Мастер- класс для воспитателей на тему: «Развитие музыкального творчества у дошкольников через песенно - игровой фольклор»
методическая разработка по музыке

Тарбаева Елена Валерьевна

     Песенно – игровой фольклор – это игры с пением, где текст подсказывает действие. Подбирая и выполняя определенные действия, дети, используют движения из области народной хореографии, плясовые элементы, импровизацию на детских музыкальных инструментах, мимику, жест и пантомиму, общие развивающие движения из области физкультуры: бег, прыжки, ходьба. Содержание текстов песен часто предполагает импровизацию, что дает возможность использовать их в развитии детского музыкального творчества.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc364.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 - 55 – 11,
электронная почта:
zolotaya-fish7@yandex.ru

Мастер- класс для воспитателей на тему:

«Развитие музыкального творчества у дошкольников через песенно - игровой фольклор»

фольк.jpg

                                                        Выполнила:

Музыкальный руководитель

                                                                                   Тарбаева Елена Валерьевна

г. Выкса, 2017г.


Песенно-игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества  

Поиск путей развития детского музыкального творчества всегда был в центре внимания педагогов и исследователей. Многие из них указывали на русский музыкальный фольклор, как одно из ведущих средств творческого развития ребенка.

          Именно музыкальный фольклор, богатый яркими образами и интонационной выразительностью с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

          В народных произведениях, обращенных к детям, проявляется четкое понимание возраста детей.  Отсюда их доступность для творческих проявлений.

          Песенно – игровой фольклор – это игры с пением, где текст подсказывает действие. Подбирая и выполняя определенные действия, дети, используют движения из области народной хореографии, плясовые элементы, импровизацию на детских музыкальных инструментах, мимику, жест и пантомиму, общие развивающие движения из области физкультуры: бег, прыжки, ходьба. Содержание текстов песен часто предполагает импровизацию, что дает возможность использовать их в развитии детского музыкального творчества.      

         Игровые песни очень разнообразны: в одних акцент на драматизацию (« А мы просо сеяли, сеяли», «Каравай», «Как на тоненький ледок», «На зеленом лугу», «Во саду ли в огороде»), в других – на физическую активность («Дождик», «Как под наши ворота»), в третьих – на танцевальное начало («Заинька, попляши», «В сыром бору тропина», «Ходила младешенька по борочку»), поэтому в некоторых случаях такой потенциал называют фольклорными музыкальными играми или фольклорные игры под пение, либо называют игровыми песнями хорового плясового характера. В любом случае эти произведения характеризуют наличие небольшого театрализованного представления, где часто соединяются словесно-поэтическое, танцевальное начало, а также содержание, размер, ритмическая основа, строение фольклорного текста, несложность напева песни, позволяющие соединить исполнение песни с движением и театрализацией.

          Фольклорные песни-игры можно использовать для развития способностей детей с самым различным видом художественно-творческой деятельности. В большинстве случаев я использую игры, которые касаются сюжетно-двигательной стороны.

Детское  музыкальное  творчество – это  гимн  импровизации,  потому  что  все  дети  умеют  импровизировать, только нужно им  немного помочь.

Детям поможет педагог, а педагогу, безусловно, песенно-игровой фольклор и поставленные задачи перед ним, решение которых приведет к ожидаемому результату.

Задачи:

  • Развивать  творческое   воображение  

(образные  высказывания  о     песне,  проявления  творческой активности);

  •  Побуждать  детей  выражать  свои  музыкальные    

 впечатления  в   исполнительской  и  творческой    

 деятельности;

  • Развивать природную музыкальность детей, способность  к    

спонтанному  творческому  поведению;

  • Побуждать детей к различным  проявлениям  творчества:  

певческие импровизации, музыкально-ритмические

движения,  игра на детских музыкальных  инструментах;

  • Создать  предпосылки  к  формированию  творческого  

мышления.

           Использование народных игр с пением вполне доступно как на общих занятиях, так и в самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей.

Обучение фольклору должно носить живой непосредственный характер.

    Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус.

Пластичный ,хороводный шаг:

Хоровод:

Капустка, Ниточка.

       Ребенок, выполняющий главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Это не только повышает его ответственность при выполнении движений, но и доставляет особое удовольствие, возвышает в собственных глазах. Остальные дети, подражая своему сверстнику, а не воспитателю, приобретают новый опыт игрового сотрудничества, когда достигается не только согласованность в движениях, но и единство в создании образа. Эта игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью, непосредственности и даже шалости.

Хоровод: «Дударь»

Описание: С помочью считалки выбирается водящий- Дудорь, встаёт в центре круга. Остальные , взявшись за руки , шагают в ритм со словами обращаясь к нему произносят :

Дудорь, Дудорь , Дудорище,

Старый , старый старичище,

Его под колоду,

Его под сырую,

Его под гнилую,

Дудорь , Дудорь что болит?

 

Водящий (Дудорь) произносит , например спина (рука, нога и т.д.),  а все остальные ,повернувшись , друг за другом ,  взявшись за «Больное место» (можно усложнить , взявшись за больное место впереди идущего) выполняют движение, ход по кругу.

     Очень важно помочь тем детям, которые стесняются выступать перед всеми или не могут придумать движение. В этих случаях можно помочь непосредственно: войти в круг, поплясать или попрыгать вместе с ним.     

Движения, которые выполняют дети должны быть разнообразными, можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, поплясать, покружиться, поклониться, похлопать в ладоши и т.д.

При этом, движения могут сопровождаться звуками или возгласами. Есть лишь одно ограничение в хороводной игре: все движения должны быть эстетичными. Нельзя допускать кривляния детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

ХОРОВОД КОЛПАЧОК

(русская народная игра)

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.

Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.
Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.

Водящий танцует выполняя движения по желанию

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.
Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

Чтобы повысить интерес детей к придумыванию движений можно ввести элемент соревнования «кто интересней придумает …». Варианты оцениваются и отбираются педагогом, пробуются в исполнении. Этому предшествует подробный анализ песни, ставиться задача не просто отразить характер песни, но и подробно последовательно подобрать ряд движений соответствующие её различным частям.

Считалка

Особенно большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр считалки. Считалка — это также рифмованное стихотворение, но несколько большее по своим размерам, чем жеребьевка. Считалки имеют 6, 8, 10 и более строк. С помощью считалки пересчитываются участники игры (отсюда и название), определяются их роли или очередность участия в игре.

В считалках довольно часто употребляются слова счета— числительные.

Вот пример считалки:

Первый дал,

Другой взял,

Трое сели — Все поели.

Тебе гадать?

По-турецки писать?

Но считалка не только преследует определенные практические цели (устанавливает очередность для играющих), она нередко имеет и несомненное поэтическое значение. В нее могут входить различные забавные повествования.

Например, кто-нибудь из играющих, касаясь поочередно рукой ребят, произносит:

«Раз, два, три, четыре,

Жили мошки на квартире,

К ним повадился сам друг Крестовик — большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука мы попросим: «Ты, обжора, не ходи»,

Ну-ка, Мишенька, води».

На кого пало слово «води», тот и становится водящим.

Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации народных игр с детьми, –  самому быть творческой личностью.

А это значит, быть способными к восприятию новизны, умению импровизировать, владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Верить в свои силы и идеи, пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено.

Например, можно придумать уже к знакомой игре разные варианты действия персонажа, показать образ в развитии или инсценировать уже знакомую песню и на её основе сочинить новую игру.

Благодаря своей вариативности фольклор податлив и гибок, он дает большие возможности  творческой инициативе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по теме: «Развитие познавательных способностей у детей через опытно-экспериментальную деятельность»

Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей. Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов....

Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...

Мастер - класс для воспитателей на тему "Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"

Мастер - класс  для воспитателей на тему  " Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"...

Мастер-класс для педагогов по теме «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»

педагоги знакомятся с речевыми играми, танцевальными движениями, способствующими развитию у детей чувства ритма....

Развитие словесного творчества старших дошкольников через малые формы фольклора (загадки)

laquo;Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин».Цель: содействие развитию словесного творчества детей через приобщ...

Мастер-класс для воспитателей на тему «Формирование грамматического строя речи дошкольников через использование дидактических игр»

Мастер-класс для воспитателей на тему «Формирование грамматического строя речи дошкольников через использование дидактических игр»Цель: Повышение профессионального мастерства пед...