Методическая разработка интегрированного занятия «Сказка в музыке». Добро и зло в музыкальных сказках
методическая разработка по музыке

Юрасова Ольга Ильинична

Методическая разработка: Интегрированное занятие «Сказка в музыке». Добро и зло в музыкальных сказках

Цель: расширение диапазона знаний детей старшего дошкольного возраста на основе восприятия музыкальных и художественных произведений.

Задачи:

- Образовательные: - познакомить детей с музыкальными произведениями: М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» (Картинки с выставки), П.И.Чайковского «Баба Яга» (Детский альбом) картинами В.Гартмана, В. Васнецова, И. Билибина; - закрепить знания о средствах выразительности в музыке, живописи, определять их роль в создании произведений искусства; - углубить представления детей о многогранных связях музыки и живописи; - формировать ценностно-смысловую и учебно-познавательную компетенции.

- Развивающие: - развивать коммуникативную и информационную компетенции дошкольников; - развивать умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными, художественными; - создать условия для развития восприятия музыки , танцевально-игрового творчества детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-образовательной среды

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab_skazka_v_muzyke.docx21.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие «Сказка в музыке»: Добро и зло в музыкальных сказках

Цель: расширение диапазона знаний детей старшего дошкольного возраста на основе восприятия музыкальных и художественных произведений. Задачи:

- Образовательные: - познакомить детей с музыкальными произведениями: М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» (Картинки с выставки), П.И.Чайковского «Баба Яга» (Детский альбом) картинами В.Гартмана, В. Васнецова, И. Билибина; - закрепить знания о средствах выразительности в музыке, живописи, определять их роль в создании произведений искусства; - углубить представления детей о многогранных связях музыки и живописи; - формировать ценностно-смысловую и учебно-познавательную компетенции.

- Развивающие: - развивать коммуникативную и информационную компетенции дошкольников; - развивать умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными, художественными; - создать условия для развития восприятия музыки , танцевально-игрового творчества детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-образовательной среды

- Воспитательные: - воспитывать музыкальную, «слушательскую» культуру через восприятие музыкальных произведений; - воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера.

Тип занятия: Интегрированное

Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социальнокоммуникативное развитие

Контрольный вопрос: Может ли Баба Яга научиться добру средствами музыки? Слушая добрые сказки, Играя на ДМИ с ребятами, Исполняя добрые, веселые песенки

Ситуации: Баба Яга заболела, Баба Яга приходит на праздник, Делаем прическу Бабе Яге

Методы:  методы системного анализа, синтеза, обобщения, сравнительный;  объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский;  метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии 2

 ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент. Музыкальное приветствие. Слайд 1 Дети входят в зал, и садятся. М.Р.- (обращается к детям) Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!) II. Вступительное слово. М.Р: Любите ли вы сказки? (Да!) Сегодня мы встретимся с самым загадочным, волшебным сказочным героем. Но сначала, ребята, отгадайте загадку, о каком сказочном герое сегодня пойдет разговор? «В облаках, не по земле, Летит баба на метле, Страшная и злая – Кто она такая?» Д: Баба-Яга! М.Р: Конечно, это Баба-Яга. А вот и она сама… Под фонограмму песни входит Баба-Яга. Баба-Яга: Здравствуйте, ребята. Вот, надоело одной в глуши сидеть, решила в гости к вам пожаловать. 3 М.Р.: И правильно сделала, Баба-Яга. Мы как раз о тебе и собираемся сегодня говорить. Может, и ты узнаешь что-то новое о себе. Баба Яга: А я и так все о себе знаю. Ну, ладно, остаюсь. (Садится) III. Знакомство с творчеством М.П.Мусоргского, картинами В.Гартмана. М.Р.: Ребята, сегодня мы познакомимся с музыкальными и художественными произведениями, в которых авторы воплотили образ Бабы-Яги. Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о Бабе-Яге? Кто она такая? (сказочный персонаж) Где она живет? ( в дремучем лесу, рядом с ней –её верные слуги: совы, черный ворон, дикие гуси-лебеди Чем занимается? (летает на метле, в ступе, колдует) Дети: отвечают, что они узнали о Б-Я. Слайд 2 М.Р.Пришло время познакомиться с музыкальным портретом Бабы-Яги, который воплотил в своем произведении композитор М.П. Мусоргский. Однажды он посетил выставку картин своего друга – художника и архитектора Виктора Гартмана и в память о нем решил написать музыкальное произведение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была связана с одной из картин. Так получился фортепианный цикл «Картинки с выставки». Одной из работ Гартмана на выставке была картина «Часы с кукушкой». 4 Слайд3 Давайте рассмотрим эту картину. (Дети рассматривают картину) М.Р.: Какие образы приходят к вам, когда вы смотрите на 5 Слайд5 М.Р: Скажите мне пожалуйста, ребята, какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги. Анализ средств музыкальной выразительности. 1 часть. Динамика громкая, регистр низкий, ритм упругий, интонации злые, колючие. Все это характеризует Бабу-Ягу как злую, вредную, страшную, как будто она замышляет чтото плохое. Во 2 части музыка меняется, становится тише, темп медленнее, контраст регистров – Баба-Яга загадочная и таинственная… Дети рассказывают, какой они «видят» Бабу-Ягу в музыке. М.Р: М.П.Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях. IV.Рассматривание картин В.Васнецова, И.Билибина. Ребята, давайте посмотрим, как художники представляли себе Бабу-Ягу. Слайд 6,7 М.Р: Похожи ли образы Бабы-Яги на картинах вашим представленным образам? (Дети сравнивают свои «словесные» портреты с картинами Бабы-Яги, которые нарисовали художники). V. Знакомство музыкальным произведением П.И.Чайковского «Баба Яга» После «Картинок с выставки» композитора М.П.Мусоргского, образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детей, запечатлел Пётр Ильич Чайковский в своей пьесе «БабаЯга» из «Детского альбома». 6 Слайд 8 « портрет композитора П. Чайковского» Прослушивание пьесы «Баба- Яга» П.И. Чайковского М.Р: Похожи ли музыкальные характеристики этого персонажа у двух композиторов? Дети отвечают Сходство: быстрый темп, мелодия насыщена диссонансами, ритм острый и в тоже время «прихрамывающий», динамика контрастная, использование выразительности регистров фортепиано. Отличие: характер Бабы-Яги М.П.Мусоргского устрашающий и зловещий (как бы картина для взрослых), характер Бабы-Яги П.И.Чайковского - беспокойный и тревожный (небольшой рассказ для детей на ночь). В результате образ не столь свиреп. Это обусловлено замыслом композитора. Фортепианный цикл из 24 пьес «Детский альбом» написан П. И. Чайковским в 1978 году и посвящён племяннику Володе Давыдову. Весь «Детский альбом» - своеобразный музыкальный дневник «один день из жизни ребёнка», предназначенный для домашнего музицирования (приятное творческое времяпровождение в домашней обстановке). VI. Песенное, игровое, танцевальное творчество. Баба-Яга: Ох, ну и уморили вы меня…И вообще, обиделась я на вас…Вот заладили: страшная, злая, коварная. А я ведь и доброй могу быть…иногда. М.Р: Ребята, а может правда, Баба-Яга не всегда бывает злой и коварной? Вы что-нибудь знаете об этом? Ответы детей. М.Р: Правильно, ребята. Во многих русских народных сказках, мультфильмах, кинофильмах Баба-Яга добрая, мудрая. И сегодня мы поможем Бабе Яге стать доброй. А для этого, сначала мы исправим её внешний вид. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать? Дети: Мы сделаем ей новую прическу, можем подарить ей подарок (бусы, зеркальце, платочек, разукрасим её метлу). М.Р: Молодцы, ребята! А что мы ещё можем придумать, чтобы Баба Яга стала доброй? Дети: Мы научим её петь, плясать, играть с нами на музыкальных инструментах. Она сможет приходить к нам в гости на праздники. М.Р: Ребята, давайте сначала сделаем Бабу Ягу красивой! Ну что, Баба Яга, ты согласна? Баба Яга: Нужно попробовать, я ведь тоже женщина! Под музыку, ребята делают прическу Бабе Яге, надевают бусы. Баба Яга смотрит на себя в зеркало и улыбается: Баба Яга: Совсем помолодела, теперь и в гости приходить не стыдно!(вытирает слезу) Спасибо вам, ребята! 7 М.Р: Бабушка Яга, а спеть песню с ребятами хочешь попробовать? И не просто спеть а и подыграть на музыкальных инструментах. Баба Яга: А это как это? Я ведь не умею! М.Р: Ничего, ребята сейчас тебя научат. Слайд 9 Бабе Яге дают музыкальный инструмент, и она с детьми подпевает и играет на ДМИ. Исполняется песня «Добрая Бабушка Яга» Баба Яга: Видали, слыхали? Я теперь тоже петь и играть умею. Да я в лесу теперь всех своих друзей соберу, такой концерт получится! После игры Баба Яга в восторге начинает приплясывать под мелодию частушек, дети хлопают в ладоши. М.Р: Ну что, ребята, посмотрите, как повеселела наша гостья, а давайте с ней выйдем и поиграем! Дети: (Да)! Баба Яга: Ух и поиграю я сейчас! Всех догоню! Проводится игра «Бабушка Яга» После игры дети не садятся. М.Р: А сейчас, ребята, предлагаю вам изобразить Бабу Ягу. Интересно, какую вы изобразите: добрую или злую, хитрую или грустную. Попробуйте показать это в игре «Превращения» 8 Проводится игра-импровизация «Превращения» После игры все садятся на свои места. М.Р: Ну что ж, Баба-Яга, отправляйся теперь в свой сказочный лес к своим друзьям и не забывай, что доброй быть все-таки приятней.Наши ребята приготовили для тебя подарки и сейчас их тебе подарят.(Дети дарят Бабе Яге метлу и конфету, Баба Яга благодарит ребят). Баба Яга: Ой-ёй-ёй, совсем засиделась я у вас, пора домой возвращаться. Теперь вы, ребята, мои друзья! А мне пора в лес возвращаться. До свидания! (До свидания). Баба Яга уходит. М.Р: Вот и ушла наша гостья. И хоть в музыкальных сказках она была очень злой, но мы, ребята попытались её сегодня изменить. А у нас это получилось? (Ответы детей). VII.Подведение итогов: М.Р: Давайте вспомним, с именем какого композитора мы познакомились? (М.П.Мусоргского) На картины какого художника он написал музыку? (Виктора Гартмана) М.Р: Можно ли изобразительность картин передать выразительностью музыки? /ответы детей/ Музыка способна ярко и красочно рисовать картины и передавать их настроение, но не красками, а звуками. А как звали композитора, который создал «Детский альбом?(П.И.Чайковский) Как называется произведение П.И.Чайковского, которое мы сегодня слушали? («Баба Яга») Правильно, ребята! 9 Слайд 10 М.Р. – Вот и закончилось наше путешествие в сказку… и какой бы не была Баба – Яга, доброй или злой в сказках, но мы - то знаем: «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает…(Дети) «Добро!» Давайте встанем поближе друг к другу, обнимем друг друга за плечи и дружно скажем эти волшебные слова: «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро!» VIII.Творческая мастерская: рисование иллюстраций, совместная аппликация. А сейчас я предлагаю вам, ребята, проявить творчество и создать образ Бабы Яги положительный, а не злой. Для этого вы сейчас пройдете в другой кабинет, где разделитесь на творческие группы и будете создавать положительный образ Бабы Яги с помощью рисунков, и творческой апликации «Дом, в котором живет Баба Яга». А свои рисунки вы, ребята сложите в музыкальную копилочку, которую для вас оформили ваши родители. Дети под музыку покидают музыкальный зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Интегрированное занятие "Мы добрые волщебники"

Методическая разработка.Интегрированное занятие  педагога-психолога и логопеда. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 города Ейска му...

Презентация "Методическая разработка интегрированного занятия по музыке и рисованию в первой младшей группе".

Представлен конспект интегрированного занятия по музыке и рисованию в первой младшей группе в форме презентации. В презентацию включены: используемые музыкальные композиции на занятии в виде гиперссыл...

методическая разработка интегрированного занятия "Встреча со сказкой "Колобок"

мететодическая разработка познавательное развитие,лепка из теста. В конспекте используется сравнение геометрических фигур: куб,круг,шар....

Методическая разработка НОД занятие по развитию речи в младшей группе «Театрализация по сказке «ТЕРЕМОК».

Занятие по развитию речи в младшей группе ФГОС с использованием интерактивной доски...

"Сказка в музыке. Добро и зло в музыкальных сказках". Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы.

Для проведения интегрированного занятия вы можете использовать презентацию "Сказка в музыке. Добро и зло в музыкальных сказках", представленную на моем мини-сайте....

"Сказка в музыке. Добро и зло в музыкальных сказках". Презентация к интегрированному занятию для подготовительной группы.

Презентация необходима для проведения одноименного интегрированного занятия, представленного на моем мини-сайте....

Методическая разработка "Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Путешествие по сказкам»."

Цель:Развитие восприятия; создание положительного эмоционального климата в детском коллективе.Задачи:- Продолжать обогащать и активизировать словарь детей; формировать умение отвечать на вопросы воспи...