Статья на тему: «Влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»
статья по музыке

Годяцкая Зинаида Владимировна

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья». В. М. Бехтерев

 

В  детском саду музыка активно используется в оздоровительной работе с детьми. Каждый день начинается с утренней гимнастики под музыку, которая мобилизует физические силы, улучшает дыхание, укрепляет и развивает мышцы. Музыка создает положительный эмоциональный настрой детей на целый день и задает определенный темп движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vliyanie_muzyki_na_zdorove.docx17.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая статья на тему: «Влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»

Наши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Эта возможность музыки широко использовалась в религиозных и культовых обрядах. В Древней Спарте воины шли в бой под звуки авлосов - деревянных духовых инструментов.

А.В. Суворов подобное влияние музыки определил так: "Музыка удваивает, утраивает армии". Марш, бодрая, ритмичная музыка, барабанная дробь и звуки трубы заставляют забыть усталость, повышают мышечную работоспособность.

В XX веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека. Так, русский физиолог И.Р. Тарханов доказал, что мелодии (именно мелодии), доставляющие человеку радость, благотворно влияют на сердечно - сосудистую систему: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, расширяют сосуды и нормализуют артериальное давление и секрецию желудочного сока, помогает быстрому заживлению язвы желудка. Ряд европейских исследователей установили, что наиболее благотворно на организм человека действует фортепианная и скрипичная музыка, симфонические произведения Моцарта и Бетховена. Музыка оказывает общеукрепляющее воздействие! Этот факт доказал российский академик В. М. Бехтерев.

Поэтому, наша задача, как педагогов, прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни. Одна из возможностей, которая может быть использована для достижения этой цели – максимальное наполнение музыкой пребывание ребёнка в детском саду.

Хотя, музыка и здоровье могут объединиться еще до появления малыша на свет. Доказано, что классические произведения способны оказать благотворное влияние не только на физическое и умственное здоровье, но и на внешние данные ребенка. Очень полезно беременным пение. Орган слуха малыша получает необходимую ему тренировку и стимулирует мозг. В результате на свет появляются более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши. Гармония звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера. Кроме того, музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти. Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов. Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное "обучение", обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями и опережением стандартных темпов физического и речевого развития.

И так, малыш появился на свет! Воспитание здорового ребенка - главная задача семьи и дошкольного учреждения.

В  детском саду музыка активно используется в оздоровительной работе с детьми. Каждый день начинается с утренней гимнастики под музыку, которая мобилизует физические силы, улучшает дыхание, укрепляет и развивает мышцы. Музыка создает положительный эмоциональный настрой детей на целый день и задает определенный темп движения.

На музыкальных занятиях (2 раза в неделю) все виды деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, музыкально-ритмические движения способствуют укреплению и сохранению здоровья наших дошколят. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно составляет 3-10 минут (в зависимости от возраста детей). Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье-сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

Слушание музыкальных произведений улучшает психоэмоциональное состояние дошкольников. Часто наши дети, слушая классическую музыку, выражают свои впечатления в танцевальных импровизациях. Слушание правильно подобранной музыки (лучше классической: П. И Чайковского, М.И. Глинки, А. Вивальди, Ф. Шопена, И. Штрауса, Г Свиридова, Д. Кабалевского) повышает иммунитет детей, снимает у них напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Танцы, ритмичные движения, подвижные игры восполняют физиологическую потребность детского растущего организма в движении. Они мобилизуют физические силы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, вырабатывают грацию, координацию движений. Немаловажно, что такая коллективная деятельность развивает у детей организованность, дисциплину, ответственность, взаимовыручку, внимательное отношение к окружающим, самостоятельность.

Пение, песенное творчество, распевки, артикуляционная гимнастика– помогает детям расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение. Это идеальный способ помочь детям с нарушениями речи. Оно улучшает их артикуляцию, дикцию. Систематические занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации, что помогает стимулировать и улучшать их работу. Поэтому мы практикуем исполнение небольших песен в конце утренней зарядки.

Музыкальная игра всегда привлекает детей, особенно если в ней используются атрибуты и элементы театральных костюмов.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, координацию пальцев рук (это важно при подготовке к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление)

Музыкотерапия – важная составляющая музыкально–оздоровительной работы в ДОУ. В музыкальном зале и в групповых помещениях созданы музыкальные фонотеки, которые способствуют коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно–игровой и обучающей деятельности. Во многих группах утром встречают детей, укладывают на дневной сон, поднимают после сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона на занятиях, в свободной деятельности, устраивают групповые дискотеки, которые заряжают мальчишек и девчонок бодростью и жизнерадостностью.

Театрализованная деятельность детей. Это маленькие сценки, большие спектакли и сказки, инсценировки стихов и песен. Это одна из форм организации деятельности детей в детском саду, которая включает все разделы музыкального воспитания: пение, музыкально - ритмические движения, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах. Разнообразный материал театральных постановок включает в себя детскую, народную, классическую музыку. Через образы, краски, звуки, умело поставленные вопросы, заставляющие ребёнка думать, делать выводы и обобщения, наши дети знакомятся с окружающим их миром. Здесь активизируется их словарь, совершенствуется звуковая культура речи, её выразительность, улучшается диалогическая речь. Театрализованная деятельность, несомненно, является источником развития чувств, переживаний и открытий ребёнка, укрепляет его эмоциональное и физическое здоровье.

Регулярно проводятся праздники: календарные, тематические. Для подготовки к ним дети тратят много сил, при этом идёт развитие всех групп мышц, тренируется память, мышление, укрепляется психологическое равновесие детей. Мы регулярно проводим и народные праздники. Исследования показывают, что занятия фольклором помогают ребенку найти гармоничный выход из самого возбужденного состояния, они гасят реакции стресса. А вообще праздник – это всплеск положительных эмоций, таких полезных для здоровья наших воспитанников.

Музыкальное сопровождение в ДОУ присутствует на спортивных досугах и соревнованиях, общих мероприятиях детского сада, занятиях, совместных с воспитателями. Например: музыка и правила дорожного движения, музыка и рисование.

Таким образом, мы видим, что в детском саду музыкальному воспитанию уделяется большое внимание в плане разностороннего развития дошкольников. Музыка помогает создать полноценные условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Ребенок слушает музыку, поёт, танцует, играет на музыкальных инструментах. К сожалению, в школе эта работа не продолжается, уроки музыки считаются второстепенными.

А ведь очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни.

Еще в 1916 г. В.М. Бехтерев писал: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ СИЛЬНЫМ. ПРЕДСТАВЛЕН МАСТЕР-КЛАСС "СЛЕПИ СЕБЕ ДРУГА"...

Влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста

   Воспитание здорового ребенка - главная задача семьи и дошкольного учреждения....

по теме: "Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста

В  связи с переходом на ФГОС актуальность вопросов об использовании здоровьесберегающих  технологий в ДОУ возрастает год от года....

Доклад на тему "Влияние музыки на здоровье детей"

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Выступление из опыта работы по теме: « Влияние музыки на здоровье детей»»

       Музыка-это особый мир, обладающий яркими красками, волшебными мелодиями и приятными тонами. Едва ли найдется хотя бы один человек, которого музыка может оставить равн...

Статья на тему "Влияние родителей на развитие детей дошкольного возраста"

СтатьяРекомендацииТерминыСсылка на литературу...