«Развитие эмоционально - образного мышления и психомоторики ребенка дошкольного возраста посредством ритмопластики» 3-7 лет.
рабочая программа по музыке (средняя группа)

Фомичева Ольга Владимировна

Рецензия на образовательную программу для дошкольных

образовательных учреждений

«Развитие эмоционально - образного мышления и психомоторики ребенка дошкольного возраста посредством ритмопластики»

представленную Фомичевой О.В.,

педагогом дополнительного образования

детского сада комбинированного вида №1073

г. Москвы

Представленная на рецензию программа предназначена для дошкольников 3-7 лет. Основной целью является обучение ребенка работе со своими эмоциями, поиск путей самовыражения и развитие творческих способностей средствами хореографического искусства

Данная методика дополнительного образования обеспечивает свободу выражения и является базой для развития успешной деятельности ребенка в любом виде творчества. Она способствует внутренней концентрации, а так же выражению внутреннего состояния посредством движения, что позволяет данной программе интегрироваться с другими видами искусств и сфер (танец, изобразительное искусство, музыка, литература, логопедические занятия).

Актуальность программы и ее новизна определяются ее направленностью на создание условий для гармоничного психического, духовного и физического развития, укрепление здоровья, раскрытие двигательных способностей детей, что соответствует приоритетам образовательной политики. Реализация данной программы позволит не только приобщить детей к миру прекрасного, но и укрепить детей физически. Участие детей в концертной деятельности являются мощным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества.
Ведущей концептуальной идеей программы, подчиненной основной цели раскрытия и развития природных задатков и творческого потенциала, является создание условий для их деятельности по освоению хореографического искусства.
Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, и способствует:

  • стимулированию познавательных процессов;
  • развитию коммуникативных навыков;
  • созданию социокультурной среды общения;
  • развитию творческих способностей личности;
  • поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;
  • творческому использованию жизненного опыта детей;
  • самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности.

Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:

  • Организация воспитательно-развивающей среды на основе проведения различных форм занятий: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
  • Создание ситуаций переживания успеха посредством участия детей и подростков в концертной деятельности.
  • Создание информационной среды различными средствами (беседы, игры, демонстрации, качественный показ и т.д.).

Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения.
Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный.
Тематический план учитывает основные требования к организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики и психологии детей дошкольного, школьного возрастов.
Выделены основные направления содержания, необходимые для создания условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии. Неоспоримым достоинством программы является то, что  содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме, по годам обучения, взаимосвязанным между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего.
Методическое обеспечение программы достаточно полно представляет педагогические, психологические и организационные условия, необходимые для получения воспитательно-развивающего результата. В приложении представлен примерный репертуар. Программа удовлетворяет всем требованиям и рекомендуется к реализации, возможен вариант проведения на её основе мастер-класса и др.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_po_ritmoplastike_dopolnennaya_.docx69.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северо - Восточное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №  1073

Программа  утверждена

на педагогическом совете

Протокол №              от

Зав. д.\с  № 1073_________

Двоеглазова  И.Ю.

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Развитие эмоционально - образного мышления и психомоторики ребенка дошкольного возраста посредством ритмопластики»

Срок реализации  программы   -  4 года.

 Возраст детей:  3-6 лет.

Составитель:   педагог

дополнительного образования

Фомичева Ольга Владимировна

                                                            Москва

2012 г.

Пояснительная записка

Данная программа позволит ребенку осознать свое тело, его движения, связать эти движения со своим внутренним миром, понять, каким образом эмоции находят отражения в моторике, как можно научиться управлять своим состоянием и настроением. Нашей основной целью является обучение ребенка работе со своими эмоциями, поиск путей самовыражения и развитие творческих способностей средствами хореографического искусства

Если мы свободно двигаемся, умеем управлять своим телом, осознаем свои движения и их значения, значит мы внутренне свободны и, следовательно, открыты для творчества, так как умеем слышать свой внутренний мир и выражать его внешне.

"Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ввиду этого, воспитание в музыке надо считать главным, благодаря Ритму и Гармонии, которые глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным и с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт" (Платон).

Музыкально – ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку. Основываясь на собственном педагогическом опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве.
Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно,
свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.

Основа ритмопластики - простые, разнообразные движения, такие как танцевальные, общеразвивающие, имитационные. Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, создают разнохарактерные образы и сюжеты.

Ребенок, нарабатывая ценный опыт умения пластически интерпретировать музыку, приобретает не только новые разнообразные двигательные навыки, но также учится творчески осмысливать музыку, выражать ее при помощи эмоций и тела.

От раннего приобретения чувственного опыта и разнообразных впечатлений зависит более гармоничное, естественное и успешное развитие ребенка в дальнейшем, становление личности маленького человека.

Ритмопластика не только удовлетворяет потребность детей в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки с помощью музыкальных игр и импровизаций.

Работу над танцевальной импровизацией детей веду поэтапно.

 На первом этапе использую эпизод «Знакомство»
На втором этапе нацеливаю на имитацию различных персонажей.
На третьем этапе учу детей импровизировать.

Так как сюжет музыкального произведения является основополагающим во всех упражнениях, движения не теряют своей логичности и тесно связаны с музыкой.  Импровизируя и растворяясь в музыке при выполнении различных танцевальных движений, ребята испытывают искреннюю радость и эмоциональный подъем! Тем самым повышая свой творческий и исполнительский потенциал!

Данная методика дополнительного образования обеспечивает свободу выражения и является базой для развития успешной деятельности ребенка в любом виде творчества. Она способствует внутренней концентрации, а так же выражению внутреннего состояния посредством движения, что позволяет данной программе интегрироваться с другими видами искусств и сфер (танец, изобразительное искусство, музыка, литература, логопедические занятия).

Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения, близость сверстника дают детям ощущения тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.

По результатам исследований (по словам воспитателей) можно сказать, что дети стали больше играть, самостоятельно разрешали некоторые конфликты. Заметно снизилась агрессивность некоторых «проблемных детей»; уменьшилось количество демонстративных реакции; замкнутые дети, игравшие раньше больше в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх.

Дети занимаются по подгруппам 10 - 12 человек  1-2 раза в неделю во второй половине дня..

Задачи:

  • соразмерно сформировать танцевальные способности детей;
  • развить чувство ритма;
  • эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • танцевальную выразительность;
  • координацию движения;
  • ориентировку в пространстве;
  • воспитать художественный вкус;
  • научить полноценно воспринимать произведения танцевального искусства
  • Научить ребенка относиться к своему телу как к инструменту, позволяющему выражать эмоции и чувства через  движения тела (мимика, жесты, поза или движение).
  • Научить ребенка использовать приобретенную свободу выражения для создания собственного решения и образных характеристик  какого-либо персонажа (театрализация, игра)..

В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала. На следующий год обучения мы возвращаемся к пройденному материалу на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей.

Необходимо учитывать  определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе детей, оценивая при этом состав группы, физические данные и возможности детей.

Основные принципы занятий

  • Наглядность (построение упражнений на образах и ассоциациях);
  • Доступность  (постепенное развитие от простого к сложному);
  • Систематичность (регулярность занятий, увеличение количества упражнений и уровня их сложности);
  • Закрепление навыка (рефлексия, повтор пройденного материала, использование пройденного материала в последующих упражнениях);
  • Сознательность (понимание пользы упражнений).

Также предусматривается индивидуальная работа с детьми,  обладающими различным уровнем развития:

  • способных и одаренных в музыкальном  и двигательном отношении;
  • заторможенных, неловких, неуверенных в своих силах.

В образовательном процессе принимает участие педагог дополнительного образования.

Учебно – тематический план

Младшая группа*

Месяц

Программное содержание

Игры,танцевальные композиции

часы

Сентябрь-октябрь

Музыкально-ритмические навыки: учить реагировать на начало и конец музыки, двигаться с контрастным характером музыки (спокойная-плясовая).Ритмичная ходьба по кругу, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Хлопать в ладоши, притопывая ногами, вращать кистями рук

Марш «Праздник» М.Раухвергера, «Птичка», «Устали наши ножки», «Пойду ль я выйду ль я», «Гулять и  отдыхать», «Игра с флажками», «Прятки», «Цветные дорожки», Пляска по показу педагога.

4,5

Ноябрь-декабрь

Собираться в круг в играх-хороводах, легко бегать врассыпную, помахивать одной-двумя руками, легко подпрыгивать на двух ногах, учить двигаться парами

«Солнышко и дождик», марш, «Из-под дуба», «Маленький танец», «Елочка», «Зайчики».

4

Январь-февраль

Учить двигаться парами; кружиться в парах и по-одному; притопывать одной ногой, выставлять ногу на каблучок. Образы: «Зайчики прыгают», «Птички летят», «машина едет», «Котята»

«Игра с колокольчиками», «Мишка ходит в гости», «Автомобиль», «Сапожки», «Кошки и котята».

4

Март-апрель

Упражнять в умении слышать 2-х-3-х частную форму. Использовать разученные движения в плясках, элементы прямого галопа.        

«Ходим и бегаем», «Погуляем», «Мячи», «лошадка», «Птички и машины», «Дождик», «Карусель».

4,5

май

Повторять и закреплять приобретенные музыкально-ритмические  навыки. Уметь инсценировать простейшие песни и заданные действия.

Марш, «Автомобиль», «Цыплята»

2      

Всего

19

*Музыка и движение  С.И. Бекина, Т.П.Ломова,Е.Н.Соковина,М.Просвещение.1981

средняя группа*

Программное содержание

Репертуар

Игры,

танцевальные композиции

часы

Сентябрь-октябрь

Музыкально-ритмические навыки: закреплять умение реагировать на начало и конец музыки, двигаться с контрастным характером музыки (спокойная-плясовая). Ритмичная ходьба по кругу, из круга врассыпную и обратно, не наталкиваясь друг на друга. Хлопать в ладоши, притопы одной ногой, кружение в беге.

Марш «Праздник» «Барабанщики»,

 «Игра с флажками», «Прятки», «Цветные дорожки». Танец с платочками (предметами, воздушными шарами).

4,5

Ноябрь-декабрь

Обучать исполнению танцевально-игровых образов. Легко подпрыгивать на двух ногах в продвижении вперед, слегка приседая учить двигаться парами по кругу.

«Я с комариком плясала», марш, «Снежинки», «Маленький танец», «Елочка», «Зайцы и медведь».

4

Январь-февраль

Учить передавать игровые образы в соответствии с характером музыки. Учить двигаться прямым галопом, подпрыгивать на месте; кружиться в парах и по   одному.

«Ах ты, береза», «Елки, колючие иголки», «Дудочка -дуда», «Самолет», «Кошки и котята».

4

Март-апрель

Упражнять в умении слышать 2-х-3-х частную форму, начинать движение после вступления, передавать игровые образы, данные в музыке. Использовать разученные движения в плясках, прямой галоп. Выполнение движений с  предметами.        

«Марш»,«Лошадки в конюшне», «Погуляем», «Мячи», «лошадка», «Птички и машины», «Дождик», «Карусель».

4,5

май

Повторять и закреплять приобретенные музыкально-ритмические  навыки. Уметь инсценировать простейшие песни и заданные действия. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Марш, «Автомобиль», «Погладь птичку», «Найди себе пару», «Дудочка и уточка», «Дождик»

2

Всего

19

*Музыка и движение  С.И. Бекина, Т.П.Ломова,Е.Н.Соковина,М.Просвещение.1981

Учебно – тематический план

Старшая и подготовительная группы

(Экспериментальная часть)

Занятие длится 30-40 мин. 2 раза в неделю

№ п/п

                        Название блока

 Кол-во

   часов

Блок I

Знакомство с двигательными возможностями своего тела

15

1.

Знакомство с телом

5

2.

Связь внутренних состояний с движениями.

3

3.

Чувство партнера и работа в команде.

3

4.

Наполненность движения.

2

5.

Движение и музыка.

2

Блок II

Включение воображения и использование обнаруженных возможностей тела для самовыражения.

13

1.

Создание персонажа при помощи движений.

1

2.

Связь образа с музыкой.

3

3.

Образ внутри музыки.

1

4

Абстрактный образ.

2

5

Взаимодействия c др.деятельностью.

2

6

Музыка, образ и сюжет.

2

7

Сюжеты в парах.

2

Блок III

Импровизация как основа творчества.

8

1

Здесь и сейчас.

4

2

Коллективное творчество.

4

Всего часов:

32

Содержание программы

Блок 1. Знакомство со своим телом и раскрытие его возможностей.

Этот блок нужен для того, чтобы "познакомить" ребенка с возможностями своего тела, раскрыть его индивидуальную пластику, дать понять, каким образом можно использовать свои телесные возможности для творческой деятельности.

Цели:

  • Обнаружение пластических возможностей тела через различные
    ощущения.
  • Возможность свободного управления своим телом.
  • Выражение различных эмоций при помощи телодвижений.
    Задачи:

  • Показать, каким образом тело отражает происходящее внутри
    нас.
  • Научить ребенка контролировать свое тело.
  • Научить ребенка относиться к своему телу как к инструменту,
    позволяющему выражать эмоции.

1.        Знакомство с телом.

Мы осознаем части своего тела, учимся их дифференцировать, убираем излишнее напряжение в отдельных частях тела.

2.        Связь внутренних состояний с движениями.

Осознав то или иное движение, можно влиять на свое душевное состояние, сконцентрировать внимание на чем-либо.

3.        Чувство партнера и работа в команде

при помощи телодвижений, мимики, жестов учимся понимать друг друга.

4.        Наполненность движения.

Выясняем, каким образом сила движения влияет на его эмоциональность.

5.        Движение и музыка

Выясняем, каким образом музыка влияет на движения и их эмоциональность.

Продвижение в пространстве позволяет расширить круг того, что можно
изобразить.

Блок 2. Включение воображения и использование обнаруженных возможностей тела для самовыражения.

Этот блок рассчитан на практическое применение полученных знаний. Ребенок должен понять, каким образом можно использовать новые возможности, научиться самостоятельно выражать свои мысли при помощи новых знаний.

Цели:

  • возможность создания ребенком содержательного пластического этюда;
  • умение импровизировать.

Задачи:

  • научить ребенка создавать различные образы при помощи полученных умений и навыков;
  • научить моментальной рефлексии своего состояния и выражения этого состояния с помощью движения.

Часть I. Движение и образ:

1.        Создание персонажа при помощи движений:

а)        статичный образ (представить предмет и отобразить его форму
телом);

б)        динамичный образ (поиск телодвижений и их характера внутри
заданной формы тела, которые наиболее точно могут передать
желаемый образ);

2.        Связь образа с музыкой

Передвижение персонажа в зависимости от разной музыки;

3.        Образ внутри музыки

Можно ли придумать персонаж, отталкиваясь от музыки;

4.        Абстрактный образ

Что можно изобразить с помощью движений, кроме персонажа? можно ли найти это в музыке?;

5.        Взаимодействия c другой деятельностью

Общение внутри своих образов и отображение в другой деятельности.

Часть II. Движение и сюжет:

1.        Музыка, образ и сюжет

Можно ли найти историю, которая произошла с нашим персонажем под конкретную музыку?;

2.        Сюжеты в парах

Исходя из музыки, придумываем образы и истории на двоих, причем это могут быть не только персонажи, но и абстрактные понятия.

Блок 3. Импровизация как основа творчества.

Этот блок подготавливает ребенка к процессу творческого самовыражения. Он призван научить детей импровизировать, используя полученные ЗУН. Важнейшее действо в творчестве - умение моментально рефлексировать свое состояние ("ловить момент") и внешне проявлять его. Это умение позволяет запечатлеть в действии "душевные порывы", которые могут стать основой для последующего творчества.

Цели:

Возможность создания ребенком образа или этюда в режиме

импровизации.

Задачи:

Научить ребенка выражать свое актуальное эмоциональное состояние

"здесь и сейчас" посредством создания целостного образа.

1        Здесь и сейчас.

Рефлексируем свое состояние под разную музыку и сразу выражаем его в движениях. Взаимодействуем друг с другом в соответствии со своими состояниями.

2        Коллективное творчество.

В режиме импровизации (здесь и сейчас) придумываем себе персонажи под музыку. Затем связываем их в единую историю под другую музыку. История не может быть завершена, пока все персонажи не будут задействованы в ней.

Условия реализации программы

1. Общие рекомендации

  • Занятия проводятся в группах с учетом возрастных особенностей;
  • Время занятий 20 – 40 минут с учетом возраста;
  • Занятия проводить 1-2 раза в неделю с учетом возраста;
  • Положительный эмоциональный фон проведения занятий;
  • Позитивное отношение к занятиям;
  • В каждом занятии обязательно сочетание игры, активно-двигательной (разминка, танец) и пассивной (рефлексия) форм деятельности;
  • В течение занятия обязательно включать любые упражнения на снятие напряжения;

2. Подбор музыкального сопровождения

  • Подбирать разную музыку для каждой новой темы;
  • Музыка должна легко восприниматься детьми;
  • Подбирать музыку адекватно задачам, решаемым посредством неё;
  • Разнообразить музыкальные композиции по направлениям и стилям;

3. Материально-техническое обеспечение

  • Занятия проводятся в большом помещении с зеркалами;
  • Необходим музыкальный центр или магнитофон;

4.  Структура занятия

  • Разминка;
  • Упражнения на концентрацию;
  • Повтор пройденного ранее материала;
  • Новый материал;
  • Рефлексия;
  • Игра;

5. Рекомендации педагогу по проведению занятий

  • Любое упражнение и любой структурный элемент урока должен развивать образное и ассоциативное мышление;
  • Внимательное отношение к необычным вопросам;
  • Уважительное отношение к необычным идеям;
  • Демонстрировать детям, что их идеи имеют ценность;
  • Предоставлять удобные случаи для самостоятельной деятельности и хвалить за нее;
  • Выбрать одно упражнение, которое будет завершением каждого занятия;
  • Игры и упражнения не должны повторяться более трех раз в течение одного занятия;
  • Акцентировать внимание детей на образах, ассоциациях;
  • Яркое и живое представление материала;

6. Требования к квалификации педагога

  • Знание возрастной психологии;
  • Знание основ психологии творчества;
  • Владение методиками преподавания танца детям.

Прогнозируемые результаты:

  1. Осознав и раскрепостив свое тело, ребенок может осознавать своё состояние и управлять своими эмоциями (контроль гнева, раздражения, состояния усталости, апатии);
  2. Через осознание своего состояния ребенок сможет представить, а затем выразить заданное (состояние, характер, эмоции, чувства, абстрактные понятия: цвет, температуру, фактуру, время и т.д.);
  3. Внутренняя концентрация будет способствовать не только внешней свободе, но и внутренней, освобождаться от комплексов и страхов, что в частности облегчает общение внутри группы;
  4. Работа со своими ощущениями посредством движения позволит точнее выражать свои мысли и ощущения.

        Данная программа будет способствовать раскрытию и развитию способностей ребенка в любом виде творчества.

Анализ  усвоения программы представлен в приложении.

Библиография

1. Н.В. Рождественская "Диагностика актерских способностей".

2. Л.Д. Назарова "Фольклорная арт-терапия".

3. Т.А. Шкурко "Танцевально-экспрессивный тренинг".

4. К. Фопель "Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего".

5. Н.Т. Оганесян "Методы активного социально-психологического обучения".

6. В. Холмогорова «Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада» М.          Чистые пруды 2007

7.   В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников» М. Аркти 1999

8. С.И.Бекина,Т.П.Ломова,Е.Н.Соковнина «Музыка и движение» для детей 3-4 лет .М.Просвещение 1981

9. В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников» М.Аркти 1999

ПРИЛОЖЕНИЕ   I

Педагога дополнительного образования:

Фомичевой Ольги Владимировны

Д\С №1073

Занятия проводятся 2 раза в неделю

месяц

Интеграция ритмопластики и театральной деятельности

Расширение эмоциональной сферы ребенка

Самообразование

Контроль

Условия  Э.Д.

Сентябрь

Методика раскрепощения своего тела.

Знакомство с двигательными возможностями своего тела

Знакомство с телом

Связь внутренних состояний с движениями.

Чувство партнера и работа в команде.

Движение и музыка

(музыкальное развитие)

 Расширение круга осознаваемых эмоций у детей дошкольного возраста.

Литература:

«Театрализованная деятельность в детском саду»

Проведение диагностики

«Эмоционально-двигательная отзывчивость детей»

-зал

-зеркало

-ковер

-магнитофон

-CD-записи

Октябрь

Мир чувств маленького ребенка

Посещение семинара

«Танец и актерское мастерство»

Наблюдение за ответной реакцией ребенка в определенном упражнении

Иллюстрации морских животных

Ноябрь

Посещение семинара

Наблюдение поведения в малых подгруппах

Видео – животные с детенышами

Декабрь

Методика нацеленная на проявление выразительности движений.

Создание персонажа при помощи движений.

Связь образа с музыкой.

Образ внутри музыки.

Абстрактный образ.

Взаимодействия.

Музыка, образ и сюжет.

Сюжеты в парах.

Преодоление чувства страха и тревожности

Игротерапия:

-сюжетные игры

-игры –упражнения на эмоции

-коммуникативные игры

Арттерапия:

- рисование     ритмопластика

-танец

-музыкально-ритмические движения

Занятия – образы

Психогимнастика:

-этюды

-мимика

-пантомимика

Психомышечная гимнастика

Литература:

«Энциклопедия тела» В.Н.Никитин

Диагностика эмоционально-экспрессивного поведения детей

Рассматривание узоров на стекле

Январь

Посещение семинара

Наблюдение за исполнением заданий

Карточки с изображением различных эмоций

Февраль

Посещение семинара

Наблюдение за исполнением заданий

Беседа  о снеге.

Март

Импровизация как основа творчества

Индивидуальные задания

Коллективное творчество

Наблюдение за исполнением заданий

Карточки с изображением различных эмоций

Апрель

Посещение семинара

Наблюдение за исполнением заданий

Маски для лица, передающих различные эмоции

Май

Учить детей передавать определенное эмоциональное состояние различными выразительными средствами

Совместная диагностика с психологом

Диагностика эмоционально-экспрессивного поведения детей

Присутствие психолога на занятиях

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Подробный тематический план

Старшая группа

часы

Подготовительная группа

часы

Сентябрь

Разминка «Зоопарк»

Этюд « Солнечный день», «Оживи камешки», «Березки», «Садовник и цветы». Игра «Сова», «Деревья», Сороконожка.

Дискотека зайчиков

4

Ритмическая  мозаика, «Волшебные превращения пластилинового комочка», «Зеркало» ,«Чудо пластика», «Замкнутый круг», «Передай движение», «Морское путешествие мотылька». Игры «Добрые эльфы», «Волшебники».

5.10

Октябрь

Разминка «Зоопарк»

Подводный мир (морские звезды, крабы, морские коньки, лодочка). «Фейерверк», «Жизнь в лесу», «Деревья», «Садовник и цветы». Игра «Сова», «Добрые эльфы».

4.30

 Ритмическая  мозаика, «Морское путешествие мотылька», «Профессии»,,Куклы тряпичные «Буратино и сундучок», Куклы-роботы, танцующий робот. Игра  «День и ночь», «Сова», «Магазин игрушек».

5.50

Ноябрь

Ритмическая разминка, зоопарк, «Волшебный комочек», Подводный мир(морские звезды, крабы, морские коньки, лодочка), «Птенцы»,игра-беседа «Радостные звери», «Муравьи», игра «Волны», «Добрые эльфы».

4

Ритмическая  мозаика, Насекомые (проигрываем каждого насек.), «Насос и надувная игрушка», «Путанка», Согласованные действия с вымышленными предметами, Сороконожка. «Сова», «Магазин игрушек».

5.10

Декабрь

Ритмическая разминка, зоопарк, «Волшебный комочек», «Зимняя оранжерея»,  «Зимние узоры» (рисуем ногой, рукой), танец «Стирка», «Общий круг», «Зимующие птицы», «Зимний лес»(елочки и ели), «Снеговики», «Зеркало», игра «Волшебники»,

4

Ритмическая  мозаика. Деревья, «Снежная вьюга»(деревья танцуют под снегом). Деревянные игрушки. «Мир сказки-чудесные маски», «Зеркало» ,«Рыбаки и рыбка», «Поварята». Игра «Волшебники», «Добрые эльфы».

Заколдованные друзья.

5.10

Январь

Ритмическая разминка, зоопарк, «Сугроб», «Зеркало», «Профессии», «Кто живет в лесу», Подводный мир, Буквы и геометрические фигуры. Игры «Волшебники», «Добрые эльфы», Найди своего брата или сестру.

«По тонкому льду».

3.5

Ритмическая  мозаика, Веселый зоопарк, «Куклы добрые родные», Буквы (В паре)? «О чем расскажет дерево», «Строители»(дом, ракета, космический корабль), «Веселые превращения»(Волш. палочка). Игры «Паровоз 100 колес», «Огонь и лед».

4.30

Февраль

Ритмическая разминка, зоопарк, этюд «Макароны», «Общий круг», «Волшебные кобры», «Насос и надувные игрушки», «Куклы тряпичные», «Буратино и сундук», игры: «Сова», «Паровоз 100 колес».

Из семечка — в дерево.

4.5

Ритмическая  мозаика, «Актеры», «Замкнутый круг», герои любимых сказок,  «Строители» (По командам)«Заблудившийся ребенок». Игры: «Волшебники», «Деревья». Из семечка — в дерево.

5.50

Март

Ритмическая разминка. «Деревья проснулись», «Пробуждение подснежников», «Солнечные зайчики», «Куклы тряпичные», «Тень», этюд-игра «Старенькая бабушка», «Фейерверк», «Заблудившиеся дети», игра «Сова», «Волшебники», «Магазин игрушек».

4

Ритмическая мозаика, «Пробуждение на деревенском дворе», «Старенькая бабушка», «Поварята», «Ожерелье»,  «Пробуждение подснежников», «Заколдованные друзья», «Геометрические фигуры»(в паре), сочини историю под музыку. Игры «Сова»(3 позиции), Волшебники.

5.10

Апрель

Ритмическая разминка, зоопарк «Пробуждение ландышей», «Куклы роботы», «Мои любимые игрушки», «Деревья», «Птичье семейство», Путешествие на планету Железяка (построение ракеты), Морское путешествие. Игра  «Сова», «Магазин игрушек».

4

Ритмическая  мозаика, Веселый зоопарк. «Пробуждение подснежников», «Оживший лес», «Замкнутый круг», «Мои четвероногие друзья», Космический корабль «Подземное царство теней», Мое настроение (мимика и жесты), сочини историю под музыку.Игры: «Сова», «Магазин игрушек».

5.10

Май

Удивительный мир насекомых (гусеницы-бабочки), (комары, пауки, мухи, бабочки), цветы (изобр.  по-одному и в паре). Игра «Маски», «Волны», «Передай движение». Импровизация под музыку Назови персонажа и характер героя муз. Произведения.

4

Ритмическая  мозаика, Мое настроение (мимика и жесты), пантомима под характер музыки. Весенний цветок, «Зеркало», игры «День и ночь», «Сова», «Магазин игрушек».

Лепим скульптуры

5.10

ВСЕГО

36.5

47..10

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Разминка «Зоопарк»

Дети встают в круг. Взрослый предлагает детям закрыть глаза и представить, что мы гуляем в зоопарке  и превращаемся в разные животные:

-медведи (ходим на 4-х лапах, попа поднята кверху)

- цапли (руки на поясе согнуты в локтях, идем медленно, попеременно поднимая высоко ногу. Затем цапли остановились, вытянули руки вперед соединили в ладонях-клюв, наклонились на прямых ногах «поймали лягушку», подбросили вверх, открыли клюв и съели её.),

- гуси-лебеди (Идем на корточках),

-зайчики

- орлы

-синички

-змейки (дети ложатся в круг лицом и ползут в середину).

Ритмическая мозаика

Танцевально-ритмические  движения под музыку.

Жизнь в лесу

Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Мы не знаем человеческого языка. Но ведь надо же нам как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку); когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает); когда хотцм сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому; когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда начали. Сейчас утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер, и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т.д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т.д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

Добрые эльфы

Воспитатель садится на пол и собирает детей вокруг себя. «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и конечно же очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон — дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую, — эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и «спят», дети-эльфы подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т.д. Потом дети меняются ролями.

Птенцы

Они долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает «крылышками».

Волны

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

Муравьи

Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых веток, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так — всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому общаются жестами (взрослый вместе с детьми ложится на пол и «спит», затем «просыпается»: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец).

Театр теней

«У каждого из вас есть тень. Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она — наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы — наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Но при этом мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе со взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

Магазин игрушек

Собрав детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, Бэтмена, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готовы? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Воспитатель изображает какую- нибудь игрушку (например, солдатика, который бьет в барабан, или неваляшку и пр.), передвигается по комнате, подходит к каждому ребенку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку (или отдает честь), подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному 'еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

Заканчивать игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети устали от нее, начинают разбредаться по группе, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предложить попрощаться. В качестве прощания лучше всего использовать какой-нибудь ритуал, которым будет заканчиваться каждое занятие (например, взрослый вытягивает руку, а дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладонь взрослого, образуя круг; или дети ласково дотрагиваются до плеча своего соседа; или встают в круг и прикладывают свои ладони к ладоням соседей и пр.).

Не надо бояться повторений: дети очень любят играть в знакомые игры и нередко сами просят повторить какую-нибудь игру. В таких случаях ей лучше посвятить первую половину занятия, а новую игру оставить на вторую половину.

Общий круг

Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня и чтобы я могла видеть каждого из вас». (Единственным верным решением здесь является создание круга.) Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». (Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.

Зеркало

Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдется? Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга (взрослый помогает детям разбиться на пары). Решите, кто из вас человек, а кто — зеркало. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть человек делает то, что обыкновенно делают перед зеркалом: умывается, причесывается, делает зарядку, танцует. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем». Воспитатель встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых что-то не получается.

Передай движение

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например, причесывается, моет руки, ловит бабочку и т.д.), затем «будит» своего соседа и показывает ему свое движение, тот «будит» следующего и показывает ему, и так — по кругу, пока все дети не «проснутся» и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

Тень

Воспитатель собирает детей и предлагает им вспомнить, как они играли в теней несколько недель назад: «Помните, мы когда-то играли с вами в теней? Но тогда каждый из нас был собственной тенью. А сегодня давайте побудем тенями других. Разделитесь на пары (воспитатель помогает детям разделиться на пары). Пусть один из вас будет человеком, а другой — его тенью. Потом вы поменяетесь. Человек будет ходить по комнате и делать вид, будто он в лесу: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек, а тень будет в точности повторять его движения». Взрослый просит

кого-нибудь из детей изобразить, будто он собирает в корзинку грибы, а сам идет за ним и в точности копирует все его движения. Затем предлагает детям играть самостоятельно. Если детям нравится игра, в следующий раз им можно дать другое задание, например: украсить новогоднюю елку; сходить в магазин и купить продукты; проснуться, умыться и сделать зарядку и пр.

Найди своего брата или сестру

Собрав детей вокруг себя, воспитатель говорит: «Вы знаете о том, что все звери рождаются слепыми и только через несколько дней они открывают глазки? Давайте поиграем в слепых зверенышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу ему глаза платком и скажу, чей он детеныш. У каждого из вас будет свой братик или сестричка, которые будут говорить на одном языке с вами: котята — мяукать, щенки — скулить, телята — мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку». Взрослый завязывает детям глаза и шепотом говорит каждому, чей он детеныш и какие звуки он должен издавать. Распределять роли нужно таким образом, чтобы в группе было по два детеныша каждого из животных. Дети ползают по полу, «говорят» на своем языке и ищут другого ребенка, «говорящего» на том же языке. После того как дети нашли свои пары, воспитатель развязывает им глаза и предлагает познакомиться с другими парами детенышей. Дети ползают по группе, знакомятся друг с другом, говоря каждый на своем языке.

Из семечка — в дерево

Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Взрослый-садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети- семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет. Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети сворачиваются на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.

Сороконожка

 Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готовы? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала — медленно, чтобы не запутаться. А теперь — чуть быстрее. Воспитатель помогает детям построиться друг за другом, направляет движение сороконожки. Затем воспитатель говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.

Согласованные действия с вымышленными предметами

Воспитатель делит группу на подгруппы по четыре человека. Каждой

из подгрупп он дает задание: вымыть посуду, приготовить суп, посадить дерево и т.д. Затем воспитатель помогает детям распределить обязанности (например, один ребенок копает яму, другой опускает в яму дерево и расправляет корни, третий закапывает яму, четвертый поливает дерево). После этого в течение 5 минут каждая группа репетирует свою сценку. Затем каждая из групп по очереди показывает сценку остальным детям и те должны угадать, что изображает группа.

пилку дров;

греблю в лодке;

перемотку ниток;

—перетягивание каната;

передачу хрустального стакана;

парный танец.

Путанка

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель говорит: «Держите друг друга за руки очень крепко и ни в коем случае не отнимайте рук. Сейчас вы закроете глаза, а я вас запутаю. Вы должны будете распутаться, ни разу не разорвав ваш круг». Дети закрывают глаза, взрослый запутывает их: поворачивает детей спиной друг к другу, просит детей перешагнуть через сцепленные руки соседей и т.д. Таким образом, когда дети открывают глаза, вместо круга получается куча-мала. Дети должны распутаться, не разнимая рук.

Заколдованные друзья

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране жил-был злой волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой стране были очень дружными. И тогда он разозлился и решил их заколдовать. Он соединял каждого человека с его другом так, что они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок, и у них на двоих было всего две руки, две ноги и т.д. Давайте поиграем в таких заколдованных друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга за талии и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как одному существу. Сначала — шаг двумя сросшимися ногами, потом — единый шаг двумя боковыми ногами (воспитатель выбирает двоих детей и показывает остальным, как они могут ходить). Пройдитесь по комнате, привыкните друг к другу. Привыкли? Теперь попробуйте поесть. Садитесь за стол. Помните, что у вас на двоих всего две руки. В одну руку берите ложку, в другую — кусочек хлеба. Ешьте и откусывайте хлеб по очереди. Помните, что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не получится». Если детям нравится игра, можно предложить им вместе умыться, причесаться.

Насос и надувная кукла

Воспитатель разбивает детей на пары. Один — надувная кукла, из которой выпущен воздух, — лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой «накачивает» куклу воздухом с помощью «насоса»: ритмично наклоняется вперед, на выдох произносит: «С-с- с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет — и вот она надута. Затем куклу сдувают, несильно нажав ей на живот, воздух постепенно выходит из нее со звуком

. Заблудившиеся дети

Воспитатель собирает детей и предлагает им пройтись по лесу: «Давайте представим, что все мы отправились в лес: собираем грибы, весело резвимся на полянке, ловим бабочек, рвем цветы. Солнышко ласково греет нас, а легкий ветерок нежно треплет наши волосы». Дети ходят по комнате, представляя себя в лесу. Через некоторое время взрослый вновь собирает детей вокруг себя и говорит: «Наступает вечер, небо темнеет. Знаете, в лесу вечер наступает гораздо быстрее, чем в городе. Становится холодно, пора домой. А дороги домой мы и не знаем! Похоже, мы заблудились. Темнота окутывает нас со всех сторон, вегки деревьев неприветливо и страшно шелестят. Давайте прижмемся друг к другу, чтобы согреться, и попробуем идти вперед. Мне страшно и холодно, я вся дрожу. А вы? Давайте попробуем позвать на помощь, вдруг нас кто-нибудь услышит. Ау! Ау! Прижмитесь друг к другу крепче, а то замерзнете или потеряетесь». Через несколько минут блужданий воспитатель говорит: «Боюсь, сегодня нам не добраться до дома. Еще забредем куда-нибудь и вообще никогда не выберемся отсюда! Я разожгу костер, чтобы мы смогли у него погреться,и спою вам колыбельную». Дети рассаживаются вокруг костра, «греют руки», жмутся друг к другу, воспитатель поет им тихую песенку. «А вот и утро! Ой, смотрите, вон — дорога. Какие же мы глупые, всю ночь сидели в лесу в двух шагах от дороги домой. Зато сколько приключений!»

Актеры

Дети стоят в кругу. «Вы все — актеры, а я — зритель. Я буду говорить, кого вы должны изобразить. Хороший актер играет так, что зрители верят в то, что он изображает. Нахмурьтесь, как: осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница. Улыбнитесь, как: кот на солнце; само солнце; Буратино; хитрая лиса; радостный ребенок; как будто вы увидели солнце. Позлитесь, как: ребенок, у которого отняли мороженое; два барана на мосту; человек, которого ударили. Испугайтесь, как: дети, потерявшиеся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака. Устаньте, как: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз; муравей, притащивший большую муху. Отдохните, как: турист, снявший тяжелый рюкзак; ребенок, помогший маме убрать весь дом; уставший воин после победы. Старайтесь представить, как себя чувствуют ваши герои, и точно передать их состояние. Смотрите друг на друга, пытайтесь заразить своих соседей этим состоянием».

Дискотека зайчиков

Звучит ритмичная, веселая музыка. «Все вы — зайчики-попрыгунчики. У вас сегодня большой праздник: вы перехитрили волка и убежали от него. Теперь вы собрались на лужайке и празднуете избавление от злого волка». Зайчики вместе с воспитателем высоко подпрыгивают под музыку, сгибают ушки (машут ладонями у головы), весело скачут по полю, смеются, пищат.

Старенькая бабушка

Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Необходимо перевести слепого старичка через улицу с интенсивным движением. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по улице. «Поводырю» нужно уберечь «старичков» от машин.

 «ОГОНЬ и ЛЕД»

По команде ведущего «Огонь!» — стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.По команде «Лед!» — дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

«ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ»

Детям предлагается как можно аккуратнее пройти по обручу или нарисованному мелом кругу, изображающему прорубь. Ступать надо мягко, осторожно, стараясь не попасть в «воду» и не проломить «лед» вокруг проруби.

«Деревья»

Ведущий рассказывает детям: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна.

Береза- пятки вместе, мыски врозь, руки вверху над головой (з-я позиция).

Дуб – ноги широко расставлены, руки в стороны, пальцы широко открыты.

Ель (Елки-колючие иголки)    - Ноги вместе (6 позиция), руки опущены слегка в стороны, ладони напряжены и вытянуты.

Ива плакучая -  -корпус наклонен в правую сторону, руки свободно висят  тоже в правую сторону.

Под каждое дерево подбирается    характер музыки . Звучит музыка, дети двигаются  в соответствиис характером музыки раскачивая ветвями на ветру.. С окончанием музыки дети замирают. Старик-лесовик (заранее выбранный ребенок) ходит по лесу и выбирает сухое дерево(ребенок, который пошевелился).                

ЭТЮД «ПРОБУЖДЕНИЕ НА ДЕРЕВЕНСКОМ ДВОРЕ»

Ведущий приглашает всех на деревенский двор в качестве обитателей. Раннее утро. Все превращаются в домашних животных и изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо подняв голову, прохаживается по двору петух и кричит: «Ку-ка-ре-ку». А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится а задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает мордочку, ушки, плечики, приговаривая: «Мяу!» Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои перышки, приветливо покрякивая: «Кря-кря». Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая головой в разные стороны, приветствуя: «га-га». Хрюшка, повалившись в луже на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, прищуривает удивленно глаз и спрашивает: «Хркэ-хрю?» Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо (ладошкой), поднимает голову и второе ухо и радостно ржет: «И-го-го!» Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору; «Ко-ко-ко». Все проснулись! С добрым утром!

Замечание

Дети могут многие движения придумывать сами.

Сначала этюд отрабатывается по отдельным животным. Со временем, когда участники отрепетируют разные роли, пробуждение лучше делать одновременно, распределив заранее роли.

«ОЖЕРЕЛЬЕ»

Участники встают в плотный круг. Они — «бусинки» красивого ожерелья, тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга, бегают по «шее» хозяйки, так же плотно прижавшись. Ведущий подходит к «ожерелью» и пытается «разорвать» его. Если ему это удается, «бусинки» рассыпаются по полу и катаются по нему. Ведущий ловит их, по очереди крепко держа за руку первую, та — вторую пойманную ведущим, третью и т. д., пока не соберет снова все «ожерелье» и не сделает его плотным и крепким. Первая пойманная «бусинка» становится ведущим.

ЭТЮД «Насос и надувная  игрушка»

Дети разбиваются на пары. Один — надувная «кукла», из которой выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой — «накачивает» куклу воздухом с помощью «насоса»: ритмично наклоняется вперед, на выдох произносит: «С-с-с». «Кукла» медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет — она надута. Затем «куклу» сдувают, нажав несильно ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с», она опять «опадает». Пары меняются ролями.

ЭТЮД «СТРОИТЕЛИ»

Участники выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т.д.: —-тяжелое ведро с цементом;

— легкую кисточку;

—кирпич

—огромную тяжелую доску;

-гвоздик;

-молоток.

Лепим скульптуры

Воспитатель помогает детям разделиться на пары, а затем говорит: «Пусть один из вас будет скульптором, а другой — глиной. Глина — очень мягкий и послушный материал. Сейчас я дам каждому скульптору фотографию его будущей скульптуры, не показывайте ее партнеру. Внимательно посмотрите на свою фотографию и попробуйте «вылепить» из своего партнера точно такую же статую. При этом вы не можете разговаривать, ведь глина не знает языка и не может вас понять». Взрослый раздает детям фотографии различных статуй и памятников. Затем выбирает любого ребенка и начинает «лепить» из него скульптуру, предварительно показав всей группе фотографию своего будущего памятника. После этого дети «лепят» самостоятельно, взрослый следит за игрой и подходит к ребятам, у которых что-то не получается. Затем дети показывают свои скульптуры воспитателю и остальным парам. После этого взрослый вновь раздает фотографии, и дети меняются ролями.

Волшебная палочка

Взрослый: Я взмахну своей волшебной палочкой,

 и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться.               (Имитируют движения)

-Только в лес мы пришли, появились комары .

- Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда

  Тихо птенчика берем и назад в гнездо несем.

-На полянку мы заходим , много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

-Впереди из-за куста  смотрит рыжая лиса.

Мы лисицу обхитрим, и на носочках побежим.

- Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли.

И руками сделав взмах, по полену сильно - БАХ!

- На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Лапками шлепали, лапками хлопали.

 Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,  

Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!

 (Звучит веселая плясовая мелодия).

Сугроб (Игра-пантомима)

Дети имитируют движения по тексту.

На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца.  И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнышко пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая  с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.

Игра «Сова»

Взрослый предлагает детям превратиться в :

-домашние животные

-дикие (лесные) животные

-животные Африки

-насекомые.

Дети двигаются под музыку, отображая характер своего животного. С окончанием музыки дети замирают в движении. Ребенок-сова летает между детьми и смотрит, кто пошевелился, того забирает к себе в гнездо. (Договориться с детьми, что дышать и моргать можно). Усложнение: а) нижняя позиция-дети замирают лежа, сидя на ковре. Б) верхняя позиция –дети замирают на прямых ногах.

Куклы-роботы

I этап

- Ребята, мы скоро отправимся на планету Железяка, но для этого мы должны превратиться в роботов. Взрослый выполняет четкие  повороты головы вправо-влево, руки сгибаются в локтях попеременно, наклон корпуса вниз-вверх, сгибаем ноки в коленях и т.д. Все движения выполняются  четко с остановками. Звучит музыка, дети двигаются как роботы, музыка выключается -дети замирают (3-4 раза).

II этап

«Путешествие на планету Железяка»

Дети садятся в круг обхватив колени руками и закрывают глаза. Взрослый включает музыку полета. Затем отрывистыми движениями дети «вырастают» в роботов. Ходят по планете, здороваются, разговаривают жестами (взрослый может комментировать действия детей: -«сейчас роботы подходят друг к другу и здороваются»).

-«Энергия закончилась», дети сжимаются медленно в комочки.

- Внимание! Поступает космическая энергия 5,4,3,2,1. Дети опять превращаются в роботов,  и продолжают двигаться. (Повтор 2-3 раза). Затем собираются вкруг и улетают на планету Земля.

Этюд «Солнечный день»

«Оживи камешки»

«Березки»

«Садовник и цветы»

«Деревья»

«Подводный мир»(морские коньки, звезды, крабы, лодочка)

«Фейерверк»

«Волшебный комочек»

«Волшебное превращение пластилинового комочка»

«Чудо пластика»

«Замкнутый круг»

«Морское путешествие мотылька»

 Игра «Волшебники»

 «Профессии»

«Куклы тряпичные»

«Буратино и сундучок»

Игра «День и ночь»

Игра «Магазин игрушек»

«Удивительный мир Насекомых» (гусеницы-бабочки, комары, пауки, мухи, бабочки)

«Зимняя оранжерея»

«Зимние узоры» (рисуем рукой,ногой)

«Снеговики»

Игра-беседа «Радостные звери»

«Зимующие птицы»

«Зимний лес»

«Кто живет в лесу»

«Буквы и геометрические фигуры»

Этюд макроны

«Волшебные кобры»

Игра «Паровоз 100 колес»

«Деревья проснулись»

«Пробуждение подснежников»

«Солнечные зайчики»

«Мои любимые игрушки»

«Птичье семейство»

«Снежная вьюга»

«Деревянные игрушки»

«Мир сказки -чудесные маски»

«Рыбаки и рыбка»

«Поварята»

«Куклы добрые родные»

«Буквы»

«О чем расскажет дерево»

«Актеры»

«Сочини историю под музыку»

«Космический корабль»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Аннотация: в статье раскрываются психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности; анализируются методы педагогическог...

Презентация к проекту на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности" (в рамках МО воспитателей)

Презентация к проекту на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста" (в рамках МО воспитателей старших и подготовительных групп)...

«Ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми младшего дошкольного возраста»

Первая младшая группа (2- 3года).Для решения поставленной цели выделила следующие задачи:         1. Задачи по восприятию музыки:формировать у детей умение слуш...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Продемонстрировать  педагогам  практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в  развитии детей 5-6 лет  логико-математического мышления через дидактические игр...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ритмопластики

В данной статье описано значение ритмопластики для детей, также принципы и этапы работы по развитию творческих способностей старших дошкольников посредством  ритмопластики...

Методическая разработка, направленная на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством релаксационных технологий

В  данных  методических  рекомендациях  представлены   различные  варианты  педагогических  и  коррекционных  технологий, котрые  можно испо...

Работа по теме самообразования на 2023-2024 учебный год «Развитие эмоционального и социального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством игр и заданий»

План работы по самообразованию  на 2023-2024 учебный год.Мероприятия проведённые по плану: консультации, мастер-классы с родителями и педагогами ДОУ....