Проект "Обучение игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Смышляева Регина Викторовна

Активизация детского творческого потенциала посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obuchenie_igre_na_muzykalnyh_instrumentah.docx29.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект

«Обучение детей старшего возраста игре на детских музыкальных            инструментах»

Смышляева Регина Викторовна

                                         Музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад №7 «Антошка»

Тип проекта: творческий;

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители;

Сроки проекта: 15.09.2017 -15.05.2018

Актуальность проекта:

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов.  Музыка, как  и  любое  другое   искусство, способно  воздействовать  на  всестороннее  развитие  ребенка, побуждать  к  нравственно – эстетическим  переживаниям,  к  активному  мышлению.

Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольном учреждении наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями. В процессе обучения игры на музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище интонируют),  качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм);  благодаря развитию мелкой моторики,  у детей лучше формируется речь, развивается координация. Многим детям игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Важно отметить, что это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми, являющийся лучшей формой приобщения их к совместному коллективному музицированию. Оркестр позволяет активно включать детей в музыкальную деятельность, где все становятся участниками в создании прекрасной музыки.

Цель проекта: Формирование музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Реализацию цели планируем через решение следующих задач:

1. Создать условия для развития музыкальной творческой активности детей, участвующих в детском оркестре.

2. Обучать детей приёмам игры на разных музыкальных инструментах

3. Развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, гармоничный слух.

4. Расширять музыкальный кругозор детей, совершенствовать артистические навыки.

5. Воспитывать психологическую готовность к публичным выступлениям

6. Приобщать детей к музыкальной культуре, обогащать их музыкальный опыт: знания детей о музыкальных инструментах, музыкальных жанрах, композиторах.

В дошкольном учреждении предусмотрено основной образовательной программой в области «Художественно-эстетическое развитие» обучение игре на детских музыкальных инструментах, игре в ансамбле и оркестре, но используется только малая ее часть. Поэтому реализуемый проект поможет в игровой форме приобщить детей к творческому самовыражению через игру на музыкальных инструментах.

Проект составлен с учетом ФГОС, реализуемой основной образовательной программы ДОУ с  интеграцией образовательных областей по разделам:

1.        «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разнохарактерное её содержание, характер, образ музыкального произведения, передавать его движениями, жестами, мимикой.

2.        «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстраций, близкими по содержанию музыкального произведения,  или выражать в цвете  услышанную мелодию.

3.        «Коммуникация», у детей развивается речь, четкая дикция, ведётся работа над развитием артикуляционного аппарата.

4.        «Чтение художественной литературы»: дети знакомятся с литературными произведениями, которые легли в основу музыкального произведения (можно пример).

5.        «Познание»: дети знакомятся с явлениями общественной жизни, природными явлениями, предметами ближайшего окружения, знакомятся с творчеством российских и зарубежных композиторов, посещают с экскурсией ДШИ.

Данный проект разработан на основе  современных авторских методик Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, В.А. Жилина, основанные на системе К. Орфа.                                                                                                                                                                                      

Форма занятий.

Проект  предполагает проведение 2 занятий в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятия  - 30 мин. Общее количество занятий в год – 72.

Содержание проекта.

Содержание проекта включает  в себя 6 основных блоков, представленных в таблице.

Блок 1 – работа над ритмом

Блок 2 – развитие гармонического слуха

Блок 3 - развитие тембрового восприятия

Блок 4 – освоение музыкального инструмента и игра на инструменте

Блок 5 – развитие творческих способностей детей

Блок 6 – концертные выступления оркестра, солистов.

Блоки

Базовый компонент

Компонент МБДОУ

Блок 1. Работа над ритмом

Учить детей слышать и чувствовать метроритмическую пульсацию, основу музыкального произведения.

Слышать и чувствовать равномерное биение «пульс». Знать размеры:

2    3    4

4    4     4

Блок 2.

Развитие гармонического слуха

Учить детей различать мажорный и минорный лады, слышать аккордовую окраску исполняемых произведений.

Уметь определять по звучанию мажорный  и минорный лады и аккорды. Знать в чем отличие мажора и минора.

Блок 3.

Развитие тембрового слуха.

Учить различать тембровую окраску различных музыкальных инструментов. Давать словесную характеристику звучания.

Уметь различать музыкальные инструменты по их звучанию и внешнему виду.

Блок 4.

Освоение музыкального инструмента и игра на нём.

Учить расположению звуков на инструменте. Познакомить с названием нот и как они располагаются на инструменте.

Знать названия нот и расположение их на музыкальном инструменте, правильно извлекать звук.

Блок 5.

Развитие творческих способностей детей

Побуждать к сочинительству на свободную и заданную темы, выбирать инструменты для аранжировки и оркестровки, прослушанной пьесы, песни,

Уметь придумывать мелодию на одно слово или музыкальную фразу, а также пытаться найти звуки, характеризующие животных, явления природы.

.

Блок6. Концертные выступления оркестра, солистов

Подобрать высоко художественные произведения, разнообразные по стилю, жанрам, доступные для исполнения детьми, вызывающие интерес у них с учетом исполнительских возможностей. Учить культуре поведения на сцене, психологически готовить к выступлениям

Уметь играть на музыкальных инструментах соло, в ансамбле и оркестре. Прислушиваться к звучанию фортепьяно, как основу оркестра. Уметь играть по партиям, понимать дирижерский жест

Процесс обучения детей игре на звуковысотных музыкальных инструментах можно так же разделить на три этапа:

  1. ознакомление с особенностями мелодии и приемами звукоизвлечения, который будет использоваться для её воспроизведения;
  2. разучивание мелодии (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам). Отработка исполнительских приемов, работа над выразительностью исполнения
  3. целостное воспроизведение мелодии на инструменте.

Занятия будут проходить  в игровой, наглядной и дидактических формах.                                                    

Повторяющаяся структура занятий поможет детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам, радоваться их успехам и удачным находкам.  Элементарное музицирование  планируется использовать  как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это даст возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы, превратив в коллективную.

Материально-техническое оснащение

Материальная база ДОУ располагает всеми необходимыми детскими музыкальными игрушками и инструментами, сгруппированными по видам:

•        Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты. Такие игрушки помогают детям создать игровые ситуации. Это балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами и  т.д.

•        Озвученные музыкальные игрушки-инструменты.

1.        Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, музыкальные молоточки).

2.        Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки).

3.        Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, пианино, свирели, гармоники, колокольчики)

Пособия

  • Фланелеграф
  • Наглядные тематические пособия
  • Музыкально-дидактические игры (настольные)
  • Музыкальный материал (хрестоматии и методические пособия, ноты)
  • Комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран.

Взаимодействие с родителями

  1. Собрания общие и групповые
  2. Консультации в форме индивидуальных бесед
  3. Выступление на детских утренниках
  4. Мастер класс для родителей по изготовлению вместе с детьми самодельных шумовых музыкальных инструментов
  5. Оформление стендовой информации, размещение консультаций на блоге ДОУ и личном сайте
  6. Организация музыкальных уголков в группах
  7. Приобщение родителей к оснащению музыкальных уголков
  8. Выставки («Музыка в жизни ребенка», «Дошкольное музыкальное развитие», «Играем сами» и т.д.)
  9. Социальное партнерство с ДШИ (концерты с участием учащихся музыкального отделения ДШИ, экскурсии)
  10.  Итоговый концерт - игра

Примерное тематическое планирование

Знакомство с инструментами и оркестрами

Период

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь-октябрь

Знакомить с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах.

В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, бубне, треугольнике. Выделять сильную долю такта. Работать над ритмами:  

На металлофоне играть поступенное движение мелодии вверх и вниз. Игра через звук.

Марши А.Филиппенко, С.Прокофьева, А.Жилинского, Н.Метло-ва; польки П.Чайковского, М.Глинки; А.Спадавеккиа; «Итальянская полька» С.Рахманинова; «В садике» С.Майкапара

Ноябрь-декабрь

Выделять сильную долю на слух и в игре на детских музыкальных инструментах.

Работать над ритмическими эталонами:

знакомить с тактированием и дирижированием на 2/4.

Передавать чередование метроритмического пульса и сильной доли такта.

Играть простейшие партитуры в размере 2/4:

Играть гаммы вверх и вниз.

Играть простые попевки на одном, двух звуках индивидуально и в ансамбле.

«Звенящий треугольник» Р.Руста-мова; «Немецкая песенка» П.Чайковского; «Игра со звоночками» Ю.Рожавской; «Этюд с музыкальными инструментами» Ф.Госсека; «Полька» М.Глинки, «Аннушка», чеш.нар.мелодия

«Лесенка» Е.Тиличеевой; «Андрей-воробей», рус.нар.песня.

Упражнения при обучении игре на детских музыкальных инструментах.

Январь -февраль

Учить детей определять на слух размеры 2/4 и 3/4. В игре «Ритмическое эхо» учить детей без ошибок повторять ритмический рисунок, исполненный педагогом

Вальсы П.Чайковского, Ф.Шопена, Р.Шумана, Э.Грига; «Экосез» Л.Бетховена; «Менуэт» И.Баха;

Работать над ритмическими эталонами в размере 2/4.

Латвийская народная полька

Выделять сильную долю. Играть и петь гаммы До-мажор. Тактировать и дирижировать на 3/4.  Играть попевки индивидуально и в ансамбле. Уметь читать партитуры в размере 3/4:

«Скок, скок, поскок», рус.нар.песня; «Василек», рус.нар.песня; «Игра с погремушками» С.Майка-пара; «Сорока-сорока», рус.нар. попевка

Март -апрель

Передавать метроритмическую пульсацию и сильную долю

Определять на слух размеры 2/4, 3/4 и 4/4

Выделять сильную долю

«Танец маленьких лебедей» П.Чайковского; «Киска» М.Дюбуа; «Натали и Дед Мороз» М.Дюбуа; «Танец дикарей» Е.Накада; «Тамбурин» Ж.Рамо

Май

Повторение и закрепление пройденного материала.

Игра в оркестре (ансамбле)

Сентябрь – октябрь

Учить детей:

- играть простейшие партитуры в размере 2/4 индивидуально, небольшими подгруппами и в ансамбле (оркестре);

- играть в ансамбле простые песенки и попевки, соблюдая общий темп, динамику и настроение;

- индивидуально разучивать партии

Грамзапись любой русской народной мелодии

«Вот какие чудеса» А.Филиппенко; «Часики» М.Вольфензона

Ноябрь-декабрь

Играть в шумовом оркестре. Учить своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп, динамику и настроение музыкального произведения

Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра.

Русские народные песни: «Василек», «На зеленом лугу», «Зайчик»; «Часики» М.Вольфензона; «Вальс петушков» И.Стрибогга

Январь-февраль

Играть индивидуально и в ансамбле простые песенки и попевки.

Играть гаммы в различных ритмических вариантах.

Разучивать партии индивидуально и небольшими группами.

Играть небольшими группами инструментов

Играть всем оркестром, соблюдая темп, динамику, одновременно начинать и заканчивать исполнение.

«Старинная французская песенка» П.Чайковского

Март-апрель

Играть индивидуально по партиям и небольшими группами инструментов.

Играть всем оркестром, исполняя знакомые песенки и попевки, передавая их различный характер звучания

Май

Повторение и закрепление пройденного. Подготовка и проведение концерта «Веселые музыканты»

Творческие задания

Сентябрь -октябрь

Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов.

Звукоподражать голосам животных и птиц. Передавать конструктивные импровизации различных музыкальных инструментов.

Уметь отгадать звучание музыкального инструмента и повторить ритмический рисунок.

Прохлопать ритмическую цепочку по заданному рисунку с использованием ИКТ.

Ноябрь -декабрь

Уметь подыгрывать музыканту.

Импровизация «Дождик». Импровизация сказки «Теремок»

Сочинить ритмический рисунок, песенку на заданный текст.

Январь -февраль

Импровизации на ударных (ритмических) инструментах.

Играть в оркестре.

Проговаривать различные тексты в определенном размере.

Играть с дирижером.

Март -апрель

Импровизации на «мелодических» ударных инструментах.

Исполнять импровизации с треугольником, румбой, кастаньетами.

Подыгрывать музыкальному руководителю.

Сочинить сопровождение к импровизации на заданную тему.

Май

Закрепление и повторение пройденного.

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. В проекте предусмотрены наглядный материал в виде мультимедийных презентаций - игр на освоение ритма, исполнение мелодии на различных инструментах. Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у воспитанников системы мыслеобразов. 

Механизм оценки получаемых результатов

Педагогический анализ музыкальных способностей детей проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, промежуточный – в феврале, итоговый – в мае. Главной оценкой получаемых результатов является отчетный концерт в конце учебного года  (май месяц).

Диагностика как процесс, позволяет выявить динамику развития музыкальных способностей ребенка. Наиболее ярко уровень музыкальных способностей ребенка можно выявить в процессе различных музыкальных игр.

Диагностика чувства ритма включает  выполнение заданий на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прозвучавшей мелодии или музыкального отрывка.

Диагностика звуковысотного слуха осуществляется на уровне различения регистров, определения направления движения мелодии, в процессе выявления изменений (ритмических, звуковысотных и др.) в знакомой ребенку песенке.

Диагностика музыкально-слуховых представлений связана с выявлением способности воспроизводить мелодию по слуху голосом или на музыкальном инструменте.

Форма проведения презентации проекта в конце срока обучения в виде «Брейн-ринга», с использованием инновационных технологий,  где воспитанники, родители, приглашенные гости станут участниками игры. Проверят свои знания в области музыкального искусства, прочувствуют себя  в роли музыканта-исполнителя, исполнив музыкальный фрагмент и композитора, сочинив небольшую импровизацию.

Список использованной литературы:

1. Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка» Москва. Просвящение. 1983г.

2. Е.Н. Вишняк  под редакцией Л.Аленичевой «Работа с детьми в подготовительной группе детской музыкальной школы»

3. Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Москва. Просвящение  1990г.

4. Т.Н. Девятова «Звук-волшебник» (Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста)  Москва. Линка-пресс 2006г.

5. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки». «Этот удивительный ритм» (пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений) СПб. Композитор 2005г.

6.С. Бублей «Детский оркестр» (пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений) Издание 2-е, Ленинград «Музыка»1989г.

7. Е.В. Евтух «Игра на свирели как форма активизации музыкальной деятельности учащихся» (методическое пособие)  Спб.  2002 г.

8. Л.В. Малахова  «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста»,  

9. Ж. Металлиди и А. Перцовская «Сольфеджио для дошкольной группы», СПб. Композитор 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактической игры на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Главная задача дидактических игр — в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они доступны для детского сознания, то вызывают интерес и желание у...

Консультация для родителей: «Значение приобщения к игре на детских музыкальных инструментах детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей:«Значение приобщения к игре на детских музыкальных инструментах детей младшего дошкольного возраста»....

Знакомство с музыкальными инструментами детей старшего дошкольного возраста через художественное творчество, сотрудничество педагогов, детей и родителей.

АктуальностьМузыкальные инструменты для детей всегда –чудесные, необыкновенно притягательные предметы.Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, а тот, кто играет на нем - почти волшебник...

Спортивный праздник «Малые Олимпийские игры в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста

Спортивный праздник «Малые Олимпийские игры в детском саду»для детей  старшего дошкольного возраста...

Квест - игра в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Мы за здоровый образ жизни»

Данную методическую разработку могут применять в своей работе инструктора по ФК, воспитатели, педагоги дополнительного образования....