодически вспоминать и повторять его. Затем постараться маршировать под музыку, для начала выбирать несложные марши.

Не следует сразу же от всех детей добиваться четкого исполнения, т.к. у каждого ребенка в силу различных индивидуальных особенностей это будет происходить в разные сроки. Научиться  маршировать под музыку - эта работа происходит на протяжении длительного времени. Постепенно эта задача усложняется, появляется вступление и остановка с концом музыки, а затем добавляется переход на другой вид движения (например, бег или подскоки). С каждым уроком прибавляем новое задание.

 Например

Вступление - маршировка на месте

I часть - марш вперед

II часть - шаги врассыпную, сначала пружинки  и постепенно, переход на подскоки.

Дети стараются двигаться, не сталкиваясь друг с другом, каждый ищет свою дорожку. В конце – возвращаются на свое место в круг.

                            Комплексы гимнастических упражнений 

         Начиная с 4-ого - 5-ого уроков, начинаем осторожно вводить гимнастические упражнения.

Для начала необходимо научить детей строиться в ряды - каждый должен знать свое место в ряду и уметь сохранять дистанцию. Очень удобно строиться в шахматном порядке. С детьми 4-х -5-ти летнего возраста целесообразно начинать с песенных гимнастических комплексов. Дети охотно поют, выполняя движение вместе с вами.

        Каждому педагогу предоставляется возможность творчески подойти к этой задаче - подобрать песни доступного детям содержания и хорошего музыкального материала. Движения на этом этапе могут быть самыми простыми, но для развития двигательных навыков ребенка и их связи с музыкой чрезвычайно полезными.

Постепенно достигается четкость, выразительность, красота движения. Гимнастический комплекс не обязательно выполнять в начале урока, педагог сам почувствует время гимнастики на уроке.

         Упражнения разучиваются постепенно, по частям; закрепляя выученную часть, можно добавлять следующую. Педагог должен стремиться творчески подходить к любому виду занятий. Например, в гимнастике можно предложить выполнять упражнения вместе с «учителем». Каждый, хорошо выполняющий упражнение ребенок может стать «учителем», или устроить конкурс на лучшее исполнение упражнения. Один ребенок или небольшая группа выполняют упражнение - остальные - «комиссия» смотрят и делают замечания. Конечно, это отнимает много времени. Но иногда этому виду работы можно уделить внимание. С одной стороны, дети учатся наблюдать, анализировать, оценивать работу своих товарищей, с другой стороны, им предоставляется возможность самим «выступить», исполнить упражнение красиво, точно, выразительно.

Например

«Веселый ветерок»

Вступление – приготовиться, настроиться на чёткий ритм песни.

На затакт «А ну-ка» - руки раскрыть в стороны, ладонями вниз

т. 1 - 4 движения - рывка прямыми руками назад;

т. 2 -4 - 3 раза повторяется слово «ветер»,

3 раза присесть, руки положить на пояс, после приседания,

встать, выпрямиться, руки в стороны;

т. 5 = т. 1

т. 6 - 8 - словосочетание «на свете» произносится только 2 раза, на это словосочетание присесть, руки на пояс - выпрямится, руки в стороны.

В конце - опустить руки вниз.

т. 9 - поворот направо, раскрыть руки в стороны,

вернуться в исходное положение.

т. 10 - то же налево;

т. 11 - то же направо;

т. 12 - то же налево;

т. 13 - два хлопка перед собой - руки вытянуть перед собой ладонями вверх;

т. 14 - два хлопка - руки вверх раскрыть

т. 15 -16 - два хлопка - руки вытянуть в стороны ладонями вверх, закрыть (ладони вниз), и опустить;

             Упражнения с музыкально-теоретическими  заданиями

            В ритмике в любом упражнении, будь то гимнастика, танец или игра, всегда должен соблюдаться основной принцип - органическая связь движения с музыкой.  

 Например

        Дети стоят в произвольном порядке, каждый выбирает себе позу. Можно придумать сказку - образ заколдованных фигур. Начинает один ребенок, плавно двигаясь между фигурами на первую фразу, в конце фразы останавливается и дотрагивается рукой до следующего ребенка, как бы «оживляет» его. Движение продолжает ожившая фигура и т. д. (при желании можно передавать предмет).

        В таких упражнениях происходит знакомство детей и музыкальными фразами различной протяженности. Дети двигаются, исполняя ритмический рисунок, таким образом, происходит освоение длительностей. А кроме того, дети учатся распределять свои движения в пространстве в общении друг с другом.

                                                    Песни – игры

      Этот вид упражнений можно отнести к одному их самых любимых детьми. Как правило, в конце урока оставшиеся 10 - 15 минут посвящаются разучиванию танцев или песен - игр.

  Например

   Игра « Мотылек»

Участвуют два ребенка, остальные дети наблюдают.

1-ый ребенок – мотылек, спит.

2-ой ребенок – просит крылья, затем улетает в дальнюю страну, прилетает назад и возвращает крылья мотыльку.

     Мотылек добрый не пожалел на время дать свои крылышки.

Это упражнение обладает воспитательным значением и на это следует обратить внимание детей.

                                                  Заключение.

Для проведения занятий по ритмике необходимо иметь просторный класс для движения, но т. к. маленьким детям трудно простоять весь урок на ногах, для каждого ребенка должен быть приготовлен стул. В процессе занятия периодически сажать детей на стулья, чередовать движение со спокойным отдыхом. Во время такого отдыха знакомить детей с новым музыкальным материалом.  В целях более успешного проведения занятий в классе должен быть инвентарь для упражнений с предметами (флажки, палки, ленты, шумовые инструменты, и др.). Форма одежды детей - свободная, не стесняющая движения, но обязательно – тапочки - чешки. Стопа ноги должна очень чутко контактировать с полом. Особенно это важно для исполнения ритмических рисунков - двигаться, ступать так, как будто играешь на клавишах, создаешь музыку. Как правило, в начале года на 1-ое занятие дети приходят с большим желанием заниматься с горящими глазами, и задача педагога заключается в том, чтобы не разочаровать детей, не отбить у них охоту приходить на уроки ритмики. В этом состоит одно из сложнейших таинств педагога  требующего от него больших знаний предмета и мастерства преподавания. Разнообразные взаимодействия музыки и движения, их органическая связь между собой, а также передача средств музыкальной выразительности через движение тела является специфической особенностью учебного предмета ритмика.

 Карта диагностики

Материалы

по индивидуальному сопровождению учащегося

Фамилия, имя ребёнка_________________________________

Наименование музыкально-ритмических навыков

Дата фиксации результата

Октябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

Май

Восприятие общего характера музыки

Различение музыкальной формы (двухчастной, трёхчастной)

Чувство ритма

Различение и передача в движении динамических оттенков

Различение и передача в движении темповых нюансов (ускорение, замедление, остановка движения)

Примечание (Рекомендации для родителей, индивидуальные задания ребёнку, дата дополнительной консультации и др.)

Условные обозначения:

+ – включённость ребёнка в деятельность

++ – заинтересованность, положительная динамика

+++ –  высокий уровень освоения навыка

Карта

экспертной оценки педагогом и оценки родителями компетентности учащегося

1

Освоил теоретический материал по разделу программы «Хореографическая азбука»

1

2

3

4

5

2

Умеет вести свободную беседу о танцевальных жанрах, пользуясь специальной терминологией

1

2

3

4

5

3

Умеет ориентироваться в музыкальных размерах 2/4, 3/4

1

2

3

4

5

4

Знает отличительные особенности элементов классического и народного танцев

1

2

3

4

5

5

Научился(ась) использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности

1

2

3

4

5

6

Научился(ась) самостоятельно выполнять творческие задания

1

2

3

4

5

7

Может научить исполнению парного танца своего товарища

1

2

3

4

5

8

Научился сотрудничать с детьми в процессе исполнения коллективных танцев

1

2

3

4

5

9

Приобрел(а) навыки этикета

1

2

3

4

5

10

Достижения ребёнка на городском, всероссийском и международном уровне

1

2

3

4

5

Обработка анкет

При обработке анкеты ответы родителей группируются по следующим категориям:

  • освоение теоретической информации — пункты 1, 4, 9;
  • опыт практической деятельности — пункты 2, 3, 5;
  • опыт творчества — пункты 6, 10;
  • опыт сотрудничества — пункт 7, 8.

Экспертные оценки педагога и оценка родителей суммируются, вычисляется среднеарифметическое значение по каждой компетентности, и далее по освоению образовательной программы «Танцевальные узоры».

Формы и методы выявления результата

Формы и методы

выявления результата

Преимущества этих форм

Ограничения и затруднения при использовании

Опрос

«Мягкая» обстановка. Виден результат

Трудность фиксации. Учащимся напоминает школу.

Самостоятельная импровизация

Индивидуальный подход. Конкретность.

Результат видят все-очевидность.

Возможность сравнения новых результатов с предыдущими.

Стрессовая ситуация для учащегося.

Открытое занятие

Можно проследить рост учащегося в течение многих лет.

Не все параметры могут быть выражены.

Диагностические занятия

Возможность сравнения новых результатов с предыдущими.

Необходимость тщательной разработки.

Трудоемкость.

Анкетирование

Возможность сравнения новых результатов с предыдущими

Разработка формы анкеты.

Самооценка учащихся и взаимоаттестация

Выполняется учащимися с удовольствием.

Возможна необъективность, неадекватность.

Концерт

Выступление

Наглядность, доступность, зрелищность.

Выполняется учащимися с удовольствием.

Трудоемкость

Зависимость от материально-технического оснащения

Формы и методы фиксации результата

Формы и методы

фиксации  результата

Преимущества этих форм

Ограничения и затруднения при использовании

Маршрутные листы

Можно проследить рост учащего в течение ряда лет

Трудно вычленить параметры, включаемые в лист

Аналитические справки

Показывают уровень объекта анализа

Анализ часто лишен адекватных выводов

Отзывы учащихся и родителей

Оценка со стороны

Субъективность

Выступления

Наглядность, убедительность, доступность.

Возможность сравнения работ, в том числе и самим учащимися

Трудоемкость

Видеозаписи, фото

Зримость, наглядность, можно хранить много лет

Зависимость от материально-технического оснащения

Грамоты, дипломы, сертификаты

Наглядность, удовлетворенность учащихся

Могут иметь не все учащиеся

Журналы (отметки, оценки)

Четкость, конкретность, систематичность

Нет наглядности, зримости (для учащихся)

Публикации в прессе

Подробное описание, массовость аудитории

Не всегда отражаются недостатки.

                        Критерии уровня развития чувства ритма:

1. Движение.

  1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения

      (3-х частная форма):

      высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,

                        движения  соответствуют характеру музыки;

      средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других

                        детей), движения соответствуют характеру музыки;

      низкий –  смену движений производит с запаздыванием, движения не

                        соответствуют характеру музыки.

 

  2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения  

      (фрагмента) после предварительного прослушивания:

      высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное

                        выполнение движений;

      средний -  движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная

                        эмоциональность при выполнении движений;

      низкий  –  движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при

                        движении.

 

  3) соответствие ритма движений ритму музыки:

       высокий – чёткое выполнение движений;

       средний – выполнение движений с ошибками;

       низкий  – движение выполняется не ритмично.

 

  4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими

      жестами»):

      высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

      средний – допускает 1-2 ошибки;

      низкий  –  не справляется с заданием.

 

2. Воспроизведение ритма.

  1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

      средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

      низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

 

  2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;

      средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;

      низкий  – неверно воспроизводит ритм песни.

 

  3) воспроизведение ритма песни шагами:

      высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;

      средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;

      низкий –  допускает много ошибок или не справляется с заданием.

 

  4) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных

      инструментах («ритмическое эхо»):

      высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

      средний – допускает 2-3 ошибки;

      низкий  – не верно воспроизводит ритмический рисунок.

 

3. Творчество.

  1) сочинение ритмических рисунков:

      высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;

      средний – использует стандартные ритмические рисунки;

      низкий – не справляется с заданием.

 

 2)  танцевальное:

      высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в

                        движении; самостоятельно использует знакомые движения или

                        придумывает свои; движения выразительны;

      средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,

                         движения соответствуют характеру музыки;

      низкий –  не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке

        Помимо  основных разделов занятия на протяжении всего года ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка.

        Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей о роли музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей...

МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ - ПРЕЗЕНТАЦИИ для детей дошкольного возраста на музыку Е. Железновой

Данные  презентации  предназначены музыкальным руководителям и посвящены актуальной проблеме воспитания чувства метроритма на уроках музыкальных занятиях, с помощью ритмических и мелодически...

Статья «Влияние музыкально-ритмических движений на здоровье детей дошкольного возраста»

Детство  дошкольников  невозможно  без  игры,  без  сказки.  Музыка,  погружает  детей  в  мир  сказки,  творчества,  фантазии,...

Квалификационная работа «Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста» для детей 5-7 лет

Цель : развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры....

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта воспитанников, развитием умения согласовывать движения разл...

«Здоровым быть это модно!» Система работы по развитию социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста 6-7 лет через различные педагогические технологии по программе «Разговор о правильном питании»

Методическая разработка по формированию у детей целостного отношения к собственному здоровью с выделением главного компонента — культуры питания и развитие социально-бытовых компетенций, связанн...