Тематическое занятие «Пришла Коляда»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Знакомим детей с праздниками народного и православного календаря:  Рождество, Святки, Колядки; с песенными, танцевальными  и игровыми особенностями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyada_temeticheskoe_zanyatie.docx21.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематическое занятие «Пришла Коляда»

в подготовительной группе ДОУ

Цель: Продолжать знакомство с русским фольклором, формировать положительный эмоциональный опыт, расширять и углублять знания детей об обычаях нашего народа.

Задачи:

1.Учить детей ходить прямой шеренгой, не обгоняя друг друга, делая акценты - притопы на последний аккорд или слог;

2. Учить детей правильно выполнять  шаг  польки, различать  короткие и длинные звуки (на раз, два - короткие  шаги, на три – стоим как «цапля», поджав ногу. То же самое с другой ноги);

3. Познакомить детей с понятием «пение а капелла» и «аккомпанемент»

4. Познакомить детей с праздниками народного и православного календаря:  Рождество, Святки, Колядки; с песенными, танцевальными  и игровыми особенностями русского народа.

6. Развивать навык выразительного интонирования передачи оттенков, эмоций;

7. Вызывать интерес к жизни наших предков, их обычаям, традициям, участвовать в обрядовой постановке.

Материал: Иллюстрации, костюм козлика, костюм Бабы Яги, печенье «козули».

Ход занятия:

Детей у входа в музыкальный зал встречает Баба Яга (музыкальный руководитель)

Баба Яга: Уродилась Коляда

Накануне Рождества

За горою за крутою

За рекою  за быстрою

В гости к вам пришла

Праздник всем принесла

Здравствуйте, ребята, да девчата, с чем пришли, чего принесли?

Воспитатель: Бабушка  да праздники начались, мы колядовать пришли!

Баба Яга: А тогда  не пущу  пока мне колядку не споете.

Дети поют:  Пришла Коляда, накануне Рождества

Открывайте сундучки, доставайте «пятачки».

Кто не даст ватрушки, раскатаем кадушки.

Кто не даст нам  пышки, мы тому в лоб шишки.

Б.Я.: Подождите, подождите, не плясали, себя не показали, а уже угрозы раздали. Сначала  дело, а потом пышки да лепешки, согласны?

Дети: Да!

Б.Я.: Очень я добрая в эти дни, потому что много внимания мне зимой уделяют – на новогодних праздниках была, а как без меня. Да и сейчас, вижу, молодежь собирается и я тут как тут!  Прошу, проходите и со мною забавы заводите.

Дети проходят и встают в колонну по краю ковра.

Б.Я. На Руси на праздниках было принято запрягать  лошадей, да кататься, а лошадки-то с бубенцами. Давайте - ка сейчас поскачем как лошадки - корпус слегка наклонен  назад, спина прямая,  коленочки высоко поднимаем, а носочки тянем вниз, а я колокольчик возьму, так веселее и праздничнее будет

Дети скачут прямым галопом по залу. Баба Яга хвалит детей и звенит как фон, в колокольчик.

После этого дети рассаживаются на стульчики к пианино.

Б.Я.: Ребята, на Руси время распределялось разумно – весной, летом и в начале осени -  время дорого,  урожай в поле, много отнимает он времени.  Зимой же у крестьянина забот меньше, можно погулять и повеселиться. Праздников на зимний период выпадало много и были они с выдумкой, не скучные, с переодеванием, кроме этого совершались определенные обряды. На Рождество ходили от дома к дому с рождественской звездой и славили Христа (иллюстрация). А потом обязательно поздравляли хозяев дома, желали им добра и благополучия, поздравляли не словам, а специальными песенками – колядками. Я знаю что вы уже знакомы с некоторыми из них, да и сейчас пели  мне, а я хочу дать вам послушать колядку совсем другого характера. Ушки на макушке, готовимся к порослушке.

Звучит в записи колядка  «Коляда-маляда» (из  вальдорфских песен)

Б.Я.: Давайте сравним  ее с уже знакомой колядкой веселого характера «Сею, вею, посеваю». Чем они схожи?

Дети: И в той и в другой поется  о пожелании хорошего урожая.

Б.Я.: Правильно услышали - «С колоска, пол мешка, с зернышка – пирог, с полузернышка – блинок». А еще о чем поется?

Дети:  Мы слышим пожелания хорошей жизни -  «Кто подаст каши – тому златы чаши»

Б.Я.: Верно подмечено. А в чем же отличия этих колядок?

Дети: Первая поется голосом, а вторая с балалайкой, бубном и колокольчиком.

Б.Я.: Молодцы, внимательно слушали, пение, исполняемое без сопровождения инструментов, называется – а капеллой, а там где мы слышим инструменты называется – аккомпанементом. А каков характер этих колядок?

Дети: первая грустная, вторая веселая.

Б.Я.: Согласна, первая колядка спокойная, даже немного заунывная, а вторая веселая, так и хочется пуститься в пляс. Предлагаю вам сейчас спеть самим колядку, да повеселей.

Исполняется «Колядка» русская народная мелодия

Б.Я: Сейчас красивое время года, нет ли у вас в запасе песенки про зимушку?

Воспитатель: Есть, конечно. Мы специально выучили такую песню.

Исполняется песня «Зимушка Зима» Олифировой Л.А.

Б.Я.: Хорошая песня и пели вы ее  музыкально, звуки тянули, мелодия у вас то вверх поднималась, то спускалась вниз, мне понравилось. А вы знали, что после Рождества начинались Святки, которые длились две  недели, было принято рядиться (в Журавля, в Козу, в Медведя) и ходить шумной ватагой по деревне, ни один двор не пропускали, а там пели, плясали  и играли. А еще  парни высматривали себе невест. Девчат выглядывали на посиделках, игрищах, устраивали хороводы. Предлагаю вам встать и завести хоровод. Все сделаем, как положено, Ваню нарядим Козлом, вот тебе рожки, вот тебе телогрейка, только ее нужно вывернуть наизнанку, так на Руси делали,  выходи в центр круга.

Проводится игра «Козел и принцесса»

Б.Я.: Обычай «игр ряженых» очень древний, он осуждался церковью, поэтому те, кто участвовали в ряжении - обязательно «смывали» этот грех святой водой из проруби в день Крещения (иллюстрация).

Б.Я.: А где еще знакомиться, как не во время игр, ведь после праздников начиналась пора свадеб, предлагаю вам сейчас поиграть в такую игру .

Проводится игра «Бояре»

Б.Я.: Вот все пары выбраны, все определились. Предлагаю вспомнить шаг польки с короткими и длинными звуками и станцевать ее.

Исполняется «Полька»

Б.Я.: Порадовали вы меня сегодня и, как было принято раньше, я хочу вас отблагодарить печеньями – «козулями» в виде коровок барашков и лошадок. Раньше люди верили: съедят ребятишки такое печеньице, то домашняя скотина будет здорова, и в доме будет достаток и счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пришла Коляда, открывай ворота!" Сценарий театрализованного действа с участием всех дошкольных групп ЧДОУ на основе русских народных традиций

Эта форма колядок, когда дети старшей и подготовительной группы идут по детскому саду из группы в группу, и разыгрывают различные ситуации - сценки обряда колядования, очень нравится ребятам.  Ск...

"Пришла Коляда накануне Рождества"

Досуг в подготовительной к школе группе.Основная цель: рассказать детям о цикле новогодне-рождественских вечеров (святках); познакомить с Колядой; научить играть в русскую народную игру "Перелизы"...

Пришла Коляда

Игровое развлечение для детей в январе на основе русского народного фольклора...

Пришла коляда накануне Рождества

В аннотации не нуждается....

Пришла Коляда - отворяй ворота

Сценарий фольклорного праздника, посвященного рождественским праздникам...

Тематическое развлечение «Пришла коляда-отворяй ворота!»

Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козюльками». Козюльк...