«Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!»
статья по музыке

Гордеева Ольга Николаевна

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия проводимые логопедом и музыкальным руководителем, являющие собой систему, включающую движение, музыку и речь. В данном случае кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии как неречевых так и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет

Успех коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие всех педагогов дошкольного учреждения. Целью специального обучения является преодоление или компенсация речевого нарушения. Важнейшей предпосылкой в решении коррекционных задач является создание специальных условий, стимулирующих развитие ребенка.

Дети, страдающие нарушениями речи, имеют следующие особенности развития:

- нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- психомоторное развитие отстает от возрастной нормы (дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы);

- нарушение артикуляционной моторики (ограниченность, неточность или слабость движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти). Это приводит к дефектному произношению, общей невнятности и смазанности речи.

- нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти. У детей с ОНР нарушены процессы возбуждения и торможения (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность);

- недостаточное личностное развитие ребенка (самосознание, само-оценка, взаимоотношения с окружающими людьми, мотивация, волевые процессы).

- слабо развито дыхание: недостаточный вдох и выдох, выдыхаемый воздух распределяется неравномерно. Зачастую дети дышат прерывисто от-того, что они не умеют управлять своим дыханием.

Успешное преодоление ОНР у детей в специальных группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов ДОО на интегрированной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия проводимые логопедом и музыкальным руководителем, являющие собой систему, включающую движение, музыку и речь. В данном случае кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии как неречевых так и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

В ходе проведения таких занятий развитие речи происходит с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает ребенку осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, активизируют их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогают адаптироваться к условиям внешней среды.

Интегрированные коррекционные музыкально-логопедические занятия, устраняют нарушенные речевые функции ребенка и развивают его функциональные системы: голосовую функцию, артикуляционный аппарат, дыхание, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

- коррекционно-развивающее;

- информационно-консультативное.

При осуществлении своей работы логопед и музыкальный руководитель должны учитывать:

• структуру речевого нарушения;

• индивидуальный подход к каждому ребенку на фоне коллективной деятельности;

• закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;

• всесторонне развивать личность каждого дошкольника.

Музыкальный руководитель и логопед должны предъявлять единые требования при проведении совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

2. Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

3. Принцип всестороннего воздействия

4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Задачи совместной работы музыкального руководителя и логопеда

при проведении коррекционно-образовательной работы:

Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные

- Укреплять костно-мышечный аппарат.

- Развивать дыхание.

- Развивать координацию движений и моторные функции.

- Формировать правильную осанку. - Обогащение словаря дошкольников с ОНР по разработанным совместно с логопедом лексическим темам;

- Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

- Формировать способность восприятия музыкальных образов.

- Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. - Развивать речевое дыхание.

- Развивать артикуляционный аппарат.

- Формировать просодические компоненты речи.

- Развивать фонематическое восприятие.

- Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

• постановка диафрагмально-речевого дыхания;

• укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

• формирование артикуляторной базы для исправления не-правильно произносимых звуков;

• коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

• развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

• совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

• обучение умению связно выражать свои мысли;

• обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

• развитие психологической базы речи;

• совершенствование мелкой моторики;

развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны;

• логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

• слухового внимания и слуховой памяти;

• оптико-пространственных представлений;

• зрительной ориентировки на собеседника;

• координации движений;

• умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

• правильного речевого и певческого дыхания, изменение си-лы и высоты голоса в зависимости от контекста;

• темпа и ритма дыхания и речи;

• орального праксиса;

• просодики;

• фонематического слуха.

• обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;

• развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителем-логопедом.

• План взаимодействия муз. руководителя и учителя-логопеда на учебный год.

• Журнал взаимодействия.

• Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.

• Участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий в ДОО.

• Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д.

• Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики речевых нарушений у воспитанников.

• Использование на музыкальных занятиях: логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, скороговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи Логопед Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.

Пальчиковые игры. Игра на детских музыкальных инструментах.

Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определенных мимических поз.

Связь мимики с интонацией Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба Хоровое пение.

Движения с речью под музыку.

Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки.

Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) Разучивание и пение пе-сен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Преодоление аграмматизма Разучивание текстов пе-сен. Драматизация.

Музыкальные спектакли, инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминалогией.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалоги-ческой речи Формирование навыков составления диа-лога Драматизация.

Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить.

Воспитание навыков овладения монологи-ческой речью. Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Друг в беде не бросит - друг всегда поможет""

Занятие проводится в увлекательной стихотворной форме. Стихи авторские....

Если что у вас болит, вам поможет Айболит

Развлечение в младшей группе...

Занятие в старшей группе "Друг всегда поможет"

Материал занятия разработан для детей старшей группы с учетом возрастных особенностей для сплочения коллектива, развития дружественных взаимоотношений в группе...

Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию («Безопасность») «Всегда поможет нам служба спасения: звони «01», «02», «03».»

У  детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность...

Конспект совместного физкультурного развлечения «Друг всегда поможет» для детей подготовительной группы и первоклассников.

Конспект спортивного развлечения  " Друг всегда поможет" по приемственности дошкольного образования и начальной школы....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как сделать замечательную головоломку своими руками? Всегда поможет папа»

Часто папы задаются вопросом:во что поиграть с ребенком дома?Да так, чтобы игра была с пользой для развития малыша....