Конспект занятия: «Потешный фольклор как основа развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Токарева Елена Владимировна

Цель занятия: демонстрация умений и навыков детей приобретенных в ходе освоения программы по народному творчеству.

Задачи:

Предметные: продемонстрировать  знания и  навыки,  полученные в результате  освоения второго модуля «Жанры детского фольклора» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы музыкального фольклорного театра «Народная копилка»; продемонстрировать простейшие приемы игры на деревянных ложках и шумовых народных инструментах.

Метапредметные: формировать общие коммуникативные навыки общения с сверстниками и педагогом при совместной творческой деятельности.

Личностные:  развивать воображение, внимание, творческие возможности каждого обучающегося, сознательную дисциплину. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_d.s._25_gorodok_2021_g._2.docx46.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема занятия:  «Потешный фольклор  как основа развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Цель занятия: демонстрация умений и навыков детей приобретенных в ходе освоения программы по народному творчеству.

Задачи:

Предметные: продемонстрировать  знания и  навыки,  полученные в результате  освоения второго модуля «Жанры детского фольклора» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы музыкального фольклорного театра «Народная копилка»; продемонстрировать простейшие приемы игры на деревянных ложках и шумовых народных инструментах.

Метапредметные: формировать общие коммуникативные навыки общения с сверстниками и педагогом при совместной творческой деятельности.

Личностные:  развивать воображение, внимание, творческие возможности каждого обучающегося, сознательную дисциплину.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование:

а) для педагога:

компьютер, колонка переносная.

              б) для дошкольников:

      шумовые народные инструменты, деревянные ложки.

План занятия:

Организационная часть

2 мин

Сообщение темы

1 мин

Актуализация опорных знаний

20 мин

Демонстрация простейших приемов игры  на деревянных ложках и шумовых, духовых народных инструментах

3 мин          

Игровая пауза на основе русской  народной  игры «У дяди Якова»

3 мин

Рефлексия

1 мин

Ход урока:

Педагог:  - Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии по народному творчеству. И сегодня мы с вами вспомним все то, с чем мы познакомились, чему мы научились на занятиях.

А я напомню вам, что  познакомились мы свами с  небылицами, потешками, прибаутками, дразнилками, отвечалками,  молчанками,  с загадками.

Кто мне теперь скажет, как - же это все называется, что я перечислила?

\\дети отвечают\\.

А что означает слово фольклор?

\\дети отвечают\\.

- А почему фольклор, который мы с вами изучаем, а то небылицы, потешки, дразнилки, молчанки, прибаутки, отвечалки, называется потешным?

\\дети отвечают\\.

- Так кто - же создал потешный фольклор ?

\\дети отвечают\\.

- Ну что ж, давайте вспомним, что такое небылицы?

\\дети отвечают\\.

- Да, ребята, небылица – это маленький веселый стишок. Учит различать фантазию и действительность. Давайте разыграем небылицы про Фому и про Федула, про двух девиц - красавиц и вспомним про колесо.

\\дети рассказывают небылицы\\.

- Молодцы, ребята вспомнили небылицы. А кто мне скажет, что такое потешки?

\\дети отвечают\\.

- Потешка, ребята  – это особая забава, так с вами ваши мамы и бабушки играли. Они помогают успокоить ребенка, справится с его капризами.  А какие потешки мы с вами знаем?

\\дети отвечают\\.

- А давайте покажем эти потешки!

/дети рассказывают потешки/.

- Ребята, а как называются коротенькие, смешные рассказы, стишки для детей, которые напоминают сказку в стихах?

\\дети отвечают\\.

- Так давайте расскажем прибаутки.

\\дети отвечают\\.

- А не сыграть ли нам в русскую народную игру «У дяди Якова».

Не забудьте,  что все движения руками, ногами, плечами, головой мы должны исполнить ритмично, вместе, дружно.

/цель музыкально - ритмичной игры  «У дяди Якова»- проведение физкульт-минутки на основе изученного детьми  фольклорного  материала/.

- Ребята, а какие еще интересные игры мы с вами знаем?

\\дети отвечают\\.

- Так что же такое молчанки?

\\дети отвечают\\.

- Так давайте проведем эту веселую и неподвижную игру!

\\дети играют в молчанку\\.

- Ребята, давайте вспомним дразнилки, маленькие насмешливые стишки. Только сначала скажите, для чего народ  придумал их?

\\дети отвечают\\.

- А какие качества высмеивают они?

\\дети отвечают\\.

- Так  вспомним дразнилки!

\\дети рассказывают дразнилки\.

- А еще, какие дразнилки бывают?

\\дети отвечают\\.

- А на каждую дразнилку есть что?

\\дети отвечают\\.

- А загадки вам нравятся?

\\дети отвечают\\.

- Прежде чем ответить, дать правильный ответ надо что сделать?

\\дети отвечают\\.

-Так что такое загадка?

\\дети отвечают\\.

- Кто у нас смелый, кто может загадать нам всем загадки?

\\дети друг другу загадывают загадки\\.

- Настало время, ребята,  поиграть нам в наши ложечки. А сначала, давайте вспомним, из каких трех частей состоит наша расписная ложка?

//дети отвечают//.

- Да и вправду, наши ложки не простые, наши ложки расписные. В ручки ложки мы возьмем, весело играть начнем!

(дети играют в ложки под музыкальный аккомпанемент, демонстрируя простейшие навыки игры на деревянных ложках  на шумовых и духовых народных инструментах).

- А наше занятие подошло к завершению.

Ребята, понравился вам занятие? А что запомнилось больше всего?

А сейчас вы покажете, какое настроение у вас после занятия. Ответьте  на мои вопросы  движениями:

Если весело тебе – ты три раза топни;

Если весело тебе – ты три раза хлопни;

Если весело тебе – ты к солнцу потянись!

Если весело тебе – ты всем улыбнись!

- Я рада, что наша встреча  вам принесла большое удовольствие.

 До свидания, ребята.

/Обсуждение  занятия.  Рефлексия./

В конце занятия  идет анализ педагогом, что у кого получилось.

Завершение урока:

В конце занятия необходимо убрать помещение, оставляя его чистым.

                                                                           

                                                                                   Приложение № 1

Небылица про Фому

Эй, Фома, чего из леса не йдешь?

- Да медведя поймал!

-Так веди его сюда!

-Да он не идет!

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

- Эх, Фома, Фома…

Небылица про Федула

-Федул, Федул чего ты губы надул?

-Да карман прожег.

- А зашить можно?

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

- Да ну тебя, Федул!

Небылица про колесо

Сбил, сколотил, вот колесо!

Сел да поехал,  ах  хорошо!

Оглянулся назад – одни щепки лежат!

Небылица про двух девиц - красавиц.

На улице две курицы с петухом дерутся,

А две девицы красавицы смотрят и смеются.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха, нам не жалко петуха!

                                                                                             Приложение № 2

Потешка про козу

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И мы игру кончаем, кончаем, кончаем (1 вариант).

И снова начинаем, начинаем, начинаем (2 вариант).

Потешка про большие и маленькие ножки

Большие ноги шли по дороге,

Топ, топ, топ,  топ.

Маленькие  ножки бежали по дорожке,

Топ, топ, топ, топ…

                                                                                               Приложение № 3

Физкультминутка на основе фольклорного материала - русская народная игра «У дяди Якова»

У дяди Якова двенадцать сыновей, двенадцать сыновей у дяди Якова.

Они не ели, они не пили и не скучали никогда.

Правая рука!

У дяди Якова двенадцать сыновей, двенадцать сыновей у дяди Якова.

Они не ели, они не пили и не скучали никогда.

Левая рука!

У дяди Якова двенадцать сыновей, двенадцать сыновей у дяди Якова.

Они не ели, они не пили и не скучали никогда.

Правая нога!

У дяди Якова двенадцать сыновей, двенадцать сыновей у дяди Якова.

Они не ели, они не пили и не скучали никогда.

Левая нога!

У дяди Якова двенадцать сыновей, двенадцать сыновей у дяди Якова.

Они не ели, они не пили и не скучали никогда.

Правое плечо!

У дяди Якова двенадцать сыновей, двенадцать сыновей у дяди Якова.

Они не ели, они не пили и не скучали никогда.

Левое плечо!

У дяди Якова двенадцать сыновей, двенадцать сыновей у дяди Якова.

Они не ели, они не пили и не скучали никогда.

Голова!

Цель игры: по команде ведущего все движения руками, ногами, плечами, головой дети должны исполнить ритмично, вместе, дружно.

                                                                                               Приложение № 4

Молчанки

Тише, тише, тише тишина,

Разговаривать нельзя!

Буду в угол ставить,

Ставить и наказывать,

Слезки не показывать!

Тра-та-та, тра-та-та

Мы везем с собой кота.

Чижика, собаку,

Петьку- забияку,

Обезьяну, попугая – вот компания какая.

Кошка сдохла, хвост облез,

Кто промолвит, тот и съест!

                                                                                       Приложение № 5

Дразнилки

Хвались, хвались
Да в яму провались.

Яма закройся,

Больше не откройся!

Любопытной Варваре

На базаре нос оторвали.

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком.

Подошла к нему корова,

Причесала языком.

Коля ссорится с друзьями,

В хо пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Сидит Яна на крыльце,

Со слезами на лице.

И никто не разберет,

Почему она ревет.

 Жадина – говядина,

Злая  шоколадина!

Выбражуля первый сорт

Куда едешь.

На курорт.

На курорте пусто – выросла капуста!

Дразнилки по именам

Коля, Коля, Николай сиди дома не гуляй,

Чисти картошку, ешь понемножку!

Таня – сметана!

Лидка – улитка!

Валентина – огромная корзина!

Борис – барбарис

На веревочке повис!

Рыжий, рыжий, конопатый,

Убил дедушку лопатой…

                                                                          Приложение № 6

Отвечалки

Обзывайся, обзывайся

Без подружек оставайся!

Обзывайся, обзывайся

Как лягушка раздувайся!

Обзывайся, обзывайся

Сдачи дам, не сомнивайся!

Обзывайся до упаду,

Упадешь – я буду рада!

                                                                                          Приложение  № 7

Прибаутки

Шли бараны по дороге,

Промочили в луже ноги.

Раз, два, три, четыре, пять,

Стали ноги вытирать.

Кто платочком, кто тряпицей,

А кто дырявой рукавицей.

(читают, чтобы развеселить ребенка)

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил   котик  булочку.

Самому ли съесть?

Или Настеньке снесть?

Я и сам укушу.

Да и Настеньке снесу.

(читают ребенку, чтобы он познакомился с домашним питомцем – котом).

Барашеньки-крутороженьки,

По горам бродят, по лесам ходят.

В скрипочку играют,

Таню вспотешают.

( читаю, чтобы развеселить ребенка)

Котя, котенька-коток,

Котя – серенький хвосток!

Приди, котик ночевать,

Нашу деточку качать, прибаюкивать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

(читают ребенку, чтобы он поскорее засыпал).

Ходит сон по хате,

В сереньком халате.

А сониха – под окном,

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

А ты, Машенька, усни.

(читают ребенку, когда он плохо засыпает).

                                                                     Приложение № 8

Загадки

  1. Висит в небе высоко,

Светит ярко, далеко.

Всех увидит, обогреет,

Темноту везде рассеет,

Прыгнет зайчиком в оконце.

Догадались? Это… /солнце/.

  1. Вырос мягкий стебелек,

Он и ростом невысок,

Достает до ног едва,

Называется… /трава/.

  1. Раскаленная стрела

Дуб свалила у села /молния/.

  1. Он деревьев младший брат,

Только ростом маловат.

А еще стволов полно.

У молодчика того /кустарник/.

  1. Рукавичкой их ловлю

И смотрю на них, смотрю..

Как узорчатые льдинки,

С неба падают… /снежинки/.

  1. Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели /дерево/.

  1. Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки /облака/.

  1. Результат  для родителей!

В музыкальном фольклорном театре «Народная копилка», ваш ребенок научитсяхудожественному-эстетическому восприятию мира,  через занятия в коллективе. Разовьет артистичесие и ораторские способности, речь, ритм, музыкальный слух, память, фантазию, воображение. Обогатит словарный запас, научиться запоминать большие тексты и сможет публично выступать перед любой аудиторией. Все это поможет ему в дальнейшей учебе, так как ребенок научиться трудолюбию, выносливости, силе воли. А результатом реализации программы  станут фольклорные мини- спектакли, в которых    будут принимать участие и дети и родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у обще...

Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие способностей ребенка важно на протяжении всей его жизни. Но без помощи родителей и педагогов дошколятам не справиться....

Конспект занятия «Игровой фольклор – как основа развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Демонстрация умений и навыков детей приобретенных в ходе освоения программы по народному творчеству....

Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»

         Конспект организованной игровой деятельности по развитию    творческих способностей  детей дошкольного возраста посредством   теа...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста ( 5-6 лет) на основе создания композиций по теме: « Осень»

В данном проекте мы используем следующие интеграции образовательных областей : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,художественно-эстетическое развитие и физическое развитие....

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики»

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, рисунка, фантазии и творчества».В. А. Сухомлинский....