Роль музыкально-игровых импровизации в развитии музыкальных творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Нурутдинова Лилия Фаязовна

В данной статье рассматриваются различные виды музыкально-игровых импровизаций, которые помогают дошкольникам отступить от образцов и самостоятельно проявить инициативу и воображение, а также развить музыкальные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muz_improvizatsii.docx24.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкально-игровых импровизации в развитии музыкальных творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС

В условиях Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, перед музыкальными руководителями стала новая цель – развитие творческой личности, активно проявляющей себя в различных видах деятельности и умеющей позитивно общаться.

Поэтому важно выбрать формы и методы организации работы с детьми, игровые технологии, которые наилучшим образом помогут достичь цели развития личности. Игровые технологии предоставляют неограниченные возможности для развития творческого воображения детей, формирования познавательного интереса, самостоятельного создания новых образов, для умения принимать нестандартные решения.

Человек, вовлечённый в творчество, способен воспринимать мир не только с помощью слов и интеллекта, но и на основе интуитивного познания. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим, - пишет австрийский композитор и педагог К.Орф, - задача педагога – воспитать в нём творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. Но привитые желания и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка».

Педагогика рассматривает игровой метод в обучении дошкольников как одно из наиболее эффективных средств развития детей, а в случае необходимости, и его коррекции. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.С. Спиваковской, А.И. Захарова и других исследователей, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и развивающих мер приоритетное внимание должно уделяться игре как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте. Также игра является средством усвоения, закрепления и углубления знаний дошкольников. В работах ученых неоднократно подчеркивалось ее развивающее значение на детей данного возраста (Е. И. Тихеева, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова)

В этот захватывающий, эмоционально благоприятный процесс включается вся личность ребёнка: его потребности, интересы, воля, чувства, эмоции, познавательные процессы, умение передать свой замысел и выразить себя нестандартным, свойственным только своей личности, способом. Происходит преображение, трансформация окружающий его мира и рождение нечто оригинального, нового для себя и других.

Игра будет продуктивна для развития ребенка только в доброжелательной радостной среде, при ободрении и поддержке любой выдумки и фантазии ребенка, установлении положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.

В процессе игры педагогу необходимо, незаметно для воспитанников, поддерживать детскую инициативу, сопереживает с ними радость игры, создавать позитивное настроение и поддерживать его в течение всей игры, выступать в качестве режиссера, руководя развитием игровых действий, выполнением правил, используя проблемные ситуации, неожиданные игровые сюрпризы, что приведет их к определённому результату.

Ребенок может демонстрировать творческие способности во различных видах музыкальной деятельности: в пении, танце, драматизации, игре на детских музыкальных инструментах. Навыки и умения, приобретенные в музыкальных играх, сочинении музыкальных историй, сказок позволят ему успешно играть в игры – придумки, игры – фантазирования.

Побудить детей к творчеству помогает импровизация. Этот вид деятельности помогает дошкольникам отступить от образцов и самостоятельно проявить инициативу и воображение, а также развить музыкальные способности.

На музыкальных занятиях в ДОУ можно применять различные виды импровизаций.

  • Инструментальная;
  • Танцевальная;
  • Вокальная;
  • Драматическая.
  •  Инструментальные импровизации — это выражение чувств ребенка от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий на музыкальных инструментах.

В младших группах импровизируют звукоподражания. «Как поет петушок? Скачет по лесу заяц, идет за медом медведь, скачет веселая лошадка» и т.д. Чтобы вызвать активность у робкого, застенчивого ребенка, нужно предложить ему повторить за педагогом.

В старших группах дети могут уже по-разному передавать звуки. Например, капли дождя могут быть легкими, сверкающими, а могут быть и грозными, тяжелыми. И, в соответствии с этим, выбрать музыкальный инструмент (ксилофон, треугольник). Можно сыграть и коллективно, в оркестре, например сказки-шумелки.

Особенность такой сказки заключается в том, что после нескольких фраз даётся возможность ребёнку что-либо изобразить шумом. Дети получают замечательную возможность приобретать опыт в процессе практической деятельности, преодолевать застенчивость. У детей развивается любознательность и воображение, речевая и общая инициатива.

  •  Танцевальные импровизации. Дети демонстрируют пластические этюды, в которых передают характер и настроение воображаемого персонажа или свое собственное с помощью эмоций, мимики и жестов.

Дети младшего возраста при создании музыкальных образов пытаются подражать, выразительно имитировать движения животных (воробей машет крыльями, зайчик прыгает, медведь идет вперевалочку). В старших группах детям можно помочь в описании ситуации, но показывать ничего не следует, чтобы дети попытались сами придумать образ, проявив свою фантазию. Согласно методике и технологии Карла Орфа, двигательной импровизации под музыку необходим образный, увлекательный сюжет. Например «Сказка о звонком колокольчике» музыка Ф. Листа «Кампанелла», «Солнечный зайчик» под музыку «Шутки» И.С. Баха.

Упражнение «Клоуны», музыка Ж. Оффенбаха «Канкан».

Педагог спрашивает у детей о том, что в цирке делают клоуны, как себя ведут: скачут с ноги на ногу, подпрыгивают, показывают смешные рожицы, жонглируют; играют с мячиком. Можно надеть детям парики, клоунские колпаки и носы, и представить, что все очутились в цирке. Часть детей становятся клоунами, остальные предлагается роль зрителей. Можно предложить разные варианты игры: танцевать сидя, стоя, группами, по одной музыкальной фразе и т.д.

  •  Вокальные. С детьми младшего возраста можно поиграть разными по величине игрушками, а потом предложить показать, как поют большая и маленькая птички, собачки, гудят большие и маленькие машины и т.д. разными по высоте, темпу и ритму звуками.

Детям более старшего возраста можно предложить игру «Вопрос - ответ», в которой музыкальный руководитель поет начало песни, а дети придумывают окончание и наоборот. При усвоении песни задание могут выполнять двое детей. Один задаёт вопрос песенкой, другой отвечает за котика. «Что ты хочешь, кошечка?», Ножки, ножки, где вы были?», «Кисонька-мурысонька, ты где была?»

Детям старшего дошкольного возраста необходимо показать способы владения голосом для создания яркого художественного образа. В игре «Музыкальное приветствие» нужно спеть приветствие от имени любимого сказочного героя: Красная шапочка, Дюймовочка, Оловянный солдатик, Мальчик – с пальчик, Снежная королева и т.д., и передать в песне характер персонажа с помощью интонаций, характерных для данного героя.

  •  Драматические. Для развития музыкальности и воображения детей, эмоционального раскрепощения на музыкальных занятиях можно использовать легкие и маленькие музыкальные сценки, посредством которых легко усваиваются сложные элементы речи. Для импровизации используются знакомые сказочные герои и персонажи из литературы и детского фольклора, куклы и игрушки из различных театров (пальчикового театра и театра бибабо).

В младшей группе можно исполнять самые простые этюды: прогулка по лесу, в течение которой дети идут тихо, перешагивают препятствия, нюхают цветы. Дети постарше могут инсценировать фрагменты народных сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").

В процессе обучения, для организации игр-импровизаций с детьми, педагог может использовать свободные композиции или игры с сюжетами, предложенные самими детьми.

Старшие дошкольники, самостоятельно играя в дидактические игры, проявляют способности к импровизации. В игре «Времена года» детям предлагается раскрасить четыре геометрические фигуры («Весна», «Лето», «Осень», «Зима») различными цветами, подходящими к различным временам года и спеть «зимний», «летний», «осенний», «весенний» напевы, со словами или без слов, щелкая пальцами, хлопая в ладоши, притопывая ногами, отстукивая ритм на бубне, барабане.

В свете ФГОС личность ребенка находится на первом плане и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и способ вовлечения в процесс, в котором дошкольник свободно и без принуждения начинает творить. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования.

Наблюдения и исследования показали, что в каждом ребенке самой природой заложено творческое начало. Нет детей, лишенных воображения, но есть дети с неразбуженной фантазией. На музыкальных занятиях с помощью игры и сказки нужно учить их раскрепощаться, самовыражаться через музыку, пусть сначала незамысловато, не музыкально, постепенно повышая их уровень, чтобы у ребенка была осознанная потребность добиваться каких-либо результатов.

Итальянский детский писатель Джанни Родари отметил: «Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему…»

Список использованной литературы:

  1. Аникеева. Н. П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – М.: Академия, 2012. – 144 с.
  2. Груздова И. В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей  / И.В. Груздова, Е.К. Лютова, Е.В. Никитина. – Изд. 2-е, стер. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011. – 254 с.
  3. Костина Э.П. Теория и практика креативной педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет. Учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Н. Новгород: ООО Издательство «Пламя», 2008 г. – 424 с.
  4. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет – М., Академия Развития, Академия Холдинг, 2006, 128 стр.
  5. Сычева М.А. Первые уроки музыки: учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) для музыкальных руководителей / М.А. Сычева. Ростов н /Д: Феникс, 2009. – 362 с.
  6. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"

Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"...

Роль продуктивных видов деятельности в развитии творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

«Работа с родителями по развитию музыкально-творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

В данной статье педагог делится опытом работы с родителями по формированию у дошкольников музыкально- творческих способностей и рассматривает разнообразные формы такого взаимодействия....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС Нетрадиционная техника рисования. Для детей подготовительной группы Возраст детей с 6 до 7 лет

Цель программы:   развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.Задачи программы.Развивать у детей коммуникативные, речевые, инте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС

Цель программы:   развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения....