Танцевальный кружок в детском саду, как способ развития творческих способностей дошкольников
консультация по музыке

Кирпатенко Светлана Николаевна

Отчет в рамках обмена опытом проведения допуслуг в МАДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vystuplenie.docx25.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

Детский сад №22 «Ласточка»

Танцевальный кружок в детском саду, как способ развития творческих способностей дошкольников

Подготовила:

Кирпатенко Светлана Николаевна

Музыкальный руководитель

Вологда

2018

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность.

Чтобы развивать у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, по запросу родителей в детском саду №22 «Ласточка» были  организованы занятия в танцевальном коллективе «Топ-хлоп, малыши». Кружковые занятия танцами нацелены на  развитие у дошкольников чувства ритма, музыкального слуха, культуры движения, гибкости, пластики, укрепления дыхательной, мышечной и сердечно-сосудистой системы детского организма.

По мнению таких авторов, как  Е.В.Горшкова, С.Л.Слуцкая, А.В.Буренина, О.А.Апраскина, необходимо как можно раньше развивать творческие способности в процессе обучения, побуждая детей к творчеству. Отличительной чертой этих программ является их направленность на формирование у детей способностей к танцевальному творчеству.

Основной целью работы танцевального коллектива «Топ-хлоп, малыши»» в детском саду является воспитание любви и интереса ко всем видам танцевально-творческой деятельности, системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Работа в детском танцевальном коллективе детского сада позволяет  решать следующие задачи:

  • помощь дошкольникам в обретении умения выражения своих впечатлений в танцевально-творческой деятельности;
  • проявление детского  творчества через импровизацию в танце;
  • развитие творческого воображения, мышления посредством музыкальных образов;
  • приобщение родителей к совместной танцевально-творческой деятельности, через занятия, праздники, развлечения.

     Рабочая программа дополнительного образования разработана на основе:

1.Общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой,  в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

2. Программы по ритмической пластике для детей дошкольного возраста «Ритмическая мозаика», автор Буренина А.И.

3. «Танцевальной ритмики для детей»  Суворова Т.И.

4.  Логоритмика для малышей, автор Картушина  М. Ю.

5.  Коммуникативные игры для дошкольников, А.И. Бурениной

Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность.

Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Проходит совсем немного времени занятий танцами, и мы замечаем, как ребенок преображается: появляется красивая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Дети начинают чувствовать ритм, понимать характер музыки, у них развивается художественный вкус, творческая фантазия. Все это непременно сделает их более глубокими  личностями и  научит лучше понимать себя и других.

Таким образом, я считаю, что танцевальное искусство несет в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект: даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

 Одним из условий моих занятий является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха.

Музыка и танец неразрывно связаны друг с другом. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Обычно музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются выявлять ее в движениях. Расторможенные, они начинают естественно и непосредственно двигаться (бегать, прыгать, двигать руками и т.п.). Такие движения отражают лишь общий характер музыки.
         Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, на занятиях танцевального кружка, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети начинают отвечать на музыку движениями, более точно, и детализировано передающими их индивидуальное восприятие.
    Готовясь к занятию,  тщательно подбираю музыку для прослушивания. Эту музыку  дети должны  станцевать, передав танцевальными движениями характер, темп музыкального произведения. Иногда  после прослушивания того или иного отрывка спрашиваю у детей их ассоциации от услышанной музыки. И очень интересно слушать их ответы. В одном и том же музыкальном фрагменте дети видят и какого-то персонажа, и определенное настроение, и какие-то чувства, явление природы. На этом этапе работы не рекомендуется отмечать более успешных, иначе все дети начинают перенимать их движения, желая, что бы их тоже похвалили, боясь открыться и ошибиться. Очень часто на занятиях  использую метод  «деления ребят на две группы»: одна группа – исполнители, а другая – зрители. Для исполнителей дается задание: изобразить кого – то, а вторая группа должна догадаться, кого или что  они изображают. Затем подгруппы меняются.

        С самого раннего возраста в нашей жизни используется метод «Перевоплощения». В данном случае задачей ребенка является наиболее убедительно перевоплотиться в другой образ: хитрую лисичку, веселого мишку, хромого зайку и т.д. Если заглянуть в суть этого метода, то можно увидеть сложнейшую цепочку мыслительных процессов. Ребенок  придумывает,  как  выглядит тот или иной зверь, какие  его качества (хитрый, веселый, хромой), затем он  присваивает эти качества себе и воплощает их при помощи пластики, мимики, жестов.

        Очень важным методом является «Импровизация». В  хореографии импровизация – это умение сразу, т.е. «на ходу» придумывать движения или создавать образ. В большинстве случаев сымпровизировать детям помогает музыкальный материал. Здесь можно применить метод «По показу»- сначала преподаватель начинает импровизировать, и дети повторяют, а затем начинают импровизировать самостоятельно. Также использовать этот принцип можно, начиная с ребенка, который не растеряется и сможет взять инициативу в свои руки.

          Для вовлечения  детей  в процесс творения можно использовать такой прием, как «Дополнение». При наличии определенного образа и задачи этого образа педагог может предложить ребенку придумать, как он будет выполнять эту задачу. Представим, что маленькие мышки должны на цыпочках обойти спящего  кота, не разбудив его. Для вдохновения детей педагог предлагает несколько вариантов: пойти спиной, боком. У детей создается «цепная реакция» - каждый начинает придумывать, как будет двигаться. Каждый из ребят  использует все свое воображение, чтобы достичь лучшего результата и отличиться. В результате такого творческого процесса получается интереснейшая картина.

Проблема поиска чего-то нового, современного и оригинального стоит остро каждый раз. Очень сложно не только подобрать интересный музыкальный материал, но и сделать из него хороший танцевальный или игровой номер. Являюсь активным участником интернет форумов музыкальных руководителей и хореографов. Принимаю активное участие в мастер-классах  и  вебинарах педагогов наставников.

       В планировании кружковой работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Изучение танцевальных элементов проходит в соответствии с возрастом.

В  младших и средних группах детского сада основной упор идет на изучение несложных танцевальных элементов. Выполняются упражнения для разогрева мышц и формирование правильной постановки рук и корпуса, даются базовые элементы, разучиваются простые связки и комбинации.

В старшей группе  изучаются более сложные движения, включая движения с использованием реквизита (цветных платков, лент, мячей, вееров и т.д.). Танцевальные связки объединяются в концертные номера, которые дети с удовольствием демонстрируют на городских мероприятиях и праздниках.

Развитие творческих способностей воспитанников находится под постоянным контролем. Разные формы рефлексии учат детей свободно излагать свои мысли, анализировать свою деятельность и развивают культуру речи.

Применяется система мониторинга, которая строится на диагностике следующих показателей: Выразительность движений; Творческое воображение;  Фантазия. К каждому показателю разработаны критерии и степень их выраженности: высокий уровень, средний и низкий. Основными методами диагностики являются: наблюдение, собеседование, контрольное задание.

В работе с детьми большую роль играет семья, где решающим фактором является отношение родителей к музыке, к музыкальному воспитанию. Чтобы работа была более эффективной, стараюсь как можно чаще встречаться с родителями. Обращаюсь к ним с просьбами: создать  костюм, изготовить атрибуты для занятия, помочь в организации перевозки детей к месту выступлений.  Кроме индивидуальных бесед принимаю участие в родительских собраниях, где предоставляю опыт работы по музыкально-ритмическим  движениям, два раза в год провожу открытые занятия кружка. 

Используемая литература:

1. Горшкова Е.В. От жеста к танцу / Горшкова Е.В. – М.»Гном и Д»: 2002. – 120 с.

2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду / Зацепина М.Б. – М. : Мозаика-синтез, 2006. – 96с.

3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са –Фи – Дансе./ Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. – СПб.: «Детство – пресс»,2001. – 352 с.

4. Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания.- М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников.

Развитие творческих способностей детей на основе обучения языку движений - это принципиальное положение и  главное положение занятий с детьми. Работа нацелена  на развитие у детей, с одной с...

Обобщение опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»

Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность. Органическое соединение движения, ...

Обобщение педагогического опыта в ДОУ на тему: »Танцевальная деятельность, как способ развития творческих способностей дошкольников»

Обобщение педагогического опыта в ДУ на тему: »Танцевальная деятельность, как способ развития творческих способностей дошкольников» Самое лучшее, что есть в жизни – это свободно...

Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей дошкольников»

Тема: «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по исполь...