Влияние возрастной специфики дошкольников на формирование репертуара для пения в детском саду
статья по музыке

Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей пению, необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние возрастной специфики дошкольников на формирование репертуара для пения в детском саду.

        Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей пению, необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.

        Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых - отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.

        Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука, например, при его форсировании, голос у детей приобретает неприятное низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по своей емкости - отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.

        Дети 2 летнего возраста быстро утомляются, внимание быстро рассеивается, ведущую роль у них играет предметная деятельность. Поэтому музыкальное занятие в детском саду в группе детей 2-3 лет длится всего 9 минут, при этом только часть его отводится пению. Да и то не пению в чистом виде, а подпеванию потому, что редкие дети в этом возрасте могут хорошо говорить, и, тем более, а тем более петь. На третьем году жизни только начинает формироваться певческий голос ребенка. Дыхание у детей короткое. Но в этом возрасте дети уже охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.

        К 6-7 годам голосовой аппарат ребенка становится в 3 раза больше чем в раннем дошкольном возрасте. Строение гортани имеет более совершенный вид и приближается к домутационному периоду. Резонаторы придают звуку разную окраску и добавляют глубину в голосе. Диапазон детей старшего дошкольного возраста существенно отличается от диапазона детей раннего дошкольного возраста и может достигать октавы, — «до» первой октавы — «до» второй октавы.

        При обучении пению следует не только владеть методикой, но и беречь голос ребёнка, учитывать его физиологические и вокальные особенности, применяя индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого воспитанника.

        Большое внимание следует уделять подбору детских песен. Песни должны быть несложными, понятными для детей, мелодичными, отвечать интересам малышей, быть доступными по исполнительским возможностям (удобными для дыхания, с короткими музыкальными фразами, иметь диапазон, удобный для детей) и, конечно, иметь воспитательную ценность.

Чтобы вызвать у детей желание петь, нужно использовать разнообразные методические приёмы, игровые, зрелищные моменты. Во время первого исполнения песни хорошо использовать игрушки, картинки, помогающие раскрыть содержание песни. В своей работе я часто использую красочные презентации-иллюстрации, которые помогают мне раскрыть, а детям понять содержание песни. Мною замечено что, если содержание какого-то фрагмента песни детям непонятно, они его просто не поют или пропевают как набор звуков, складывающихся в какую-то «абракадабру». Поэтому при знакомстве с песней необходимо определить все непонятные в содержании моменты и объяснить их детям.

        Очень хорошие результаты в процессе разучивания песни дает пение «эхом», когда фразу сначала поёт педагог, а затем повторяют дети. Для поддержания интереса к пению, я в своей работе с дошкольниками люблю использовать игры. В игре «Чей ряд лучше знает слова песни?» дети делятся на ряды, и каждый ряд исполняет один из куплетов песни. Детям старшего дошкольного возраста очень нравится игра «Сломанный телевизор», в ходе которой несколько тактов песни пропеваются, а по сигналу педагога следующий отрывок песни не поется не вслух, а только артикулируется без звука («у телевизора пропал звук, а изображение осталось»). Далее снова то пропевается фрагмент песни, то «звук пропадает». Когда дети достаточно уверенно знают песню, можно поиграть в игру «Передай песенку», где они поют по цепочке по фразам, как-бы передавая друг другу песню. Еще одна из игр - соревнование «Мальчики и девочки»: кто споёт песню звонче, чётче, выразительнее, ласковее и т.д.

        Если педагог продумал и правильно построил работу над разучиванием вокального произведения, если учтены все особенности детского голоса, психологии дошкольника, то дети свободно будут держаться перед аудиторией слушателей, ведь у них выработаны исполнительские качества и уверенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пение в детском саду.

Консультация для родителей дошкольников....

Специфика организации предметно-развивающей среды в инклюзивной группе детского сада.

Представление опыта по организации предметно-развивающей среды для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Методика обучения детей пению в детском саду

Методика обучения детей пению в детском саду...

Влияние возрастной специфики обучаемых на формирование репертуара для ансамблей и хоров в детском дошкольном учреждении

Влияние возрастной специфики обучаемых на формирование репертуара для ансамблей и хоров в детском дошкольном учреждении.Автор музыкальный руководитель О.Г.Попова.Методические основы в работе...

Методика пения в детском саду

старшие дошкольники...

Особенности выбора песенного репертуара музыкальным руководителем в детском саду

Огромный интерес у детей на занятиях музыки вызывает разучивание новых песен и  исполнение их на праздниках перед родителями.  Музыкальный руководитель должен ответственно подходить к выбору...

«Специфика организации предметно-развивающей среды в инклюзивной группе детского сада»

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния,  нет способности, которая  не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мир...