Методика обучения игры на ложках
рабочая программа по музыке

Мысова Ирина Александровна

Учимся играя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_obucheniya_igry_na_lozhkah.doc99.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 26»

Методика

обучения игры

 на ложках

Подготовила: музыкальный руководитель И.А.Мысова

г.Сатка

2022 г.

Данная методика распределена  в   определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на ложках, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:

- пальчиковые игры;

- дидактические игры;

- игры с палочками;

- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

- соревнования между подгруппами;

- создание собственных приемов игры на ложках.

Структура методики:

 Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:

1 ступень – подготовительный этап (ясли)

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.

2 ступень – младшая  и средняя группы ансамбля

Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

Дети знакомятся с народной культурой.

Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на ложках.

3 ступень – старшая и подготовительная группы ансамбля

Цель: знакомство с традициями народной культуры. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х и 3-х ложках. Проявление творческой инициативы. 

         

Методы работы:

  • Объяснительно-иллюстративный

            (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).

  • Репродуктивный

          (разучивание, закрепление материала).

  • Исследовательский

            (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

  • Метод побуждения к сопереживанию

            (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

  • Метод поисковых ситуаций

            (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

В работе с ансамблем используются технические средства обучения ТСО:

            (музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру)

  • для отработки техники игры на ложках;  
  • в ритмической тренировке;
  • при  знакомстве с музыкальным репертуаром;
  • для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают

выводы, анализируют);

  • на праздничных утренниках, досугах.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

I РАЗДЕЛ

Этапы обучения игры на ложках:

I    этап – знакомство с расписными ложками. Беседа о хохломской росписи.

II   этап – постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

III  этап – знакомство детей с приемами игры на ложках. Разучивание частушек о             хохломе.

IV  этап – освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи русских народных песен. Просмотр видеокассет.

V   этап – работа над музыкальным произведением.

VI этап – выступление на праздниках, концертах, развлечениях. Освоение техники игры на трех ложках.

Рекомендации по обучению игре на ударных инструментах

     Деревянные ложки особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на ложках не требует длительного времени и специальной подготовки.

     При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творить чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

     Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

      Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

     Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.

     

Приемы игры на двух  ложках

        

    Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

    «Маятник»   - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника.    Ударяют    тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

     «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

        «Трещотка» самый  распространенный  исполнительский  прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

        «Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

        «Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

        «Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево,  вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

        «Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

        «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

        «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

        «Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

        «Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

        «Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Приёмы игры на трёх ложках

  В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.

     На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.

     На счет «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

      На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют  скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.

     На счет «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

  «Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

  «Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального  предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по «горке» у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум.

II  РАЗДЕЛ

Примерный репертуар

  1. «Светит месяц» русская народная песня.
  2. «Во саду ли, в огороде» русская народная песня.
  3. «Улыбка» музыка Шаинского.
  4. «Несет Галя воду» украинская народная мелодия.
  5. «Тень, тень, потетень» русская народная песня.
  6. «Антошка» музыка Шаинского.
  7. «Валенка» русская народная песня.
  8. «Кадриль» русская народная мелодия.
  9. «Я на гору шла» русская народная песня.
  10.  «Во кузнице» русская народная песня.
  11.  «Жили у бабуси» русская народная песня.
  12.  «На зеленом лугу» русская народная песня.
  13. «Барыня» русская народная мелодия;
  14.  «Посею лебеду на берегу» русская народная песня.
  15. «Матрешки» русская народная песня.
  16. «А я по лугу» русская народная песня.
  17. «Ой, вставала я ранешенько» русская народная песня.
  18. «Утушка луговая» русская народная песня.
  19. «Калинка» русская народная мелодия.
  20. «Смоленский гусачок» русская народная мелодия.
  21. «Лапти» русская народная песня.
  22. «Травушка муравушка» русская народная песня.

Музыкально ритмические движения

  1. Танец с ложками; русская народная мелодия.
  2. Музыкальная композиция «Выйду ль я на реченьку»; русская народная мелодия.
  3. Композиция на тему «Валенки»; русская народная песня.

  1. Танцевальная композиция «Колечко»; русская народная мелодия.
  2. Шуточный танец «Свидание»; русская народная мелодия.
  3. Композиция «Антошка»; муз. Шаинского.
  4. Музыкальная композиция «Две лягушки»; муз. Филиппенко.

           

III РАЗДЕЛ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО

СЛУХА И РИТМА

Дидактические игры

На развитие чувства ритма

  1. Прогулка                                                      5.  Матрёшки
  2. Путешествие                                               6.   Выполни задания
  3. Определи по режиму                                  7.   Сложи песенку
  4. Учитесь танцевать                                      8.   Ритмическое лото

На развитие памяти и слуха

  1. Сколько нас поет                                        4.   Что делают в домике
  2. Слушаем музыку                                        5.    Назови композитора
  3. Волшебный волчок                                    6.   Какая музыка

На развитие тембрового слуха

  1. Определи инструмент                                4.   Музыкальные загадки
  2. На чем играю                                              5.   Кто самый внимательный?
  3. Слушаем внимательно

Пальчиковые игры

«Смешные человечки»        «Под сосной»

Бежали мимо речки        Под высокою сосной

Смешные человечки        Скачет заинька косой,

Прыгали, скакали        А под старой елкой

Солнышко встречали.        Сидит еж в иголках.

Забрались на мостик        Здравствуй, заяц,

И забили гвоздик        Здравствуй, еж.

Потом бултых в речку,        Ты куда, косой, идешь?

Где же человечки?

       

«Вьюги»                                                                                          «Вот так!»

Вьюги, вьюги, вью        Как живешь? Вот так!

Колотушки колочу,        Как плывешь? Вот так!

Приколачиваю,         Как бежишь? Вот так!

Заколачиваю.        Вдаль глядишь? Вот так!

        Ждешь обед? Вот так!

        Машешь вслед? Вот так!

        Как ты спишь? Вот так!

        А шалишь? Вот так!

           

 «Кошка»                                                                                 «Кошки-мышки»

Дом нарядный строят мыши        Кошка мышку

Задымит труба на крыше        Цап! Поймала.

Выйдет кошка на балкон        Подержала и помяла.

И подарит им поклон.        Отпустила, побежала.

        Хвостиком помахала

        «До свиданья» нам сказала.

     

  «Жадный пес»        «Два  кольца»

Жадный пес дров принес,        Я шла, шла, шла

Воды наносил, тесто замесил,        Две дорожки нашла,

Пирогов испек, спрятал в уголок        Золотые два кольца

И съел сам, ам, ам, ам.        Бери, девица, молодца.

          «Тропинка»        «Считалка»

Шла тропинка. Шла, шла        Тим, Тим, пони

К речке подошла.        Сидели на балконе.

Удивилась, потопталась,        Чай пили, ложки били,

С речкой тихо пошепталась,        По-турецки говорили.

Под воду ушла.        И набрали в рот воды,

А за речкою неслышно        И сказали: «Всем замри!»

Из воды тропинка вышла.        Стакан, лимон – выйди вон!

Дальше побрела.        Стакан воды – выйди ты.

Пыль с себя стряхнув немножко,

Да водицы на дорожку

У реки взяла.

         «Кузнец»        «Сороконожки»

Эй, кузнец-молодец        Две сороконожки

Захромал мой жеребец.        Бежали по дорожке.

Ты подкуй его опять.        Побежали, побежали

Отчего не подковать.        И друг дружечку обняли.

Вот гвоздь, вот подкова        Так друг дружечку обняли,

Раз, два и готово.        Что едва мы их разняли.

«Солнечные зайчики»              «Где же ручка?»

Солнечные зайчики        Где же ручки, тут? Тут!

Где же ваши пальчики?        На ладошках пруд? Пруд!

Ваши ушки        А кто это?

И хвосты,        Гусь молодой

Спинки,        Митяй его поймал.

Ножки,        Демьян ощипал.

Животы?        Степан – печь топил,

Круглые, как мячики        Иван – суп варил.

Солнечные зайчики.        Полетел гусь в живот. Вот!

Прыгают, играют

Деток догоняют.

Игры с палочками

          «Филин»        «Лягушонок»

У опушки две старушки                                                            Для внучонка лягушонка

Брали грузди и волнушки        Сшила бабушка пеленку

Филин: «У-ух»                                                                            Стала мама пеленать,

Филин: «У-ух»        А малыш давай скакать

У старушек замер дух.        Прыг-скок, прыг-скок,

        И от мамы наутек.

 «Неделя»                «Настроение»

В понедельник – мандарин,        У папы настроение -

А во вторник – апельсин,        зазавтрокомчитальное.

В эту среду – шоколад,        У мамы настроение -

А в четверг – мармелад.        На папуобижальное.

А в пятницу – печенье        У брата настроение -

В выходной – варенье.        Кричащепогремучее.

        А у меня, а у меня

        Покомнатепрыгучее.

         «Пылесос»        «Острова

Пылесос, пылесос,        Раз, два – острова.

Ты куда суешь свой нос?        Три, четыре – мы приплыли.

Я жужжу, я жужжу,        Пять, шесть – сходим здесь.

Я порядок навожу.        Потому что берег есть.

«Ножки»                                                                                        «Скачите палочки»

Ножки, ножки, вы шагали?        Вы скачите палочки,

Мы шагали, мы шагали.        Как солнечные зайчики.

Ножки, ножки, вы бежали?        Прыг-скок, прыг-скок

Мы бежали, мы бежали.        Прискакали на лужок

Ножки, ножки, вы стучали?        Правой ножкой топ, топ.

Мы стучали, мы стучали.        Левой ножкой скок, скок.

Ножки, ножки, вы плясали?        На головку сели

Мы плясали, мы плясали.        Песенку запели.

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали.

       

     «Медвежата»                                                                                    «Помидор»

На поляне медвежатки        Толстопузый помидор

Разыгрались с мамой в прятки        Перелез через забор

Разбежались кто куда,        Как веселый красный шар

Не найти их никогда.        Покатился на базар        

Но медведица схитрила        Обежал за рядом ряд

Вкусной каши наварила        На ходу одел халат

Медвежата прибежали        Подал звонкий голосок

Чашки, ложки застучали        Продаю томатный сок.

Стук, стук,

Чок, чок.              «Птички»

Съел и чашку         Чики-чики-чички

На сучок.        Летели две птички

        Пролетели мимо

        «Капуста»        Почесали спины

Мы капусту рубим, рубим        Пёрышки упали

Мы морковку трем, трем        «Здравствуйте» сказали

Мы капусту солим, солим        Хвостики кружили

Мы капусту жмем, жмем.        Друг с другом дружили

        Песенки запели

                Чики-чики-чики-чик

                С крыши на дорожку прыг.

 «По лесной дорожке»                                                                      «Моя семья»        

Идем по дорожке лесной        Раз, два, три, четыре

Шурша осенней листвой        Кто живет в моей квартире

Слышите, дятел стучит о сучок:        Папа, мама, брат, сестра

Тук-тук, тук-тук        Кошка Мурка

И эхо в лесу повторяет этот звук        Два котенка

Тук-тук-тук-тук        Мой щенок, сверчок и Я!

Сейчас по тропинке свернули         Вот и вся моя семья.

Направо

Увидали зайца,            «Пестушка»

Он прыгнул в канаву.        

И лапки его очень громко стучат:        Кую, кую ножки

Туки-туки, туки-тук        Поедем по дорожке

И эхо в лесу повторяет этот звук:        Дорожка кривая

Туки-туки, туки-тук        Кобылка хромая

Там за деревьями в чаще густой        Грязь по колено

Строят два брата бобра себе дом        Дров ни полена

Туки-туки, туки-тук        Завтра рано

И эхо опять повторяет этот звук:        Поедем до пана.

Тук-тук, да тук

И мы вдруг устали тихонько идти

Мы песню запели

Нам эхо вторит.

IV  РАЗДЕЛ

Знакомство с народными промыслами.

«Золотая Хохлома»

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут не здешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может солнцем залитые?

        Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют просто «ХОХЛОМА».

        Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

        Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

В народе рассказывают о чудо – мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготавливать посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица, мужик её накормил крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую деревянную посуду и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки и были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой посуды», а сам исчез…И стали другие мастера изготовлять «золотую посуду».

Ложки

        Простейший русский народный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. Веками совершенствовалась форма деревянных ложек. Часто их украшали традиционной росписью, орнаментом.

Ложки изготавливают главным образом из березы, осины, ольхи, липы. Вырезать их лучше из сырой древесины. Процесс изготовления ложек можно разделить на следующие этапы:

  1. Обтеска и обрубка баклуши (деревянной заготовки), которой придается форма
    лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпачка и более полого - к
    черенку.
  2. Тесление - вырубка теслом выемки у обработанной снаружи ложки.
  3. Скобление - снятие тонкой стружки.
  4. Сушка и шлифование.
  5. Отделка.

Ложки украшают резьбой - геометрической или плоскорельефной (хотьковские), росписью (хохломские), выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и закалкой.

Использование различных приемов игры на ложках расширяет музыкальные возможности инструмента, мир его звуковых красок. Если требуется дополнительный тембровый колорит и внешний эффект - применяют ложки с бубенцами, которые закрепляются на черенке. Широко используются в исполнительской практике также ложки-веера: ложки закреплены на деревянном бруске и по форме напоминают веер. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит детям радость.

Как правильно выбрать ложки? Они должны обладать следующими качествами: прочностью, ярким звучанием; для игры более удобны ложки с прямыми черенками округлой формы.

ЧАСТУШКИ О ХОХЛОМЕ

Осень, осень, все сама                                                                          Я бегу, устали ноги,

Прячет злато в закрома.         Чем бы можно дух подня

Ну какое это злато –          Хорошо бы вдоль дороги

Все сплошная хохлома.         Хохлому нарисовать!

 

Все листочки как листочки,          Надою я молока

Здесь же – каждый золотой.          И налью котенку.

Красоту такую люди          Разрисую хохломой

Называют хохломой!          Милую Буренку.

Бабка деда не встречает        Хохлома да хохлома,

Бранью или лаской –         От нее я без ума.

Целый день горшки рисует        И еще немножко

Золотистой краской.        От тебя, Тимошка.

Хохлома да хохлома –           Не судите меня, люди,

Разукрашу все дома,           Чему быть, чему не быть:

А потом всю улицу,           Хохлому миленок любит,

Петуха и курицу!           Как его мне не любить!

Бабка деда до обеда        Разрисую хохломой

Заставляла рисовать –        Я эту дорожку,        

Ведь в красивую посуду        Чтобы милый приходил

Щи приятно наливать!        Под мое окошко!

Я все небо разрисую,        Некрасивый мой миленок -

Разрисую хохломой:        Вот такие вести.

Пусть все летчики летают        Хохломой разрисовала,

Под такою красотой!        Стал на первом месте

Я вчера такое видел –

Не расскажешь никому!

Сидит заяц на березе

И рисует хохлому!

V  РАЗДЕЛ

Народный фольклор

Заиграли ложкари

При царе да при Горохе        Возле печки паучиха

Озорные скоморохи        Пляшет важно, как купчиха,

По дороге в балаган        И сверчки-весельчаки

Потеряли барабан,        Отбивают каблучки, -

Бубен потеряли,        С каблучка

В ложки ударяли.        На носок,

        А потом еще разок!

Ой, жги-говори,        Пляшет эхо,

Заиграли ложкари!        Пляшет тень,

        Пляшут все, кому не лень.

В синем море-океане        Ой, жги-говори,

Кит улегся на диване.        Заиграли ложкари!

Только ложки услыхал –

Плавниками замахал.

Под китом-плясуном

Ходит море ходуном!

При царе да при Горохе         Ложки знает целый мир,

Озорные скоморохи,        Ложки русский сувенир.

Бежали по дорожке

Собирали ложки.

        

Золотые трели ложкарей        Хохломские, Псковские,

Вызывают радость у людей        Тульские, Ростовские.

        Вятские, Смоленские

        Ложки деревенские.

Загадка о ложках

Деревянная подружка

Без нее мы, как без рук

На досуге - веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу прямо носит в рот

И обжечься не дает.

(Ложка)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.
  2. Бухарева И.С. «Диагностика  и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.
  3. Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
  4. Ветлугина Н.А. «Художественное творчество в детском саду», 1974 г.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание»
  6. Журнал «Книжки, ложки и игрушки для Танюшки и Андрюшки»
  7. Журнал «Музыкальная палитра»
  8. Журнал «Музыкальный руководитель»
  9. Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 200 г.
  10. Комарова Т.С. , Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», 1998 г.
  11. Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.
  12. Мельников «Русский детский фольклор», 1987
  13. Михайлов М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997 г.
  14. Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.
  15. Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.
  16. Науменко «Фольклорный праздник», 2000 г.
  17. Науменко, Новлянский, фольклорный праздник «От зимы до осени»
  18.  Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Фольклорные праздники (весенние, летние, зимние, осенние), игры и забавы, 1998 г.
  19. Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста), 2000 г.
  20. Шамина «Музыкальный фольклор и дети», 1992 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Обучение игре на ложках"

В работе описаны основные приёмы обучения игре на деревянных ложках, значение музицирования в ансамбле русских народных инструментов....

Презентация по теме: "Обучение игре на ложках"

В презентации показаны виды ложек и детский оркестр ложкарей....

Мастер-класс "Обучение игре на ложках"

Мастер-класс для педагогов и родителей по игре на деревянных ложках....

Методика обучения игры на ложках

Материал, распределен в   определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняясь.    Поначалу нео...

Мастер-класс "Обучение игре на ложках"

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в нас...

Методика обучения игре на деревянных ложках

В данной публикации рассматриваются различные способы использования деревянных ложек на музыкальных занятиях в ДОУ...