Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Берегите слух»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Воронцова Елена Анатольевна

Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Берегите слух» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие "Берегите слух"39.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воронцова Е.А. музыкальный руководитель

Пояснительная записка

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Музыкальная деятельность» в подготовительной  группе

Название занятия: «Берегите слух»

Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста»

Цель: Формирование бережного отношения к  органам слуха.  

 Образовательные:

- формировать музыкально – слуховые  представления детей;

Развивающие:

- развивать  художественное воображение, музыкальную память, ассоциативное мышление с помощью ТРИЗ технологий;

Воспитательные:

- создать эмоционально-положительный климат в группах детей.

Интегрированное занятие разработано на основе общеобразовательной программы МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»  в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет, соответствует ФГОС ДО.

Средства: мультимедийные, музыкальные, литературные, наглядные.

Предварительная работа:

 Изучая тему «Музыкальный слух»,  дети узнают строение и функции уха, узнают о свойствах и качествах звука, используют  карточки  признаки звука. 

Признак «Высота» - высокие и низкие звуки;

Признак «Длительность» - длинные  и короткие звуки;

Признак «Громкость» - громкие и тихие звуки;

Признак «Тембр» - окраска звука.

Изучая тему «Музыкальные инструменты», дети характеризуют звучание музыкальных инструментов с помощью признаков звука (высота, длительность, громкость, тембр).

Изучая тему «Берегите слух»,  дети знакомятся с  основными составляющими музыки: мелодия, ритм, гармония, тембр и придумывают значки к этим признакам.

Признак «Мелодия» - одноголосная законченная музыкальная мысль;

Признак «Ритм» - сочетание длинных и коротких звуков;

Признак «Гармония» - одновременное сочетание нескольких звуков (трех и более).

Признак «Тембр» - окраска звука.

Форма совместной деятельности: интегрированная ООД.

Форма организации: групповая.

Использованные формы, методы и приёмы работы соответствуют поставленным целям и задачам.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное и познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные (компьютер, игровые технологии), технологии ТРИЗ.

Прогнозируемые результаты:

Дети составляют правила бережного отношения к своему слуху, используя музыкально - слуховые  представления, художественное воображение, музыкальную память, ассоциативное мышление с помощью ТРИЗ технологий.

Поставленные цели и задачи соответствуют прогнозируемым результатам.

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Музыка» в подготовительной  группе

Название: «Берегите слух»

Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста»

Составила: музыкальный руководитель

Воронцова Е.А.

г. Югорск, 2020

Цель: Формирование бережного отношения к  органам слуха.

Задачи: 

Образовательные: формировать музыкально – слуховые  представления детей;

Развивающие: развивать  художественное воображение, музыкальную память, ассоциативное мышление с помощью ТРИЗ технологий;

Воспитательные: создать эмоционально-положительный климат в группах детей.

 

 Материалы и оборудование: фортепиано, ноутбук с колонками, проектор, фонограммы, раздаточный материал.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, расположение

Предполагаемая деятельность воспитанников  расположение

Организационный этап

1 мин

Создать эмоционально-положительный климат; развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве

 Музыкально – ритмические движения: марш

Г. Свиридов «Военный марш» (фонограмма)

Маршировка по кругу зала

Актуализация

5 мин

 Формировать бережное отношение к  органам слуха

Беседа.

Вспомнить строение и функции уха; назвать свойства и качества музыкального звука, используя  карточки  признаков звука: «Высота» - высокие и низкие звуки; «Длительность» - длинные  и короткие звуки;

 «Громкость» - громкие и тихие звуки; «Тембр» - окраска звука.

Для чего нужно беречь слух?

Влияние музыки на человека. Музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.

С точки зрения здоровья музыку можно условно разделить на три группы: успокаивающая, раздражающая, нейтральная.

Ответы на вопросы:

Беречь слух нужно для того, чтобы хорошо слышать.

Строение уха: наружное,

среднее, внутреннее (слушать, слышать, понимать).

Признаки музыкального звука: громкость, высота, длительность, тембр.

Музыка может успокаивать, бодрить, поднимать настроение, вызывать радость, огорчать, раздражать.

Расширение

имеющихся

представлений 5 мин

формировать музыкально – слуховые  представления

Игра «Музыкальные инструменты»

(карточки инструментов)

Дети характеризуют звучание музыкальных инструментов с помощью признаков звука (высота, длительность, громкость, тембр) и определяют инструменты по громкости звучания.

Педагог раздает карточки музыкальных инструментов.

Как влияет звучание музыкальных инструментов на наш слух?

Разделить инструменты на 2 группы: громкие и тихие инструменты.

Какие из признаков звука больше всего негативно влияют на наш слух?

Ответ: некоторые инструменты играют громко (медно – духовые, ударные, электро - инструменты,

фортепиано, орган)

Найти нужную группу инструментов  по громкости звучания.

Ответ: признаки громкости и высоты (громкие и низкие звуки)

Динамическая

пауза, 3 мин

формировать музыкально – слуховые  представления,  координацию рук и ног

Слушание (фонограммы)

«Ручеек» (русская народная мелодия)

«Буги – вуги» (эстрадный танец)

Г. Свиридов «Военный марш» (фонограмма)

Движение под музыку.

Какая музыка по жанру?

Давайте подвигаемся под музыку.

Ответ: песенная, танцевальная,  маршевая.

«Ручеек» - идут ручейком,

«Буги – вуги» - танцуют,

«Военный марш» - маршируют

Расширение

имеющихся

представлений 5 мин

формировать музыкально – слуховые  представления

 

Беседа.

Дети знакомятся с  основными составляющими музыки: мелодия, ритм, гармония, тембр и придумывают значки к этим признакам.

 Признак «Мелодия» - одноголосная законченная музыкальная мысль;

Признак «Ритм» - сочетание длинных и коротких звуков;

Признак «Гармония» - одновременное сочетание нескольких звуков (трех и более);

Признак «Тембр» - окраска звука.

Как на нас влияют основные составляющие музыки: ритм, мелодия,  гармония и тембр?

Ритм оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца, различных движений, активности и отдыха.

Мелодия воздействует на слушателя особенно интенсивно и многообразно. Она пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы и убеждения, сильно влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение.

Гармония производится одновременным звучанием нескольких звуков, которые формируют аккорды. Благодаря различным вибрациям, излучающимся этими аккордами, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что оказывает определенное физиологическое и психологическое воздействие.

Тембр. Каждый, кто обладает музыкальным слухом, по-разному чувствует очарование скрипки или флейты, арфы или сопрано. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию

Ответы: ритм может быть постоянный или прерывистый,

мелодия может быть плавной или скачкообразной,

 гармония может быть благозвучной или резкозвучащей,

тембр у каждого инструмента своеобразный.

Мелодичная музыка навевает на глубокие переживания, затрагивает тончайшие струны души, переполняет чувства.

Ритмичная музыка более энергичная, воспринимается гораздо быстрее и может активизировать человека.

Динамическая

пауза, 1 мин

формировать музыкально – слуховые  представления,

 координацию рук и ног

Слушание (фонограмма)

«rok-tazelyj-metal»

 (свободные движения)

Как ритмичная и громкая музыка влияет на человека и его слух?

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.

При прослушивании - свободные движения.

Ответ: человек сначала активизируется, а потом сильно устает.

Динамическая

пауза, 1 мин

формировать музыкально – слуховые  представления,

 координацию рук и ног

Слушание (фонограмма)

Ж.Сен – Санс «Аквариум» (свободные движения)

Как мелодичная спокойная музыка влияет на человека и его слух?

При прослушивании - свободные движения.

Ответ: человек успокаивается, чувствует себя комфортно.

Расширение

имеющихся

представлений 5 мин

 Развивать познавательную активность, уметь делать выводы

Дети составляют правила бережного отношения к своему слуху,

рисуют значки - карточки

Что нужно сделать, чтобы сохранить наш слух?

Как заботиться о слухе?

- Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники, т.к. это может испортить слух, уши у ребенка воспринимают только рассеянный звук.

 - Музыку следует слушать не громко, а примерно как разговариваете, это самое оптимальное прослушивание.

 - При прослушивании музыки работа сердца и дыхания подстраивается под ритм музыки, поэтому мы должны понимать, какую музыку и какого ритма нужно слушать ребенку, а какую нет.

 - Музыка может влиять на эмоции людей, тем более детей.

Помните:

Тяжелая низкочастотная музыка отрицательно влияет на детскую психику, музыка вызывает ухудшение самочувствия и апатию.

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.

Ответы:

- нельзя слушать  музыку на очень громком звучании,

- обязательно чередовать ритмичную и спокойную музыку,

- громкие звуки чередовать с тишиной,

- не пользоваться наушниками

Заключительный этап. 3 мин

Формировать способность  оценивать результат своей деятельности

Блиц – опрос (карточки)

Что сегодня вы делали назанятии? Что вам запомнилось?

В нашем сложном земном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка - не исключение. Она создает настроение, будит в нас эмоции, она может привести в волнение, настроить на печальный или радостный лад. В музыке можно найти все: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.

Ответы на вопросы:

надо беречь слух у себя и окружающих людей.

Рефлексия 1 мин

Создать эмоционально-положительный климат

Музыкально – ритмические движения: взявшись за руки, хороводные движения

 Ж.Сен – Санс «Аквариум» (фонограмма)

«Змейкой» уходят из  зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Программное содержание:1. Обобщить знания детей о бытовых приборах, их назначении и правилах пользования.2. Активизировать умение избегать опасные ситуации и по возможности правильно действовать...

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»      Неделя «Специалист»...

Творческий отчёт «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»

«Формирование основ безопасности жизнедеятельностидетей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострил...

Консультация для родителей на тему: «Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за наших детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к...

Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Безопасные танцы»

Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Безопасные танцы»...

Авторские методические материалы по формированию информационной безопасности у детей дошкольного возраста

Технологические карты и презентации по информационной безопасности для дошкольников...

Семинар Тема: «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города»

Семинар  «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города»...