Конспект музыкального тематического занятия «Знакомство с русской деревянной ложкой» для подготовительной группы c презентацией.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Смирнова Анастасия Николаевна

Цель: Развитие речи и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;

Задачи: Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах. Развивать речедвигательную сферу детей; Развивать фонематический слух; Развивать чувство ритма; Развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой. Воспитывать личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений.

Тип: тематическое

Формы работы: групповая

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках) .

Оборудование для педагога: проектор, экран, компьютер, деревянные ложки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lozhki.docx26.06 КБ
Файл russkaya_lozhka.pptx1.92 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКДОУ Тишанский детский сад

 Конспект музыкального тематического занятия

«Знакомство с русской деревянной ложкой»

для подготовительной группы

Провела:

музыкальный руководитель

Смирнова А. Н.

2018г.

Цель: Развитие речи и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;

Задачи: Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах. Развивать речедвигательную сферу детей; Развивать фонематический слух; Развивать чувство ритма; Развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой. Воспитывать личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений.

Тип: тематическое

Формы работы: групповая

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках) .

Оборудование для педагога: проектор, экран, компьютер, деревянные ложки.

Ход занятия:(Дети стоят полукругом.)

Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! Я хочу пожелать вам доброго дня песней, а вы мне будете помогать. Давайте, попробуем:

Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем"Доброе утро" (сл. и муз. О Арсеневской)

1. Доброе утро! (разводят руки в стороны и слегка)

    Улыбнись скорее! (кланяются друг другу)

    И сегодня весь день ("пружинка")

    Будет веселее. (поднимают ручки вверх)

2. Мы погладим лобик, (выполняют движения по тексту)

    Носик и щечки.

    Будем мы красивыми, (наклоны головы к правому и левому плечу)

    Как в саду цветочки!

    Разотрем ладошки (движения по тексту)

    Сильнее, сильнее!

    А теперь похлопаем Смелее, смелее!

    Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

    Улыбнемся снова, будьте все здоровы! (разводят руками.)

Муз. руководитель: Я сегодня пришла, и с собою принесла

                                     Ложки расписные, красивые, резные!

                            - Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели?

Дети: Нет!

Выходит Антошка: Чтение стихотворения «Ложка» К. Нефедова (отрывок)

                   Я ложкой люблю, есть пирожное

                   Варенье, повидло, мороженое,

                   Рассольник и кашу, бульон и окрошку

                   Вот, сколько всего можно вычерпать ложкой. (плачет)

                   Ну, вот куда же я дел свою большую ложку?

                   Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел,

                   для повидла – нашел, а для каши – нет!

Муз. руководитель: Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?

Антошка: А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!

Муз. руководитель: Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Антошка: А я и не слышал,ничего об этом, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.

Музыкальный руководитель: Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева. Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ими не только кушают, но и на них играют?

Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки. (дети садятся на стульчики)

Просмотр презентации «История возникновения ложки»

Музыкальный руководитель: Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».

• Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

• Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.

• Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

• Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент. А сейчас мы с вами посмотрим, какие же бывают ложки.

• Людей, которые играют на ложках, называют ложкари.

Антошка: Хочу также! Ложкарем буду! Что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно) какие -то ложки у меня неправильные!

Муз. руководитель: Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться.

Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время познакомиться с ними ближе. (раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем.

(Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.)

Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.

«Вы умеете считать?» (Ритмическое упражнение)

     1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,

     1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили

     1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!

(дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова)

Муз. руководитель: Знаю, что вы очень любите играть, давайте встанем в круг и поиграем.

Музыкальный руководитель исполняет на ложках прием «Лошадка»

Угадайте, на что похож этот звук. А какой это звук? Звонкий или глухой?

Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка».

     Еду, еду к бабе к деду - ритмично, ударяя в ложки, идем по кругу.

     На лошадке в красной шапке

     Цок, цок, цок, цок…

     Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.

А если мы попробует стукнуть ложками, как бы скользя, представьте, что оттряхиваем снег с варежек, получиться совсем другой звук.

Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.

Антошка: Ой, как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.

Муз. руководитель: Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.

Антошка: А что тут сложного, вот я и петь, и играть могу. (играет и поет не ритмично, невпопад)

Муз. руководитель: Опять, ты Антошка торопишься, нам с ребятами петь и играть пока рано, но есть у меня одна идея. Я буду петь, вы с ребятами мне подыграете на ложках. (На мотив Р. Н. П. «Ах вы сени»)

     1. Утром солнышко проснулось,

         Нашим ложкам улыбнулось.

         От зари и до заката

         Веселятся все ребята. (Дети двигают ложками по дуге над головой)

     2. На качелях покататься

         Нашим ложечкам приятно.

         Мы на улицу пойдем

         И кататься там начнем. (Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)

     3. А сейчас, мои ребятки,

         Поиграем с ложкой в прятки.

         Нужно деткам показаться

         И за спину спрятаться. (Дети ударяют ложкой перед собой и прячут её за спину.)

     4. Солнце за гору зашло

         Ложкам спать пора давно

         Вы к столу все подойдите

         Ложки тихо положите (кладут в коробочку)

Антошка: Ой, как здорово! Как настоящие музыканты! Да, вам то хорошо, вы и про ложки узнали, и играть научились, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет)

Муз. руководитель: Не плач, Антошка, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свою большую ложку, но сначала ты с нами поиграй. Сейчас ты отвернешься. А мы с ребятами спрячем ложечку. Ты будешь ее искать, а мы тебе поможем. Если я буду играть тихо – значит от ложки ты далеко, а если заиграю громко – значит ты уже близко. Договорились?

Антошка: Конечно, договорились! Ура, Ура, у меня будет новая ложка!

Муз. руководитель : А вы ребята, помните о том, что ложки надо беречь.

                            Игра «Найди ложку»

Муз. руководитель: Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, что их делают из чего?

- За что мы держим ложки?

- Как нужно держать ложки, чтобы получился звонкий стук, а как, чтобы – глухой?

Вы были очень внимательными и старались. А так же многое узнали о русских деревянных ложках. До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ Тишанский детский сад «Русская ложка» Выполнила м узыкальный руководитель Смирнова А. Н. 2018г

Слайд 3

Антошка

Слайд 13

Основные части ложки Черпак Ч еренок

Слайд 15

Утром солнышко проснулось, Нашим ложкам улыбнулось. От зари и до заката Веселятся все ребята. На качелях покататься Нашим ложечкам приятно Мы на улицу пойдём И кататься там начнём. А сейчас мои ребятки, Поиграем с ложкой в прятки. Нужно деткам показаться И за спину спрятаться. 4. Солнце за гору зашло Ложкам спать пора давно Вы к столу все подойдите И тихонько положите.

Слайд 18

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический праздник "День Победы!" для детей старшей и подготовительной группы с презентацией

Методическая разработка сценария тематического праздника  "День Победы!" для детей старшей и подготовительной групп содержит  в себе наглядно-познавательную (презентация) и спортивно-развлек...

Сценарий музыкально – тематического занятия "День Победы". (Для детей старшей и подготовительной групп).

 Под музыку песни« САЛЮТ» в зал входят дети, проходят через центр, логопедическая группа – к центральной стене, подготовительная – перестраивается в 3 колонны. В ру...

Проект по теме "Деревянная ложка" в подготовительной группе

Деревянные ложки отражают самобытность нашей русской культуры, её традиции. Хочется приобщить детей к истокам русской культуры, истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям....

Музыкально-тематическое занятие "Знакомство с русской ложкой"

В рамках тематического занятия развивать двигательную и речевую сферу детей старшего дошкольного возраста посредством игры на детском музыкальном инструменте (деревянная ложка). Обогощать духовную кул...

Сценарий музыкально-тематического занятия «День Победы – дня дороже нету!» в подготовительной группе

Сценарий музыкально-тематического занятия «День Победы – дня дороже нету!» в подготовительной группе...

Комплексно-тематический план по теме "Русские народные праздники. Масленица" (подготовительная группа)

Комплексно-тематический план по теме "Русские народные праздники. Масленица" (подготовительная группа)...