Мастер-класс для музыкальных руководителей, воспитателей «Пение — путь к здоровью».
методическая разработка по музыке

Цель:

  • укрепление здоровья детей через вокально-хоровое пение.

 

Задачи:

  • развивать вокально-хоровые навыки у детей дошкольного возраста: совершенствование дикции, формирование артикуляции, укрепление физиологического дыхания детей и формирование правильного речевого дыхания;
  • укреплять психологическое и физическое здоровье детей средствами различных видов музыкальной деятельности;
  • развивать песенное творчество детей;
  • создать условия для профессионального общения;
  • повысить профессиональное мастерство коллег;
  • распространить педагогический опыт.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКОУ  Хреновская СОШ №2 им. Левакова

структурное подразделение – детский сад

Мастер-класс для музыкальных руководителей, воспитателей

«Пение — путь к здоровью».

                                                             Подготовила:

музыкальный руководитель

                                                                  Горшенева Л.А.

2021г.

 Мастер-класс для музыкальных руководителей, воспитателей

«Пение — путь к здоровью».

Подготовила: Горшенева Лидия Альбертовна, музыкальный руководитель МКОУ Хреновская СОШ № 2 им.Левакова структурное подразделение – детский сад

Цель:

  • укрепление здоровья детей через вокально-хоровое пение.

Задачи:

  • развивать вокально-хоровые навыки у детей дошкольного возраста: совершенствование дикции, формирование артикуляции, укрепление физиологического дыхания детей и формирование правильного речевого дыхания;
  • укреплять психологическое и физическое здоровье детей средствами различных видов музыкальной деятельности;
  • развивать песенное творчество детей;
  • создать условия для профессионального общения;
  • повысить профессиональное мастерство коллег;
  • распространить педагогический опыт.

Музыкальный руководитель. Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю мастер-класс на тему «Пение – путь к здоровью»

Ни для кого не секрет, что плохая экология все чаще вызывает у людей ухудшение здоровья, нервозные состояния, плохое настроение и утомляемость.

Служители медицины давно уже обратили внимание на благотворное влияние музыки и пения на здоровье людей.

Совершенно не обязательно быть профессионалом для того, чтоб получать пользу от пения. И в этом мы с вами сегодня убедимся!

Одно дело слушать музыку, но совершенно другое петь самому - это гораздо полезнее и интереснее.

С глубокой древности люди понимали, что звук обладает чудодейственной силой.

Ученые древней Греции в своей практике активно использовали положительное влияние на организм человека музыки и пения, с целью сохранения физического и психического здоровья. Например, Пифагор начинал и заканчивал день пением: утром - для того чтобы очистить ум от сна и возбудить активность, подходящую дню, вечером пение должно было успокоить и настроить на отдых.

Эскулап, греческий врач, лечил радикулит и другие болезни нервной системы громкой игрой на трубе перед пациентом. В пении участвуют не только голосовые связки, но и весь организм человека в целом. Возникающая при пении вибрация, является средством самомассажа каждого органа, что способствует нормальному функционированию всего организма.

Пение – это великий дар, который каждый из нас получает при рождении. Как говорил Георгий Александрович Струве (выдающийся педагог, хормейстер, композитор, создатель хоровой школы «Пионерия») «Среди людей нет неталантливых. Все люди могут, и должны, научится петь».

А вы любите петь? Тогда начнём.

Сначала примем правильное положение.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

  • сидеть (стоять) ровно;
  • не сутулиться;
  • корпус и шею не напрягать
  • голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
  • дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
  • петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
  • рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
  • нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Можно напомнить детям о правильном положении корпуса коротким стихотворением:

Мы проверим спинку,

Спиночку-тростинку,

Вот она какая –

Спиночка прямая!

Как сказал итальянский профессор пения Франческ Ламперти «Искусство пения — это искусство дыхания»

1. Чтобы петь, нужно научиться правильно дышать.  Дыхательный тренинг полезен всем. Даже если вы не собираетесь обучаться пению, ежедневное выполнение дыхательной разминки и грамотная постановка дыхания благотворно влияет на развитие легких и помогает насыщать кровь кислородом.

Правильное дыхание – это залог здоровья!

Давайте и мы с вами выполним несколько дыхательных упражнений.

1. «Задуть свечу»

Упражнение направлено на тренировку умения ровно распределять выдыхаемый воздух, чтобы он выходил равными долями.

2. «Нюхаем цветок». Упражнение направлено на тренировку умения ровно распределять вдыхаемый и выдыхаемый воздух, наслаждаясь приятным запахом цветка.

3. «Бабушка и дедушка» (Приседать и одновременно говорить на резком выдохе: "ох, ах". Не торопиться, не частить. Спокойно брать вдох. Приседать с выдохом, вставать с вдохом.)

4. «Пчелки» - дыхание с пением.

5.  «Голос проснись!» - наклоняемся, берём вдох, медленно поднимаем корпус на звук «о» и слушаем долго друг друга.

Дыхание – основа всего живого, более того, потребности человека в питании, воде, комфортном теплообмене и т. д. вторичны по отношению к кислородно-углеродному обмену. Дыхание и связанный с ним кислородно-углеродный обмен определяет не только биополе клеток, но и биоэнергетику всего организма.

2. Артикуляция и дикция – что это и для чего!

Артикуляция (открытие рта) и Дикция (четкость) - большая часть работы над ними происходит во время распевания.

Правильная артикуляции способствует улучшению дикции.

Четкая дикция - это уверенная, внятная речь, которая придает любому человеку уверенности в себе не только на выступлениях, но и во время дискуссий, исключая нервозность в процессе общения.

Жаба Квака.

Жаба Квака с солнцем встала,

Сладко-сладко позевала,        (дети «зевают»)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения)

Да водички поглотала              («глотают»)

На кувшинку села,(обе руки поднять вверх, пальцы

Песенку запела:  в стороны - «лягушачьи лапки»)

Ква-а-а-а!             (произносят звуки отрывисто

Квэ-э-э-э!                 и громко)

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

«Часики»

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

«Варенье»

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот

«Лесенка»

Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.

Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.

Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

3. Пению предшествует распевание.

Цель распевания – подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов.

Распевки – песенки

«Кружатся листочки», «Едет, едет паровоз…».

 Распевки – скороговорки

 Задание! Придумай новые мелодии на тексты скороговорок.

Вез корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Ди-ги,ди-ги дай
Ди-ги,ди-ги дай
Ди-ги,ди-ги
Ди-ги,ди-ги
Ди-ги,ди-ги дай.

Думал – думал – думал – думал,
Думал – думал – думал – думал,
В это время ветер дунул,
И забыл о чём я думал.

Чики-чики-чики - «раз»,
Чики-чики-чики - «два»,
Чики-чики-чики - «три»,
Ты за мною повтори.
Эти лёгкие слова,
Чики-чики «три» и «два».
Улыбнись и повтори,
Чики-чики «раз», «два» «три».

Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

4. Пальчиковые игры.

«Пять утят».

Пять утят плывут вперёд,   Одна из рук - "мама утка" стоит на столе, опираясь на локоть.
На берегу их мама ждёт,      Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята.
Но только четверо утят         Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке".
Вернулись к мамочке назад.  Количество разогнутых пальцев соответствует количеству  утят (постепенно пальцы загибаются).
Четверо утят плывут...                На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем"
                                                               
кистью руки ("мамой-уткой").
Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

«Котята».
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. 

У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их. 

Сейчас все котята по парам стоят: 
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых, 
Два маленьких самых
И самых красивых. 

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
 

«Радуга»
Гляньте: радуга над нами, 
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями, 
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.

5. Музыкальные игры.

«Музыкальная лесенка»

Села я на лесенку    вверх по ступенькам

И запела песенку      вниз

Другой вариант

Вот иду я вверх! Вот иду я вниз!

Вот бегу я вверх! Вот бегу я вниз!

Вот скачу я вверх! Вот скачу я вниз!

«Поем молча»

Музыкальный руководитель:

Сейчас прозвучит фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и

Я предлагаю вам четную строку пропевать вслух, а нечетную про себя.

В траве сидел кузнечик                            вслух

В траве сидел кузнечик                            поем про себя

Совсем как огуречик                                 вслух

Зелененький он был                                  поем про себя

Представьте себе, представьте себе              вслух

Совсем как огуречик                                      поем про себя

Представьте себе, представьте себе              вслух

Зелененький он был                                        поем про себя

Такое музыкально-ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

«Угадай песню»

Звучат несколько нот популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже», «Песня мамонтенка», «Два весёлых гуся», «Чунга-чанга», «Песня львенка и черепахи». Предлагается пропеть песню.

Я предложила вашему вниманию только небольшую часть игр и упражнений на развитие пения.

Пойте чаще, пойте вашим друзьям, пойте с любимыми исполнителями.

Спасибо всем за участие, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Пение — путь к здоровью»

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Пение — путь к здоровью»...

Консультация "Пение - путь к здоровью"

Рекомендации музыкальным руководителям и воспитателям в детском саду...

Консультация для воспитателей ДОУ и родителей "Пение - путь к здоровью"

предлагаемый материал направлен на эстетическое развитие детей,  на укрепление их психического и физического здоровья при помощи одного из видов музыкальной деятельности -  пения....

Мастер – класс «Интеграция деятельности музыкального руководителя с инструктором по ФК с использованием инновационных технологий»

(Перед началом мастер - класс, участникам раздаются  картинки с изображением для участия телевизионных шоу). СлайдДобрый день! Думаю, ув. коллеги, среди присутствующих не найдетс...

Мастер-класс на РМО музыкальных руководителей

Музыкально-дидактическая игра "Ритмослоги"....

Мастер -класс "Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"

Музыка - один из важных инструментов нравственно - патриотического воспитания. Эта работа планируется и проводится с дошколятами в течении учебного года. Только совместные усилия воспитателей и музыка...