Самоанализ открытого занятия на тему: «Развитие чувства ритма средствами музыкально-игровой деятельности» в подготовительной группе.
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Сафина Любовь Александровна

Самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самоанализ33.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Самоанализ  открытого занятия на тему: «Развитие чувства ритма средствами музыкально-игровой деятельности» в подготовительной группе.

Цель: Развитие чувства ритма через музыкально-игровую деятельность.

Задачи:

1) Развивать умение чувствовать сильные и слабые доли в музыке, различать длительность звуков.

2) Развивать умение придумывать ритмический рисунок, выразительно и ритмично двигаться, играть в оркестре.

3) Развивать память, внимание, мышление, речь, коммуникативные навыки.

4) Развивать чувство ритма, формировать способность воспроизводить музыкальный ритм непринужденно и эмоционально посредством чтения ритмосхем,  музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах;

 5)  Обогащать музыкальный опыт детей;

 6)  Активизировать эмоциональные реакции детей на музыку;

 7)  Развивать слуховое восприятие;

 8)  Развивать тембровый слух, слуховое внимание, умение исполнять элементарные партии на детских музыкальных инструментах;

Материалы к занятию:

  • ноутбук;
  • интерактивная доска;
  • магнитная доска;
  • карточки с ритмическим рисунком;
  • презентация;
  • аудиозаписи музыкальных пьес;
  • музыкальные инструменты: бубен, бубенцы, металлофон, маракасы, колокольчики, музыкальные палочки;
  • декорации для оформления «королевства Ритма».

Предварительная работа:

Задания воспитателям по работе с детьми в группах:

  1. чтение и обсуждение литературы на тему «Композиторы»;
  2. повторение и проговаривание чистоговорок, разученных на занятиях;

Индивидуальная работа с детьми:

  1. экспериментирование со звуками: разные методы звукоизвлечения ударных инструментов;
  2. музыкально-дидактические игры: «Узнай по ритму», «Угадай мелодию», «Угадай-ка, поиграй-ка», «Угадай танец», « Что делают в домике»
  3. слушание музыки: «Марш деревянных солдатиков», «Полька», «Вальс» - произведения из «Детского альбома», автор П. И. Чайковский.
  4. музыкальные упражнения: «Проговори и прохлопай заданный ритм»; ритмодекламация,  сопровождаемая движениями рук.  
  5. проведение дыхательных гимнастик, артикуляционных, пальчиковых, гимнастики для глаз и т.д.

   

 Вы посмотрели доминантное музыкальное занятие в подготовительной группе. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной программы по музыкальному воспитанию.

      В соответствии с ФГОС, ведущая роль во всех образовательных областях отводится игровой деятельности. Поэтому, на протяжении всего занятия я использовала музыкально-дидактические игры «Узнай по ритму», «Угадай мелодию», «Угадай-ка, поиграй-ка», «Угадай танец», «Что делают в домике».

     В начале занятия дети исполнили приветственную попевку «Здравствуйте!», которая настроила детей на позитивный лад, способствовала установлению доброжелательного психологического климата на занятии.

     Чтобы заинтересовать детей, я использовала прием игровой ситуации: получение приглашения приехать в музыкальное королевство Ритма. Это стимулировало детей на активную творческую деятельность, внимательность, желание хорошо заниматься. Дети ярко проявляли свои эмоции, красочно определяли характер произведений, поиграли в игру «Угадай мелодию». Чтобы поддержать интерес к занятию, ввела театрализацию: встреча с персонажем - королем Ритма и выполнение его заданий, на каждой улице его королевства. Для развития тембрового и ритмического слуха были проведены музыкально-дидактические игры «Угадай мелодию», «Угадай-ка, поиграй-ка». Во время этих игр применила словесный и практический метод, объясняла и напоминала, как правильно выполнять упражнения, использовала дифференцированный подход – просила детей индивидуально выполнить задание, активизировала стесняющихся детей, неправильно выполняющих.

     В конце занятия проведена релаксация под спокойную музыку, чтобы дети успокоились и отдохнули.

     Занятие по своим задачам и материалу соответствовало возрасту детей.

Для того чтобы заинтересовать детей, сделать занятие более продуктивным, я использовала следующее оборудование: ноутбук, интерактивная доску, магнитную доску, презентацию, музыкальные инструменты, декорацию королевства Ритма.

     В качестве музыкального материала предложила детям для прослушивания и выполнения заданий произведения русского композитора П.И.Чайковского, это способствовало развитию у детей музыкального вкуса.

     Для развития у детей общей культуры, напоминала детям о поведении при встрече с музыкой (слушать тихо, не мешать окружающим, затаив дыхание, «музыка любит тишину»).

     На протяжении всей НОД придерживалась личностно-ориентированного подхода в обучении детей (выслушивала каждого ребенка, привлекала их интонацией, поддерживала их высказывания, не перебивала, хвалила за правильный ответ и действие, строила общение с позиции равных партнеров), поддерживала доброжелательную эмоциональную атмосферу.

     Использовались на занятии здоровьесберегающие технологии: музыкальный зал во время занятия, имел соответствующий эстетический вид, оборудование расставлено удобно, доступно и для детей и для меня,

перед занятием помещение проветрено, сделана влажная уборка; проведены во время занятия физминутки, чтобы дети отдохнули, отвлеклись; а так же дыхательная гимнастика «Снежинки», артикуляционная гимнастика «Согреем губки».

     Занятие прошло динамично, применение современных технологий позволили добиться должного уровня усвоения программных задач. Это выражалось в ответах детей на вопросы;  в умении действовать в предложенных обстоятельствах, а так же выполнять самостоятельно различные действия.

     Взаимодействие и взаимопонимание с воспитателем было на должном уровне, она активно помогала в организационных моментах, выполняла упражнения вместе с детьми, поправляла, где нужно детей.

     Мой  тон общения с воспитанниками был спокойным, доброжелательным. Чтобы заинтересовать детей, я старалась быть эмоциональной,  артистичной.

     Занятие по продолжительности соответствует режиму.

      Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе, доброжелательной психологической атмосфере; задачи, поставленные мной, выполнены.

     Перспектива дальнейшей работы:

- продолжать поддерживать познавательный интерес у детей, используя различные виды музыкальных игр в организации музыкальной   деятельности;

- работать над обогащением словаря и развитием артикуляционного аппарата детей, по средствам пальчиковых и музыкально-дидактических игр;

- повышать свое педагогическое мастерство в организации проведения музыкальной деятельности с детьми.

   

Данное занятие было запланировано мной с учетом образовательной программы, по которой работаю. Я считаю, что ребята на занятии были внимательны, заинтересованы, эмоциональны в силу своих возможностей. Легко шли на контакт. Справлялись с поставленными задачами. В разных видах музыкальной деятельности они проявляли себя по-разному. Для музыкального занятия мной был подобран музыкальный материал: песни, музыкальные произведения. Также подготовлен дидактический материал: музыкальные инструменты и наглядный материал: нотки, презентация. Целью моего занятия было: Формирование ритмических и певческих способностей детей старшего дошкольного возраста. При планировании занятия мной были поставлены следующие задачи: Образовательные задачи: Знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой), ритмического построения фраз, слышать начало и конец музыкальной фразы. Учить детей вступать в музыкальное сопровождение, используя опорный сигнал. Закреплять правильное положение рта при пропевании гласных, учить петь естественным голосом, без напряжения. Упражнять детей в различении ритмических рисунков, соотносить звуки по высоте. Развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей. Развивать у детей ритмическое и темповое восприятие. Развивать координацию, переключаемость движений. Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом. Поставленные мной задачи соответствуют возрастным особенностям детей и программным задачам образовательной программы. Занятие проходило в игровой форме , игровую ситуацию я взяла для поддерживания интереса детей на протяжении всего занятия и более успешного решения поставленных задач. Усвоение музыкальных знаний происходило через все основные виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание, игра на музыкальных инструментах, пение. На 8 занятии были использованы такие методы как, наглядный (презентация), словесный (беседа, пение, художественное слово), практический (игра на музыкальных инструментах, ритмическая работа, музыкально-ритмические движения, и проблемный создание проблемно-игровой ситуации: Фея заколдована. Также на занятии были использованы методы стимулирования, итог подводился после каждой части занятия в виде одобрения и похвалы. Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной атмосфере, поставленные задачи были мной выполнены  на необходимом уровне. Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использовался доступный, соответствующий теме демонстрационный, раздаточный и музыкальный материал.

Все задачи реализовывались через сочетание методов и приёмов:

— наглядный: использование иллюстративного материала при разучивании и закреплении пальчиковых игр; демонстрация макета дома для пальчиковых игрушек, пальчиковые игрушки;

— словесный: пальчиковые игры, обобщающая беседа, повторение, объяснение, указание, вопрос-ответ, поощрение;

— практический: погружение в игровую ситуацию, практические действия (творческое задание по названию имён для пальчиковых кукол).

— игровой: игровая мотивация, пальчиковые и музыкальные игры сюрпризный момент, использование воображаемой игровой ситуации.

Структура НОД:

Вводная часть (организация детей) – 3 минуты.

Основная часть (практическая деятельность) — 14 минуты.

Заключительная часть (подведение итогов) — 3 минуты.

Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение конкретных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов для взаимного сотрудничества воспитателя и детей. Все три этапа логичны и последовательны, подчинены одной теме.

Вводная часть НОД предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность.

Это решалось через такие организационные формы совместной деятельности:

Организационная музыкальная игра «Ну-ка все встали в круг» – настрой детей на доброжелательное общение и эмоциональное благополучие во время НОД.

Сюрпризный момент – появление по видеосвязи (скайпу) Хозяюшки (воспитателя) с приглашением к себе в гости.

Погружение в игровую ситуацию — детям было предложено выбрать вид транспорта на котором они смогли бы отправиться в гости. Определение с видом транспорта – автобус. Проведение музыкальной игры «Автобус».

В данной части НОД дети активно высказывались по ситуации, обменивались информацией, выслушивали мнения других. Таким образом, решались поставленные задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Длительность данного этапа НОД составила 3 минут. В результате, добилась концентрации внимания у детей и вовлечения их в дальнейший процесс.

Основная часть НОД — это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на выполнение поставленных образовательных задач, в которую были включены:

сюрпризный момент появление самой Хозяюшки и приглашение пройти к ней во двор, прослушав песню угадать первых жителей двора.

Слушание песни «Курица и цыплята» — согревающая пальчиковая игра того же содержания;

вокальная распевка «А мы скажем» на развитие артикуляционного аппарата, слоги «да» и «ля» (мягкий и твёрдый звуки) с ритмичным пропеванием восьмых долей;

загадки о домашних животных и птицах и пальчиковая игра «Утро»;

закрепление песни «Помощники» с использованием пальчиковой игры того же содержания;

оказание помощи Хозяйке в ремонте забора и постройке дома, пальчиковые игры «Гвозди», с использованием индивидуального показа детей и пальчиковая игра «Дом», где прослеживается образное мышление детей;

рассматривание постройки макета дома и пальчиковых игрушек, живущих в нём, знакомство с игрушками по именам, которые подобрали сами дети; где наблюдается активность и творчество детей в подборе необычных или интересных имён для своих игрушек;

угощение Хозяйки чаем – пальчиковая игра «Чай» и возвращение игрушек на место в дом;

проведение музыкальной игры «Где же наши ручки?», даёт возможность детям отдохнуть от напряженной работы рук;

исполнение «Танца по кругу», закрепляет музыкально ритмические навыки детей исполнения танцевальных движений по кругу, по показу и подсказке песенного материала к танцу.

Таким образом, использование комплекса вышеуказанных методов и приемов позволили вовлечь детей в активную исследовательскую деятельность и поддерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всей НОД. Длительность данного этапа НОД составила 14 минут.

На данном этапе НОД мне удалось решить все поставленные задачи.

Заключительная часть образовательной деятельности – это подведение результата образовательной ситуации – обсуждение того, что удалось узнать и понять в непосредственно-образовательной деятельности, что особенно запомнилось. Итог НОД подводился в форме обобщающей беседы, ситуативной беседы, в ходе которой дети с интересом высказывались о своих впечатлениях.

Быстрая сменяемость приемов и поз детей в течение занятия, позволили избежать утомляемости воспитанников, сохранению эмоционального благополучия детей.

На протяжении всей непосредственно образовательной деятельности придерживалась личностно-ориентированного подхода в обучении детей (выслушивала каждого ребёнка, привлекала их интонацией, поддерживала их высказывания, не перебивала, хвалила за правильный ответ и действие, строила общение с позиции равных партнёров), поддерживала доброжелательную эмоциональную атмосферу.

Использование в НОД современных электронных форм общения, скайп встреча, музыкального сопровождения, достаточное количество наглядного материала и оборудования, обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, позитивный психологический настрой, способствовало успешному решению поставленных задач

Вывод:

Считаю, что цель достигнута, поставленные задачи реализованы.

Применение современных технологий позволили добиться высокого уровня усвоения программных задач. Это выражалось в ответах детей на вопросы; в умении действовать в предложенных обстоятельствах, а также выполнять самостоятельно различные действия.

Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовали яркая наглядность, игровая мотивация, сюрпризный момент, быстрая смена видов деятельности и образовательной среды, что не давало детям возможности отвлекаться и уставать. В НОД соблюдался главный принцип деятельного подхода – принцип психологической комфортности.

Образовательная деятельность способствовала повышению познавательного интереса, речевого общения детей. Ожидаемые результаты достигнуты: дети владеют навыками пальчиковых и музыкальных игр, дошкольники проявляют любознательность и познавательный интерес.

Следует отметить, что степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей НОД, но некоторые дети затруднялись в самостоятельном подборе имён для пальчиковых игрушек.

Перспектива дальнейшей работы:

продолжать поддерживать познавательный интерес у детей среднего дошкольного возраста используя пальчиковые и музыкальные игры в организации детской деятельности;

работать над обогащением словаря и развитием артикуляционного аппарата детей, по средствам пальчиковых и музыкальных игр;

повышать свое педагогическое мастерство в организации проведения музыкальной деятельности с детьми.

 Самоанализ музыкального занятия статья (старшая группа) на тему

Самоанализ открытого доминантного музыкального занятия в старшей группе » Спасите голос феи Песни»

Цель занятия: Выявить у детей навыки и умения во всех видах музыкальной деятельности. Развитие эмоциональной сферы дошкольников

Задачи:

  • Воспитывать у детей интерес и любовь к музыке
  • Учить детей использовать полученные знания, умения и навыки в игровой деятельности
  • Содействовать проявлению самостоятельности, инициативы и творческому выполнению заданий
  • Развивать чувство ритма, звуковысотное восприятие, тембровый и динамический слух детей, музыкальную память
  • Побуждать детей активно мыслить, давать ответ на поставленные вопросы
  • Учить детей чувствовать характер музыки и передавать его в движении
  • Развивать импровизацию и творческое воображение
  • Вызывать эмоциональный отклик на музыку
  • Закреплять навыки игры на музыкальных инструментах

Методы:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический

Атрибуты:

музыкальный центр, фортепьяно, волшебный диск, бант, пиктограммы цветов, разноцветные верёвочки, музыкальные инструменты, карточки с изображением шумящих предметов и музыкальных инструментов

Вы посмотрели доминантное музыкальное занятие в старшей группе. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной программы по музыкальному воспитанию

Для реализации каждой задачи были подобраны разнообразные методы и приёмы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены.

Музыкальный материал подобран соответственно возрасту, понятен и доступен детям, направлен как на групповое , так и на индивидуальное исполнение. На занятии была использована музыка различных композиторов Чайковского, Грига, Свиридова, Рахманинова, Баха. Отличалась она и по жанрам ( полька, вальс, марш, песня).

Дети с увлечением выполняли все задания. На занятии были активны, и эмоциональны. Им было интересно угадывать мелодии, отвечать на вопросы, оценить товарищей, которые выполняли музыкалььно — ритмические движения, исполнить выразительно и радостно песню, импровизировать и играть на музыкальных инструментах.

Все части занятия взаимосвязаны между собой и сменяли плавно различные виды музыкальной деятельности.

Содержание занятия соответствует поставленной цели и задачам, которые были реализованы в полном объёме.

Характер взаимодействия детей и педагога доверительный, доброжелательный, дети были заинтересованы.

Выполнив все задания, дети получили в знак благодарности «ниточки — песенки», из которых потом в группе ребята сложат песенки.

По времени занятие немного затянулось, так как всем ребятам хотелось поиграть .

Считаю,что музыкальноее занятиие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере. Поставленные задачи были выполнены на необходимом уровне.

Самоанализ открытого музыкального занятия «Весёлые медвежата»

Лариса Бутакова 
Самоанализ открытого музыкального занятия «Весёлые медвежата»

Цель: Развивать музыкальные способности через игровую деятельность.

Образовательные задачи: Эмоционально воспринимать музыку, высказывать свои впечатления о характере музыкального произведения.

Развивающие задачи: Развивать музыкальный слух, голос, память, тембровое и ритмическое восприятие, воображение.

Воспитательные задачи: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение уступать и взаимодействовать.

Предварительная работа: Вместе с детьми выучили песенку Старокадомского «Весёлые путешественники», повторили любимую игру «Ищи». На предыдущих занятиях слушали отрывки из оперы “Сказка о царе Салтане ” Римского-Корсакова и произведения Чайковского “Болезнь куклы” и “Новая кукла”.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, ведущая роль во всех образовательных областях отводится игровой деятельности. Поэтому, на протяжении всего занятия мы использовали игры.

Вначале занятия дети исполнили приветственную попевку «Здравствуйте!», которая настроила детей на позитивный лад, способствовала установлению доброжелательного психологического климата на занятии.

Чтобы заинтересовать детей, я использовала приём игровой ситуации- прочитала письмо от Медведицы, которая приглашает ребят в гости. Это стимулировало детей на активную творческую деятельность, внимательность, желание хорошо заниматься.

Для того, чтобы прослушивание произведений было интересным и приятным, мы поиграли в игру «Угадай мелодию». Дети ярко проявляли свои эмоции, красочно определяли характер произведений.

Чтобы поддержать интерес к занятию, ввела театрализацию: встретили нас Медведица с медвежатами.

Для развития тембрового и ритмического слуха были проведены дидактические игры «Догадайся, кто поёт?» и «Сыграй, как я!». Во время этих игр применила словесный и практический метод, объясняла и напоминала, как правильно выполнять упражнения. Использовала дифференциированный подход- просила детей индивидуально выполнить задания, активизировала стесняющихся детей, неправильно выполняющих.

В конце занятия включила метод релаксации под спокойную музыку, чтобы дети успокоились и отдохнули.

Занятие по своим задачам и материалу соответствовало возрасту детей.

Для того, чтобы заинтересовать детей, сделать занятие более продуктивным, я использовала следующее оборудование: сказочный домик, костюмы для героев, набор детских музыкальных инструментов, магнитофон и ноутбук.

В качестве музыкального материала предложила детям высокохудожественные произведения русских композиторов Николая Андреевича Римского-Корсакова и Петра Ильича Чайковского. Это способствовало развитию у детей музыкального вкуса.

Для развития у детей общей культуры, напоминала детям о поведении при встрече с музыкой (слушать тихо, не мешая окружающим, затаив дыхание, «музыка любит тишину»).

Группа во время музыкального занятия имела соответствующий эстетический вид, перед занятием помещение проветрено, оборудование расставлено удобно, доступно для детей.

Занятие прошло динамично (чему способствовала предварительная подготовка, смена деятельности не дала детям устать.

Взаимодействие и взаимопонимание с воспитателем было на высоком уровне, т. к. воспитатель перевоплотилась в заботливую Медведицу. Она активно помогала в организационных моментах, выполняла упражнения вместе с детьми, поправляла, где нужно, детей, служила образцом.

Мой тон общения с воспитанниками был спокойным, доброжелательным. Чтобы заинтересовать детей, я старалась в нужный момент быть эмоциональной, артистичной.

Занятие по продолжительности соответствовало режиму.

Я считаю, что задачи, поставленные мной, выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие чувства ритма через музыкально-ритмическую деятельность у детей 3-4 лет

У младшего дошкольника ритмическое чувство развивается независимо от общения с музыкой. Случайные несовпадения движения с моментами наступления долей в музыке оставляет многих детей равнодушными. При ...

Опыт работы по теме «Развитие чувства ритма как средство формирования слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с самого раннего возраста. Не является исключением и возможность ра...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием проблемно-поисковой (исследовательской) деятельности в подготовительной группе "Вода".

формирование познавательных действий дошкольников, путём использования поисково-исследовательской технологии находить воду в окружающем пространстве....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием проблемно-поисковой (исследовательской) деятельности в подготовительной группе "Вода".

формирование познавательных действий дошкольников, путём использования поисково-исследовательской технологии находить воду в окружающем пространстве....

План по самообразованию на 2020-2021 учебный год. Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности».

Цель:·        Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.·        С...