"Литературно-музыкальная гостиная "В гостях у Волшебницы Осени" (старшая группа)
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

15 ноября в нашей группе прошла Литературно - музыкальная гостиная "В гостях у Волшебницы Осени".
Мы с детьми заглянули в прекрасный мир осенней природы с помощью прекрасной музыки, живописи, художественного слова.
Ребята познакомились с произведениями А. Вивальди и П. И. Чайковского, с живописью И. Левитана, П. Еськова, Д. Зелаева, с поэзией И. Бунина, К. Паустовского, А. Пушкина.
И конечно же девочки и мальчики танцевали и пели песни, играли и рассказывали стихотворения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно - музыкальная гостиная

"В гостях у Волшебницы Осени"

(Осень в поэзии, музыке, живописи)

Составили и провели воспитатели

Шаргаева М.В. и Шандыга М А.

Задачи:

Показать детям, как выражали свое отношение к осени писатели, поэты через слово, композиторы рассказывают нам о своих чувствах через музыку, а художники выражают свое отношение к осени в своих прекрасных произведениях.

Развивать словесное творчество детей в играх, артистические способности в прочтении стихотворений, музыкальные – в прекрасном исполнении песен.

Помочь детям заглянуть в прекрасный мир осенней природы с  помощью прекрасной  музыки, живописи, художественного слова.  

Слайд 1. Дети под музыку А. Вивальди «Осень» входят в зал.

Воспитатель:

1.Быстро лето улетело

Перелетной птицей вдаль.

 Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

Костя Т: Дождь по улице идёт, мокрая дорога,

Много капель на стекле, а тепла не много.

Как осенние грибы, зонтики мы носим,

Потому что на дворе наступила осень.

Мирослав: Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года осенью зовётся

Слайд 2. Дети слушают песню «Осенние подарки», сл. и муз. В. Шестаковой

Воспитатель: Осень – самое выразительное время года! Осени поклоняются, как прекрасной даме поэты, художники композиторы. Свое отношение к осени писатели и поэты выражают через слово. А как выражают свое отношение к осени художники и композиторы?

Дети: Художники используют краски. Композиторы рассказывают нам о своих чувствах через музыку (с помощью звуков).

Слайд 3. Воспитатель: Существует две осени. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем…

…и другая: невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом, та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью. И к каждой осени у нас особая любовь.

Сегодня мы побываем с вами в гостях у волшебницы Осени, насладимся ее красотой и понаблюдаем за ее изменчивым характером. Эта гордая волшебница согласилась поиграть с вами в «прятки». Она будет везде: в стихах, в прозе, музыке, живописи.

Итак, мы приглашаем вас заглянуть в прекрасный мир осенней природы

Слайд 4. Перед детьми на экране проектора репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», звучит «Осенняя песнь» П.И. Чайковского)

Воспитатель: «Золотая осень» - так назвал свою картину выдающийся художник – пейзажист прошлого столетия Исаак Ильич Левитан. Эта картина создаёт светлое лирическое настроение, радует яркими красками осенней природы, пробуждает любовь к родному краю. От такой красоты невозможно отвести взгляд! Как природа могла сотворить такое чудо, которое восхищает нас, заставляет присмотреться повнимательнее, приводит в восторг и вместе с тем навевает лирическое поэтическое настроение?! Не случайно именно осень пробуждала стремление мечтать и творить в сердцах знаменитых русских поэтов и писателей разных эпох.

Вот как красочно в своем стихотворении описывает осенние березы поэт Иван Ильич Бунин.

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над солнечной поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.  (И. Бунин)

Воспитатель: Рассказ о картине сопровождался произведением великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Осенняя песнь». Какой характер услышанной вами музыки? (ответы). Правильно, и  хотя в музыке слышится легкая печаль, мелодия звучит нежно и светло.

Какой красивый осенний пейзаж у Левитана!

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Послушайте стихи про осень в исполнении наших девочек.

Софья: Осень золотая ходит по дорожкам.

У неё на ножках жёлтые сапожки.

У неё на платье листики цветные,

А в её лукошке есть грибы лесные.

Вика: ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Фартук розовый – осине,

Бусы красные – рябине,

Зонтик жёлтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.

 Слайд 5. Переход к репродукции картиныП. Еськова «Листопад» на фоне музыки А.Вивальди «Осень»

Воспитатель: Перед вами картина художника Петра Еськова «Листопад». Послушайте, как пишет о листопаде писатель Константин Паустовский.

 «Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот…».

Чтобы написать такие строчки о падающих осенних листьях, нужно быть очень наблюдательным, чувствительным человеком с богатым воображением и литературными способностями.

Предлагаю вам тоже порадовать волшебницу Осень и прочесть стихи. Нарисуем осень, но не красками и карандашами, а красивыми словами.

Слайд 6. Глеб: Утром мы во двор идём,

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят.

Слайд 7. Кирилл: Если дождик проливной, зонтик я беру с собой,

Очень яркий и большой, жёлто-красно-голубой.

Кто ни повстречается, очень удивляется.

Говорит кругом народ: «Вот так чудо! Зонт идёт!»

Даже чуточку обидно, что меня совсем не видно …

Слайд 8.Ксюша: В руки возьмём по корзинке,

В лес за грибами пойдём.

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибом.

Воспитатель: Спасибо, дети. Думаю, волшебница Осень осталась довольна.

Слайд 9. Полина: Садик свой украсили листьями кленовыми,

Гроздьями рябины, шишками еловыми.

Здравствуй, наша осень! К встрече мы готовы:

Разучили песенку, знаем танец новый.

Слайд 10.  «Танец с листочками»

Слайд 11. Репродукция картины Д. Зелаева «Скворечники», звучит  «Ноктюрн» П.И.Чайковского).

Воспитатель: Ребята, какая по характеру музыка? (ответы). Соответствует она настроению картины Дениса Зелаева «Скворечники»? В каких тонах написана эта картина? (ответы детей).

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поле туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу:

Приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора. (А. С. Пушкин)

Воспитатель: В высоком небе крик прощальный
Птиц, улетающих на юг. (И. Бутримова)

Давайте с вами исполним песню

Слайд 12.  «Скворушка», муз. Е. Зарицкой, сл. А. Вольского.

Я думаю, что волшебница Осень с удовольствием наблюдает за всем происходящим  в этом зале. Постараемся и  дальше не разочаровать ее.

Слайд 13. Поиграем в игру «Осень по садочку ходила» 

Слайд 14. Воспитатель: Ребята, какая осень сегодня вам запомнилась больше?  Какие слова можно сказать об осени? Какая она?

Дети: Красивая, живописная, необыкновенная, волшебная, разноцветная, переменчивая, золотая, унылая, дождливая, листопадная, лиловая, приятная, очаровательная, неотразимая, прекрасная, расписная, багряная, чудесная, дивная, пасмурная, зябкая, щедрая, пышная, неотразимая, непостоянная, загадочная, сказочная….

Воспитатель: Дорогие дети, сегодня вы услышали много красивых поэтических слов русских писателей и поэтов об осени. А русская душа созвучна осени: в ней и радость и грусть… Каждый увидел и полюбил свою - неповторимую осень, с быстро меняющимся настроением, насладился прекрасной музыкой, замечательными литературными и художественными произведениями.

Воспитатель: Мы приносим искреннюю благодарность всем, кто принимал участие в нашей литературно-музыкальной гостиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "В гостях у сказки"

Эту сказку я придумала сама. Главное действующее лицо - девочка Неля- во сне видит необычную сказку, которая происходит с ней. Она побывала и на полянке, где встретила ее жителей : насекомых, цветы, п...

Осенний праздник "Волшебница Осень" (старшая группа)

Осенний праздник "Волшебница Осень" (старшая группа)...

Конспект открытого занятия для студентов колледжа по дидактической игре «Открытая прогулка» на тему: «В гостях у Золотой осени» старше-подготовительной группы для детей с нарушением слуха и речи. 2018г.

Учить детей обращать внимание на прелести осенней природы, «золотой поры», бережному обращению к деревьям, кустам, растениям. Обогащать знания о признаках осени, её изменениях. Учить поним...

Литературно-музыкальная композиция "В гости к фее Летнего сада "

Сценарий осеннего праздника «В гости к фее Летнего сада» основан на впечатлениях детей от историй героев из книги Л.И. Шиф «Сказки феи Летнего сада», в которой  дети узнаю...

Презентация к "Литературно-музыкальной гостиной "В гостях у Волшебницы Осени"

презентация к мероприятию "Литературно-музыкальная гостиная "В гостях у Волшебницы Осени" (старшая группа)...

Творческий проект "Волшебница осень" старшая группа

Цель: формирование представлений об осени, её признаках и явлениях, организация исследовательской деятельности детей, умение делать выводы из своих наблюдений....