Музыкальное интегрированное занятие "Зимняя сказка" (Для старшего, подготовительного возраста).
учебно-методический материал по музыке (старшая группа)

Куприянова Татьяна Михайловна
  1. Развивать эмоциональное восприятие эстетики окружающего мира.
  2. Формировать умение проводить образно-эмоциональные параллели в произведениях разного вида искусства.
  3. Вызывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на классические, современные и фольклорные, музыкальные и поэтические произведения.
  4. Пробуждать интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, музыке, рисунке.
  5. Закреплять исполнительские навыки: выразительное пение, игру на музыкальных инструментах, чтение стихов.
  6. Активизировать слуховое и зрительное восприятие.
  7. Закреплять понятия: поэт, композитор, пейзаж, дать новые понятия: поэма, воевода.
  8. Раскрыть образ Деда Мороза в искусстве.
  9. Расширять художественный кругозор: знакомить с поэзией И.Никитина, А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, Н.А.Некрасова, музыкой Р.Шумана, П.Чайковского, песнями современных авторов (Г.Гладкова, О.Юдахиной, А.Пинегина).
  10. Доставить детям радость и эмоционально-двигательную разрядку через игру «Снежный ком».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integr_zan_zimnyaya_skazka.docx21.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

Зимняя сказка

Старший дошкольный возраст

                                                                          Куприянова Т.М.

  музыкальный руководитель

                                                                             высшей категории

                                                                  г. Ярославль

Программное содержание:

  • Развивать эмоциональное восприятие эстетики окружающего мира.
  • Формировать умение проводить образно-эмоциональные параллели в произведениях разного вида искусства.
  • Вызывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на классические, современные и фольклорные, музыкальные и поэтические произведения.
  • Пробуждать интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, музыке, рисунке.
  • Закреплять исполнительские навыки: выразительное пение, игру на музыкальных инструментах, чтение стихов.
  • Активизировать слуховое и зрительное восприятие.
  • Закреплять понятия: поэт, композитор, пейзаж, дать новые понятия: поэма, воевода.
  • Раскрыть образ Деда Мороза в искусстве.
  • Расширять художественный кругозор: знакомить с поэзией И.Никитина, А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, Н.А.Некрасова, музыкой Р.Шумана, П.Чайковского, песнями современных авторов (Г.Гладкова, О.Юдахиной, А.Пинегина).
  • Доставить детям радость и эмоционально-двигательную разрядку через игру «Снежный ком».

Предварительная работа

  • Разучить песни: «Новогодняя песенка», музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина (дополнить игрой на музыкальных инструментах), «Песенка про Деда Мороза», музыка О.Юдахиной, слова И.Черницкой.
  • Выучить стихи: Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз Красный нос».
  • Прочитать  русскую народную сказку «Морозко».

Материал и оборудование

Музыкальный центр, музыкальные записи, фортепиано, ноты, цветные фотопейзажи, книга «Русские народные сказки в отражении лаковых миниатюр: Палех, Холуй, Федоскино» (издательство «Яркий город» С-Пб, 2006г), А.Н.Некрасов. Мороз Красный нос, Музыкальные инструменты.

На стенде выставлены два зимних пейзажа (цветные фотографии).

Дети входят под музыку песни «Зимняя сказка», музыка А.Пинегина, слова А.Усачёва, садятся.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, какая красота выставлена на этом стенде (открывает зимние пейзажи). Давайте вспомним, как называется изображение природы на картинах или фотографиях (ответы детей). Да, правильно. Изображение природы на картинах или фотографиях называется пейзажем. А какому времени года посвящаются эти пейзажи? (Эти пейзажи посвящены зиме). А вы любите зиму? (ответы детей).

И вместе с поэтом мы можем воскликнуть:

                                                  Здравствуй, гостья-зима!

                                                  Просим милости к нам

                                                  Песни севера петь

                                                  По лесам и степям.

                                                                                                          И.Никитин.

Ребята, какую мы с вами знаем песню, в которой говорится о том, что «…просто невозможно зиму не любить»? Эти слова встречаются в «Новогодней песенке». Давайте споём эту песню и ещё раз вспомним, за что же мы любим зиму. Передать волшебное, зимнее настроение нам помогут музыкальные инструменты: треугольники, металлофоны, бубны, маракасы (музыкальный руководитель раздаёт музыкальные инструменты детям). 

Исполняется «Новогодняя песенка», музыка Г.Гладкова, стихи Ю.Энтина. Сопровождается игрой на музыкальных инструментах.

Ребята, посмотрите, как красиво зимой!  (Музыкальный руководитель обращает внимание на пейзажи). Как вам кажется, в этих пейзажах одинаковое настроение или разное? (ответы детей). Сейчас я прочитаю два отрывка из стихотворений А.С.Пушкина и Ф.Тютчева, а вы определите, какое настроение подходит первому пейзажу, а какое второму.

  • Мороз и солнце: день чудесный!

                                                                                                                А.С.Пушкин.

  • Чародейкою Зимою

                                                   Околдован, лес стоит,

                                                   И под снежной бахромою,

                                                   Неподвижною, немою,

                                                   Чудной жизнью он блестит.

                                                   И стоит он, околдован, -

                                                   Не мертвец и не живой –

                                                   Сном волшебным очарован,

                                                   Весь опутан, весь окован

                                                   Лёгкой цепью пуховой…

                                                                                                                  Ф.Тютчев.

(Дети вместе с музыкальным руководителем рассматривают пейзажи и приходят к выводу, что один пейзаж весь пронизан солнцем – настроение радостное, яркое, солнечное. Ему соответствует первое стихотворение.

На втором фото – покой, тишина, лес спит, покрытый снегом, околдован чародейкою Зимою, как в сказке. Этому пейзажу подходит стихотворение Ф.Тютчева.

Муз. рук-ль:        А сейчас я хочу загадать вам загадку, про кого она?

                                                Холодом на окна дышит,

                                                На стекле картины пишет,

                                                Стрелы, башни и цветы

                                                Небывалой красоты.

                                                Из какой хрустальной сказки

                                                Раздобыл он эти краски?

                                                Блещет искрами листва,

                                                Серебрятся кружева.

                                                Кто художник? Вот вопрос!

                                                Это – (Дедушка Мороз).

Про зимушку-красавицу, Деда Мороза рассказывают в своих стихах поэты. Наш ярославский поэт Н.А.Некрасов написал целую поэму, т.е. большое стихотворное произведение, которое назвал «Мороз Красный нос». В ней Дед Мороз – это воевода, т.е. военный начальник, который обходит все свои владения: лес, поля, реки.

Дети читают:

                                                   Не ветер бушует над бором,

                                                   Не с гор побежали ручьи.

                                                   Мороз-воевода дозором

                                                   Обходит владенья свои.

                                                   Глядит – хорошо ли метели

                                                   Лесные тропы занесли,

                                                   И нет ли где трещины, щели,

                                                   И нет ли где голой земли?

                                                   Пушисты ли сосен вершины,

                                                   Красив ли узор на дубах?

                                                   И крепко ли скованы льдины

                                                   В великих и малых водах?

                                                   Идёт – по деревьям шагает,

                                                   Трещит по замёрзлой воде,

                                                   И яркое солнце играет

                                                   В косматой его бороде.

                                                                                                             А.Н.Некрасов.

Муз. рук-ль:  Ребята, а как вы думаете, каким Некрасов рисует Деда Мороза? (строгим, суровым, любит порядок, даже, может и рассердиться).

Такого же сурового, сердитого Деда Мороза рисует и музыка немецкого композитора Р.Шумана (показывает портрет композитора). Пьеса так и называется – «Дед Мороз». Слушая музыку, мы так и представляем, как Дед Мороз  «…Идёт -  по деревьям шагает, трещит по замёрзлой воде», а лес стоит зачарованный, притихший, скованный морозом.

Дети слушают в записи пьесу Р.Шумана «Дед Мороз».

Муз. рук-ль:  Дед Мороз нам встречается и в русских народных сказках, например, в сказке «Морозко». Вспомним, как Дед Мороз отнёсся к стариковой дочери и старухиной дочери (беседа с детьми). Да, Дед Мороз справедлив: он награждает трудолюбивую, добрую, вежливую старикову дочку и наказывает ленивую грубиянку – старухину дочку.

(Музыкальный руководитель вместе с детьми рассматривает палехские иллюстрации к сказке «Морозко». Используется книга: «Русские народные сказки в отражении лаковых миниатюр: Палех, Холуй, Федоскино». Издательство «Яркий город», С-Пб, 2006 год).

Муз. рук-ль:   Про Деда Мороза написано много детских песен. Давайте споём «Песенку про Деда Мороза», которую написала О.Юдахина и ещё раз прислушаемся, как звучит музыка, каким она рисует Деда Мороза.

Исполняется «Песенка про Деда Мороза», музыка О.Юдахиной, слова И.Черницкой.

Муз. рук-ль: Как мы скажем, какая музыка этой песни?  (Музыка ласковая, певучая, мягкая). Каким же предстаёт перед нами Дед Мороз в этой песне?  (Дед Мороз добрый, весёлый).

Муз. рук-ль:   Дед Мороз бывает разным: и строгим, и сердитым, а на новогоднем празднике – весёлым, добрым, любит поиграть с детьми. Мы сейчас с вами тоже поиграем.

Проводится музыкальная игра «Снежный ком», музыка Е.Попляновой, слова Н.Пикулевой. (Журнал «Музыкальная палитра» №6, 2004 год)

Муз. рук-ль:  Вот, ребята, мы с вами сегодня и побывали  в зимней сказке, иначе и не скажешь о красавице – русской зиме. В стихах, сказке, музыке к нам приходил Дед Мороз. Каким он был? (ответы детей). Да, Дед Мороз то сердитый, то добрый, но справедливый и любимый всеми людьми. Зима ещё много радостей нам принесёт. А дома вы нарисуйте рисунки, в которых расскажете о том, за что вы любите зимушку.

До свидания. (Звучит музыка П.И.Чайковского – «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».) Дети уходят.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказка о музыкальных звуках». Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Цель - развитие творческого потенциала ребенка через включение его в активную деятельность, направленную на составление и придумывание сказки...

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДЕРЕВЯННЫХ ЗВУКОВ»

Цель. Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами.Образовательные задачи:Обучающие: продолжить знакомство с деревянными му...

музыкальное интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Краткое описание занятия "Путешествие в весенний лес"1.Вход "Паровоз" (предлагаю детям отправиться в путешествие на паровозе)2.Приветствие музыкальное "Здравствуй, Милый друг...