Программа дополнительного образования "Веселая ритмика"
рабочая программа по музыке

Михалева Марина Николаевна

Значение ритмики и хореографии  в жизни современного общества чрезвычайно велико. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одарен в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselaya_ritmika.doc332.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 933»

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Школа № 933»

                                                                          ______________ Абдуллаева С.В.

                                                                              «_____» _____________ 2015 г.

                                                         

Направленность: социально-педагогическая

Дополнительная общеобразовательная программа

 

«Веселая ритмика»

     

Автор:  Крылова О.М.

Михалева М.Н.

Срок реализации программы: 3 года

Возраст детей: 4 – 7 лет

 

 Программа принята    

 педагогическим  советом          

 ГБОУ «Школа № 933»

  протокол №_________

 от «_____» _______________ 2015 г.

 

Москва, 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы – социально-педагогическая. Программа ознакомительного уровня. Основная направленность программы «Ритмическая мозаика», которая, является универсальной, – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. 

Актуальность программы

Значение ритмики и хореографии  в жизни современного общества чрезвычайно велико. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одарен в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А. Бернштейна, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, методика М. Фильденкрайза и др.). В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Поскольку речь идет о развитии детей в процессе музыкально-ритмических  движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально ее особенности.

Во-первых, ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности. Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:

  • все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);
  • динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
  • форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания,  когда пойдут в школу. Главное – ребенку нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем ритмических движений и образных танцев, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Педагогическая целесообразность

Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью разносторонне воздействовать на ребенка. В годы дошкольного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность.

Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца. Прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.

Музыкально-ритмические движения  являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. Важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития.

Отличительные особенности

Образовательная  программа по  «Ритмической  мозаике» для детей дошкольного возраста  составлена на основе следующих документов и материалов: 

  • Основной образовательной программы дошкольного  образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения детского сада «Звездочка» п. Пурпе Пуровского района (составлена  в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»).  
  • Примерной основной общеобразовательной программы  дошкольного образования «Детство»  и «Мониторинг в детском саду» (авторы: Гогоберидзе  А.Г., Михайлова З.А.), СПб., 2011г.
  • Авторской программы по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» (автор: А.И. Буренина).
  • В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1. 3049-13.

Основная особенность программы «Ритмическая мозаика» – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» – первая отличительная особенность данной программы.

Вторая особенность – это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений – в грамзаписи и при непосредственном, «живом» исполнении. Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки.

Третья особенность данной программы – это акцентирование внимания педагога не столько на внешней стороне обучения детей музыкально- ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимый айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под  музыку можно: с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.

Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Цель: Всестороннее развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:

Развитие музыкальности:

  • развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
  • развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
  • развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
  • развитие музыкальной памяти.

Развитие двигательных качеств и умений:

  • развитие ловкости, точности, координации движений;
  • развитие гибкости и пластичности;
  • воспитание выносливости, развитие силы;
  • формирование правильной осанки, красивой походки;

Развитие умения ориентироваться в пространстве;

  • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
  • развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
  • развитие творческого воображения и фантазии;
  • развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове;
  • развитие и тренировка психических процессов:
  • развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
  • воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Общая характеристика курса

Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М. Мусоргского, П. Чайковского, Э. Грига, К-Сен Санса и др.), ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

Возраст учащихся

Программа предусматривает обучение детей дошкольного возраста 4-7 лет.

Срок реализации программы – 3 года.

Форма и режим занятий

Ведущей формой организации является фронтальная (групповая). Применяется также индивидуальная форма работы.

Оптимальная наполняемость группы – 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 1 час (2 часа в неделю).

Основные характеристики программы 1-го года обучения

 (учащиеся 4-5-и лет)

В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.

Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

                                                                                 

1. Развитие музыкальности:

  • воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх;
  • обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков, (например, из «Детского альбома» П. Чайковского: «Баба Яга», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков» или из «Бирюлек» М. Майкапара: «Мотылек», «В садике» и др.);
  • развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое – огрустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение);
  • регистр (высокий, низкий, средний);
  • метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных);
  • различать 2-3-х частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;
  • развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.

2. Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные: ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках.

Бег: легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»);

Прыжковые движения: на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки.

Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на гибкость, плавность движений.

Имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.). Уметь передавать динамику настроения, например, «обида – прощение – радость»;

Плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации, например: поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной  ногой, «выбрасывание» ног, полуприседания и полу присядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные).

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.

4. Развитие творческих способностей:

  • воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
  • развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

5. Развитие и тренировка психических процессов:

  • развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;
  • развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: «Кошка обиделась», «Девочка удивляется» и др.;
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
  • развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.

6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
  • формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время движения);
  • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Рекомендуемый репертуар 1 года обучения:

1-е полугодие – повторение репертуара предыдущего года, а также разучивание новых композиций: «Марш», «Кораблики», «Красная шапочка», «Кот Леопольд», «Поросята».

2-е полугодие: «Антошка», «Волшебный цветок», «Мячик», «Кошка и девочка», «Веселая пастушка», «Песенка о лете» и др. (а также повторение всех ранее разученных композиций).

Ожидаемые результаты

Показателем уровня развития и усвоения учебного материала являются:

  • выразительность и непосредственность движений под музыку;
  • умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности;
  • способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций;
  • использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

Учебно-тематический план  1-го года обучения

п/п

Наименование раздела, темы занятия

Практика

Теория

Всего часов

  1. Развитие музыкальности

6

6

12

1.1.

Техника безопасности на уроках  хореографии. Упражнения на развитие чувства  ритма. 

Движения по линии танца с разнообразным характером музыки.

2

2

4

1.2.

Средства музыкальной выразительности:

танцевальные комбинации в различных ритмах и темпах.

2

2

4

1.3.

Танцевальные жанры. Ритмопластика и регистр. Ритмопластика  и динамика.

2

2

4

  1. Развитие двигательных качеств и умений

2

12

14

2.1.

Основные танцевальные термины и позиции. Виды движений.

2

2

4

2.2.

 Пластика и музыкальный образ. Танцевальная азбука. Общеразвивающие упражнения. Бег.

-

6

6

2.3.

Виды шагов, прыжков. Имитационные движения.

-

4

4

  1. Развитие умений ориентироваться в пространстве

2

6

8

3.1.

Построения и перестроения. Работа в паре. Ориентировка в хореографическом классе.

-

4

4

3.2.

Ориентировка в хореографическом классе. Танцевальные перестроения с изменением темпа.      

2

2

4

  1. Развитие творческих способностей

4

8

12

4.1.

Развитие фантазии и воображения. Основные понятия импровизации и драматизации.

Раскрытие творческих способностей. 

2

4

6

4.2.

Основные понятия: внимание,  память, мышление. Плясовые  комбинации.

2

4

6

  1. Развитие и тренировка психических процессов

2

8

10

5.1.

Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика.

Развитие слухового внимания и музыкальной и двигательной памяти.

2

4

6

5.2.

Контрастные настроения.

-

2

2

5.3.

Тренировка подвижности нервных процессов.

-

2

2

  1. Развитие нравственно-коммуникативных

качеств личности

2

6

8

6.1.

Развитие способности к эмпатии. Партерная работа и этикет.

2

2

4

6.2.

Правила этикета во время исполнения танца.

-

4

4

Итого:

18

46

64

Содержание программы 1-го года обучения

I. Развитие музыкальности

Темы 1.1. Техника безопасности на уроках  хореографии. Упражнения на развитие чувства  ритма.  Движения по линии танца с разнообразным характером музыки.

Теория: знакомить с терминологией техники безопасности на занятиях.

Практика: партерное разучивание и исполнение поклона, также правильное исполнение хлопков, притопов на данный  ритм. Исполнение различных  танцевальных оттенков  настроения (веселое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное).

Тема 1.2. Средства музыкальной выразительности: танцевальные комбинации в различных ритмах и темпах.

Средства музыкальной выразительности.

Теория: темп и динамика. Общие понятия.

Практика:  разучивать танцевальные этюды, различая  темп (умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый);

динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение);  используя репертуар: П. Чайковского: «Баба Яга», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков». Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии произведении. Выявления  умений слушать музыку.

Танцевальные комбинации.

Теория: основные термины,  позиции и  рисунки танца.

Практика: исполнять танцевальные комбинации «Баба Яга», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков». Работа на выразительное исполнение в точках. Выявление  умений двигаться в соответствии с характером музыки.

Тема 1.3.  Танцевальные жанры. Ритмопластика и регистр. Ритмопластика  и динамика.

Танцевальные жанры.

Теория: знакомство с жанрами  произведения «Пляска», «Колыбельная», «Марш».

Практика: различать настроение, выраженное в музыке (плясовая, колыбельная, марш).  Разучивание и исполнение комбинаций.

Ритмопластика и регистр. Ритмопластика  и динамика.

Теория: знакомить детей с 2-3-частную форму произведения. Отличить сильную долю,  и ритмическую пульсацию мелодии.

Практика: выявлять и отличать первую и вторую часть произведения – «Кораблики».   1 часть – (штиль) ходим на носочках, 2 часть – (буря) быстрый бег. принимать участие в игру «Марш деревянных солдатиков» и «Новая кукла».

II. Развитие двигательных качеств и умений

Тема 2.1. Основные танцевальные термины и позиции. Виды движений.

Основные танцевальные термины и позиции. 

Теория: позиции ног  и рук.

Практика: правильная постановка ног и рук  при выполнении прыжка  на двух ногах (зайчик), с продвижением вперед, прямой галоп (лошадки). Исполнение знакомых этюдов.

Виды движений.

Теория: знакомство с основными видами ходьбы.

Практика: разучивание  виды ходьбы: бодрый, спокойный, ходьба на полу пальцах, на носках, топающий шаг. Шаг  вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках.

Тема 2.2. Пластика и музыкальный образ. Танцевальная азбука. Общеразвивающие упражнения. Бег.

Пластика и музыкальный образ. 

Теория: общеразвивающие упражнения на различные группы мышц.

Практика:  исполнение танцевальных и гимнастических упражнений различного характера, (упражнения на плавность, гибкость движений, махи, пружинка);  «Бабочки и жуки». Уметь передавать динамику настроения «обида», «радость».

Танцевальная азбука. 

Теория: элементы народных плясок.

Практика: Разучивание  комбинации из танцевальных элементов: поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, «выбрасывание» ног, полуприседания и полу присядка для мальчиков. Одновременные движения рук и ног. Работа на четкость исполнения. Выявления танцевальных умений.

Общеразвивающие упражнения. Бег.

Теория: «Бег»,  передающий различный образ.

Практика: разучивать  образно-игровые движения танцевального этюда: «Бабочки» и «ручейки». Широкий  бег (волк), острый (бежим по горячему песку) и т. д.

Тема 2.3. Виды шагов, прыжков. Имитационные движения.

Виды шагов, прыжков.  

Теория: основные виды шагов и прыжков. 

Практика: прыжковые движения: на двух ногах  и ход лисички, с продвижением вперед по кругу, легкие поскоки; Разучивание  комбинации. Игры «Лошадка», «Дождик».

Имитационные движения.

Теория: импровизация.

Практика: уметь передавать имитационные движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»).

III. Развитие умений ориентироваться в пространстве

Тема 3.1. Построения и перестроения. Работа в паре. Ориентировка в хореографическом классе.

Построения и перестроения. Теория: круг и шеренга.

Практика: исполнять хороводные комбинации. Двигаться по кругу друг, за другом соблюдая расстояние.

Работа в паре.

Теория: правила парного этикета.

Практика: исполнение танцевальной комбинации «Приглашение». Научиться правильно, пригласить девочку и провожать ее на место.

Ориентировка в хореографическом классе.

Теория: знать такие понятия как: круг, шеренга, колонна.

Практика: исполнять комбинацию «солнышко», «паровозик». Работа на синхронность исполнения.   

Тема 3.2. Ориентировка в хореографическом классе. Танцевальные перестроения с изменением темпа.

Теория: развитие музыкальности и  слуха.

Практика: исполнение  танцев  в перестроениях по точкам.

IV. Развитие творческих способностей

Тема 4.1. Развитие фантазии и воображения. Основные понятия импровизации и драматизации. Раскрытие творческих способностей.

Развитие фантазии и воображения. 

Теория: беседа на тему: понятие фантазии и воображения.

Практика: самостоятельно находить свои, оригинальные движения в следующих произведениях:

 «Веселые путешественники»,  «Едем к бабушке в деревню». Использовать знакомые движения.

Основные понятия импровизации.

Теория: что такое импровизация?

Практика: придумай и исполняй  свои движения: «Кто как ходит», «Кошка и девочка».

Раскрытие творческих способностей. 

Теория: что такое импровизация?

Практика:  исполнять знакомые движения  под  музыку «Енотик».

Исполнение  движений  в различных игровых ситуациях. 

Теория: соблюдать правила игры.

Практика:  исполнять знакомые движения или придумать самим. «Кузнечик», и «Лошадки». Понять  разницу и сходство.

Тема 4.2. Основные понятия: внимание,  память, мышление. Плясовые  комбинации.

Основные понятия: внимание,  память, мышление.

Теория: движения в образах (просмотр мультфильмов) и беседа на внимание.

Практика: разучивать и исполнять танцевальные элементы персонажей из мультфильма. Уметь анализировать и исполнять движения данного персонажа.

Плясовые  комбинации.

Теория: основные позиции и понятия.Практика: разучивание и исполнения  комбинаций танца: «Енотик»,  «Кораблики», «Поросята».

V. Развитие и тренировка психических  процессов

Тема 5.1. Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика. Развитие слухового внимания и музыкальной и двигательной памяти.

Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика.

Теория: беседа и показ сюжета «Цирковые клоуны».

Практика: упражнения на развитие мимики и пантомимики. «Просыпаемся, улыбаемся, умываемся, грустим, плачем» и т.д.  Партерный экзерсис.

Развитие слухового внимания.

Теория: виды памяти, (слуховой, зрительной, двигательной) 

Практика:  определение характера музыки (спокойный, торжественный…), а также и структуру музыкального произведения.  Исполнение танцевальных шагов и прыжков, координировать слуховое представление и двигательную реакцию.

Развитие музыкальной и двигательной памяти. 

Теория: слушание музыки.

Практика:  исполнение  танцевальных комбинаций в различных темпах и ритмах.

Тема 5.2. Контрастные настроения.

Теория:  вопросы и ответы радость, грусть

Практика:  отличить  разнообразные по характеру настроения, например: «Кошка обиделась»,  «Девочка удивляется».

Тема 5.3. Тренировка подвижности нервных процессов.

Теория: слушание музыки.

Практика:  развитие  и умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.

VI. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности

Тема 6.1. Развитие способности к эмпатии. Партерная работа и этикет.

Развитие способности к эмпатии.

Теория:  сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике.

Практика: использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку. «Найди свою пару», «Чебурашка». Работа на четкость исполнения. 

Партерная работа и этикет.

Теория: культурное  общение.

Практика: побуждению детей к творчеству и уважению друг  к другу. «Кошка и девочка». Выразительное исполнение.

Тема 6.2. Правила этикета во время исполнения танца. 

Теория: основные правила этикета  в паре.

Практика: красиво и правильно мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место. Исполнение лодочки в паре правильно,  не наступая на ноги. Парное исполнение.

Основные характеристики программы 2-го и 3-го годов обучения

 (учащиеся 5-7-и лет)

В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

Основное содержание

1. Развитие музыкальности:

  • воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
  • обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
  • развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-х частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
  • развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

2. Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные: ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;

Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег.

Прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.

Общеразвивающие упражнения – на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

Имитационные движения – различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.).

Плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве.

Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).

4. Развитие творческих способностей:

  • развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
  • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

5. Развитие и тренировка психических процессов:

  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;
  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
  • развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде», «Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной» и др.

6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);
  • воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
  • воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр — например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);
  • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Рекомендуемый репертуар 2-го и 3-го годов обучения:

1-е полугодие: повторение репертуара, разученного в младших группах; новый репертуар – по выбору педагога (2-й и 3-й уровни сложности): «Упражнения с осенними листьями», «Кремена», «Три поросенка», «Кукляндия», «Упражнение с обручами», «Светит месяц», «Танцуйте сидя», «Крокодил Гена» и др.

2-е полугодие: «Красный сарафан», «Полкис», «Месяц и звезды», «Два Барана», «Птичка польку танцевала», «Птичий двор», «Цирковые лошадки», «Голубая вода», «Мельница» и др. Сюжетные танцы: «Домисолька», «Богатыри», «Танец Троллей». Старинные бальные танцы: «Полонез», «Менуэт», «Старинная полька» и др. 

Ожидаемые результаты

Показатели уровня развития детей:

  • выразительность исполнения движений под музыку;
  • умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
  • освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
  • умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
  • способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
  • точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
  • самостоятельно импровизировать и сочинять свои танцы.
  • активно  и артистично  учувствовать в театрализации танца.

Учебно-тематический план  2-го года обучения

п/п

Наименование раздела, темы занятия

Практика

Теория

Всего часов

  1. Развитие музыкальности

3

5

8

1.1.

Техника безопасности на уроках  хореографии. Партерный экзерсис.

2

-

2

1.2.

Средства музыкальной выразительности.

-

2

2

1.3.

Танцевальные жанры.

1

3

4

  1. Развитие двигательных качеств и умений

1

11

12

2.1.

Основные танцевальные термины и позиции. Имитационные движения.

-

2

2

2.2.

Пластика и музыкальный образ разнообразных шагов.

1

3

4

2.3.

Танцевальная азбука. Общеразвивающие упражнения.

-

6

6

  1. Развитие умений ориентироваться в пространстве

2

8

10

3.1.

Построения и перестроения.  

-

4

4

3.2.

Перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).

2

4

6

  1. Развитие творческих способностей

2

12

14

4.1.

Раскрытие творческих способностей.

-

4

4

4.2.

Основные понятия: внимание,  память, мышление. Плясовые  комбинации.

2

8

10

  1. Развитие и тренировка

психических процессов

-

8

8

5.1.

Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика.

-

4

4

5.2.

Контрастные настроения Тренировка подвижности нервных процессов.

-

4

4

  1. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности

-

12

12

6.1.

Развитие способности к эмпатии.

-

6

6

6.2.

Правила этикета во время исполнения танца.

-

6

6

Итого:

8

56

64

Содержание программы 2-го года обучения

I. Развитие музыкальности

Тема 1.1. Техника безопасности на уроках  хореографии. Партерный экзерсис.

Теория: знакомить с терминологией техники безопасности на занятиях.

Практика: партерное разучивание позиций и точек, выражая  в движении характер музыки. Силовые упражнения  на растяжку (волчок, колесо, шпагат, мостик).

Тема 1.2. Средства музыкальной выразительности. 

Теория: темп и динамика. Общие понятия.

Практика: разнообразный темп, с  ускорением  и замедлением, разнообразие динамических оттенков, высокий, средний, и низкий регистр. Музыкально-ритмические движения на определения  2-х частной  формы произведения. Исполнение этюдов: «Упражнения с осенними листьями», «Три поросенка», «Крокодил Гена». Умения слушать музыку.

Тема 1.3. Танцевальные жанры. 

Теория: знакомство с жанрами  произведения «Полька», «Вальс», «Марш».

Практика:  различать настроение, выраженное в музыке плясовая (вальс, полька, современный танец), песня разная по характеру, марш, разный по характеру: «Цирковые лошадки»,  «Два Барана», «Птичка польку танцевала».

II. Развитие двигательных качеств и умений.

Тема 2.1. Основные танцевальные термины и позиции. Имитационные движения.

Теория: позиции ног  и рук.

Практика:  правильная постановка ног и рук,  при выполнении движений, с продвижением вперед: прямой галоп, боковой галоп, поскок. Экзерсис на середине. По выбору исполнять  образно-игровые движения любимых персонажей из сказок, мультфильмов.    

Тема 2.2. Пластика и музыкальный образ разнообразных шагов.

Теория: правила безопасности, при выполнении движений, на различные группы мышц.

Практика:  упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног. Ходьба на полу пальцах, на носках, на пятках, пружинящий, топающий шаг, ходьба на четвереньках. Махи и волчок, колесо и шпагат. Разучивание элементов: «Голубая вода», «Циркачи».

Тема 2.3. Танцевальная азбука. Общеразвивающие упражнения.

Теория:  элементы народных и бальных танцев.

Практика: разучивание  танцевальных элементов: поочередное выставление ноги на пятку, ковырялка, притопывание одной ногой, «выбрасывание» ног, переменный шаг, шаг с притопом и др. «Светит месяц», «Вальс». Работа по диагонали и на середине.

III. Развитие умений ориентироваться в пространстве

Тема 3.1. Построения и перестроения. 

Теория: работа по точкам.

Практика: самостоятельно находить свободное  место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций (змейка, воротики). Работа по диагонали. Дефиле.

Тема 3.2. Перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.). Теория: правило перестроения в фигуры.

Практика: исполнение  танцев  в перестроениях по точкам. Исполнять комбинацию «солнышко», «шахматы». Исполнение танцевальных номеров в разных точках.

IV. Развитие творческих способностей

Тема 4.1. Раскрытие творческих способностей. 

Теория: что такое импровизация?

Практика:  сочинять несложные плясовые движения, импровизировать в драматизации и самостоятельно создавать пластический образ. Импровизировать по желанию персонажи сказки.

Тема 4.2. Основные понятия: внимание,  память, мышление. Плясовые  комбинации.

Теория: исполнять танцевальные комбинации после показа на внимание и памяти.

Практика: находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки,  оценивать свои творческие  выступления. «Домисолька», «Богатыри». Исполнение  и разучивание танцевальных номеров.

V. Развитие и тренировка психических  процессов

Тема 5.1. Развитие эмоциональной сферы – мимика и пантомимика.

Теория: партерная работа.

Практика: уметь изменять движения  с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения, по фразам.

Тема 5.2. Контрастные настроения Тренировка подвижности нервных процессов.

Теория: экзерсис на середине.

Практика: учить выражать различные эмоции в мимике и пантомимике - (радость, грусть, страх, тревога), «Танец Троллей», «Три поросенка», «Месяц и звезды».

VI. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности

Тема 6.1. Развитие способности к эмпатии.

Теория: музыкальный образ и сочувствие.

Практика:  работа на четкость исполнения, сочувствуя и сопереживая. Воспринимать музыкальный образ, настроение и выражать его в пластике. Сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам 

Тема 6.2. Правила этикета во время исполнения танца. 

Теория: основные правила этикета  в паре.

Практика: красиво и правильно мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место. Воспитывать чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий, не толкаясь, не шуметь в помещении во время самостоятельных игр. Исполнение «Приглашение», «Вальс», «Птичка польку танцевала».

Учебно-тематический план  3-го года обучения

п/п

Наименование раздела, темы занятия

Практика

Теория

Всего часов

  1. Развитие музыкальности

3

11

14

1.1.

Техника безопасности на уроках  хореографии.  

-

2

2

1.2.

Танцевальные комбинации в различных ритмах и темпах.

2

6

8

1.3.

Танцевальные жанры и ритмопластика.

1

3

4

  1. Развитие двигательных качеств и умений

3

19

22

2.1.

Основные танцевальные термины и позиции. Имитационные движения.

-

2

4

2.2.

Пластика и музыкальный образ разнообразных шагов.

1

2

4

2.3.

Танцевальная азбука. Общеразвивающие упражнения.

1

5

6

2.4.

Плясовые движения – элементы народных и бальных танцев.

1

7

8

  1. Развитие умений ориентироваться в пространстве

-

8

8

3.1.

Танцевальные перестроения с изменением темпа.

-

2

2

3.2.

Перестроения на основе танцевальных композиций.

-

6

6

  1. Развитие творческих способностей

2

6

8

4.1.

Раскрытие творческих способностей.

-

4

4

4.2.

Основные понятия: внимание,  память, мышление. Плясовые  комбинации.

2

2

4

  1. Развитие и тренировка психических процессов

-

4

4

5.1.

Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика.

-

2

2

5.2.

Контрастные настроения Тренировка подвижности нервных процессов.

-

2

2

  1. Развитие нравственно-коммуникативных

качеств личности

-

8

8

6.1.

Развитие способности к эмпатии.

-

4

4

6.2.

Правила этикета во время исполнения танца.

-

4

4

Итого:

8

56

64

                                                                     

     


Содержание программы 3-го года обучения

I. Развитие музыкальности

Тема 1.1. Техника безопасности на уроках  хореографии. Упражнения на развитие чувства  ритма.

Теория: знакомить с терминологией техники безопасности на занятиях. Названия и понятия основных танцевальных терминов.

Практика: партерное разучивание позиций и точек, выражая  в движении характер музыки. Исполнение различных  танцевальных оттенков,  выражать в движении характер музыки и ее настроение. Разнообразный темп, Исполнять танцевальные элементы,  используя разнообразный, ускоренный и замедленный темп.

Тема 1.2. Танцевальные комбинации в различных ритмах и темпах. 

Теория: основные  термины,  позиции и  рисунки танца.

Практика: исполнять танцевальные комбинации  с использованием динамических оттенков, усиление и уменьшение звучания, а также  в усиление и уменьшение звучания регистра. Вариации, рондо. Работа на выразительность. «Светит месяц», «Крокодил Гена», «Полька».

Тема 1.3. Танцевальные жанры и ритмопластика.

Теория: знакомство с жанрами  произведения, понятие о  ритмике и пластике.

Практика: различать настроение, выраженное в музыке плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец). Марш, разный по характеру. «Полька», «Вальс», «Марш». Исполнение  и разучивание комбинаций. Исполнение этюда «Упражнения с осенними листьями». Отличить сильную долю,  и ритмическую пульсацию мелодии, принимать участие в игру «Танцуйте сидя».

II. Развитие двигательных качеств и умений

Тема 2.1. Основные танцевальные термины и позиции. Имитационные движения.

Теория: позиции ног  и рук.

Практика:  правильная постановка ног и рук,  при выполнении движений, с продвижением вперед: прямой галоп, боковой галоп, поскок,  шаг польки. Передавать имитационные движения, раскрывающие образ на динамику настроений, ощущения тяжести или легкости  разной среды  " в воде", "в воздухе" и т.д. Отработка движений. Сочинять желающих персонажей. Экзерсис на середине.

Тема 2.2. Пластика и музыкальный образ разнообразных шагов.

Теория:  упражнения на различные группы мышц.

Практика:  упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.  (Махи и волчок, колесо и шпагат). Отработка различных шагов. Разучивание элементов -  «Голубая вода», «Синеглазка».

Тема  2.3. Танцевальная азбука. Общеразвивающие упражнения.

Теория:  элементы народных плясок.

Практика: Разучивание  танцевальных элементов: поочередное выставление ноги на пятку, ковырялка, притопывание одной ногой, «выбрасывание» ног, переменный шаг, шаг с притопом и др. «Светит месяц», «Задорная». Народный экзерсис.

Тема 2.4. Плясовые движения – элементы народных и бальных танцев.

Теория: Основные положения ног и рук в танце. 

Практика: танцевальные упражнения, из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др. Танцы по желанию.

III. Развитие умений ориентироваться в пространстве

Тема 3.1. Танцевальные  перестроения с изменением темпа.

Теория: точки и рисунок.

Практика: самостоятельно находить свободное  место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др).

Тема 3.2. Перестроения на основе танцевальных композиций.

Теория: правило перестроения в фигуры.

Практика: исполнение  танцев  в перестроениях по точкам. Исполнять комбинацию  по точкам «солнышко», «шахматы».

IV. Развитие творческих способностей

Тема 4.1. Раскрытие творческих способностей. 

Теория: что такое импровизация?

Практика:  сочинять несложные плясовые движения, импровизировать в драматизации и самостоятельно создавать пластический образ. Импровизировать по желанию персонажи сказки.

Тема 4.1. Плясовые  комбинации.

Теория: основные позиции и понятия в танце.

Практика: находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки,  оценивать свои творческие  выступления и давать оценку другим детям. «Два Барана»,  «Птичий двор», «Цирковые лошадки».

V. Развитие и тренировка психических  процессов

Тема 5.1. Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика.

Теория: партерная работа.

Практика: уметь изменять движения  с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения, по фразам.

Тема 5.2. Контрастные настроения Тренировка подвижности нервных процессов. Теория: экзерсис на середине.

Практика: выражать различные эмоции в мимике и пантомимике (радость, грусть, страх, тревога), разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде», «Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной».

VI. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности

Тема 6.1. Развитие способности к эмпатии.

Теория: музыкальный образ и сочувствие.

Практика:  работа на четкость исполнения, сочувствуя и сопереживая. Воспринимать музыкальный образ, настроение и выражать его в пластике. Сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам.

Тема 6.2. Правила этикета во время исполнения танца.

Теория: основные правила этикета  в паре.

Практика: красиво и правильно мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место. Воспитывать чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий, не толкаясь, не шуметь в помещении во время самостоятельных игр,  не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Реализация программы предполагает освоение личностно-ориентированных технологии обучения и воспитания:     технологии мастерских, технологии разно уровневого обучения. Приоритет отдается активным формам преподавания: репетиционной и концертной деятельности (выступления на утренниках, выступления перед родителями, отчетные концерты).

Дидактический материал, используемый в ходе работы по программе, представляет собой следующее:

  • тематические подборки иллюстраций, фотографий;
  • методическая литература;
  • разработки занятий;
  • аудиоматериалы;
  • видеоматериалы на DVD;
  • сценарии отчетных концертов;
  • различные атрибуты (скакалки, ленты, зонты, веера, цветы, веночки, музыкальные инструменты), необходимые для постановки сюжетных танцев.

Материально-техническое обеспечение предполагает:

  • хореографический  класс, оборудованный зеркалами;
  • аудио- и видео- аппаратура.

Формы подведения итогов обучения: выступления на утренниках  и поселковых праздниках, участие в конкурсах, выступления перед родителями, отчетные концерты. 


Список литературы

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного    возраста), 2000.
  2. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 2000.
  3. Гогоберидзе А.Г. Мониторинг в детском саду. – СПб., 2011.
  4. Гогоберидзе А.Г, Михайлова З.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: Детство, 2011.
  5. Васильева Т.К.  Секреты техники танца. – СПб.: Диамант, 1997.
  6. Диниц Е.В.  Азбука танца. – Донецк: АСТ, 2004.
  7. Гвидо Ригаццони.  Латино-Американские танцы. – М., 2001.
  8. Гвидо Ригаццони.  Бальные танцы. – М., 2001.
  9. Гусев Г.П.  Методика преподавания народного танца. – М., 2003.
  10. Пол Боттомер.  Уроки танца. – М.: 2004.
  11. Фадеева С.  Методическая разработка по изучению курса хореографии. – СПб. 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Логопедической ритмике педагога дополнительного образования Илюшкиной В.В.

Направленность программы: Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, направ...

Рабочая программа дополнительного образования по РИТМИКЕ

Рабочая программа  дополнительного образования по РИТМИКЕ...

Программа дополнительного образования "Ритмика"

Программа дополнительного образования "Ритмика"...

Детская ритмика Программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности детей 4-7 лет в соответствии с ФГОС ДО

В настоящее время ритмическое воспитание приобретает все большее значение, так как является массовым и доступным для всех. За последние годы созданы и изданы многочисленные методические пособия по муз...