Музыкально-тематическое занятие "Песни Воронежских казаков"
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Плотникова Елена Александровна

Тема: «Основы духовно-нравственного воспитания на примере музыкального фольклора Воронежского края»

Конспект  тематического занятия «Песни Воронежских казаков»

Цель: Воспитание любви к народному творчеству на примере музыкального фольклора Воронежского края..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molodye_kazachata.docx27.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Основы духовно-нравственного воспитания на примере музыкального фольклора Воронежского края»

Конспект  тематического занятия «Песни Воронежских казаков»

Цель: Воспитание любви к народному творчеству на примере музыкального фольклора Воронежского края..

Задачи:

Образовательные:

- формировать знания об истории возникновения Воронежского казачества;

- обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.

Развивающие:

- развивать творческий потенциал детей средствами музыкального фольклора и словотворчества, связанных с передачей традиций Воронежских казаков;

Воспитывающие:

- воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.

Материалы и оборудование:

- презентация к занятию,

- аудио и видео аппаратура (компьютер, микшерский пульт, проектор);

- костюмы для детей, атрибуты танца (платки, игрушка-лошадка);

- детские музыкальные шумовые инструменты

Предварительная работа:Беседы об истории возникновения казачества в Воронежской области, в Новой Усмани. Рассматривание иллюстраций, изображающих жизнь казаков, слушание казачьих песен и сказок, разучивание песен.

Ход занятия:

Звучит русская народная песня «Барыня». Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в музыкальное путешествие по страничкам истории нашего села Новая Усмань. Много лет назад на этой земле поселились казаки. Все казаки служили Российскому государству, охраняя его. Они и стали первыми жителями нынешней Новой Усмани. Жизнь казаков была не легка. Мужчины охраняли земли, воевали, а женщины трудились по дому, держали двор и хозяйство. Песни всегда сопровождали казаков. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми жанрами казачьих песен Воронежского края: колыбельная, лирическая, хороводная, строевая (походная).  А также узнаем, какие  музыкальные инструменты использовали казаки  для сопровождения песен.

Песни Воронежских казаков - это рассказ о славных походах, о громких победах, о жизни, о доме,  о дружбе, о верности долгу. Жизнь полная опасностей и трудностей выковала особый характер казаков. Они вольные, смелые, бравые и очень трудолюбивые. Ребята, вы хотели бы стать смелыми, лихими казаками?(дети отвечают)Давайте споем песню.

Исполняется песня «Шёл казачок хороший», затем дети садятся на стульчики. После исполнения похвалить детей.

Песня «Шёл Казачок хороший»


1.Как по мелкой, по пороше,                 5. Потерпи мой конь немного,
Как по мелкой, по пороше,                     Тяжела у нас дорога
Шёл казачок хороший,                            Шёл казачок хороший,
Шёл казачок хороший.                            Шёл казачок хороший.


2.Не путём и не дорогой,                         6.Будем землю защищати,
Не путём и не дорогой,                            И отца и родну мати.
Шёл казачок хороший,                            Шёл казачок хороший,
Шёл казачок хороший.                            Шёл казачок хороший.

3.Казак к земле припадает,                      7. Как по мелкой, по пороше
Снега в руки набирает.                             Как по мелкой, по пороше,
Шёл казачок хороший,                             Шёл казачок хороший,
Шёл казачок хороший.                             Шёл казачок хороший.

4.Подает коню напиться,
Снеговой воды-водицы.
Шёл казачок хороший,
Шёл казачок хороший.

Ведущий: Уважение старших - один из главных обычаев казаков. В присутствии старшего не разрешалось сидеть, вступать без его разрешения в разговор. Все это прививалось в семье с ранних лет. Особенно почиталась старшая сестра, которую до самой старости младшие братья и сёстры называли няней, так как она заменяла им мать. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Она заботилась о младшем братике или сестренке, пела колыбельные. Ребята, а вам мама пела колыбельную? (дети отвечают). Такой жанр казачьей песни как колыбельная исполнялся традиционно перед сном. В тексте казачьей колыбельной содержался глубокий смысл. Ребята, какой по-вашему должна быть колыбельная? (дети размышляют о характере, темпе этого жанра). А сейчас я приглашаю девочек исполнить такую колыбельную.

Девочки встают со стульчиков и выстраиваются полукругом в центре зала, исполняют отрывок из колыбельной.

Колыбельная /Г.Сысоева из сборника «Цветочек мой лазоревый. Народные песни Воронежской области» /2009г.

После исполнения похвалить девочек.

Ведущий: В стародавние времена на Покров заканчивались полевые работы, был собран урожай, хлеб убран в закрома. Люди собирались на посиделки. Там они веселились, пели песни и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидел, кто узор на рубахе или утирке (полотенце) вышивал. Другие ложки и плошки из дерева вытачивали. То песню запоют, то плясать пойдут, то играть начнут, то шуткой перебросятся, да байки рассказывают. Ребята, а вы знаете такую русскую народную игру «Плетень»? Давайте сыграем в нее.

проводится русская народная игра «Плетень»

Русская народная игра «Плетень»

После игры похвалить детей.

Ведущий: Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла, то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат!».

В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. С тринадцати лет мальчики участвовали в скачках.  Как только намечался поход на защиту границы или на другие земли, воронежские казаки запевали песню о доблести и храбрости, и родимом доме. Эти песни поддерживали боевой дух казаков. Ребята, как вы думаете? может ли песня помочь строю идти в одном ритме? (дети отвечают) Какой характер должен быть  у такой песни?(дети размышляют о характере строевой песни)

А сейчас мы покажем как исполнялась строевая, походная песня.

Мальчики исполняют с игрушкой-лошадкой танец-песню

Строевая походная «Всадники-други».

После танца похвалить мальчиков.

Ведущий: Казаки народ музыкальный. Они любят повеселиться, попеть поплясать как дома во время семейных торжеств и праздников, так и во время военных походов в часы недолгого отдыха. Музыкальные инструменты были не замысловатыми. Делали чаще всего свои же местные мастера – умельцы.
Наиболее распространенными ударными инструментами Воронежских казаков были бубен и трензель.
 Посмотрите, Ребята, вам знаком этот инструмент?(дети отвечают)Давайте послушаем, как на нем играют Воронежские казаки.

(звучит музыкальный отрывок бубен-соло и бубен в ансамбле с голосом)

Другой инструмент – трензель (обращает внимание на экран). Ребята, а этот инструмент вам знаком? (дети отвечают). Посмотрите, какая у него форма? На какой инструмент он похож?(дети отвечают).

Обратите внимание: на вершине треугольника крепился кожаный тонкий ремешок, за который исполнитель держал трензель во время игры. Звуки издавались ударом стальной палочки. Сейчас мы прослушаем музыкальный момент и услышим, как трензель звучит соло и  вместе с русскими народными инструментами.

(звучит музыкальный момент)


Бубен и трензель часто используется и в наши дни. В составе некоторых фольклорных оркестров и ансамблей.  

Третий старинный музыкальный инструмент – камышовые дудки –(обращает внимание на экран)  относится к числу духовых инструментов. Дудка состоит из двух пустотелых камышовых трубочек, правая имеет шесть ладов, левая – три. Между собой они соединяются специально изготовленным рогом быка или коровы. Звук производится с помощью воздуха выдыхаемого играющим. Звучность камышовых дудок довольно сильна: игра даже на одном инструменте была слышна за три – четыре километра. Давайте послушаем этот необычный тембр.

(звучит музыкальный момент).

Ведущий: Ребята, вам понравились эти инструменты? Как вы думаете, в наше время можно встретить подобные музыкальные инструменты? (дети отвечают) Действительно, эти инструменты немного изменились, но они до сих пор широко используются в русских народных оркестрах. И в нашем детском саду есть такие инструменты. Давайте сыграем на них?!(дети отвечают)

(Звучит песня «Ой, на горе калина», оркестр шумовых народных инструментов :бубны, треугольники и блок-флейты)

Песня «Ой, на горе калина» / Г.Сысоева из сборника «Цветочек мой лазоревый. Народные песни Воронежской области» /2009г.

Ведущий: Воронежские казаки любили праздники. Они устраивали массовые гуляния, состязания на лошадях, пели песни и водили хороводы. Ребята давайте и мы с вами заведем хоровод.

Игровая хороводная «Шел козел дорогою».

Звучит песня в исполнении ансамбля «Воронежские вечорки».

После хоровода похвалить детей.

Ведущая: Ребята, какие вы молодцы! Вам понравилось водить хоровод? (дети отвечают). Как здорово! Но наше музыкальное путешествие подошло к концу. Мы с вами сегодня познакомились с жанрами казачьей песни Воронежского края, а также с необычными музыкальными  инструментами. Давайте вспомним их! (дети перечисляют жанры и инструменты).

Ведущая: Молодцы! На этом наше занятие окончено, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», струнно-смычковая группа инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, ...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Деревянные духовые»

 На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа деревянных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания ...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Медные духовые»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа медных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, зап...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

Конспект музыкально – тематического занятия «В мире музыкальных инструментов» (гармонь, баян, аккордеон) (старший дошкольный возраст)

Цель: обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов,учить различать их тембровую окраску;формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов...

Музыкально –тематическое занятие : «Кто такие казаки?»с показом презентации .

Музыкально –тематическое занятие : «Кто такие казаки?»с показом презентации . Цель: Приобщение дошкольников к исторически сложившейся традиционной культуре Донского края, знаком...