МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВОЗРАСТОМ ОТ 3-Х ДО 6-ТИ ЛЕТ
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая группа)

Туранина Марина Анатольевна

 

Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражание и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение – необходимый вид деятельности малышей.  В таких играх  с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает много своих способностей:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-ritmicheskie_igry.doc161.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

город Керчи Республики Крым

«Детский сад комбинированного вида №53 «Звоночек»

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ   ИГРЫ

ДЛЯ   ДЕТЕЙ   ВОЗРАСТОМ

ОТ   3-Х   ДО   6-ТИ   ЛЕТ

(из опыта работы музыкального руководителя Тураниной М.А.)

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ   ИГРЫ   ДЛЯ   ДЕТЕЙ   ВОЗРАСТОМ

ОТ   3-Х   ДО   6-ТИ   ЛЕТ

(из опыта работы музыкального руководителя Тураниной М.А.)

Детство каждого проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребёнку освоить правила и законы взрослы людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла, или сам ребёнок имеет собственные вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. У ребёнка есть возможность побывать в роли  актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребёнок играет по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. По играм, и как в них играют дети, можно представить наше будущее общество. Поэтому большое внимание нужно уделять театральной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать  правильную модель поведения в современном мире, повышать общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным  искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру станет не только ярким воспоминанием из детства, но и  ощущением праздника проведённого вместе со сверстниками, родителями и преподавателями в необычном, сказочном мире.

Театральная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитание творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные вещи, превносить их в жизнь, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое мышление, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театральная деятельность имеет общее действие и направлена:

  • На особенности ребёнка, его раскрепощение, привлечение к действиям, активируя при этом имеющиеся у него возможности;
  • На самостоятельное творчество, развитие всех ведущих психических процессов;
  • Способствует самопознанию, самовыражению ребёнка при достаточно высокой мере свободы;
  • На создание условий для её социализации, усиливая при этом адаптационные способности ребёнка, корректируя коммуникативные отклонения;
  • На помощь в осознании ощущения радости, значимости, скрытых талантов, которые возникают в результате выявления возможностей  ребёнка.

Любому взрослому, родителю или преподавателю нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребёнком, на нас ложиться особая ответственность за построение взаимоотношений личностей, поскольку именно в общении ребёнок воспринимает и усваивает различные образцы общения.

Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе обучение, их общение с другими людьми переплетены в жизни теснейшим образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, который требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успех обучения постоянно и бесповоротно влияют на коммуникативно-речевую активность и другие характеристики коммуникативной деятельности детей.

Невозможно научить детей общению, если не включить их во взаимодействие друг с другом, не  обусловив речевое действие и поведение какой-нибудь  другой деятельностью (игровой, практической, познавательной, т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребёнка вступить в него. Среди разных форм взаимодействия с детьми специалисты называют театрализацию, точнее, театральные игры.

Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной деятельности, показывает, что именно театрализация развивает особенности ребёнка, прививает чёткий интерес к литературе, театру, усовершенствует навык применять в игре жизненные переживания, направляет к созданию новых образов, способствует развитию умения общаться с другими людьми, отстаивать собственную точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Такой вид детской деятельности, как театрализация, создаёт максимально благоприятные условия для развития коммуникативно – речевой активности у детей младшего возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.  Главным в театральной деятельности является не просто желание развлечь детей или  заучить с ними отдельные жесты, фразы для будущего спектакля, а в первую очередь развитие детской фантазии, способностей сопереживать тому, что происходит, создание соответственного эмоционального настроя, раскрепощение ребёнка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.  В данной работе рассмотрен один из компонентов театрального развития малышей, который на начальном этапе является наиболее действенным и понятным детям в возрасте от 3 до 6 лет.

Сегодня известно десятки эффективных систем раннего развития  ребёнка. Многолетние исследования психологов показали, что дети, которые занимаются музыкой, опережают  сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Отмечено также  заметное влияние музыкальных и ритмических игр на формирование у детей явных способностей к восприятию информации и способностей концентрировать внимание.

Музыкально-ритмические игры (музыкально-игровые занятия)  являются эффективным способом для социальной адаптации ребёнка, укрепления позитивного эмоционального контакта между взрослым и ребёнком, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.

Музыкально – ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особенную важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между правым и левым полушариями головного мозга. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятие решений возможны лишь благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

Наибольшее влияние на формирование методики организации музыкально – игровых занятий с детьми оказала система обучения (методика) Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой», характерной особенностью которой является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру.

Практический опыт работы с детьми раннего возраста позволил сформировать несколько принципиальных постулатов для проведения музыкально – игровых занятий, которые предлагаются, а именно:

  • Основой музыкальной деятельности является движение (учитывая, что детям трудно сидеть некоторое время на одном месте).
  • Использование в работе фонограмм, поскольку без них нет возможности музыкальному руководителю принимать участие в играх, танцах, и активно помогать детям.
  • Критерий выбора звукового материала и заданий – их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.
  • Использование в музыкальном материале яркой и образной классической музыки, или качественной современной танцевальной. Также огромное значение имеет выбор музыки из известных детям кинофильмов и мультфильмов.  При прослушивании знакомых мелодий у детей  возникает некоторый ассоциативный ряд, поднимается настроение.
  • Раннее знакомство с музыкальной литературой и исполнение лёгких песенок с движениями – полезное и интересное занятие для детей раннего возраста.

Следом за  практическим опытом сформировалось и методическое обоснование проведения музыкально – игровых занятий. Основой для этого обоснования стали положения, сформированные практикой проведения занятий с детьми, а именно:

1.  Музыка всегда (наравне с движением, речью и игровым оборудованием) является условием общего развития детей, то есть она должна объединяться с движением, например в ритмике и танцах для малышей, в подвижных играх с песенками, в пальчиковых играх, в детской гимнастике, в играх на шумовых инструментах.

2. Музыка музыкально – ритмических занятий должна быть не только «целью», но и «средством», который определяет темп и ритм движений, чередование  фраз и разделов, подсказывает детям образ и  выполняемые действия. С другой стороны сама музыка становится понятной, интересной для ребёнка именно в движении, то есть через танец, жестовые и подвижные игры, задолго до того, как они могли бы понять разговоры про музыку или начать обучаться игре на музыкальных инструментах.

Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражание и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение – необходимый вид деятельности малышей.  В таких играх  с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает много своих способностей:

  • Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка;
  • Развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память;
  • Формируются навыки вербального и невербального общения;
  • Ребёнок учится принимать решения, добивается взаимопонимания, учится идти на компромиссы, развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе;
  • Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые,  зрительные, тактильные способности  к восприятию.
  • Развивается речь, голос с помощью простой интонации ( голоса животных, птиц, звуки природы)

Проведение музыкально – игровых занятий

В предложенных примерах музыкальное развитие ребёнка является не только целью, а и способом общего и социального развития детей младшего возраста.

Цель занятий: Способствует  умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего возраста методами музыкального воспитания.

Задачи заданий: Формирование музыкальных способностей, музыкальной сенсорики, музыкального вкуса в наиболее сенситивный период развития ребёнка. Формирование готовности для дальнейшего обучения.

Принципы занятий: Развивающий характер, ориентирование на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью.  В занятиях заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной работы с детьми, засчитаны идеи оздоровительного и развивающего компонента по принципу единения развивающей и оздоровительной работы.  Содержание занятий ориентировано на создание психологического и эмоционального комфорта каждого ребёнка.

Содержание занятий: базирование технологии музыкального обучения и воспитания на игровых методах и объединение музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребёнка в процессе занятий.

Последовательность проведения занятий:

  • Разминка
  • Игры с музыкальными инструментами
  • Игровой массаж
  • Игры с предметами
  • Хороводные игры
  • Инсценировки
  • Пальчиковые игры
  • Игры с подражательными движениями

Примеры проведения развивающих игр

В данном разделе предлагаются игры для начала занятий, пальчиковые и подвижные игры, игры с подражательными движениями и другие музыкальные игры.

Разминка  (для начала занятия)

(1)Головами покиваем

Носиками помотаем

И зубами постучим

(2)И немножко помолчим

(3)Плечиками мы покрутим

(4) И про ручки не забудем

Пальчиками потрясём

(5) И немножко отдохнём

(6) Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем

Ножку ножкой подобьём

(7) И с начала всё начнём...

Группа расположена полукругом

1  (и далее) – действия соответствуют тексту песни.

2  прижимаем  указательный палец к губам и  выдыхаем («тсс.»).

3  поставивши пальцы на плечи, крутим плечами.

4 (и далее) - по тексту

5  нагнувшись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)

6 (и далее) - по тексту

7 прыгаем  на месте или ритмично хлопаем в ладоши. В остальных случаях действия соответствуют тексту.

Игры с музыкальными инструментами

Погремушка

Погремушка-погремушка, музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми, и греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми и греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки, отдохнут от шума ушки

На соседей погляди и тихонько посиди.

На соседей погляди и тихонько посиди.

Для игры нужны погремушки. Лучше всего взять  одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучность (громкость): лучше подобрать те, которые негромко «шелестят».  Игра проводиться соответственно тексту.

Игровой массаж

Ходит ёжик

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу

И колючками своими колется, колется.

А я ёжику - ежу, ту тропинку покажу,

Где катают мышки маленькие шишки.

Для этой игры нужны массажные колючие мячики или шишки. Взрослый помогает  детям катать между ладоней и по туловищу сначала мячики, а  затем — шишки.

Игры с предметами

Мишку на руки возьми

(1)Мишку на руки возьми и повыше подними,

(2)Маме лапочкой одной помаши над головой.

(3)Мишку на пол посади и один гулять иди,

(4)По всей комнате пройдись, а потом к нему вернись.

Мишка все сидел и ждал, никуда не убежал.

(5)На руки его возьми, крепко-крепко обними.

(6)Мишке хочется поспать, мишку надо укачать,

Баю - бай, баю - бай, поскорее засыпай!».

Для игры понадобится игрушки  по количеству детей в группе. Желательно, чтобы все игрушки были медвежатами. Но подойдут и другие животные. Можно предложить принести любимую игрушку - зверушку. Нужно помогать детям выполнять движения соответственно тексту песни:

1 поднимаем зверушку  над головой

2 придерживая  зверушку за лапку, машем друзьям.

3  садим зверушку на поли идём по комнате

4 возвращаемся к зверушке

5 обнимаем зверушку

6 укачиваем зверушку

Весёлый мячик

(1)По мячу ладошкой бьём, дружно, весело вдвоём.

Мячик - мячик, мой дружок, звонкий, звонкий, звонкий бок.

По мячу ладошкой бьём, дружно, весело вдвоём.

(2)Мяч бросаю и ловлю, я с мячом играть люблю.

Мячик, мамочка, не прячь - мне бросай обратно мяч.

Мяч бросаю и ловлю. Я с мячом играть люблю.

1 Напевая  песенку, ритмично «бьём ладошкой» по мячику.

2  играем в мячик (кидаем друг – другу).

Хороводные игры

Каблучок

(1)3а руки друзей берём, вместе хоровод ведём,

(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок.

(3)3а руки друзей берём, вместе хоровод ведём.

(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей,

(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок.

(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей.

(7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс,

(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок.

(9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс.

(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод...

Встаём в хоровод.

1  идём по кругу хороводным шагом .

2, 5, 8  поворачиваемся лицом в круг, не отпуская рук, выставляем  ножки на каблук.

3, 10- ведем хоровод 4, 6 подпрыгиваем на месте 7, 9 – выполняем движения «фонарики» или сжимаем и разжимаем кулачки.

Инсценирование

В машине

Сидим с шофёром рядом - Би, би, би

Помочь шофёру надо! Би, би, би.

Машинам всем и людям - Би, би, би,

Бибикать громко будем - Би, би, би.

Сначала пытаемся с детьми «бибикать», як машинки. Предлагаем детям «поиграть в машинки»: взять руль — бубен или воображаемое кольцо. Напевая песенку - крутим «руль». На возглас «Би-би» - нажимаем на сигнал (ритмично стучим по центру бубна или воображаемого кольца).

Детальнее остановимся на Пальчиковых играх и играх с подражательными движениями.

Пальчиковые игры и игры с подражательными движениями.

Данные виды игр следует разобрать детальнее, поскольку они наиболее понятны и интересны для детей младшего возраста

Пальчиковые игры для детей 3-5 лет.

Персонажи и образы предложенных пальчиковых игр - коза и зайчик, дерево и птица, паук и мотылёк, солнышко и дождик, которые нравятся детям, и они с  удовольствием повторяют за взрослыми  текст и движения. Некоторые из пальчиковых игр готовят детей к умению считать, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки,  что помогает лучше усвоить понятие выше и ниже, сверху и  снизу, вправо и  влево.

Произносить текст пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, то делая паузи, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Детям трудно произносить текст, им достаточно выполнять движения вместе с преподавателем или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки  и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда дети придумывают к тексту свои, пусть даже не очень  удачные движения, их следует хвалить и, если можно, показать их творческие достижения, например, батькам.

Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиков игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия эффективнее. Можно петь  предложенные тексты на какую-нибудь соответствующую мелодию.

Дружные пальчики

(1)Эти пальчики щипают,

(2)Эти пальчики гуляют,

(3)Эти - любят поболтать,

(4)Эти - тихо подремать,

(5)А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться.

1большим и указательным пальцами щипаем  ладонь  другой руки

2 указательный и средний "идут "по другой руке.

3 средний и безымянный шевелятся, трутся один об другой (шуршание).

4 безымянный и мизинец прижимаем к  ладони.

5 крутим большим пальцем вокруг мизинца.

Котята

(1) У кошечки нашей есть десять котят,

(2) Сейчас все котята по парам стоят:

(3) Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых, и самых красивых.

1 ладони складываем, пальцы  прижимаем друг к другу. Локти опираются на стол.

2 покачиваем  руками, не рассоединяя их.

3 постукиваем  соответствующими  пальцами друг об друга (от большого до мизинца).

Паучок

(1) Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.

(2) Дождик с неба вдруг полил, (3) паучков на землю смыл.

(4)        Солнце стало пригревать, (5) паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки, (6) Чтобы погулять на ветке.

6 "Паучки " ползают по голове. 1 руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут” по предплечью , а потом по плечу другой руки.

2 кисти вольно опущены, выполняем стряхивающие движения (дождик).

3 хлопаем  ладонями по столу, коленам.

4 ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем  руками (солнышко светит)

5 действия аналогичны  первоначальным.

(6)Стали вдруг вылетать: Раз, два, три, четыре, пять!

Пчёлки

(1)Домик маленький на ёлке,

(2) Дом для пчёл,(3) а где же пчёлки?

(4)Надо в дом постучать: раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке, (5) Где же, где же эти пчёлки?

1 одна из рук стоит  на столе, опираясь на локоть, пальцы  растопырены (ёлочка)

2 на другой  руке пальцы замыкаются в кольцо (улик). «Улик»  прижимаем к "ёлочке"

3 дети заглядывают в "улик".

4 сжимаем кулачки. Стучим кулаками один об один, чередуя руки.

5 разводим руками.

6 расставляем пальцы, шевелим ими (пчёлки летают).

Червячки

(1)        Раз, два, три, четыре, пять, (2) червячки пошли гулять.

(3) Раз, два, три, четыре, пять, червячки пошли гулять.

(4) Вдруг ворона подбегает, (5) головой она кивает,

(6)Каркает: "Вот и обед!"

(7)Глядь - а червячков уж нет!

1 ладони лежать на коленях или на столе.

2 пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы);

3 идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы собраны в ладонь).

4 складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.

5 раскрываем ладонь, отводя  большой  палец вниз, а остальные вверх.

6разводим руки в стороны и пожимаем  плечами.

Рыбки

(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2)Лежало большое бревно на песке,

(3)И рыбка сказала: “Нырять здесь легко!”

(4)Вторая сказала: “Ведь здесь глубоко”.

(5)А третья сказала: “Мне хочется спать!”

(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать

(7)А пятая крикнула: “Здесь крокодил!

(8)Плывите скорей, чтобы не проглотил!”

1 ладони  сомкнуты, слегка закруглены. Выполняем волнообразные движения в воздухе

2 руки прижаты одна к одной, переворачиваем  их с бока на бок.

3 ладони сомкнуты, слегка закруглены.  Выполняем  ими "плавающие "движение.

4 качаем сомкнутыми ладонями (негативный жест).

5 ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).

6 быстро качаем ладонями (дрожание).

7 запястья сложены; ладони раскрываются и закрываются (рот).

8 быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки всплывают).

Улитка

(1)В домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(2)Вот улиточка ползёт потихонечку вперёд.

(3)На цветочек заползёт, (4) лепесточки погрызёт.

(5)Рожки в голову втянула, (6) в домик спряталась, заснула.

Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопыренные. Ладошка - чашка цветка. Другая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный  и мизинец вытянут вперед (рожки улитки).

1 ”улитка" раскачивается с одного боку в другой.

2 ползёт вперед по столу.

3 "улитка " заползает на "цветочек ".

4 "улитка" по очереди обхватывает пальцы ("лепесточки") другой руки ("цветочка").

5 рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").

6 другая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутон".

Зайцы

(1)Десять серых зайцев дремали под кустом,

И двое вдруг сказали: “Вон человек с ружьём”

Двое закричали: “Давайте убежим!”,

Двое прошептали: “Давайте помолчим!”,

Двое предложили: “Мы спрячемся в кустах!”

А двое вдруг спросили: "Он может сделать “Бах”?"

(2)“Бах” - выстрелил охотник, нажав ружья курок,

(3)И десять серых зайцев пустились наутёк.

Руки лежать на столе или коленях, пальцы расслаблены. Соответственно тексту подводим по очереди пару одноименных пальце, начиная с больших.

1 хлопаем в ладоши.

2 бегаем пальчиками па столу или коленях.

Тараканы

(1)3а буфетом под пакетом десять тараканов. (2 раза)

(2)Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман.

(3)3а буфетом под пакетом девять тараканов.

(4)3а буфетом под пакетом девять тараканов. (2 раза)

1 ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук ("тараканы ") растопыренные, шевелим ими.

2 бежим пальцами рук по туловищу, имитируем  заползание "за воротник".

3 загибаем один з пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов.

4движение  повторяются аналогично первому куплету, лишь теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять. И так далее.

Два козлика

(1)Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

(2)А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

(3)Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

(4)Вот с разбега лбами - бух!

(5)        И с моста в водичку - плюх!

1 на обеих ручках прижимаем большими пальцами средний и  безымянный.

2 держим  кисти горизонтально, сближаем руки.

3 на первую строку каждой строчки соединяем руки с размаху.

4 на слово "бух" – хлопаем  в ладоши.

5 опускаем руки на колени.

Пальчиковые игры для детей 4-6лет

Капитан

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо - страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой.

Кончики пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрывши. Проговаривая  стих, показывать, как лодка качается на волнах, а потом плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестивши руки, соединивши ладони тыльною стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями  з пальцами, прижатыми друг к другу, нарисовать рыбок. Плавными движениями ладоней показать, як рыбы плывут в воде.

Домик

(1)Под грибом - шалашик-домик,

Там живет веселый гномик.

(2)Мы тихонько постучим,

(3)В колокольчик позвоним.

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

(4)В домике дощатый пол,

(5)А на нем - дубовый стол.

(6)Рядом - стул с высокой спинкой.

(7)На столе - тарелка с вилкой.

И блины горой стоят  –

Угощенье для ребят.

1 соединить ладони домиком

2 постучать  кулаком одной руки по ладони  другой руки.

3 ладонями обеих рук обернуты вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущений вниз и слегка качается.

4 ладони опустить вниз, ребром прижать  друг к другу.

5 левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь  правой руки.

6-направить левую ладонь вертикально вверх, до её нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе.

7 ладонь левой руки  лежит на столе и направлена вверх, изображает тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и немного  разведены в стороны, а большой  прижат  к ладони.

Гроза

(1)Капли первые упали, (2) пауков перепугали.

(З)Дождик застучал сильней, (4) птички скрылись средь ветвей.

(5)Дождь полил как из ведра, (6) разбежалась детвора.

21(7)В небе молния сверкает, (8) гром все небо разрывает.

(9)А потом из тучи солнце вновь посмотрит нам в оконце!

1 слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу

2 внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуты, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки.

3 постучать по столу всеми пальцами обеих рук.

4 скрестивши руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе.

5 сильно постучать по столу всеми пальцами обеих рук.

6 указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображают человечков; остальные пальцы прижат к ладони.

7 нарисуйте пальцем в воздухе молнию

8 барабанить кулаками, а потом  похлопать ладонями

9-поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами.

Барашки

Захотели утром рано пободаться два барана.

Выставив рога свои, бой затеяли они.

Долго так они бодались, друг за друга все цеплялись

Но к обеду, вдруг устав, разошлись, рога подняв.

        Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и  мизинцы обеих рук согнуты кольцом и видаются вперед, изображая рога баранчиков. Остальные пальцы прижаты  к ладони. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутым указательными пальцем и мизинцем одной руки по указательному  пальцу и мизинцу другой руки.

Кошка и мышка

(1)Мягко кошка, посмотри, разжимает коготки.

И легонько их сжимает - мышку так она пугает.

(2)Кошка ходит тихо-тихо, половиц не слышно скрипа,

(3)Только мышка не зевает, вмиг от кошки удирает.

1 пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями  вниз; потом медленно  распускать кулаки, разводя пальцы в бок, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол.

2 ладони обеих рук лежать на столе, локти разведём в разные стороны; кошка (права рука) крадется: все пальцы правой руки свободно шагают по столу вперед.

3 мышка (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро двигаются назад.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр

Приступая к работе, следует помнить про следующие принципы проведения занятий:

1. Перед игрою с ребёнком необходимо  обговорить её  содержание, сразу  при этом отработав необходимые жести, комбинации пальцев, движения. Это не только  позволит подготовить ребёнка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Выполнять упражнения следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети  иногда

 начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Поступенно текст разучивается  на память, дети произносят его целиком, чтобы слова соотносились  с движением.

Выбрав два или три упражнения, поступенно заменять их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей. Не следует ставить перед ребёнком  несколько сложных заданий сразу (например, показывать движения и произносить текст). Объём внимания  у детей ограниченный, и невыполнимое задание может "отбить" интерес к игре.

Нельзя  детей заставлять делать  что-либо принудительно. Необходимо попробовать  разобраться  в причинах отказа и ликвидировать их (например, заменив задание) или поменять игру. Необходимо стимулировать подпевание  детей, "не замечать», если они сначала  делают что-то не правильно, и обязательно  поощрять успехи.

Игры с подражательными движениями

Такие игры комплексно действуют на детей, развивают их эмоционально, формируют умение и готовность действовать в коллективе. Психологами отмечено значительное влияние музыкально - ритмических игр на развитие способностей ребёнка к восприятию информации, а так же к концентрации внимания.

Почти каждую игру можно сделать проще или, наоборот, усложнить с  учетом возрастных и индивидуальных  особенностей ребёнка, помогать при выполнении игр , придумывать новые  варианты исполнения, а так же обращать внимание детей на точность или ритмичность движений.

Пятнышки

(Эта игра больше всех нравится маленьким детям)

(1)У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2раза)

(2)На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, коленях и носках.

(3)У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2раза)

(2)На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, коленях и носках.

(4)У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2раза)

(2)На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, коленях и носках.

(5)А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2раза)

(2)На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, коленях и носках.

1 хлопаем по всему телу ладонями.

2 двумя указательными пальцами касаемся до соответственных частей тела.

3 щипаем  себя, как бы собирая складки.

4 поглаживаем себя, как бы разглаживая шерстку.

5 проводим рёбрами ладоней по телу (рисуем полоски)

Медвежата

(1)Три медвежонка прыгали в саду

И один сказал: «Я упаду!»

(2)И, конечно, он упал вниз головой,

(3)Медвежонка увели домой.

(1)Два медвежонка, прыгали в саду

И один сказал: «Я упаду!»

(2)И, конечно, он упал вниз головой

(3)Медвежонка увели домой.

(1)Вот медвежонок прыгал в саду И сказал: «Я упаду!»

(2)И, конечно, он упал вниз головой

(3)Медвежонка увели домой.

1  подпрыгиваем на месте (ноги на ширине плеч).

2  наклоняемся, голову опускаем вниз.

3  переваливаемся с ноги на ногу, стоя на месте. Показываем домик (поставив руки над головою).

Лягушата

(1 )Четверо лягушат вместе на пне сидят

Вместе на пне сидят, вкусных червяков едят

(2)Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!

Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!

(3)Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул

(1)А трое лягушат вкусных червячков едят

(2)Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!

Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!

(З) Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул

(1)А двое лягушат вкусных червячков едят

(2)Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!

Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!

(3)Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул

(1)Последний всё сидит и на червячков глядит

Перед игрой вспоминаем, где живут жабы, что едят, чем ловят мух и комаров, как разговаривают. Объясняем, что длинным язычком будут ручки – выбрасываем их перед собою, и хватаемо комаров, мух и червячков, как это делает лягушка.

1-сидим на маленьких стульчиках. Пальцы растопырены (лапки), раскачиваемся с одного бока в другой.

2 с силою выбрасываем  руки то вперед, то над головою, выполняя «хватательные» движения (кулачки сжимаем - разжимаем)

3- наклоняемся вниз, ложась туловищем на колени, руки кладем под щёку, глаза закрываем (спим).

Часы

(1)Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

(2)Вдруг часы сказали: “Бом!”,

(3)Мышь скатилась кувырком.

(1)Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

(4)Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”

(3)Мышь скатилась кувырком.

(1)Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

(5)Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”

(3)Мышь скатилась кувырком.

Садимся на коврик.

1 перебираем пальчиками ("бежим") от коленок к верху

2 один хлопок над головой.

3 руки "скатываются" на пол.

4 два хлопка.

5 три хлопка

Жучок

(1)        Этот маленький жучок по земле гуляет,

Листик сладенький найдёт (2) и его кусает.

(3) Чтоб ещё листочек съесть, хочет он повыше влезть.

(4)Этот маленький жучок по траве гуляет...

Листик сладенький найдёт (5) и его кусает.

Чтоб ещё листочек съесть, (3) хочет он повыше влезть.

(6)Этот маленький жучок по кустам гуляет...

Листик сладенький найдёт (7) и его кусает.

Чтоб ещё листочек съесть, (3) хочет он повыше влезть.

(8)Этот маленький жучок выше залезает,

(9)Вот он ямочку нашёл, (10) лёг и отдыхает.

Он не будет вас кусать,(11) хочет он чуть-чуть поспать.

1-перебираем пальцами по ступням.

2-щипаем ступни.

3-перебираемо пальчиками по ногам (от ступней до колен).

4-перебираемо пальцами по коленям.

5-щипаем ступни.

6-перебираемо пальцами по животу.

7-щипаемо живот.

8-перебираемо пальцами по груди.

9- "жучок заползает” в ямку на плечи в шее.

10-пальчики сжимаем в кулаки.

11 -опускаем голову вниз, глаза закрываем.

Серенький козёл

(1)Как- то серенький козёл в огород поесть зашёл.

(2)Посмотрел по сторонам - есть еда и здесь и там.

(3)Под копытами - трава, (4) а над головой - листва.

(5)Наклонись - капусту кушай, (6) а вверху - большие груши.

(7)Сзади огурцы растут, (8) впереди кусты цветут,

(9)Слева – молодой лучок, справа - вкусный кабачок.

(10)3десь-сто ягодок, там - двести, (11) козлик крутится на месте.

И, пока он выбирал ,(12) пёс его в сарай прогнал.

1-указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ка лбу. Идём вперед.

2-поворачиваясь то в один, то в другой бок.

3-опускаем подбородок

4-поднимаем подбородок вверх

5- наклоняемся вниз

6- тянемся руками вверх

7- поворачиваемся назад

8- поворачиваемся вперёд

9-полоборота вправо, влево.

10-наклоны вправо, влево.

11-кружимся.

12-наклонивши голову, убегаем от "пса".

Змейка

(1)посмотрите - ка, друзья, (2) у меня живёт змея!

(3)По дивану, по коврам может ползать тут и там.

Хоть и нет у змейки ножек, очень быстро по дорожке,

Широко открыв свой рот за лягушками ползёт.

(4)Нет у этой змейки глаз (5) и поймала в этот раз

Не лягушек, не стрекоз, (6) а ребёночка за нос.

1-одна рука - "змея ". Пальцы собраны в пучок.

2-псвободно поворачиваем кистями руки.

3-викполняем рукой  свободные волнообразные движения. "Змея " ползёт по дорожке, большой палец отведён вниз (рот). Сначала ползёт свободно, а потом постепенно ускоряя темп (соответственно тексту).

4-пальцы снова замкнуты в пучок. Крутим кистями рук (как бы оглядываясь).

5-волнообразные движения рукой.

6-"змея"хватает за нос ребёнка.

Гвозди

(1)Бом, бом, бом, бом, по гвоздям бьём молотком.

Гвозди не вбиваются, (2) только загибаются.

Значит, клещи надо взять, будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул, все я гвозди разогнул.        -

1-одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Другая рука (или рука партнера по игре) – гвозди,  стоит на столе или коленях, опирается на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям"- по очереди  по каждому пальцу.

2-пальцы - гвозди – согнуты. Пальцы другой руки – клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение тех, что играют) и "вырывают гвозди" - по очереди  тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

В комнате

Наша-то Катюша умная была:

В комнате работу всем зверям дала.

(1)Чашечки собачка моет язычком,

(2)Мышка подбирает крошки под столом.

(3)Кошка коготками лавочку скребёт,

(4)Курочка рябая пол крылом метёт.

(5)Катя варит кашу для зверят своих

(6)Кашки наварила, с ложки кормит их.

1-левая рука - чашка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение "от себя " тыльной стороной пальцев.

2-хватательно – щипательные движения  правой руки с ладони левой.

3-скребти согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.

4-скользящиее движение ребром ладони одной руки по другой.

5-указательным пальцем правой руки поворотные движения в ладонь левой руки.

6- "зачерпываемо кашку з кастрюльки " левой рукой (ложкою), протягиваем  левую руку вперед (кормим зверят).

Дом

(1)Я хочу построить дом, (2) чтоб окошко было в нём,

(3)Чтоб у дома дверь была, (4) рядом чтоб сосна росла

(5)Чтоб вокруг забор стоял, (6) пёс ворота охранял.

(7)Солнце было, (8) дождик шёл,

(9)И тюльпан в саду расцвёл

1-руки над головою "домиком".

2-руки перед глазами. Кончики пальцев рук замкнуты в  "оконце".

3-ладони  развёрнуты к себе, замкнуты боковыми частями.

4-пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

5-руки перед собою кольцом, пальцы сомкнуты.

6-одна рука "пёс ", мизинец отсоединить от других пальцев.

7-скрестить кисти рук, пальцы расцепить.

8- "стряхивающие "движения

9-передплечия  прижаты пальцы – лепестки смотрят вверх.

Кролик

(1)Маленький кролик с большими ушами,

(2)Розовым носом, (3) смешными усами

(4)Норку глубокую роет себе Сильными лапками в мягкой земле.

(5)Чистит он шёрстку себе (6) или спит.

(7)Кролик ушами всегда шевелит.

(8)Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов

1-кисти прижаты к голове, как ушки.

2-указательными пальцами коснуться носа.

3-указательный палец прижать к  губам.

4-роем норку (колено).

5- "чистим шёрстку ".

6-руки складываем, кладем под т щёку.

7-вшевелим "ушами ".

8-собираемся в комочек

Методические советы

При проведении музыкально – ритмических игр следует помнить:

1. От урока к уроку желательно менять условия  проведения игр, а так же необходимый «реквизит», что способствует  закреплению  нового материала или навыков, и в то же время  поддерживает интерес детей ко многократного повторения игрового задания.

2. Выбрав определённые  игры - проводите их на протяжении  того времени, которое необходимо  для их разучивания  (4 - 6 занять), а потом - постепенно заменять новыми. Но - не менять все игры сразу!

3. Темп проведения занятия достаточно высокий, игра проводиться 2-3 рази и сменяется следующей  игрою или игровым упражнением.

4.При разучивании новой игры:

• следует  обеспечить понимание детьми сюжету и содержания игры.  Если в ней  встречаются персонажи, образы или понятия, не знакомые детям, расскажите сначала детям про них, используя игрушки и  картинки.

• проведите «презентации» игры под фонограмму (показавши детям необходимые движения или комбинации), а потом, на первом этапе  разучивания, проводите игру под  пение или мелодическую ритмизацию текста - в удобном темпе  и с необходимыми остановками.

• когда игра разучена детьми - проводите её под «минус» (музыку без пения солиста), выполняйте песню сами и побуждайте подпевать детей.

• старайтесь  делать «тематические связки» между играми и упражнениями (хотя  бы в рамках одного «блоку» игр)

5.Нпикогда не заставляйте выполнять  игру или задание. Если ребёнок не хочет играть - всё выполняет взрослый.

Список литературы:

1. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.- метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006.

2. Железнова Е.С., Железнов С. С. Методика раннего музыкального развития «Музыка с мамой»

3. Екатерина Железнова Пальчиковые игры для малышей от 3 до 5 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР - КЛАСС (для педагогов ДОУ) Доминантное музыкальное занятие (музыкально-ритмическая деятельность) дети 5-6 лет

Повышение профессионального уровня педагогов.   Обновление и совершенствование знаний педагогов о методах и приемах разучивания танца....

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...