Методическая разработка мастер- класса для музыкальных руководителей потеме: «Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование».
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Гололобова Ирина Алексеевна

Методическая разработка мастер- класса

для музыкальных руководителей потеме:

«Развитие музыкальности  и импровизационно-творческой деятельности

детей  старшего  дошкольного возраста  через элементарное музицирование».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_master.docx434.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка мастер- класса

для музыкальных руководителей потеме:

«Развитие музыкальности  и импровизационно-творческой деятельности

детей  старшего  дошкольного возраста  через элементарное музицирование».

G:\распечатать\DSC_9128.JPG

Разработала: Гололобова И.А.,

музыкальный руководитель

 высшей категории

 МДОАУ «Детский сад №38»г.Орск

2017

Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим,задача педагогов – воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление»

Карл Орф

Мастер класс

«Развитие музыкальности  и импровизационно-творческой деятельности детей  старшего  дошкольного возраста  через элементарное музицирование».

Разработала: Музыкальный руководитель Гололобова Ирина Алексеевна

Цель: Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

1. Овладение эффективными методами и приёмами по эстетическому развитию, эмоциональному благополучию и творческому самовыражению детей дошкольного возраста для практического использования воспитателями и музыкальными руководителями.

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное

использование элементарного музицирования  в практике.

АКТУАЛЬНОСТЬ

У человека на протяжении всех веков  существует эстетическая потребность в эмоционально-двигательном самовыражении. Психологическая наука считает что, способом удовлетворения этой потребности является   музыкально-творческая  деятельность. Музыкально-творческое воспитание ребенка, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей, путь к их самореализации как личности и рассматривается не как дополнительное, а как необходимое.

В связи с этим особую актуальность приобретает начальный этап музыкального обучения цель которого - сохранить и развить природную музыкальность детей, предоставив шанс каждому человеку  для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Очевидно, что самое первое - дошкольное музыкальное обучение, необходимо строить исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих  действий, познавая окружающий мир.

Действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Действие выступает лучшей проверкой понимания.

Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта, им надо «попробовать» ее в порядке простого испытания, не «догадываясь о ней», а «пребывания в ней» – петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять.

Идеальной технологией для решения этой проблемы является система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором К. Орфом и адаптированная как технология. Суть этой технологии в неразрывном единстве речи ,пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

Элементарное музицирование способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Происходит упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребенок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в ее создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.

И подытожить актуальность  хочется словами Карла Орфа:

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

І. Теоретическая часть

Что же такое элементарное музицирование?

Элементарная музыка-это игра звуками детских  музыкальных  инструментов, человеческого тела, шумами предметного  мира  и природы.

 Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. В элементарном музицировании ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки.

На протяжении двух десятилетий я с увлечением использую  в своей работе  систему элементарного музицирования  Карла Орфа. Обучаясь на многочисленных  семинарах, я узнала принципы, приемы и методы, направленные на развитие детского творчества, все эти годы концепция-результат моего мастерства, источник вдохновения. Накопив опыт работы по данной системе, я совместно с музыкальным руководителем Муравьевой И.Г. создали свою авторскую программу по элементарному музицированию  «Радость в музыке», которая представляет вариант адаптации  системы К.Орфа  к условиям детского сада.

Это методическая разработка  упражнений-моделей  по всем видам деятельности на основе детского фольклора для детей разного возраста.

Основные принципы творческого процесса:

. Отношение к ребенку, как к самоценной личности, уважение, принятие всех его проявлений без осуждения и критики.

. Создание на занятии атмосферы доброжелательности, раскованности, непринужденности. Я, как и любой другой музыкальный руководитель, стараюсь создать на музыкальном занятии атмосферу радости, удовольствия и успеха.

. Игровой подход в обучении - обязательное условие, его «визитная карточка».  Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности. Игровое обучение – скрытое, недерективное  обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.

Индивидуализация процесса- предоставление  возможности ребенку проявить свою выдумку, свою фантазию.

Импровизационно-творческая деятельность как принцип обучения-взаимообучение детей в процессе деятельности (процесс научения друг от друга).

. Высокая коммуникативность  и толерантность в совместной деятельности, воспитание навыков общения и сотрудничества.

Творчество на занятии понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально. Даже на самом интересном занятии глаза ребенка загораются истинным счастьем, если ему предоставляют свободу и предлагают сочинить то, что он хочет и как хочет.

Проявить свою индивидуальность  помогает импровизационное обращение со знакомым материалом. Поэтому в младшем возрасте моя работа направлена на накопление музыкального опыта знаний и умений и использования их в простых импровизациях: спой свое имя, сыграй на треугольнике  как летят птички, спой колыбельную Зайке и т. д.

Дети старшего возраста способны читать ритмы по таблицам,  более осмысленно импровизировать  мелодии  на заданный текст, ипровизировать  мелодии по схемам,  исполнять  простые попевки  каноном, способны придумать движения на заданный ритм, придумать композицию игры или танца, сочинить мелодию на металлофоне с определенным  настроением, изобразить на инструменте конкретный образ или черты определенного жанра, подобрать шумовой аккомпанемент к произведению и т.д.

Элементарное музицирование  интересно для меня тем, что оно открывает простор  фантазии  как для ребенка, так и для педагога. Каждая разработанная и описанная модель, на занятии может одеться в «новые одежды», т.к. творчество, как правило, это сиюминутность рождения.

 Меня волнуют вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать, поэтому  находишься  в постоянном  поиске образного речевого материала, в разработке моделей для развития  навыков музыкальности и проявления индивидуальности  ребенка.

Элементарное музицирование  интересно тем, что оно способствует развитию музыкальных способностей в комплексе, т.к. один из  его приемов  - прием синкретичности - объединения разных видов деятельности, т.е. многоплановость в одновременности. Особенно это просматривается в работе с речевыми упражнениями, когда к проговариванию речи с определенным настроением добавляются звучащие жесты, а потом пение, движение, инструменты,  инсценирование. Процессу варьирования конца нет, он всегда открыт и ограничен фантазией и желанием музицирующих продолжать игру на данном материале до тех пор, пока он представляет интерес.  В таких упражнениях просматривается прием постепенного варьированного усложнения.

Принцип обучения в действии очень наглядно просматривается при использовании формы «Рондо», где рефрен – это предложенный педагогом вариант усвоения ритма, движения, пения, аккомпанемента и т.д., который отрабатывается всеми вместе, а эпизод-импровизация  каждого ребенка, где как в зеркале отражаются усвоенные навыки.

Используемые мною приемы «эхо», «зеркало», «вопрос-ответ», помогают как при обучении, так и при импровизации.

Основными видами деятельности  творческого музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизационное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизационная театрализация.

На некоторых видах деятельности  остановимся более подробно.

Речевоему зицирование(звучащие жесты)

Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего тем, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Почти все выразительные средства музыки: ритм, тембр, динамика, звуковысотный  рисунок оказываются доступны для изучения в речевых упражнениях и это одна из очень удачных находок  К.Орфа

«Первым инструментом человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно  является и сейчас. Звучащие жесты  (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела, это инструменты, которые всегда с собой и позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствии любых других инструментов.

ЗЖ –это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, но самое основное это то, что ЗЖ – это самое эффективное средство в развитии ритмического чувства детей, т.к. оно развивается только через движение мышечные ощущения.

 Ритм,  заключённый в словах, фразах, очень хорошо ощущается детьми: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Комплексное использование речи, движения и музыки воспринимается детьми с восторгом, приносит много радости и создаёт основу для творчества.

Цель речевого упражнения может быть различной:

  1. Это может быть речевое упражнение на развитие мелкой моторики кисти- пальчиковыеигры.  Это первый  опыт исполнительского артистизма, в которых  характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.
  2. Речевое упражнение на развитие эмоциональной сферы. В работе над основными видами эмоций я использую мимические картинки.
  3. Речевое упражнение на развитие чувства ритма с аккомпанементомзвучащих жестов.
  4. Игры – приветствия.

Цель: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, способствовать адаптации ребенка в коллективе через общение, развивать речевые интонации, используя изменение динамики, тембра голоса; научить детей использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени.

В процессе игры-приветствия снимается психологический зажим, комплекс, ребенок испытывает положительные эмоции, самоутверждается, происходит самосознание личности.

Игры на музыкальных инструментах - любимый вид деятельности детей. С помощью шумовых инструментов возможно творческое музицирование детей независимо от уровня способностей. Все начинается со знакомства с инструментом, усвоения способов игры, отождествления его с предметами или явлениями природы. Тогда возможна творческая деятельность: сочинение мелодий, озвучивание сказок, аранжировка произведений.

Игра на различных музыкальных инструментах - это самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии настоящих инструментов не плохую службу могут сослужить самодельные. Мы  мастерим их  сами и привлекаем  к этому детей и их родителей.

Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Оркестр с дошкольниками – это конечно игра в оркестр, а не имитация взрослой деятельности. Не возможно требовать от детей играть, как взрослые.  Один из способов объяснить, когда и что нужно играть, это придумать какую-нибудь историю, раскрывающую содержание музыки. История должна быть простой и понятной детям.

Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость детей, желание попробовать свои силы, поэтому эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития.

Активные формы музицирования в развитии восприятия музыки.

Восприятие музыки через движение есть действенная форма ее познания.

Без движения творческоемузицирование потеряет для детей большую часть своей привлекательности. Обучение воспринимать музыку через импровизационное движение – одна из задач творческого музицирования. Импровизированное движение в момент восприятия музыки становится педагогическим приёмом. При этом музыка предварительно не прослушивается, и движения не разучиваются отдельно от музыки.

Всё, что умеют делать дети (бегать, прыгать, наклоняться, ходить, поднимать и опускать руки, шевелить пальцами, поворачивать голову, приседать…), становится их словарём для двигательного переживания музыки.

Непроизвольное движение под музыку приносит чувство освобождения, помогает создать свой внутренний психологический комфорт. Такой способ работы над восприятием музыки можно считать психологической работой с помощью музыки.

Импровизированное движение под музыку доставляет детям радость, формирует способность воспринимать музыку творчески.

Классическая музыка и элементарное музицирование должны быть взаимодополняющими. Ученые пришли к выводу, что классические музыкальные произведения развивают детский интеллект, раскрывают в нем творческие способности и укрепляют память.

Элементарное двигательное воспитание.

Упражнения, игры, направленные на ориентацию в пространстве, координацию движений и т.д. Детские элементарные танцы. Коммуникативные игры. Русские народные хороводы как разновидность коммуникативных игр. Игры с предметами.

Элементарные формы движения – это шаг, бег, повороты, прыжки, кружения, наклоны и т.п. во множестве вариантов, которые придумывают дети свободно и легко.

Шаг за шагом я предоставляю детям возможность комбинировать известные движения, составлять из них простейшие танцевальные  композиции.

В танцевальной импровизации  дети учатся общению друг с другом. Здесь нет фиксированных движений, танец построен на творчестве, изобретательности. Ребенок не испытывает страха от мысли, что делает что-то неправильно: идет не в ту сторону, танцует не с той ноги. Все варианты принимаются и не критикуются

Игры с голосовыми звуками (фонопедические  упражнения).

 Развивающие голосовые игры – можно назвать элементарным голосовым музицированием.

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций,  в игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, осваивается интонирование, координацию голосообразующих  движений со слуховым восприятием фонетики и звуковысотности .

Звукокрасочной игра, создается с использованием различных звуковых эффектов с участием губ, щек, языка: свист, шипение, кряхтение. При помощи этих звуков ребята озвучивают сказки, стихи и придумывают аккомпанемент к ним.

Коммуникативные игры – это игры для формирования определенных навыков социального общения. Использование их на занятиях по элементарномумузицированию с дидактической целью позволяет решать целый комплекс педагогических, нравственных и психологических задач. Эти игры не только помогают созданию нужной атмосферы, снятию внутренних зажимов, но и способствуют воспитанию у детей толерантности, развивают навыки общения и регуляции совместной деятельности. Богатым и мудрым источником коммуникативно-двигательных игр является фольклор любого народа.

Пение

Элементарное музицирование в пении основано, в основном,  на исполнении детских песенок-прибауток с использованием  ЗЖ, инструментов, театрализации. А также игровые упражнения с песенной импровизацией.

При исполнении программных песен необходимо сотворчество педагога и детей: совместно выбираются лучшие варианты жестов, мимики, танцевальных движений для создания песенки-картинки.

Т. Тютюнниковой создана программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» по системе Карла Орфа, которая родилась как объединение двух идей: систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения. Цель программы – привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления; развить природные способности ребёнка.

Я работаю с детьми с нарушением речи. У большинства из  них страдают  высшие психические функции: память , внимание, мышление,задета и эмоционально –личностная сфера: недостаточная сформированность  дифференциации эмоциональных состояний, небольшой объем мимических и понтомимических  средств, слабость артикуляции и тонкой моторики. Все это затрудняет возможность проявить себя, раскрыть свою индивидуальность. Развитие музыкально-творческих способностей детей  с использованием элементарного  музицирования помогает решению коррекционных задач через логоритмику, основой которой является также  является взаимосвязь музыки, движения и речи.

Вывод: элементарноемузицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия.

Оно способно оказывать огромное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности:

Этот путь для каждого ребенка индивидуален по скорости и интенсивности. Но в конце этого пути - нужный результат – живое знание, жажда творчества.

Данная система работы даёт следующие результаты:

• Двигательная активность (раскрепощенность);

• Речевая активность;

• Проявление элементарной ритмичности;

• Самостоятельная ориентация в пространстве;

• Умение слышать и различать звуки, звучащие жесты, интонация голоса;

• Умение слышать и различать тембры музыкальных инструментов;

• Эмоциональный отклик на музыку;

• Умение выразительно петь, приближаясь к точной интонации;

• Умение передавать музыкально-игровые образы.

Элементарное музицирование – форма коллективной синкретической устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования.

Дети усваивают музыкальные знания, развивают музыкально - творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний.

И ещё  очень важное замечание: в элементарном  музицировании главным является сам  творческий процесс, желание  деятельности, а не результат.

||. Практическая деятельность

Упражнение «Ритмическая разминка»

(форма-рондо)

Речевое упражнение «Осень»

(авторская разработка)

Задачи: развитие чувства ритма в различных жестах, звуковысотного слуха, чистоты интонирования каноном, побудить к танцевальной и песенной импровизации.

Разноцветные листочки  -  проговаривание текста в размере 4/4  с поочередными щелчками в ритме восьмых                    в ритме восьмых длительностей    

Кружат, кружат.               -   проговаривание текста с хлопками  в ритме  четвертей

Птицы улетают,              - поочередные шлепки в ритме 16 и 8  на такт      

Птицы улетают

Вдаль, вдаль.                – притопы в ритме половинных длительностей

2 вариант.

1 строка проговариваетсяс жестами

2- только ритм жестов

3- проговаривание с жестами

4- только ритм жестов

3 вариант.

Проговаривание текста «про себя» в ритме с жестами

4 вариант.

Канон ритма с опозданием на одну строку

5 вариант.

Пение с показом направления мелодии.

6 вариант.

Разделить участников на 2 группы – исполнить песенку каноном в 2 кругах с движением

7 вариант.

Кластер гласных

Игра с именами «Сороконожка»

Творческая разработка

Задачи: развитие звуковысотного слуха, импровизация жестов, мимики, интонации в своем имени.

Топают все ножки     - участники идут друг за другом змейкой, поют.

У сороконожки

Ножка, ножка, попляши

Своё имя расскажи – останавливаются  и первая проговаривает свое имя с интонацией движением ног. И так далее по очереди. В конце все произносят своё имя с движением ног.

Сказка «Чей голос лучше»

- Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше?

«У нас просто волшебный голос» - сказали большие хрустальные бокалы.

- И они зазвенели… (Звон бокалов)

- У нас тоже очень приятный голос – сказали стакан и маленькая ложечка. Они всегда стояли на столе вместе и поэтому очень подружились.

- Мы вместе можем сыграть даже песенку – сказали стакан и ложечка и зазвенели. (Бренчание маленькой ложечки в стакане)

- Я тоже умею играть – сказала терка и весело заиграла. (Звук извлекается с помощью лопаточки, ложки и т.д.)

- Лучше послушайте меня! – сказал пакет из целлофана. У меня тихий, но интересный голос. Слышите мой шелест? - И он зашелестел. (Шуршание пакета)

- Разве это музыка? – Закричали баночки из-под кетчупа. Тебя же почти не слышно!

Вот как надо играть! – И они громко-громко зашумели… (Бутылочки с крупой)

- А мы тоже можем громко играть! И наш голос самый красивый! - сказали ложки и громко застучали. (Стук ложек)

- Голос громкий, но не очень приятный, – сказали большие крышки от кастрюли. Послушайте нас! - И они зазвонили, как колокол. (Удары крышек)

А в это время оказывается за дверью стояла девочка Катенька и всё слышала. Она закричала: «Мама, бабушка, я нашла музыкальные инструменты! Скорее идите на кухню!» Она включила магнитофон и все стали играть под музыку. И это получился самый интересный оркестр!

«Посудный оркестр»

«Озорная полька»

Игра в звучащих жестах «Дождик»

Поднялся ветер       /потирание ладоней

Начинает капать дождик    /щелканье пальцами

Дождь усиливается         /поочередно шлепать по груди

Начался настоящий ливень      /стучать по бедрам

А вот и град                     /топот ног

Но что это?  Буря стихает                 /стучат по бедрам

Дождь утихает                     /по груди

Редкие капли капают            /щелчки
Тихий шелест ветра             /шуршание ладоней

Солнце!                         /руки вверх    

Игра в звучащих жестах «Дождь»

(повторение жестов за ведущим в разном ритме, прием наложения  ритмов)

Подтекстовки:

1 гр. -дождик пошел -2 хл, 2 шл в ритме четвертей.

2 гр. - застучали капли дружно-хлопок, шлепки по груди, притопы –в ритме восьмых

3 гр.- барабанит дождь с утра

 –шлепки в ритме шестнадцатых, далее 2 щелчка в ритме четвертных.

Коммуникативный танец «Блинчики»

Литература:

1. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников. www.in-ku.com.ru.

2. Баренбойм Л. А. Система музыкального воспитания К. Орфа. М. -Л., 1970г

3. Девятова Т. Н. Парциальная программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник» Издательство:Линка-ПрессISBN:58200509 2006г.

4. Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки.вып. 1. Игры звуками:Учебно-методическое пособие. СПб.:ЛОИРО,2003.-100с. ЛИТЕРАТУРА

5.Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.

6.Тютюнникова Т. Элементарноемузицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.

Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».

Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого....

Мастер-класс "Современные педагогические технологии в помощь музыкальному руководителю в формировании музыкально-ритмических навыков у старших дошкольников"

Данный мастер-класс разработан для педагогов художественно-эстетического развития и музыкальных руководителей, с применением элементов Орф-педагогики...

Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»   Здравствуй...

Мастер класс занятие практикум по теме «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей» «Мама, папа, я музыкальная семья»

Материал содержит конспект  мастер класса, где предлагаются различные виды игр и упражнений для родителей и детей, а также педагогов воспитателей...

Методическая разработка мастер-класса по теме "Использование логоритмики на музыкальных занятиях как эффективный вид работы над развитием речи у дошкольников"

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию на занятиях элементов логоритмики для речевого развития дошкольников.Задачи:Познакомить участников ма...