Цикл интегрированных НОД по слушанию музыки для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Ильина Марина Викторовна

Конспекты музыкальных занятий  по слушанию музыки в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_slushaniyu_muzyki.docx18.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цикл интегрированных НОД по слушанию музыки в подготовительной группе  «Встречи в музыкальной гостиной»

Из опыта работы музыкального руководителя МКДОУ «Ручеёк», г. Бородино Ильиной М.В.

Тема:  «Путешествие по городу музыкальных жанров»

Занятие 1

М.Р. В царстве музыки, которым управляет королева Мелодия вместе со своей  сестрой Гармонией, есть город «Музыкальных жанров».

Жанр – (французское слово) это тип, вид искусства. Мы знаем три основных музыкальных жанра: марш, песня, танец. Давайте, мы с вами прогуляемся по городу и подойдем к зданию, в котором живут «Марши».  На первом этаже живут военные марши. Почему? Правильно, военным солдатам нужно успеть быстро выбежать и быстро построиться.

На втором этаже живут марши – церемонии, т.е. церемониальные марши. В войне обязательно есть победители, и тогда звучат марши-триумфы. (Слушают «Марш» Дж.Верди из «Аиды»). Предложить мальчикам пройти под музыку в триумфальном шествии. Но на войне есть и проигравшие, и тогда звучат траурные, печальные марши.

И, наконец, самый радостный…, правильно – «Свадебный марш» Мендельсона. Это марш для эльфов из «Сна в летнюю ночь».

На третьем этаже живут сказочные марши. Давайте, вспомним некоторые из них. Это «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». (Исполняется отрывок). Первая мелодия – это каким он хочет быть, вторая – это то, что он есть на самом деле: маленький, страшный, коварный карлик. На этом же этаже живет чудесный марш П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик». (слушают фрагмент). В этом марше музыка самого марша соединяется с музыкой зажигания свечей на новогодней елке, с фейерверком.

Наконец, на четвертом этаже живут детские марши, т.е «игрушечные».

Слушание: «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева

     «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского из «Детского альбома»

Занятие 2

М.Р. Мы продолжаем прогулку по городу «Музыкальных жанров». Интересно, какая музыка живет в доме напротив?

- А в соседнем доме, не менее красивом, живут танцы.

- Ребята, а вы знаете, что такое танец? Это не просто движение, а движение в ритме, характере музыки. Давайте, постучимся на первый этаж и узнаем, какие там живут танцы. Смотрите, люди взялись за руки и идут по кругу. Что это за танец? Да, это хоровод. Это самый древний танец. Не случайно люди ходят по кругу, так как круг похож на солнце, а люди издавна ему поклонялись. Хоровод – это шагающий танец, он может быть спокойный или подвижный. (дополнить любыми народными танцами «Камаринская», русская народная пляска «Трепак»).

- На втором этаже живут самые красивые танцы. Это бальные танцы – полонезы, менуэты, вальсы. А вы знаете, что такое бал? Да, это особые танцы, особые манеры, особые элементы этикета. Кавалер  подает даме руку, дама делает реверанс. Наконец, это особые костюмы, более сложные, чем народные, и в них уже движется не удалые, а плавные, чинные, важные. Характер бальных танцев более торжественный. Открывается любой бал танцем-шествием. Конечно, это полонез.

Слушание «Полонез» Ф.Шопена («Полонез» М.Глинки из оперы «Иван Сусанин», «Полонез» П.Чайковского из оперы «Евгений Онегин»).

(Предложить детям пройти под полонез парами).

М.Р. Есть такая страна – Франция. Эта страна законодательница танцевальной моды. Одним из модных французских танцев был «Менуэт» (с французского – мелкий шаг). Но менуэт более подвижный, чем полонез.

Слушание «Менуэт» Л.Боккерини.

Предложить детям пройти под музыку менуэта.

М.Р. Здесь же живет еще один танец – вальс. Это танец «покачивания». В начале 19 века вся Европа танцевала этот танец.

Слушание «Сказки венского леса» И.Штрауса.

М.Р. Вальсы Штрауса по-весеннему радостные, восторженные, любимые и по сей день.

А за песнями нм надо отправиться в путешествие. И мы подходим к дому совсем необычному… Ребята, а вы знаете сказание о Садко? Кто это был? Помните, как он своими песнями морского царя успокоил?

Так вот Садко, певец-гусляр поведет нас по этажам знакомить с разными песнями. На первом этаже живут песни-былины. А что такое былины или быль? (Ответы детей).

Правильно, в былинах пелось о подвигах русских богатырей, о настоящих героях. Первая песнь Баяна «Дела давно минувших лет…»

Слушание: Интродукция «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.

М.Р. Былины не пелись, а скорее сказывались  неторопливо, нараспев, под мерный аккомпанемент гуслей.

Тема: К.Сен-Санс «Карнавал животных»

(беседа-диалог)

Беседа 1 «Королевский марш льва»

М.Р. Камиль Сен-Санс (французский композитор) написал забавную сатирическую сюиту для своих друзей и назвал ее «Карнавал животных». В нее входят: «Королевский марш льва», «Куры и петухи», «Антилопы», «Черепахи», «Слон», «Кенгуру», «Осел», «Аквариум», «Длинноухие персонажи», «Кукушка в чаще леса», «Птичник», «Лебедь».

- Кого решил изобразить К.Сен-Санс в «Карнавале животных»?  А что делают на карнавале? Правильно, на карнавале танцуют, веселятся, одевают маски. Скажите, а а животные могут одевать маски?. Да, животные не могут носить маски, но они могут веселиться, танцевать и исполнять какие-то роли, как артисты.

- Кого мы называем царем зверей? Кто такой лев? Какой он? Пушистый или нет?

- Да, лев – хищный зверь, его называют царем всех зверей, и хотя он пушистый, с мохнатой гривой, он еще и властный, хитрый, коварный зверь. Послушайте «Королевский марш льва».

Слушание «Королевский марш льва» К.Сен-Санса.

- Какой лев в музыке Сен-Санса? Правильно, это страшный, коварный, быстрый зверь. Сейчас мы послушаем музыку еще раз, и услышим, не только, как он приближается, но и как он устрашающе «рычит» - сначала в нижнем регистре, затем в исполнении оркестра.

Повторное слушание произведения

Музыкальный руководитель предлагает детям изобразить «рык» льва, и сам на инструменте играет хроматическую гамму (лев рычит).

Беседа 2 «Слон»

- Где вы можете увидеть слона? Что может делать слон в цирке? Какие трюки? А танцевать он может?

Слушание «Слон»

- Что же делает слон в музыке? Правильно, слон пытается станцевать под вальсовую мелодию, даже пропеть хоботом песенку.

Предложить детям изобразить танцующего слона, медленно переступая под басы.

Беседа 3 «Лебедь»

- Есть у К.Сен-Санса знаменитая и популярная пьеса «Лебедь». Вспомните сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»: «…И вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал этих прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть: «Полечу к ним, к эти величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть, за то, что я такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы, да терпеть холод и голод зимой!» и он опустился на воду, и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, увидев его, помахали крыльями и тоже поплыли к нему. «Убейте меня!» - сказал бедный утенок и низко опустил голову. И вдруг, в чистой, как зеркало, воде он увидел свое собственное отражение. Он был уже не гадким, темно-серым утенком, а белым прекрасным лебедем! Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел, и поэтому, мог лучше оценить свое счастье, и все то великолепие, что окружало его. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его своими клювами.

- Ребята, а лебеди – птицы стремительного или плавного полета? (ответы детей).

Слушание «Лебедь» (в записи)

- Какие чувства и эмоции вызывает это произведение? Какая лебедь у Сен-Санса? Музыка действительно светлая, а музыка пластичная, грациозная, гордая птица. В музыке лебедь летит или плавает?

Музыкальный руководитель играет клавир, акцентируя гармонию в левой руке.

М.Р.: А что это за переливы? Давайте, рукой покажем, как лебедь крылом отталкивается от воды. Теперь погладим по шее эту величественную птицу (заранее внести игрушку лебедя).

Предложить детям под музыку имитировать движения лебедя в спокойной воде.

Беседа 4. «Аквариум»

- Что такое аквариум? Каких рыбок вы знаете? Давайте, послушаем пьесу «Аквариум».

Слушание: «Аквариум» К.Сен-Санса.

- Что вы представили под эту музыку? Какие чувства и эмоции вызывает эта музыка?

- Музыка действительно, сказочная, волшебная. Рыбки подплывают то близко, к стенке аквариума, то опускаются на самое дно. Давайте, еще раз послушаем это произведение, и вычленим музыку рыбок (флейты и скрипки) и журчание воды, переданное игрой на фортепиано.

Повторное слушание.

- А теперь, представьте, что мы сами рыбки в аквариуме, а наша воспитательница – большая серая кошка, которая сидит в стороне. Рыбки с опаской подплывают и уплывают от стенки аквариума.

Беседа 5. «Кенгуру»

- Ребята, а что это за животные – кенгуру? Где мы можем увидеть его? Давайте, послушаем, что же делает кенгуру у Сен-Санса?

Слушание «Кенгуру» К.Сен-Санса

- Какой он? Правильно, животное смешное. Кенгуру быстро прыгает, иногда останавливается и осторожно озирается.

Повторное слушание произведения.

Отметить отрывистое стаккато прыжков и мягкие аккорды останавливающихся и прислушивающихся кенгуру.

Предложить детям показать «веселых» и «трусливых» кенгуру в движении.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по восприятию музыки для детей подготовительной группы

Непосредственная образовательная ситуация, которая направлена на развитие художественного восприятия детьми музыки П.И.Чайковского....

Цикл тематических занятий педагога-психолога для детей подготовительной группы.

Основная цель занатий, формирование учебной мотивации старших дошкольников, помощь в становлении самосознания, формирование внутренней позиции школьника....

конспект НОД по музыке для детей подготовительной группы «В мире музыкальных инструментов»

Цель:Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необхо...

"Осеннее настроение" Интегрированная деятельность по музыке и рисованиюв подготовительной группе

Создать условия для творческого выражения детей средствами музыки и изобразительного искуства....